Конспект занятия экспериментирование в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Биржева Гульнара Дамировна

аааа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt_rpid.docx53.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             Описание: C:\Users\User\Pictures\3.png

Конспект занятия образовательной ситуации в старшей группе «Знакомство со свойствами песка и глины»

Выполнила: Биржева  Г.Д.

Надым 2021г

Тема: Знакомство со свойствами песка и глины

Возрастная группа: старшая «Б»

Цель: познавательное, художественно – эстетическое

Приоритетная образовательная область:    познавательно – исследовательская  деятельность

Технология: ситуация

Тип ситуации: открытие нового знания

Цель:    создать условия  для формирования у детей интереса к  исследовательской деятельности в процессе экспериментирования с песком и глиной

Задачи:

Образовательные: 1)   познакомить со свойствами песка и глины; 2) формировать умение исследовать свойства природных материалов; 3) учить детей делать выводы, умозаключения;  

Развивающие: 1)  развивать  познавательно – исследовательскую активность через экспериментирование и практическую деятельность; 2) развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; 3) развивать творческое воображение при  лепке посуды; 4) развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные:    воспитывать доброжелательность и взаимовыручку, трудолюбие и аккуратность

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал:    глиняная посуда, посуда из различных материалов, в том числе пластиковая, атрибуты для чаепития, высушенные шарики из глины, чайник или термос с горячей водой

Раздаточный материал:    глина сухая и песок сухой в стаканчиках, вода в стаканчиках, ложечки одноразовые, листочки белой бумаги, клеенки, доски для лепки, палочки деревянные, салфетки, глина пластичная, лупы

Этапы мероприятия

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

(1-2 мин.)

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь …..)

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность.

 В.:   Воспитатель собирает детей около себя.

 Ребята, сегодня я получила письмо, давайте посмотрим от кого же оно? Письмо от бабушки Федоры. Ребята, вы знаете, кто такая Федора? Из какой она сказки?

« Ой, какое горе, какое горе! У меня скоро день рождения и я пригласила гостей, но у меня не осталось посуды. Как же мне быть? Из чего мы будем пить чай?»

Ребята, хотите помочь бабушке Федоре?

Как мы можем помочь?

Дети: сделать посуду самим!!! А сможете?

постановка детской цели: Зачем?

Целеполагание

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Вопросы: Хотите?

Сможете?

Актуализация знаний (3-4мин.)

Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания;

В: ребята, как вы думаете, из чего можно делать посуду?

Дети: из стекла! Из пластика! Из дерева, из фарфора.

В: А почему делают посуду из стекла? (Потому что она прозрачная, красивая) . А из пластика, как вы думаете, хорошая посуда? (Не бьется, но она опасная). А в чем ее опасность? Удобно из пластиковых стаканчиков пить горячий чай? (если возникает затруднение или дети говорят, что из пластикового стаканчика удобно пить чай, налить горячую воду из чайника в стаканчик и дать потрогать. Каким стал стакан? Удобно из него пить? Безопасно?)

Выслушиваются все предположения и ответы детей

В: ребята, но у нас нет ни стекла, ни пластика. Зато бабушка Федора нам отправила со двора песок и глину.  Как думаете, можно из этого всего вылепить посуду?

Дети: да! Нет!

Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания

Мотивация к самостоятельной деятельности

Фиксирование в речи затруднения и его причины

Затруднение в ситуации (3-4 мин)

Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения;

В: ребята, смогли мы договориться?

Дети: нет!

В: мы не пришли к общему мнению. Может нам стоит проверить наши предположения?

Дети: да!

В: напомните мне, ребята, что же мы хотели проверить?

Дети: можно или нельзя вылепить посуду из песка и глины!

В: тогда, давайте пройдем в нашу лабораторию, и попробуем разобраться

- Вначале нашей работы давайте вспомним правила поведения в нашей лаборатории:  

Не пробовать то, с чем экспериментируете

Не сыпать песок в глаза, делать опыты аккуратно

Слушать внимательно воспитателя

Работать дружно

Мыть руки после экспериментирования

Анализ детьми возникшей ситуации

Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину

Выявление уровня затруднения

Открытие нового знания (способа действия)

(1-2 мин.)

Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин;

  Дети рассаживаются за столы, на которых расставлено все для опытов

В: ребята, давайте разбираться,   какими свойствами обладают песок и глина. Для этого предлагаю вам провести опыты

Опыт 1

Возьмем стаканчик с песком, аккуратно высыпаем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыпется песок? А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать? Поэтому и говорят, что песок (сыпучий, рыхлый).   Можно так сказать про глину? Вывод: песок сыпучий, в отличие от глины. 

Опыт 2

В: Ребята, давайте теперь рассмотрим, из чего состоит песок (из очень маленьких песчинок). На что похожи песчинки? Похожа ли одна песчинка на другую?

В: а теперь рассмотрим глину. Видны ли такие песчинки в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим соседкам, а в глине -  слипшиеся, очень мелкие частички.  Чем - то глина похожа на пластилин.

Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина - из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.

Опыт 3

Аккуратно нальем воду в стакан с песком. Потрогаем его. Каким он стал? (влажным, мокрым). А куда исчезла вода? Она равномерно распределилась между песчинками.  Затем наливаем воду  в стакан с глиной. Как впитывается вода, быстро или медленно? (медленно, часть воды остается на поверхности).

Для наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и наблюдать, куда быстрее впитывается вода

 Вывод: вода впиталась в песок, а в глину нет, осталась на поверхности.

Опыт 4

Слепим из мокрой глины шарики и колбаски. Затем попробуем слепить шарики из мокрого песка. Какие шарики получились из глины? (прочные). А какие шарики из песка? (их лепить трудно, они ломаются, рассыпаются). Если слепить шарики и высушить их, что с ними произойдет? (песчаные распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими). 

Вывод: из глины можно лепить разные предметы

В: ребята, какие вы молодцы! Столько опытов провели! А как вы думаете, теперь вы сможете вылепить чашки из песка и глины?

Дети: отвечают

В: ну что же, ребята,  давайте пробовать. А для начала немного отдохнем и подвигаемся.

Подвижная игра «Песчинки и глина»

Формирование опыта успешного преодоления затруднения

Умение определять способы и средства для достижения цели

Теперь вы знаете как?

Включение нового знания в систему знаний  и умений (1-2 мин)

Создание ситуации, в которых дети используют новое знание, совместно с освоенными ранее способами

В: Так из какого материала мы слепим чашки и блюдца для бабушки Федоры?

Дети: из глины!

В: почему?

Дети: потому что глина липкая, прочная, не пропускает воду, из нее можно лепить разные предметы

В: все верно, ребята! Из глины можно лепить много разных предметов. Но их не сразу можно использовать. После лепки надо обязательно изделия высушить и обжечь в печи. Только тогда глиняное изделие получится по настоящему прочным и прослужит много  лет.

В: ребята, я вам предлагаю приступить к работе

Дети лепят из глины чашки для чаепития

В: А теперь, ребята, давайте попробуем налить воду в наши чашки. Что происходит с водой?

Д: она не просачивается, остается в чашке

В: все верно, молодцы, ребята!

Мы сегодня с вами напишем письмо бабушке Федоре и отправим ей посылку с посудой. Я надеюсь, что ей очень понравится наша посуда.

Практическое выполнение задания

Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия

Самоконтроль

Осмысление (1 мин)

Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь

В: Ребята, кому мы сегодня помогали? С каким материалом мы сегодня познакомились? Что мы хотели узнать? Что мы делали с глиной и песком? Смогли   мы сделать? Почему вы смогли это сделать?  Вам понравилось? Что понравилось больше всего? А что вызвало затруднения? 

 

Рефлексия (личная оценка)

Умение достигать поставленной цели

Что хотели сделать? Получилось? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия – экспериментирования в старшей группе « Путешествие к морю»

  Тема «Путешествие к морю»   Цель:   1.Актуализировать знания детей о растворимости соли.   2.Продолжать развивать познавательную активность детей в пр...

ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЧУДЕСА ПРИРОДЫ».

Занятие формирует  у детей знания о конкретных представлениях  свойств воды: у воды нет собственной формы, она прозрачная, вода растворитель; что вода иногда нуждается в очистке; занятие вос...

Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме «Свойства воды»

Конспект занятия-экспериментирования в старшей группепо теме «Свойства воды»...

Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе «Волшебная вода, узнаем мы тебя»

Основная цель занятия - систематизировать знания детей о свойствах воды через организацию совместной деятельности, а также способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через...

Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме «Свойства воды»

прививать интерес к исследовательской деятельности...