«Интеллект-карта, как инструмент планирования и рефлексии деятельности в рамках детского проекта»
презентация к уроку (старшая группа)
Работая в рамках проектного подхода к организации образовательной деятельности, передо мной появилась задача, связанная с поиском удобного и эффективного способа совместного с детьми планирования. Мы используем разные варианты совместного плана – список важных дел, метод трех вопросов, интеллект-карта. Одним из наиболее эффективных способов планирования и структурирования информации в рамках детского проекта считаю технологию интеллект-карт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellekt-karta_kak_instrument_planirovaniya_i_refleksii.pptx | 1.7 МБ |
intellekt-karta.docx | 15.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основателем интеллект-карт является Тони Бьюзен известный писатель, лектор, консультант по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления В век дошкольных технологий интеллект-карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи.
Интеллектуальные карты – это информация, изображающая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи смысловые, причинно-следственные, ассоциативные между понятиями, частями составляющими рассматриваемые области
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление
Наглядность . Привлекательность. Запоминаемость . Своевременность. Творчество. Возможность пересмотра . Полезные свойства интеллект-карт.
Опыт применения интеллект-карт для планирования и рефлексии
Используются : Цветные карандаши Маркеры Ножницы Вырезки из журналов Лист располагается горизонтально. Главная идея обозначается в центре, для её изображения можно использовать как слова, так и рисунки, и картинки. Для каждого ключевого момента проводится расходящаяся от центра ответвление в любом направлении. Под линией ветви пишется ключевое слово или фраза и рисунок ребёнка Общие требования для создания интеллект-карты .
Проект «Наша Универсиада»
Карта-план Карта-рефлексия
Интеллект-карта позволяет наглядно представить проект и его результаты родителям воспитанников.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
«Интеллект-карта, как инструмент планирования и рефлексии деятельности в рамках детского проекта»
Проблема
Работая в рамках проектного подхода к организации образовательной деятельности, передо мной появилась задача, связанная с поиском удобного и эффективного способа совместного с детьми планирования. Мы используем разные варианты совместного плана – список важных дел, метод трех вопросов, интеллект-карта. Одним из наиболее эффективных способов планирования и структурирования информации в рамках детского проекта считаю технологию интеллект-карт.
Технология интеллект-карт
Основателем интеллект-карт является Тони Бьюзен. В дошкольной педагогике данная технология была предложена для развития связной речи Валентиной Михайловной Акименко. Метод интеллект-картна английском звучит так«mind maps». Имеется несколько значений перевода: интеллект-карты, карты ума, карты памяти, карты мышления, ментальные карты или как мы называем – интеллектуальные карты. Интеллектуальные карты – это информация, изображающая в графическом видена большом листе бумаги. Она отражает связи смысловые, причинно-следственные, ассоциативные между понятиями, частями составляющими рассматриваемые области. Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Технология интеллект-карт обладает рядом полезных свойств, которые позволяют применять их при составлении совместного с детьми плана по теме проекта:
Во- первых: интеллект-карта наглядна, что очень важно в дошкольном возрасте. План, составленный на основе интеллект карты, будет понятен и интересен воспитанникам. К такому наглядному плану можно возвращаться с детьми неоднократно, что позволяет глубже проанализировать прошедшие события и еще предстоящие дела, отметить на карте новые идеи.
Во- вторых: составление совместного плана на основе интеллект-карты позволяет глубже осмыслить тему, легче запомнить новую информацию, так как работа с картой предполагает работу с образом и цветом и легко запоминается благодаря включению обоих полушарий мозга.
В-третьих: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации, что очень важно при планировании. Рисуя ветви к определенной теме, дети часто приходят сами к выводу, что какой-то информации не хватает и определяют способы ее нахождения совместно с педагогом и сверстниками. Это стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения проблем.
В-четвертых: интеллект карты имеют свою эстетику. Детям нравится их рассматривать, потому что в их составлении они сами принимают активное участие.
План, составленный на основе интеллект-карты, личностно принят детьми, так как составляется при их активном участии и учитывает актуальный уровень их интересов и представлений.
Опыт применения интеллект-карт для планирования и рефлексии:
В нашей группе интеллект-карты используются как для планирования, так и для рефлексии по итогам проекта.
При запуске нового проекта на утреннем круге перед детьми помещается лист ватмана. В центре мы записывает тему проекта и обозначаем ее характерной картинкой. Интеллект-карта хорошо подходит для проектов, предполагающих совместную подготовку к какому–то событию. Например, «Как подготовится к встрече Нового года?», «Как поздравить маму с днем матери?» в этом случае дети предлагают варианты действий, которые мы изображаем отдельными «ветвями» карты-плана.
Для создания интеллект-карты используются цветные карандаши, маркеры, ножницы, вырезки из журналов и др. Лист располагается горизонтально, тема проекта обозначается в центре, для её изображения можно использовать как слова, так и рисунки, и картинки. Для каждого ключевого момента, действия проводится расходящаяся от центра ответвление в любом направлении, каждая ветвь имеет свой цвет. Под линией ветви пишется ключевое слово или фраза и рисунок ребёнка. В процессе планирования могут добавляться ветки, различные символы, картинки. Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков детей, фотографий.
Подходит интеллект-карта и для проектов, подразумевающих изучение какой-либо темы или объекта. Например, проект «Наша Универсиада» был распланирован нашими воспитанниками по следующим «темам-веткам»: Узнать: Что обозначает эмблема Универсиады? Какие виды спорта можно посетить на универсиаде в Красноярске? Что нужно делать, чтобы стать такими же сильными как спортсмены универсиады? Почему символом универсиады выбрали собаку лайку?
Во время составления такого плана происходит не только планирование действий, но и актуализация представлений по теме, выявление области знания и не знания. Параллельно решаются задачи связанные с развитием речи, познавательных процессов мышления: анализа, синтеза, обобщения.
Удобно применять интеллект-карты и как метод рефлексии по результатам проекта. В ходе реализации проекта происходит накапливание разнообразного материала – фотографии, рисунки, аппликации, книжки-малышки, таблицы наблюдений – все это мы применяем для обобщения представлений по теме проекта. С этой целью заполняется еще одна интеллект-карта. Она является отражением карты-плана. На карте рефлексии размещаются подтверждения того, что было запланировано ранее. Например, дети по проекту «Новый год у ворот» планировали нарядить елку и украсить группу, подготовить праздничный концерт, изготовить поделки в подарок близким. Соответственно на карте рефлексии на соответствующих «ветвях» появятся результаты их действий – фото наряженной елки, фотографии с праздника, образцы новогодних открыток. Карта рефлексии помещается рядом с картой-планом, так дети наглядно могут видеть все ли, что запланировано, удалось выполнить. При подведении итогов проекта карта рефлексии помогает детям рассказать обо всем проекте и служит опорной схемой для презентации результатов. Планирование, совмещенное с рефлексией, считаю очень важным моментом в проекте, так как это позволяет детям соотносить задачи с результатом деятельности, что является очень важным качеством.
Интеллект-карта позволяет наглядно представить проект и его результаты родителям воспитанников, поэтому мы по ходу проекта, и по его завершению размещаем карты в приемной или на лестничной клетке рядом с группой это стимулирует родителей и детей на общение по определенным темам.
Таким образом, считаю технологию интеллект-карт актуальной в рамках реализации детских проектов, так как она позволяет систематизировать представления по теме, спланировать действия в рамках темы и обобщить итоги проекта в наглядной, доступной для детей форме при их активном участии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Городской конкурс "Эколидер".Организованная образовательная деятельность в рамках реализации проекта "Приключение веселого пузырика".
В ходе занятия уточнить представления детей о том, что вода важна для всех, воспитывать бережное отношение к воде, формировать у детей знания о значении воды в жизни человека....
Игровая деятельность в рамках экологического проекта "Секреты воды"
Утренняя гимнастика, подвижные игры, дидактические игры....
Презентация Проектная деятельность в рамках экологического проекта ГБДОУ «Эколята – дошколята» в группе «Непоседы» 2016-2017 уч.год.
Презентация для педагогического совета по итогам проведенной работы....
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА Конспект опытно – экспериментальной деятельности в рамках детского проекта «Чудо – крахмал».
Конспект опытно – экспериментальной деятельности в рамках детского проекта «Чудо – крахмал».Цель: Развивать познавательные способности и познавательную акт...
Сценарий театральной деятельности в рамках экологического проекта «Насекомые» «Наши маленькие друзья леса».
Театральная постановка...
Выступление на городском методическом объединении с презентацией опыта работы «Интеллект-карта, как инструмент планирования и рефлексии деятельности в рамках детского проекта».
laquo;Интеллект-карта, как инструмент планирования и рефлексии деятельности в рамках детского проекта»...
Мастер-класс для педагогов ДОУ в рамках реализации программы Региональной инновационной площадки«Технология «Интеллект-карта» и ее использование в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда»
Мастер-класс для педагогов ДОУ в рамках реализации программы Региональной инновационной площадки "Инновационные образовательные технологии, как ресурсразвития самостоятельности у воспитанников с ...