Обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию "Растим гражданина"
статья
Описание опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обобщение педагогического опыта «Растим гражданина».
1. Новизна, актуальность новых концептуальных положений, на которых базируется лучшая практика.
Гражданско-патриотическое воспитание, как одно из направлений социально-личностного развития детей, я считаю важной частью своей педагогической деятельности.
Своеобразие опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно-патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольников, начиная с младшего возраста. Я учитываю, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Патриотизм начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие они играют огромную роль в становлении личности патриота. В процессе всей деятельности дети выступают активными исследователями окружающего мира и явлений вместе с педагогом, а не просто перенимают чей-то опыт.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс не простой. Эта кропотливая работа ведется систематически, планомерно, начиная с младшего возраста, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Чтобы заинтересовать детей, я стараюсь преподнести материал грамотно, доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя кругозор.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дошкольники мало что знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций народов, проживающих на территории республики, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В настоящее время в молодых семьях вопросы патриотического воспитания не считаются важными. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Дети не понимают значения слова «герои». В их понимании герои – это Человек-паук, Супер мен. Важно довести до родителей важность воспитания в семье маленького патриота и донести до детей, что герои – это реальные люди, которые живут, может быть, в соседнем дворе, а может в своей семье.
Именно в дошкольном возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни ребенка является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
2. Описание лучшей практики, технологических особенностей ее реализации на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения документов, анализа продуктов творческой педагогической деятельности, классификации наблюдаемых явлений.
Работу по патриотическому воспитанию я начала с создания для детей теплой и уютной атмосферы. Воспитание любви к Отечеству начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Поэтому свою работу с детьми я начинаю с семьи, постепенно переходя от малого к большему — детский сад, родной город, страна. Совместно с родителями оформили семейный фотоальбом и альбом «Профессии наших родителей». Собирая и рассматривая фотографии, я формирую представления о семье, как о группе людей, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами семьи, значение труда взрослых.
Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Очень важно привлечь внимание детей, вызвать у них интерес, а не просто навязать им знания! Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо искать нетрадиционные методы воздействия на ребенка – не скучные, назидательные, а естественно и гармонично наполняющие его мировоззрение... Одним из таких методов является метод проектной деятельности. Воспитание любви к Родине у ребенка начинается с отношения к семье, к близким: родителям, бабушке, дедушке. Поэтому первый проект, который был разработан мною – «Моя семья». Цель проекта – воспитание уважения к близким людям.
В своей работе я стараюсь формировать у детей потребность участвовать в делах на благо природы, формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать. С этой целью мной был разработан проект «Природа и мы», с ним мы принимали участие в Республиканском этапе ХVIII Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета 2020». В рамках этого проекта было проведено открытое занятие для воспитателей города «В гости к бабушке».
В своей работе я помогаю детям осознать себя неотъемлемой частью малой родины, осознать свою значимость, желание сделать свой край еще лучше и краше, знакомить с историей своего края, его культурой – эти задачи я решала, работая над проектом «Саранск – город будущего», который был опубликован в журнале «Мир дошколят». Итогом работы над этим проектом стало создание мини-музея «Край мой – Мордовия моя», в создании которого приняли активное участие и родители, которые не только поддержали идею создания музея, но и время от времени обновляют экспонаты, Они даже создали авторские книжки-малышки «Мой Саранск», «Саранск – город будущего», которые представлены в музее. Дети с гордостью показывают принесенные ими экспонаты, рассказывают о них.
В музее представлено много иллюстративного материала – книги, альбомы, фотографии, наборы открыток с видами города и республики, снятые в разное время, видеокассеты с записями фильмов о республике, музыкальном искусстве Мордовии, сувениры; представлено декоративно-прикладное искусство Мордовии. Дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства и Республики Мордовия. Кукла-мордовочка в национальном костюме позволяет детям познакомиться с национальным костюмом мордвы. У детей есть возможность рассмотреть каждый элемент одежды. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
При создании музея я учитывала, что ведущий вид деятельности в дошкольный период – игра, поэтому в мини-музее предоставлена детям возможность играть. Известные и любимые детьми игры мы адаптировали к своим задачам – «Лото», «Домино», «Разрезные картинки», «Цветные прищепки», «Четвертый лишний», «Нарисуй по образцу» и т.д. с изделиями народно-прикладного искусства, мордовским орнаментом, достопримечательностями города и т.д.
Так как музей интерактивен, в нем имеется материал для детского творчества и результаты детского творчества. Также в мини-музее есть коробочка вопросов, куда дети с помощью взрослых складывают свои вопросы, на которые воспитатель готовит ответ. Все это дает эффект новизны моей работе. Работа по воспитанию патриотических чувств у детей становится более эффективной и привлекательной для детей.
С целью воспитания уважения к труду разных профессий был разработан и реализован проект «Мир профессий» и подготовлена презентация на эту тему. И проект, и презентация размещены на сайте детского сада.
Разрабатывая проект и презентацию «Герои Отечества», которые также размещены на сайте детского сада, я ставила задачи проявления интереса к людям, которые прославили нашу Родину, к их жизни, судьбе, воспитания личности, способной также внести свой посильный вклад в историю, желания следовать хорошему примеру.
Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание предметно-развивающей среды. Большое место занимает организация пространства для развития ребенка в различных видах игр. В группе игры каждого вида имеют свое определенное место, большая часть пространства отдана под организацию сюжетно-ролевой игры. («Путешествие по городу», «Следопыты», «Спасатели», «Пограничники» и др.). Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и в формировании положительных морально-нравственных качеств личности дошкольников. В игре «Семья», «Дочки–матери» дети учатся заботиться друг о друге, проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу. Играя в игру «Больница», ребята также учатся проявлять доброту, учатся культуре общения. В игре «Строители» дети учатся трудиться в коллективе. В группе есть все необходимые атрибуты для сюжетно–ролевых игр.
3. Результативность воспитательной деятельности.
Опыт работы, который я накопила, показывает, что у детей дошкольного возраста значительно возрос уровень сформированных нравственно-патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, городу, животному и растительному миру у детей.
Дети стали более любознательными, активными, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности.
- На занятиях по патриотическому воспитанию дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о городе, стране, задают много дополнительных интересующих их вопросов;
- Дети с удовольствием рассказывают о своей семье, о семейных традициях; проявляют любовь к родителям, бабушке с дедушкой, родному дому, городу, семье;
- уважительно относятся к человеку и результатам его труда;
стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;
- интересуются предметным и социальным миром, имеют представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков и действий опираются на нравственные представления.
- Дети проявляют любознательность и интерес по отношению к природе, овладевают правилами поведения на природе. С удовольствием включаются в исследовательскую и трудовую деятельность, связанную с познанием природы. У детей формируются представления о значении бережного отношения к миру природы.
- Формируются представления о многообразии профессий, их
значимости. Дети организовывают сюжетно-ролевые игры на основе
имеющихся знаний.
- У детей расширяются знания детей о своем городе, республике, дети осознают себя частью его, у них возникает желание участвовать в благоустройстве своего города, сделать его лучше, чище, краше.
4. Перспективы массового распространения лучшей практики.
Я регулярно делюсь опытом работы по вопросам патриотического воспитания дошкольников. Мною опубликованы статьи «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» и « Игры и упражнения по духовно-нравственному воспитанию» на международном образовательном портале https://nsportal.ru, а также моя работа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» опубликована в сборнике «Эффективные формы, методы, приемы обучения и воспитания: проблемы, поиск, опыт, перспективы» (г. Москва). Эта же тема моего выступления на Всероссийской педагогической конференции имени В.А. Сухомлинского. Также я являюсь участником II Межрегионального научно-практического семинара «Мир детства и культура»: прогрессивные технологии формирования толерантной языковой личности, включенной в пространство разных культур». Тема моего выступления: «Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства».
Практика в сфере патриотического воспитания перенимается педагогами МДОУ «Детский сад №121 комбинированного вида» и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений города. Данная практика размещена на международном образовательном портале https://nsportal.ru в моем личном блоге, а также на сайте детского сада, и могут быть использованы в своей работе педагогами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы "Фольклор как средство патриотического воспитания"
Обощение опыта работы...
Обобщение опыта работы по теме: «Ознакомление с родным городом, как средство нравственно-патриотического воспитания».
Известно, что дошкольное воспитание – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Дошкольные образовательные учреждения, являются начальным звеном си...
Обобщение опыта работы на тему: «РОЛЬ МУЗЫКИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА»
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении его личности,поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта о...
Презентация обобщения опыта работы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством расширения представлений о родном крае».
Цель:воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста на основе воспитания любви к родному краю, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой св...
Доклад (обобщение опыта работы по теме самообразования) Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»
Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОО...
обобщение опыта работы по теме "Создание РППС в ДОО, способствующей патриотическому развитию дошкольников"
Материал был представлен в ходе работы муниципального методического ресурсного центра по теме "Воспитание гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста"...
Обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников посредством ознакомления с малой Родиной
Обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников...