Статья Использование оригами педагога в ДОУ
статья (подготовительная группа)
Педагогический опыт
Статья в журнал "Оригами в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья Использование оригами педагога в ДОУ | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
|
Toggle navigation
Публикации
Конспекты занятий, ООД Методические разработки Коррекционная работа Здоровье, физкультура Игры, викторины, развлечения
Использование оригами в работе педагога ДОУ
Автор: Ульяновская Оксана Александровна
Организация: МБДОУ «Детский сад №89 «Журавленок» комп. вида»
Населенный пункт: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ
Аннотация: Использование оригами в работе педагога ДОУ является эффективным и результативным средством решения многих педагогических задач.
Ключевые слова: дошкольный возраст; оригами; развитие.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития ребенка, в период которого формируются и развиваются творческие, интеллектуальные, познавательные способности. Старший дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием эмоционально-волевой сферы и познавательной активности, психических процессов, в особенности, мышления, внимания и воображения. Этим целям идеально служит творчество – деятельность, порождающая нечто новое, оригинальное, неповторимое. Детское творчество является полноценным универсальным способом задействования всех познавательных процессов ребёнка.
Среди разнообразия видов творчества особо выделяется оригами. Оригами – это древнее искусство складывания фигурок из бумаг, родившееся в
Японии. Оригами в переводе с японского - «сложенная бумага» («ори» - складывать, «ками» - бумага). Слово «ками» на японском также означает «бог, божество», поэтому в представлениях японцев существует некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Как тут не вспомнить японскую легенду о тысяче журавликов, сложенных из бумаги, чтобы исполнилось заветное желание того, кто их сложил.
В настоящее время оригами является популярным видом творчества, увлекательным занятием не только для детей, но и для взрослых. Это и не удивительно, так как творческие возможности оригами безграничны, а материальные затраты при этом минимальны. Но если для взрослых оригами является скорее нескучным способом проведения досуга, то для детского развития оригами служит инструментом для решения многих педагогических задач.
В первую очередь, занятия оригами развивают мелкую моторику рук, что очень важно для развития речи. В процессе складывания бумаги работают практически все пальцы рук, способствующее повышению активности обоих полушарий головного мозга, поскольку в работу вовлечены обе руки.
Занятие оригами играет положительную роль и в развитии предметно-пространственного мышления, воображения, фантазии, в воспитании эстетического вкуса. Оригами развивает память и тренирует внимание, формирует усидчивость и терпеливость, умение слушать и понимать педагога, действовать по предложенному образцу, следовать необходимым алгоритмам действия. Ну и конечно, бумажные фигурки, сложенные с любовью, развивают эмоциональные и нравственные чувства, дают возможность выразить свои чувства к близким и любимым людям с помощью собственноручно сделанного подарка.
Как же заинтересовать дошкольников искусством складывания бумажных фигурок? Для начала познакомить их с заранее сделанными воспитателем фигурками, устроить небольшую выставку, чтобы дети могли рассмотреть, потрогать фигурки, поиграть ими. Будет замечательным сделать кукольный театр в стиле оригами, разыграть известные всем сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок» и др. Уловив заинтересованность детей, рассказать им, что все эти фигурки можно сделать самим, в любых цветах, как им захочется. Подготовка к практическим занятиям включает подбор материала для занятий: бумага разных цветов, ножницы, клей, карандаши и т.д. Особое внимание необходимо уделить подготовке рабочего места с освещением.
Для эффективности занятия оригами необходимо проводить по подгруппам, так как каждому ребенку потребуется индивидуальная помощь от педагога.
Начиная занятия оригами с дошкольниками нужно учитывать, что на первоначальном этапе для выполнения ровных сгибов силы ребенка недостаточно. Поэтому в начале обучения нужно помочь и научить проглаживать сгиб с помощью колец ножниц либо гранями карандашей, чтобы получить ровные и чёткие сгибы бумаги.
На первом этапе обучения оригами лучше всего выполнять поделки, основанные на простых базовых формах: «Треугольник», «Книжка», «Кораблик», «Лягушка», «Самолетик» и т.п. Сделанные детьми поделки можно тут же обыграть в игровых ситуациях. Затем можно попробовать создать коллективную сюжетную композицию: («Аквариум с рыбками», «Лягушки на болоте», «Бабочки на лугу» и т.п.). Фоны для композиций можно дополнить аппликацией, что дополнительно способствует развитию творческого воображения и мелкой моторики.
По мере получения детьми навыков ровного и четкого сгибания бумаги, следует переходить к более сложным элементам, к навыкам чтения схем оригами.
Ребёнок должен видеть результат своего труда, ощущать радость от выполненной собственноручно поделки, игрушки. Следует задействовать детей в оформлении, украшении группы к праздникам. Бумажные игрушки на новогоднюю ёлку, бумажные маски, подарки для родителей и близких – это отличные способ мотивировать детей.
Отдельно можно выделить ценность оригами как вида арт-терапии. С помощью бумажных фигурок можно помочь детям побороть страхи, тревожность, застенчивость, неуверенность. А коллективное участие в создании какой-либо композиции, разыгрывании ситуации с помощью фигурок оригами способно избавить ещё и от коммуникативных проблем.
Для максимальной результативности необходимо не забывать о включении родителей в совместную деятельность с детьми. Организация выставок детских работ, привлечение их к оформлению группы совместно с детьми, участие в конкурсе поделок оригами – всё это принесёт безусловную пользу.
Таким образом, использование оригами в работе педагога ДОУ является эффективным и результативным средством решения многих педагогических задач.
Список используемой литературы:
- Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. – М.: Москва-пресс, 2013.
- Соколова С.В. Театр из бумаги. – М.: Эксмо, 2007.
- Соколова С.В. Оригами для дошкольников. - СПб.: Детство-пресс, 2007.
Опубликовано: 20.01.2021
Сертификат о публикации статьи
Диплом об участии в конкурсе
Диплом участника конференции
Диплом за детский конкурс
© 2010 - 2021 Всероссийский электронный журнал «Педагог ДОУ»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-58257 от 05.06.2014 г.
Редакция журнала: [email protected]
16+
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) педагогом в ДОУ"
Статья раскрывает возможности использования ИКТ в работе педагога дошкольного образования....
Статья "Использование информационно - коммуникационных технологий педагогами в дошкольном образовательном учреждении".
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕДАГОГАМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...
статья "Использование ИКТ-технологий в деятельности педагога ДОУ"
область применения ИКТ-технологий в ДОУ...
Статья: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ОРИГАМИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБШИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье затрагиваются проблемы развития мелкой моторика пальцев рук и речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В качестве одного из средств коррекции рассматривается работа с бума...
Мастер-класс для педагогов «Использование оригами в игровых технологиях»
Искусство складывания бумаги зародилось много веков назад в Японии почти одновременно с появлением самой технологии изготовления ее в стране Восточного Солнца. В течение дол...
Статья «Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)»
Статья «Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)» Воспитателя высшей категорииФлипповой Т. А. Значение техники ор...
Статья "Использование оригами как вида конструирования из бумаги в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста".
Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей. Применяя оригами в работе с детьми, замечено, что оно воздействует на разв...