Примерная программа кружка в старшей группе по бумагопластике "Бумажные фантазии"
методическая разработка (старшая группа)
Предлагаю примерную программу кружка по бумагопластике для детей 5-6 лет «Бумажная фантазия»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 36.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №59» г. Воронеж
Примерная программа кружка
по бумагопластике
«Бумажные фантазии»
(для детей старшей группы: 5-6 лет)
2021-2022г
Воспитатель: Лопатина Л.В.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Пояснительная записка
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Обрывная аппликация – вид аппликации, выполненная из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения.
Бумажный комочек - при изготовлении аппликации этим способом тонкая бумага или салфетки рвутся на маленькие или большие кусочки. Каждый кусочек при помощи пальцев рук или ладоней сминается, а затем скатывается в комочек нужной формы.
Бумажная полоска «петля» - вид аппликации, выполненный из полосок бумаги, закрепленных в одном месте в виде петли
.
Аппликация из круга – это вид аппликации, когда круг превращается в образ.
Знакомство с оригами – пер. с японского «сложенная бумага» - древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа кружка построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник( бумагокручение, оригами, бумажный комочек, квиллинг, конструирование).
Цели:
- Создание оптимальных условий для художественно-эстетического развития детей.
- Развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики.
Задачи:
Обучающие
• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
• Создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках работы с бумагой.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству бумажной пластики.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Программа «Бумажные фантазии» рассчитана на 1 год (старшая группа). Занятия проводятся четыре раза в месяц, с октября по май, в вечернее время.
Продолжительность занятий: 25 мин.
Форма – тематическая совместная деятельность.
Формы и методы работы:
- Беседа
- Рассказ
- Рассматривание иллюстрации
- Показ образца выполнения последовательности работы
- Презентация
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
- цветную бумагу,
- картон белый и цветной,
- бумажные полоски шириной 5-7 мм,
- ножницы,
- карандаши простые,
- линейка,
- клеящий карандаш
- салфетки,
- клеенка.
Целевые ориентиры:
К концу года дети должны:
- научиться различным приемам работы с бумагой;
- научиться следовать устным инструкция;
- развить внимание, память, мышление, пространственное воображение;
- усовершенствовать мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- улучшить свои коммуникативные способности и закрепить навыки работы в коллективе.
Планируемый результат реализации кружка «Бумажные фантазии»
- проведение выставок детских работ.
- Детско-родительская встреча “Мастерилкино»\
- Совместная выставка работ детей и родителей
Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы:
1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
3. Сержантова Т.Б. Оригами. Базовые формы. – М: Айрис-пресс, 2012 г.
4. Долженко Г.И. 200 фигурок и игрушек из бумаги и оригами. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.
5. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из кусочков бумаги. – М: Из-во Оникс, 2010 г.
6. Просова Н.А. Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги. – М.: Эксмо
Тематическое планирование
Конструирование из бумажных полосок
Октябрь
Тема | Задачи | Материал | |
1 | «Осеннее дерево» | Совершенствовать умение детей в изготовлении поделки при помощи бумажной полоски. | Коричневая бумага для изготовления ствола и веток дерева ,зелёные, жёлтые полоски для листьев ,клеящий карандаш, клеёнка, салфетка. |
2 | «Рыбка» | Продолжать учить детей делать петлю при помощи бумажной полоски. | Картонная заготовка рыбки, цветные полоски, клеящий карандаш, дополнительная бумага для завершения образа, клеёнка, салфетка. |
3 | «Бабочка» | Учить изготавливать бабочку при помощи бумажных полосок. Учить закреплять полоску в виде петли. | Картонная заготовка бабочки, цветные полоски, клеящий карандаш, дополнительная бумага для завершения образа, клеёнка, салфетка. |
Аппликация из кругов
Ноябрь
1 | «Божья коровка» | Учить детей изготавливать поделку при помощи круга, сложенного пополам. Продолжать учить вырезать круг по контуру, учить аккуратно складывать круг пополам, проглаживая линию сгиба. | Заготовки бумаги чёрного и красного цвета, ножницы, клеящий карандащ, салфетки, клеёнки. |
2 | «Теленок» | Продолжать учить детей делать образ коровы из круга, сложенного пополам. учить аккуратно складывать круг пополам, проглаживая линию сгиба | Заготовки бумаги белого цвета, ножницы, клеящий карандащ, салфетки, клеёнки. |
3 | «Лягушата» | Совершенствовать делать поделку из круга, сложенного пополам, вырезать круг по контуру. | Заготовки чёрного и красного цвета, ножницы, клеящий карандащ, салфетки, клеёнки. |
4 | «Крабик» | Закреплять умение делать поделку из круга сложенного пополам. Совершенствовать умение вырезать круг по контуру. | Заготовки бумаги светло- коричневого цвета, ножницы, клеящий карандащ, салфетки, клеёнки. |
Конструирование из бумаги, сложенной гармошкой
Декабрь
1 | «Русская красавица» | Учить детей создавать поделку на основе бумажной гармошки, дополняя её характерными деталями. Учить детей складывать лист бумаги гармошкой, проглаживая сгибы. Совершенствовать технику вырезания по шаблону. Развивать интерес к народным игрушкам. | Разноцветная бумага, ножницы, клеящий карандаш, салфетки, клеёнки. |
2 | «Снеговик» | Продолжать учить изготавливать поделку из бумаги, сложенной гармошкой , аккуратно проглаживая сгибы. | Бумага белого цвета, цветная для декора, ножницы, клеящий карандаш, салфетки, клеёнки. |
3 | «Ёлочка» | Совершенств умения детей в складывании бумаги гармошкой. Разрезать гармошку на 4 части, склеивая края на двухсторонний скотч. | Картон синего цвета, сложенный в форме открытки, бумага зелёного цвета, ножницы, двухсторонний скотч, салфетки. |
4 | «Гирлянда» | Закреплять умения детей складывать бумагу гармошкой. | Цветная бумага. |
Конструирование из смятых комочков бумаги
Январь
1 | «Деревья зимой» | чить детей комкать бумажную салфетку в виде шарика., аккуратно пользоваться клеящим карандашом при наклеивании шариков. Воспитывать эстетический вкус. | Лист чёрного картона, бумажные салфетки клеящий карандаш. |
2 | «Птицы в кормушке» | Продолжать учить детей делать поделку из комочков из смятой бумаги. | Бумага чёрного и красного цвета, клеящий карандаш. |
3 | «Рукавичка» | Закреплять умения детей делать комочки из смятой бумаги. | Шаблон рукавички, белые салфетки, клеящий карандаш |
Февраль
1 | «Зайчики» | Учить детей способом оригами делать зайца. Учить аккуратно и правильно делать сгибы. | Бумага белого цвета. |
2 | «Собачка с косточкой» | Продолжать учить детей делать поделку способом оригами. Обращать внимание на ровное сгибание бумаги. | Бумага коричневого цвета. |
3 | «Кораблик» | Продолжать учить детей делать поделку способом оригами | Бумага белого цвета |
4 | «Весёлые гномики» | Совершенствовать знания детей при работе с бумагой. Продолжать учить делать поделку способом оригами. | Цветная бумага |
Март
1 | «Букет цветов» | Учить детей симметрично вырезать цветы. Закручивать края для придания объёма. | Бумага белого и зелёного цветов, клеящий карандаш. |
2 | «Цветы для украшения» | Закреплять умение сгибать бумагу в форме гармошки, склеивая края придать форму цветка. | Цветная бумага, клеящий карандаш, степлер. |
3 | «Подснежники» | Учить детей делать цветок подснежника из ватных дисков. Вырезать цветок по контуру, а затем отгибать края, придавая цветку объём. | Ватные диски, зелёная бумага, клеящий карандаш. |
4 | «Тюльпаны» | Учить детей делать объёмные цветы тюльпанов. Учить симметричному вырезанию лепестков, с наклеиванием. Дополнять работу листьями и стеблями. | Цветная бумага, клеящий карандаш, ножницы. |
Апрель
1 | «Скворечник на дереве» | Учить детей приёмом закручивания бумаги делать ствол дерева, Веточки выполнять техникой закручивания полоски на карандаш. Дополнить композицию скворечником и птицей. | Голубой картон, цветная бумага, птичка, клеящий карандаш. |
2 | «Солнышко и тучка» | Закреплять навык детей делать лучи и дождь при помощи полосок, сложенных в виде капельки. | Бумага жёлтого и синего цветов, клеящий карандаш. |
3 | «Божья коровка» | Закреплять умение делать насекомое при помощи кругов, сложенных пополам. | Красная и чёрная бумага, клеящий карандаш. |
4 | «Гусеница» | Учить детей делать гусеницу при помощи колечек из бумаги. | Цветная бумага, клеящий карандаш, картон для основания, карандаш зелёного цвета. |
Май
1 | «Фрукты в вазе» | Продолжать учить детей работать в техники объёмной аппликации. Продолжать сочетать различные приёмы для создания красивой композиции. | Цветная бумага, клеящий карандаш, ножницы, клеёнка, салфетка. |
2 | «Букет цветов» | Закреплять умение детей создавать буке всеми изученными способами. | Цветная бумага, картон, трафарет вазы, ножницы, клеящий карандаш, салфетка. |
3 | Итоговое занятие по замыслу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Сказка" старшая группа воспитатель Крылова В.М.
кружок "Сказка" пояснительная записка, перспективный план для старшей группы...
рабочая программа кружка в старшей группе и подготовительной
разв1.Пояснительная записка. Рабочая программа кружка по формированию элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной к школе гру...
ПРОГРАММА КРУЖКА «ЗНАЙКИ» СТАРШЕЙ ГРУППЫ
ПРОГРАММАКРУЖКА «ЗНАЙКИ»СТАРШЕЙ ГРУППЫ...
Программа кружка «Эвристика» старшей группы «Звездочки »
Эвристика (от греч. heurisko – нахожу) – методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. Эвристический метод направлен на проявление самос...
Программа кружка для старшей группы "Казачата"
Программа кружка по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию "Казачата"...
Программа кружка в старшей группе детского сада «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше ...