Конспект занятия экспериментирование в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия образовательной ситуации в старшей группе «Знакомство со свойствами песка и глины»
Выполнила: Биржева Г.Д.
Надым 2021г
Тема: Знакомство со свойствами песка и глины
Возрастная группа: старшая «Б»
Цель: познавательное, художественно – эстетическое
Приоритетная образовательная область: познавательно – исследовательская деятельность
Технология: ситуация
Тип ситуации: открытие нового знания
Цель: создать условия для формирования у детей интереса к исследовательской деятельности в процессе экспериментирования с песком и глиной
Задачи:
Образовательные: 1) познакомить со свойствами песка и глины; 2) формировать умение исследовать свойства природных материалов; 3) учить детей делать выводы, умозаключения;
Развивающие: 1) развивать познавательно – исследовательскую активность через экспериментирование и практическую деятельность; 2) развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; 3) развивать творческое воображение при лепке посуды; 4) развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные: воспитывать доброжелательность и взаимовыручку, трудолюбие и аккуратность
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: глиняная посуда, посуда из различных материалов, в том числе пластиковая, атрибуты для чаепития, высушенные шарики из глины, чайник или термос с горячей водой
Раздаточный материал: глина сухая и песок сухой в стаканчиках, вода в стаканчиках, ложечки одноразовые, листочки белой бумаги, клеенки, доски для лепки, палочки деревянные, салфетки, глина пластичная, лупы
Этапы мероприятия | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
Введение в ситуацию (1-2 мин.) | Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь …..) | Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность. В.: Воспитатель собирает детей около себя. Ребята, сегодня я получила письмо, давайте посмотрим от кого же оно? Письмо от бабушки Федоры. Ребята, вы знаете, кто такая Федора? Из какой она сказки? « Ой, какое горе, какое горе! У меня скоро день рождения и я пригласила гостей, но у меня не осталось посуды. Как же мне быть? Из чего мы будем пить чай?» Ребята, хотите помочь бабушке Федоре? Как мы можем помочь? Дети: сделать посуду самим!!! А сможете? | постановка детской цели: Зачем? | Целеполагание Фиксация затруднения в деятельности Обдумывание и планирование своих действий | Вопросы: Хотите? Сможете? |
Актуализация знаний (3-4мин.) | Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания; | В: ребята, как вы думаете, из чего можно делать посуду? Дети: из стекла! Из пластика! Из дерева, из фарфора. В: А почему делают посуду из стекла? (Потому что она прозрачная, красивая) . А из пластика, как вы думаете, хорошая посуда? (Не бьется, но она опасная). А в чем ее опасность? Удобно из пластиковых стаканчиков пить горячий чай? (если возникает затруднение или дети говорят, что из пластикового стаканчика удобно пить чай, налить горячую воду из чайника в стаканчик и дать потрогать. Каким стал стакан? Удобно из него пить? Безопасно?) Выслушиваются все предположения и ответы детей В: ребята, но у нас нет ни стекла, ни пластика. Зато бабушка Федора нам отправила со двора песок и глину. Как думаете, можно из этого всего вылепить посуду? Дети: да! Нет! | Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания | Мотивация к самостоятельной деятельности | Фиксирование в речи затруднения и его причины |
Затруднение в ситуации (3-4 мин) | Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения; | В: ребята, смогли мы договориться? Дети: нет! В: мы не пришли к общему мнению. Может нам стоит проверить наши предположения? Дети: да! В: напомните мне, ребята, что же мы хотели проверить? Дети: можно или нельзя вылепить посуду из песка и глины! В: тогда, давайте пройдем в нашу лабораторию, и попробуем разобраться - Вначале нашей работы давайте вспомним правила поведения в нашей лаборатории: Не пробовать то, с чем экспериментируете Не сыпать песок в глаза, делать опыты аккуратно Слушать внимательно воспитателя Работать дружно Мыть руки после экспериментирования | Анализ детьми возникшей ситуации | Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину | Выявление уровня затруднения |
Открытие нового знания (способа действия) (1-2 мин.) | Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин; | Дети рассаживаются за столы, на которых расставлено все для опытов В: ребята, давайте разбираться, какими свойствами обладают песок и глина. Для этого предлагаю вам провести опыты Опыт 1 Возьмем стаканчик с песком, аккуратно высыпаем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыпется песок? А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать? Поэтому и говорят, что песок (сыпучий, рыхлый). Можно так сказать про глину? Вывод: песок сыпучий, в отличие от глины. Опыт 2 В: Ребята, давайте теперь рассмотрим, из чего состоит песок (из очень маленьких песчинок). На что похожи песчинки? Похожа ли одна песчинка на другую? В: а теперь рассмотрим глину. Видны ли такие песчинки в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим соседкам, а в глине - слипшиеся, очень мелкие частички. Чем - то глина похожа на пластилин. Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина - из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу. Опыт 3 Аккуратно нальем воду в стакан с песком. Потрогаем его. Каким он стал? (влажным, мокрым). А куда исчезла вода? Она равномерно распределилась между песчинками. Затем наливаем воду в стакан с глиной. Как впитывается вода, быстро или медленно? (медленно, часть воды остается на поверхности). Для наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и наблюдать, куда быстрее впитывается вода Вывод: вода впиталась в песок, а в глину нет, осталась на поверхности. Опыт 4 Слепим из мокрой глины шарики и колбаски. Затем попробуем слепить шарики из мокрого песка. Какие шарики получились из глины? (прочные). А какие шарики из песка? (их лепить трудно, они ломаются, рассыпаются). Если слепить шарики и высушить их, что с ними произойдет? (песчаные распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими). Вывод: из глины можно лепить разные предметы В: ребята, какие вы молодцы! Столько опытов провели! А как вы думаете, теперь вы сможете вылепить чашки из песка и глины? Дети: отвечают В: ну что же, ребята, давайте пробовать. А для начала немного отдохнем и подвигаемся. Подвижная игра «Песчинки и глина» | Формирование опыта успешного преодоления затруднения | Умение определять способы и средства для достижения цели | Теперь вы знаете как? |
Включение нового знания в систему знаний и умений (1-2 мин) | Создание ситуации, в которых дети используют новое знание, совместно с освоенными ранее способами | В: Так из какого материала мы слепим чашки и блюдца для бабушки Федоры? Дети: из глины! В: почему? Дети: потому что глина липкая, прочная, не пропускает воду, из нее можно лепить разные предметы В: все верно, ребята! Из глины можно лепить много разных предметов. Но их не сразу можно использовать. После лепки надо обязательно изделия высушить и обжечь в печи. Только тогда глиняное изделие получится по настоящему прочным и прослужит много лет. В: ребята, я вам предлагаю приступить к работе Дети лепят из глины чашки для чаепития В: А теперь, ребята, давайте попробуем налить воду в наши чашки. Что происходит с водой? Д: она не просачивается, остается в чашке В: все верно, молодцы, ребята! Мы сегодня с вами напишем письмо бабушке Федоре и отправим ей посылку с посудой. Я надеюсь, что ей очень понравится наша посуда. | Практическое выполнение задания | Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия | Самоконтроль |
Осмысление (1 мин) | Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь | В: Ребята, кому мы сегодня помогали? С каким материалом мы сегодня познакомились? Что мы хотели узнать? Что мы делали с глиной и песком? Смогли мы сделать? Почему вы смогли это сделать? Вам понравилось? Что понравилось больше всего? А что вызвало затруднения?
| Рефлексия (личная оценка) | Умение достигать поставленной цели | Что хотели сделать? Получилось? Почему? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия – экспериментирования в старшей группе « Путешествие к морю»
Тема «Путешествие к морю» Цель: 1.Актуализировать знания детей о растворимости соли. 2.Продолжать развивать познавательную активность детей в пр...
ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЧУДЕСА ПРИРОДЫ».
Занятие формирует у детей знания о конкретных представлениях свойств воды: у воды нет собственной формы, она прозрачная, вода растворитель; что вода иногда нуждается в очистке; занятие вос...
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме «Свойства воды»
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группепо теме «Свойства воды»...
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе «Волшебная вода, узнаем мы тебя»
Основная цель занятия - систематизировать знания детей о свойствах воды через организацию совместной деятельности, а также способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через...
Конспект занятия экспериментированию в старшей группе №2 «Журавлики» Тема мероприятия: Игры и опыты с водой - «Удивительный мир стекла и пластмассы»
Экспериментальная деятельность с водой....
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 5–6 лет)
Формировать у детей представления о свойствах воды....
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме «Свойства воды»
прививать интерес к исследовательской деятельности...