Статья «Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)»
статья
Статья «Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)»
Воспитателя высшей категории
Флипповой Т. А.
Значение техники оригами для развития детей в дошкольном возрасте очень велико. Оригами - японское искусство складывания бумаги История развития отечественного оригами происходит на наших глазах. Долгое время к оригами относились лишь как к детской забаве. Лишь совсем недавно мир рассмотрел в оригами именно искусство. Оно развивает творческие и интеллектуальные возможности ребёнка. В дошкольном возрасте происходит первое знакомство с искусством оригами. Целью занятий оригами является не запоминание как можно большего числа разнообразных фигурок из бумаги, а развитие общих способностей ребёнка, которые пригодятся ему в жизни и в процессе обучения в дальнейшем. С учетом введения федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы в ДОУ и введению ФГОС в общеобразовательные учреждения, требования к выпускнику дошкольного учреждения несколько изменились. В характеристике выпускника ДОУ, значительное место уделяется оценке способности познавать новую информацию, концентрировать внимание, удерживать инструкцию и сохранять высокий уровень активности при выполнении заданий. Соответственно, современное дошкольное учреждение не должно быть простым источником воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие личности ребенка и формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие как В.Б.Косминская, Е.И. Васильченко, А.С.Макаренко, Т.С.Комарова и многие другие. В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия оригами способствуют развитию познавательной активности, повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, логическое мышление. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность. Увлечение оригами благотворно влияет не только на развитие эстетического вкуса у ребенка, служит отличным тренажером памяти и глазомера. Дети становятся более внимательными. А также занятия оригами:
· развивают у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
· способствуют концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
· имеют огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
· стимулируют и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
· активизирует мыслительные процессы, познавательную активность.
· оказывают положительное влияние на развитие кратковременной и оперативной памяти, развивают речь;
· углубляют знания дошкольников об окружающем мире;
· стимулируют поисковую деятельность;
· развивают мелкую моторику рук, способствуют подготовке руки к письму;
· позволяет играя, освоить начало геометрии, как на плоскости, так и в пространстве.
В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность; благодаря овладению элементарными умениями в технике Оригами дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи. Иными словами, овладение ребенком приемами техники Оригами всесторонне развивает личность ребенка дошкольного возраста. Методы и приемы изготовления поделок по типу оригами достаточно разнообразны. Как правило работу по ознакомлению с техникой оригами начинается с изучения «базовых форм». Базовые формы — так называют те фигурки, с которых начинается изготовление модели. В основе всех базовых форм лежит квадрат. Детям предлагается следующие базовые формы: книжка, треугольник, квадрат, двойной квадрат, дверь, ромб, блинчик. Во время обучения детей оригами используются следующие методы и приёмы: показ с проговариванием действий, устная инструкция, демонстрация схемы выполнения поделки. Для создания мотивации используются игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяется художественное слово. Фигуры, сложенные из бумаги, можно эффективно применять в театрализованной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать многие детские художественные произведения. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке; то, что они сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка, развивает творческие способности и психические процессы. Начинать обучать детей искусству оригами необходимо с простейших поделок, используется метод словесного объяснения. Объясняется последовательность складывания и показывается несколько раз. Затем предлагается детям сделать это самим, педагогом оказывается индивидуальная помощь. Постепенно происходит переход от простого к сложному. Усложняются виды сгибания. При обучении оригами необходимо давать воспитанникам больше самостоятельности. Не надо навязывать свои приемы украшения поделки. Иногда ребята могут сделать это лучше и оригинальнее. При усвоении детьми складывания «базовых форм», работа усложняется. Если дети раньше делали отдельные поделки, то в дальнейшем предлагается составлять различные композиции из знакомых фигур. В работе с детьми необходимо:
· поощрять ребенка за самостоятельные мысли и действия, если они не причиняют вреда окружающим (развитие собственного «я»);
· развивать желание ребенка сделать что-то по-своему;
· уважать точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была;
· не подавлять инициативу ребенка собственным мнением, т.к. мнение взрослого будет порождать страх сделать что-то «не так», сказать «не так» (боязнь ошибиться);
· творить и играть вместе с детьми в качестве рядового воспитанника, иногда меняться ролями.
· не навязывать свою идею, наоборот пытаться понять логику творческого воображения ребенка;
· вносить разнообразие в работу, используя методические разработки, рекомендации, информационные материалы.
Методы работы по технике «Оригами»:
1. Наглядные: · рассматривание образцов, схем; · демонстрация иллюстраций по теме занятия; · наблюдение.
2. Словесные: · чтение художественной литературы; · беседы; · объяснение и обсуждение хода работы; · подбор стихотворений по различным темам.
3. Практические: · индивидуальная работа детей; · совместная деятельность взрослого и детей; · опора на личный опыт детей; · выполнение работ по инструкционным картам, схемам.
При выполнении поделок из бумаги, для более успешного освоения материала процесс изготовления поделок разделен на ряд последующих операций:
4 · знакомство с образцом готовой игрушки; · анализ схемы с выполнением одной операции;
· одновременное складывание игрушек;
· оказание индивидуальной помощи на начальном этапе и в дальнейшем по требованию.
Необходимо учитывать, что для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада и обязательно сотрудничать с семьей. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Анализ работы по обучению оригами детей старшего дошкольного возраста.
Все дети, моей группы с интересом и увлечённо обучаются оригами. Я стала интегрировать технику оригами с занятиями по ФКЦМ, развитием речи, математикой, продуктивными видами деятельности. Так же, совместно с детьми, мы изготавливаем атрибуты для сюжетно ролевых игр, персонажи для театральной деятельности, украшения для группы и детского сада. Персонажи, выполненные в технике оригами, мы используем в разных видах театра. Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни. Ребята бережно относятся к фигуркам из бумаги. Из личного опыты, могу сказать, техника оригами является универсальным способом развития ребенка. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получился ожидаемый результат. Оригами стимулирует развитие памяти, ведь ребёнок, чтобы сделать поделку должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания. В результате работы получены положительные результаты: повысился уровень развития концентрации внимания, памяти, пространственных отношений, мелкой моторики рук и многие другие качества личности воспитанников, необходимых для них как для будущих первоклассников. Родители так же отметили положительные изменения, по их мнению, дети, занимаясь оригами, стали более усидчивыми, аккуратными. Наблюдая положительное влияние оригами на развитие детей, я считаю, что эта работа просто необходима моим воспитанникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolzovanie_tezniki_origami_v_rabote_s_detmi_doshchkolnogo_vozrasta.docx | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)»
Воспитателя высшей категории
Флипповой Т. А.
Значение техники оригами для развития детей в дошкольном возрасте очень велико. Оригами - японское искусство складывания бумаги История развития отечественного оригами происходит на наших глазах. Долгое время к оригами относились лишь как к детской забаве. Лишь совсем недавно мир рассмотрел в оригами именно искусство. Оно развивает творческие и интеллектуальные возможности ребёнка. В дошкольном возрасте происходит первое знакомство с искусством оригами. Целью занятий оригами является не запоминание как можно большего числа разнообразных фигурок из бумаги, а развитие общих способностей ребёнка, которые пригодятся ему в жизни и в процессе обучения в дальнейшем. С учетом введения федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы в ДОУ и введению ФГОС в общеобразовательные учреждения, требования к выпускнику дошкольного учреждения несколько изменились. В характеристике выпускника ДОУ, значительное место уделяется оценке способности познавать новую информацию, концентрировать внимание, удерживать инструкцию и сохранять высокий уровень активности при выполнении заданий. Соответственно, современное дошкольное учреждение не должно быть простым источником воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие личности ребенка и формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие как В.Б.Косминская, Е.И. Васильченко, А.С.Макаренко, Т.С.Комарова и многие другие. В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия оригами способствуют развитию познавательной активности, повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, логическое мышление. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность. Увлечение оригами благотворно влияет не только на развитие эстетического вкуса у ребенка, служит отличным тренажером памяти и глазомера. Дети становятся более внимательными. А также занятия оригами:
∙ развивают у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
∙ способствуют концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
∙ имеют огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
∙ стимулируют и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
∙ активизирует мыслительные процессы, познавательную активность.
∙ оказывают положительное влияние на развитие кратковременной и оперативной памяти, развивают речь;
∙ углубляют знания дошкольников об окружающем мире;
∙ стимулируют поисковую деятельность;
∙ развивают мелкую моторику рук, способствуют подготовке руки к письму;
∙ позволяет играя, освоить начало геометрии, как на плоскости, так и в пространстве.
В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность; благодаря овладению элементарными умениями в технике Оригами дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи. Иными словами, овладение ребенком приемами техники Оригами всесторонне развивает личность ребенка дошкольного возраста. Методы и приемы изготовления поделок по типу оригами достаточно разнообразны. Как правило работу по ознакомлению с техникой оригами начинается с изучения «базовых форм». Базовые формы — так называют те фигурки, с которых начинается изготовление модели. В основе всех базовых форм лежит квадрат. Детям предлагается следующие базовые формы: книжка, треугольник, квадрат, двойной квадрат, дверь, ромб, блинчик. Во время обучения детей оригами используются следующие методы и приёмы: показ с проговариванием действий, устная инструкция, демонстрация схемы выполнения поделки. Для создания мотивации используются игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяется художественное слово. Фигуры, сложенные из бумаги, можно эффективно применять в театрализованной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать многие детские художественные произведения. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке; то, что они сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка, развивает творческие способности и психические процессы. Начинать обучать детей искусству оригами необходимо с простейших поделок, используется метод словесного объяснения. Объясняется последовательность складывания и показывается несколько раз. Затем предлагается детям сделать это самим, педагогом оказывается индивидуальная помощь. Постепенно происходит переход от простого к сложному. Усложняются виды сгибания. При обучении оригами необходимо давать воспитанникам больше самостоятельности. Не надо навязывать свои приемы украшения поделки. Иногда ребята могут сделать это лучше и оригинальнее. При усвоении детьми складывания «базовых форм», работа усложняется. Если дети раньше делали отдельные поделки, то в дальнейшем предлагается составлять различные композиции из знакомых фигур. В работе с детьми необходимо:
∙ поощрять ребенка за самостоятельные мысли и действия, если они не причиняют вреда окружающим (развитие собственного «я»);
∙ развивать желание ребенка сделать что-то по-своему;
∙ уважать точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была;
∙ не подавлять инициативу ребенка собственным мнением, т.к. мнение взрослого будет порождать страх сделать что-то «не так», сказать «не так» (боязнь ошибиться);
∙ творить и играть вместе с детьми в качестве рядового воспитанника, иногда меняться ролями.
∙ не навязывать свою идею, наоборот пытаться понять логику творческого воображения ребенка;
∙ вносить разнообразие в работу, используя методические разработки, рекомендации, информационные материалы.
Методы работы по технике «Оригами»:
1. Наглядные: ∙ рассматривание образцов, схем; ∙ демонстрация иллюстраций по теме занятия; ∙ наблюдение.
2. Словесные: ∙ чтение художественной литературы; ∙ беседы; ∙ объяснение и обсуждение хода работы; ∙ подбор стихотворений по различным темам.
3. Практические: ∙ индивидуальная работа детей; ∙ совместная деятельность взрослого и детей; ∙ опора на личный опыт детей; ∙ выполнение работ по инструкционным картам, схемам.
При выполнении поделок из бумаги, для более успешного освоения материала процесс изготовления поделок разделен на ряд последующих операций:
4 ∙ знакомство с образцом готовой игрушки; ∙ анализ схемы с выполнением одной операции;
∙ одновременное складывание игрушек;
∙ оказание индивидуальной помощи на начальном этапе и в дальнейшем по требованию.
Необходимо учитывать, что для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада и обязательно сотрудничать с семьей. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Анализ работы по обучению оригами детей старшего дошкольного возраста.
Все дети, моей группы с интересом и увлечённо обучаются оригами. Я стала интегрировать технику оригами с занятиями по ФКЦМ, развитием речи, математикой, продуктивными видами деятельности. Так же, совместно с детьми, мы изготавливаем атрибуты для сюжетно ролевых игр, персонажи для театральной деятельности, украшения для группы и детского сада. Персонажи, выполненные в технике оригами, мы используем в разных видах театра. Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни. Ребята бережно относятся к фигуркам из бумаги. Из личного опыты, могу сказать, техника оригами является универсальным способом развития ребенка. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получился ожидаемый результат. Оригами стимулирует развитие памяти, ведь ребёнок, чтобы сделать поделку должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания. В результате работы получены положительные результаты: повысился уровень развития концентрации внимания, памяти, пространственных отношений, мелкой моторики рук и многие другие качества личности воспитанников, необходимых для них как для будущих первоклассников. Родители так же отметили положительные изменения, по их мнению, дети, занимаясь оригами, стали более усидчивыми, аккуратными. Наблюдая положительное влияние оригами на развитие детей, я считаю, что эта работа просто необходима моим воспитанникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)
В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы).
Выступление на родительском собрании...
Использование ТРИЗ - технологии в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)
ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Главная идея этой технологии, сосотоит в том, что технические системы возникают и развиваются не как попало, а по определённым законам. Приёмы и методы ТРИ...
Использование технологии «синквейн» в работе с детьми дошкольного возраста. (из опыта работы)
Использование "синквейна" в работе учителя - логопеда с детьми дошкольного возраста....
Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)
В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии, работающими с детьми с различными нарушениями развития...
Использование инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)
Мой опыт работы, с применением педагогических технологий: проектный метод и технология индивидуализации обучения и развития «Детский совет» Л.В.Свирской...