Программа кружка " Бумагопластика "
рабочая программа (старшая группа)

Иркя Рафаэловна Карпова

Программа кружка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 79 комбинированного вида

(МБДОУ детский сад № 79 комбинированного вида)

ПРИНЯТО

Педагогическим  советом  МБДОУ

детского сада № 79 комбинированного вида

(протокол  от  30.09. 2020 №02)

УТВЕРЖАЮ

Заведующий МБДОУ детским садом № 79 комбинированного вида

_______________      Т.Л. Холохон

(Приказ  от  01.10.2020 №     )

Дополнительная общеобразовательная программа

дополнительная общеразвивающая программа

по познавательному развитию

 «Фантазер»

для детей 5-6лет

МБДОУ детского сада № 79 комбинированного вида

 на 2020-2021учебный год

                                                                               Срок  реализации 1 год

                                                                      Составитель:

Карпова ИркяРафаэловна

Одинцово

2020

Оглавление

I

Целевой раздел

Пояснительная записка

3

Актуальность

3

Новизна

4

Педагогическая целесообразность

4

Отличительные особенности данной программы

4

Цель, задачи программы, задачи в развитии, задачи воспитании

4

Возраст детей, участвующих в реализации программы

5

Сроки реализации программы

5

Формы и режим занятий

5

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

6

Формы подведения итогов реализации программы

7

II

Содержательный раздел.

2.1.

Учебный план

7

2.2.

Содержание изучаемого курса

8

2.3.

Календарно - тематическое планирование

9

III

Организационный раздел.

47

3.1.

Методическое обеспечение программы

47

3.2.

Список литературы.

47

1.Целевой раздел.

  1. Организационный раздел

Пояснительная записка

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важной составной частью в развитии и воспитании детей. Уровень программы: ознакомительный. Программа разработана в соответствии с новыми требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта и составлена с учетом программы и методических рекомендаций Л.В.Куцаковой «Конструирование и ручной труд».

Обеспечивая в процессе работы с бумагой всестороннее развитие детей, у них формируются жизненно необходимые навыки и умения, раскрываются и развиваются потенциальные возможности. Организовывать работу необходимо так чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми. Программа способствует формированию у детей творческих способностей и фантазии. При организации работы с бумагой необходимо соединять игру, труд и обучение, что поможет обеспечивать единство решения познавательных, практических и игровых задач.

Основная цель занятий по художественному труду в детском саду - это научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и делать своими руками интересные поделки из бумаги, так, чтобы и процесс, и результат приносили радость. Получаемые на занятиях по ручному труду положительные эмоции (радость, восторг от сделанных своими руками игрушек, открыток и т. д) являются важным стимулом. Постепенно у детей формируются такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость.

Художественный труд способствует развитию сенсомоторики: согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движения, гибкости, точности в выполнении действий. Конструируя, ребёнок развивается умственно. Развивается смекалка, сообразительность, память, пространственно- ассоциативное и логическое мышление. Все это необходимо для дальнейшего обучения детей в школе.

Большая роль в овладении бумагопластикой в программе отводится коллективным работам.

В процессе совместной работы создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребёнок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле. В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. У ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Результаты коллективного труда открывают ребят, побуждают их к выполнению новых поделок.

Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Программа помогает индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняются. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью и приобщить к творчеству.

Актуальность программы

Убедительно доказано научными исследованиями прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук у детей. Это отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого ребенка. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи и психических процессов, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. В сенсомоторном развитии важное место занимает ручной труд, с помощью которого формируется точность в выполнении действий, совершенствуется координация движений, согласованность в работе глаза и руки, эталонные представления о форме, цвете, величине, пространстве, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, закладывается основа для развития мыслительных операций.

Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является художественно-продуктивная деятельность, занятия бумагопластикой.

Бумагопластика дает возможность детям фантазировать и проявлять свои творческие способности.

Новизна программы «Фантазер» заключена в изучении самого актуального и модного на сегодня искусства, модульного оригами. Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет бумагопластика  – искусство близкое ему и доступное. Доступность бумаги, как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Педагогическая целесообразность.

 Программа обусловлена важностью создания условий для эффективного формирования у детей пространственных представлений, логического мышления, геометрических понятий, развития моторики и глазомера.

Предполагает работу с детьми в форме индивидуальных занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Данная программа обладает следующими отличительными особенностями:

- возможность корректировки заданий в процессе обучения в зависимости от опыта детей, степени усвоения ими учебного материала.

Отличительные особенности данной программы. Бумагопластика  развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. Прежде всего, он учится общаться с бумагой, угадывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Бумагопластика дает для этого огромный простор – мелких движений не только много, они еще разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти все делаем одной рукой. И это приводит к непропорциональному развитию полушарий. А занятие бумагопластикой  гармонизирует работу полушарий мозга. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка.

Цель программы - расширить знания детей о бумаге и о способах изготовления из нее поделок. Развивать умения и навыки работы с бумагой. Развивать у детей мелкую моторику в процессе бумагопластики.

Способствовать развитию личности детей через творческую деятельность. Формирование художественно-творческих способностей, обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений в процессе работы с бумагой.

Задачи программы

Задачи в обучениии:

  • Познакомить со свойствами и различными видами бумаги.
  • Познакомить с различными техниками работы с бумагой.
  • Познакомить и расширить знания о геометрических терминах, использовать их в речи при работе.

задачи в развитии:

  • Научить способам отрывания, сминания, скатывания, скручивания, обрывания, разрезания, вырезания, многократного сгибания в разных направлениях, складывания и приклеивания.
  • Учить составлять узоры, различные композиции, создавать поздравительные открытки и поделки.
  • Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев.
  • Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.
  • Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.

Задачи в воспитании:

  • Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.
  • Воспитывать чувство коллективизма, товарищества и адаптации к социуму во время выполнения коллективных работ.

Категория обучающихся по программе: возраст 5-6 лет.

Срок реализации программы: 1 год; 16 часов.

Форма обучения: групповая.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 30 минут.

Планируемые результаты реализации программы:

•   познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;

•   познакомятся с основами знаний в области композиции,

формообразования;

•   познакомятся с основными видами работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, мозаика из рваной бумаги, оригами, торцевание, гофрирование и квилинг).

• овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сминание, скручивание, комкование, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;

•научатся работать необходимыми для изготовления поделок инструментами и приспособлениями;

•   познакомятся с основными видами работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, мозаика из рваной бумаги, оригами, торцевание, гофрирование и квилинг).

•   научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.

  • научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании индивидуальных работ;
  • научатся взаимодействовать друг с другом во время коллективных работ: помогать, уступать и договариваться с товарищами.

Содержание программы

Учебно-тематический план кружка «Бумагопластика»

месяц

Тема занятия

Количество занятий

всего

теория

практика

октябрь

Различные виды бумаги и ее свойства

Украшение карандашницы из картона божьими коровками (комкование из креповой бумаги) и бабочкой(оригами)

1

1

1

Натюрморт «Фрукты в вазе» из бумажной тарелки и салфеток (комкование)

1

1

«Ежик» (гофрирование цветной бумаги)

1

1

«Золотая осень» -коллективная работа (рваная бумага, мятая бумага, витая спираль, торцевание)

1

1

Ноябрь

«Ветка с осенними листьями» (ветка- скручивание бумаги; листья—гофрирование)

1

1

«Лукошко с грибами» (лукошко-плетение из полосок бумаги; грибы - оригами; улитка- скручивание в жгутик)

1

1

«Аквариум с рыбками» из коробки из-под конфет (рыбки-оригами, камни-комкование, водоросли- скручивание)

1

1

Подарок ко Дню Матери «Рамка для портрета» из бумажной тарелки (мозаика из рваной бумаги и цветы- складывание)

1

1

Коллективная работа

«Жар-птица» (оригами,гофрирование, комкование, квилинг)

1

1

декабрь

Бык - символ года(аппликация)

1

1

Елочная игрушка-шар из картона и ажурной салфетки (снежинка – торцевание)

1

1

Открытка новогодняя (елочка - оригами из ажурной бум.салфетки)

1

1

Коллективная работа

«Новый год в зимнем лесу» (елка –оригами; снег и бусы – комкование; зайцы-оригами)

1

1

Январь

«Рождественский ангелок» (оригами и гофрирование) из ажурной бум.салфетки.

1

1

«Снеговик» (комкование, торцевание из белой салфетки)

1

1

«Снегирь на ветке ели» (оригами и комкование)

1

1

Февраль

«Зимний лес» (из мятых и рваных салфеток)

1

1

«Валентинка» - открытка (складывание сердечка и цветка)

1

1

«Танк» (оригами)

1

1

«Корабль с матросом» - открытка для пап (оригами, волны-рваные полоски бумаги)

1

1

Март

«Тюльпаны в вазе» - открытка к 8 Марта (оригами)

1

1

«Гиацинт в горшке» (торцевание)

1

1

«Птица счастья» (оригами,гофрирование)

1

1

Коллективная работа «Грачи прилетели» (оригами)

1

1

Апрель

«Ракета» (оригами)

1

1

«Космос» - коллективная работа (оригами, комкование салфеток)

1

1

«Пасхальное яйцо с цыпленком» (торцевание)

1

1

«Цветок весенний» (квиллинг)

1

1

Май

Открытка к 9 Мая (звезда, гвоздики - оригами)

1

1

«Бабочки на лугу» (оригами)

1

1

«Ветка сирени» (торцевание)

1

1

«На пруду» (лебеди, лягушки, цветок лотоса, стрекоза-оригами; камыши-скручивание)

Коллективная работа

2

2

Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:

- Словесные (рассказ-объяснение, беседа, пальчиковая гимнастика, стихи, загадки);

- Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения детей);

- Игры, игровые ситуации (обыгрывание поделок детьми, физкультминутки);

- Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы с бумагой и инструментами);

При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы работ, выполненные педагогом, иллюстрации.

Формы подведения итогов реализации программы

Проведение выставок детских работ, участие в различных творческих конкурсах.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

Для того чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

Помещение в котором проводятся занятия должно быть светлым, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.

В процессе обучения дети и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение: бумага офисная цветная, бумага цветная, гофробумага, картон цветной, цветные бумажные салфетки, креповая бумага, клей ПВА, клей-карандаш, ножницы, кисточки.

Список литературы:

1 Афонькин, С.Ю. Бумажный конструктор [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю.

Афонькина. – М.: Аким, 2007. – 64 с.

2 .Л.В КУцакова « Творим и мастерим». Серия: библотека программы воспитания и обучения. Изд-во Мозаика-синтез Москва 2010 г.

3. С. Афонькин и Е. Афонькина «Игрушки из бумаги». Изд-во «Литера» Санкт-Петербург 1998г.

4.Галина Корнева «Бумага» Азбука творчества; Играем, вырезаем, клеим. Издательский дом «Кристалл» Санкт-Петербург; 2001г.

5.И.И. Кобитина «Работа с бумагой: поделки и игры». Занятия с детьми старшего возраста. Творческий центр «Сфера» Москва 2001г.

6.Г.И. Долженко «100 оригами». Академия развития: Академия Холдинг; Ярославль 2002 г.

7.Г.И. Долженко «100 поделок из бумаги». Академия развития: Академия Холдинг; Ярославль 2004 г.

8.И. Агапова и М. Давыдова «Игрушки и подарки из бумаги и картона». Изд-во «ДОМ.ХХI век» Москва 2007г.

Интернет – ресурсы:

http://origami.ru/

http://www.origami-do.ru/

http://www.bestreferat.ru/

http://stranamasterov.ru/

    Приложение

Общие правила техники безопасности.


1. Работу начинай только с разрешения педагога. Когда педагог обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.

3. Употребляй инструменты только по назначению.

4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

5. При работе держи инструмент так, как показал педагог.

6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном педагоге порядке.

9. Не разговаривай во время работы.

10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.


Правила обращения с ножницами.


1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

2. При работе внимательно следи за направлением реза.

3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держи ножницы лезвиями вверх.

5. Не оставляй ножницы в открытом виде.

6. Не режь ножницами на ходу.

7. Не подходи к товарищу во время резания.

8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.


Правила обращения с клеем.


1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.

2. Наносить клей на изделия аккуратно.

3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.

4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.

5. Не пачкать клеем столы, стулья, одежду.


Правила обращения с бумагой.


1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.

2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!

3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»

Пояснительная записка. Изменение содержания обуче­ния в школе значительно по­высило требования к уровню математических представлений вы­пускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...

Рабочая программа кружка "Бумажная сказка" (по бумагопластике для детей 5-6 лет)

Рабочая программа      кружка        «Бумажная сказка»       (по бумагопластике...

Занятие кружка "Бумагопластика". Тема: "Букет сирени в корзине»

Научить располагать элементы аппликации, опираясь на образец.Закреплять навыки техники скатывания и комканья бумаги....

программа по бумагопластике

Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Работа с бумагой дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощу...

Рабочая программа по бумагопластике "Бумажные превращения"

Рабочая программа по бумагопластике "Бумажные превращения"...

Примерная программа кружка в старшей группе по бумагопластике "Бумажные фантазии"

Предлагаю примерную программу кружка по бумагопластике для  детей 5-6 лет  «Бумажная фантазия»...