Примерная программа кружка в старшей группе по бумагопластике "Бумажные фантазии"
методическая разработка (старшая группа)

Предлагаю примерную программу кружка по бумагопластике для  детей 5-6 лет  «Бумажная фантазия»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx36.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное          учреждение  «Детский сад №59»  г. Воронеж

Примерная программа кружка

по бумагопластике

«Бумажные фантазии»

(для детей старшей группы: 5-6 лет)

2021-2022г

                                                                 

                                                         Воспитатель: Лопатина Л.В.

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

Пояснительная записка

        Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Обрывная аппликация – вид аппликации, выполненная из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения.

Бумажный комочек - при изготовлении аппликации этим способом тонкая бумага или салфетки рвутся на маленькие или большие кусочки. Каждый кусочек при помощи пальцев рук или ладоней сминается, а затем скатывается в комочек нужной формы.

Бумажная полоска «петля» - вид аппликации, выполненный из полосок бумаги, закрепленных в одном месте в виде петли

.

Аппликация из круга – это вид аппликации, когда круг превращается в образ.

Знакомство с оригами – пер. с японского «сложенная бумага» -  древнее искусство складывания фигурок из бумаги.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Программа кружка построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник( бумагокручение, оригами, бумажный комочек, квиллинг, конструирование).

Цели:

  • Создание оптимальных условий для художественно-эстетического развития детей.
  • Развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики.

Задачи:

Обучающие

• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник.

• Обучать различным приемам работы с бумагой.

• Формировать умения следовать устным инструкциям.

• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

•   Создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках работы с бумагой.

Развивающие:

• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

  Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к искусству бумажной пластики.

• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

• Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Программа «Бумажные фантазии» рассчитана на 1 год (старшая группа). Занятия проводятся четыре раза в месяц, с октября по май, в вечернее время.

Продолжительность занятий: 25 мин.

Форма – тематическая совместная деятельность.

Формы и методы работы:

  • Беседа
  • Рассказ
  • Рассматривание иллюстрации
  • Показ образца выполнения последовательности работы
  • Презентация

        

Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь:

- цветную бумагу,

- картон белый и цветной,

- бумажные полоски шириной 5-7 мм,

- ножницы,

- карандаши простые,

- линейка,

- клеящий карандаш

- салфетки,

- клеенка.

Целевые ориентиры:

К концу года дети должны:

  • научиться различным приемам работы с бумагой;
  • научиться следовать устным инструкция;
  • развить внимание, память, мышление, пространственное воображение;
  • усовершенствовать мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • улучшить свои коммуникативные способности и закрепить навыки работы в коллективе.

Планируемый результат реализации кружка «Бумажные фантазии»

  • проведение выставок детских работ.
  • Детско-родительская встреча “Мастерилкино»\
  • Совместная выставка работ детей и родителей

 Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы:

1.  Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

2.  Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.

3. Сержантова Т.Б. Оригами. Базовые формы. – М: Айрис-пресс, 2012 г.

4. Долженко Г.И. 200 фигурок и игрушек из бумаги и оригами. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.

5. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из кусочков бумаги. – М: Из-во Оникс, 2010 г.

6. Просова Н.А. Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги. – М.: Эксмо


                                   

                           Тематическое планирование

Конструирование из бумажных полосок

                                                     Октябрь

Тема

Задачи

Материал

1

«Осеннее дерево»

Совершенствовать умение детей в изготовлении поделки при помощи бумажной полоски.

 Коричневая бумага для изготовления ствола и веток дерева ,зелёные, жёлтые полоски для листьев ,клеящий карандаш, клеёнка, салфетка.

2

«Рыбка»

Продолжать учить детей делать петлю при помощи бумажной полоски.

Картонная заготовка рыбки, цветные полоски, клеящий карандаш, дополнительная бумага для завершения образа, клеёнка, салфетка.

3

«Бабочка»

Учить изготавливать бабочку при помощи бумажных полосок. Учить закреплять полоску в виде петли.

Картонная заготовка бабочки, цветные полоски, клеящий карандаш, дополнительная бумага для завершения образа, клеёнка, салфетка.

                                     Аппликация из кругов

                                                          Ноябрь

1

«Божья коровка»

Учить детей изготавливать поделку при помощи круга, сложенного пополам. Продолжать учить вырезать круг по контуру, учить аккуратно складывать круг пополам, проглаживая линию сгиба.

Заготовки  бумаги  чёрного и красного цвета, ножницы, клеящий карандащ, салфетки, клеёнки.

2

«Теленок»

Продолжать учить детей делать образ коровы из круга, сложенного пополам.  учить аккуратно складывать круг пополам, проглаживая линию сгиба

Заготовки бумаги белого  цвета, ножницы, клеящий карандащ, салфетки, клеёнки.

3

«Лягушата»

Совершенствовать делать поделку из круга, сложенного пополам, вырезать круг по контуру.

Заготовки чёрного и красного цвета, ножницы, клеящий карандащ, салфетки, клеёнки.

4

«Крабик»

Закреплять умение делать поделку из круга сложенного пополам. Совершенствовать умение вырезать круг по контуру.

Заготовки бумаги светло- коричневого цвета, ножницы, клеящий карандащ, салфетки, клеёнки.

                 

    Конструирование из  бумаги, сложенной гармошкой

Декабрь

1

«Русская красавица»

Учить детей создавать поделку на основе бумажной гармошки, дополняя её характерными деталями. Учить детей складывать лист бумаги гармошкой, проглаживая сгибы. Совершенствовать технику вырезания по шаблону. Развивать интерес к народным игрушкам.

Разноцветная бумага, ножницы, клеящий карандаш, салфетки, клеёнки.

2

«Снеговик»

Продолжать учить изготавливать поделку из бумаги, сложенной гармошкой , аккуратно проглаживая сгибы.

Бумага белого цвета, цветная для декора, ножницы, клеящий карандаш, салфетки, клеёнки.

3

«Ёлочка»

Совершенств умения детей в складывании бумаги гармошкой. Разрезать гармошку на 4 части, склеивая края на двухсторонний скотч.

Картон синего цвета, сложенный в форме открытки, бумага зелёного цвета, ножницы, двухсторонний скотч, салфетки.

4

«Гирлянда»

Закреплять умения детей складывать бумагу гармошкой.

Цветная бумага.

             Конструирование из смятых комочков бумаги

Январь

1

«Деревья зимой»

чить детей комкать бумажную салфетку в виде шарика., аккуратно пользоваться клеящим карандашом при наклеивании шариков. Воспитывать эстетический вкус.

Лист чёрного картона, бумажные салфетки клеящий карандаш.

2

«Птицы в кормушке»

Продолжать учить детей делать поделку из комочков из смятой бумаги.

Бумага чёрного и красного цвета, клеящий карандаш.

3

«Рукавичка»

Закреплять умения детей делать комочки из смятой бумаги.

Шаблон рукавички, белые салфетки, клеящий карандаш

                                                           

                                          Февраль

1

«Зайчики»

Учить детей способом оригами делать зайца. Учить аккуратно и правильно делать сгибы.

Бумага белого цвета.

2

«Собачка с косточкой»

Продолжать учить детей делать поделку способом оригами. Обращать внимание на ровное сгибание бумаги.

Бумага коричневого цвета.

3

«Кораблик»

Продолжать учить детей делать поделку способом оригами

Бумага белого цвета

4

«Весёлые гномики»

Совершенствовать знания детей при работе с бумагой. Продолжать учить делать поделку способом оригами.

Цветная бумага

                                               Март

 

1

«Букет цветов»

Учить детей симметрично  вырезать цветы. Закручивать края для придания объёма.

Бумага белого и зелёного цветов, клеящий карандаш.

2

«Цветы для украшения»

Закреплять умение сгибать бумагу в форме гармошки, склеивая края придать форму цветка.

Цветная бумага, клеящий карандаш, степлер.

3

«Подснежники»

Учить детей делать цветок подснежника из ватных дисков. Вырезать цветок по контуру, а затем отгибать края, придавая цветку объём.

Ватные диски, зелёная бумага, клеящий карандаш.

4

«Тюльпаны»

Учить детей делать объёмные цветы тюльпанов. Учить симметричному вырезанию лепестков, с наклеиванием. Дополнять работу листьями и стеблями.

Цветная бумага, клеящий карандаш, ножницы.

Апрель

1

«Скворечник на дереве»

Учить детей приёмом закручивания бумаги делать ствол дерева, Веточки выполнять техникой закручивания  полоски на карандаш. Дополнить композицию скворечником и птицей.

Голубой картон, цветная бумага, птичка, клеящий карандаш.

2

«Солнышко и тучка»

Закреплять навык детей  делать лучи и дождь при помощи полосок, сложенных в виде капельки.

Бумага жёлтого и синего цветов, клеящий карандаш.

3

«Божья коровка»

Закреплять умение делать  насекомое при помощи кругов, сложенных пополам.

Красная и чёрная бумага, клеящий карандаш.

4

«Гусеница»

Учить детей делать гусеницу при помощи колечек из бумаги.

Цветная бумага, клеящий карандаш, картон для основания, карандаш зелёного цвета.


Май

1

«Фрукты в вазе»

Продолжать учить детей работать в техники объёмной аппликации. Продолжать сочетать различные приёмы для создания красивой композиции.

Цветная бумага, клеящий карандаш, ножницы, клеёнка, салфетка.

2

«Букет цветов»

Закреплять умение детей создавать буке всеми изученными способами.

Цветная бумага, картон, трафарет вазы, ножницы, клеящий карандаш, салфетка.

3

Итоговое занятие по замыслу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Сказка" старшая группа воспитатель Крылова В.М.

кружок "Сказка" пояснительная записка, перспективный план для старшей группы...

рабочая программа кружка в старшей группе и подготовительной

разв1.Пояснительная записка.     Рабочая программа  кружка по формированию элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной к школе  гру...

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЗНАЙКИ» СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ПРОГРАММАКРУЖКА  «ЗНАЙКИ»СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

Программа кружка «Эвристика» старшей группы «Звездочки »

Эвристика (от греч. heurisko – нахожу) – методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. Эвристический метод направлен на проявление самос...

Программа кружка для старшей группы "Казачата"

Программа кружка по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию "Казачата"...

Программа кружка в старшей группе детского сада «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше ...