ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА Конспект опытно – экспериментальной деятельности в рамках детского проекта «Чудо – крахмал».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Конспект опытно – экспериментальной деятельности в рамках детского проекта «Чудо – крахмал».
Цель: Развивать познавательные способности и познавательную активность детей путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
педагогическая находка Конспект «Чудо – крахмал». | 71.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3
«Хрустальный башмачок»
Конспект опытно – экспериментальной деятельности
в рамках детского проекта
«Чудо – крахмал».
Выполнил: воспитатель
Каширина Ю.Н.
Образовательная область: «Познание»
Основная деятельность: познавательно-исследовательская.
Возраст: дети 5-6 лет
Цель:
Развивать познавательные способности и познавательную активность детей путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять и расширять знания детей о крахмале;
- формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие:
-развивать у детей познавательный интерес, стремление к поисково-познавательной деятельности;
-развивать психические процессы, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, эмоциональную сферу ребенка;
-развивать речь в процессе решения проблемных вопросов.
Воспитательные:
-воспитывать творческую, самостоятельную личность ребенка;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность;
-совершенствовать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.
Предварительная работа
Работа в рамках проектной деятельности с целью развития познавательной активности детей, расширения знаний по теме, развития самостоятельного мышления, умения взаимодействовать со сверстниками.
- Введение в проблемную ситуацию, определение темы деятельности «Чудо-Крахмал», выдвижение гипотезы – крахмал есть в картофеле, с крахмалом можно провести интересные опыты.
- Проектирование (планирование) деятельности, используя «Модель трех вопросов» *Что мы знаем? *Что хотим узнать? *Как узнать об этом?
- Работа над проектом – его практическая часть. Поисково-исследовательская деятельность детей (поиск информации, экспериментирование, творчество)
- Презентация проекта – итоговое мероприятие игры-эксперименты «чудо-крахмал»
- Обсуждение «Откуда к нам пришла картошка?», рассказы подгруппы детей занимавшейся этим вопросом в рамках проекта, просмотр презентации на тему.
- Блюда из картошки. Рассказы второй подгруппы детей с демонстрацией блюд из картофеля.
- Как можно приготовить кисель из картошки? (Рассказ воспитателя о национальном блюде киселе, древней профессии кисельщика, содержащемся в картофеле крахмале, необходимом для приготовления киселя.)
Ход деятельности:
Здравствуйте ребята. Вы любите кисель, а вы, наверное , знаете из чего его готовят и откуда такое название?
-Так что же это за вещество - крахмал. Хотите в этом разобраться.
Опыт№1 Игра «Что на тарелке?»
-Я предлагаю вам рассмотреть 4 вещества (крахмал, соль, сахар и муку).
-Что на 1, 2, 3, 4 тарелочке.
-Чем вещества похожи, чем отличаются.
-Давайте сравним крахмал и муку, разотрите их между пальчиков, что чувствуете. По внешнему виду крахмал очень похож на муку. Крахмал отличается от муки твердостью и характерным поскрипыванием.
Вывод: Итак, мы выяснили, что крахмал – это сыпучий порошок белого цвета, без вкуса и запаха; в отличии от соли, сахара и муки , при трении скрипит.
- Ребята, а как вы думаете, сможем ли мы сами получить крахмал?
- Я предлагаю вам попробовать выделить крахмал из картофеля.
Опыт №2
Для этого нам понадобился чищеный картофель, терка, марля, стаканчики с водой.
Для начала нам необходимо, перетереть картофель, для этого мы используем терку. Терка довольно опасный предмет, при не осторожном обращении с ней можно получит травму. Поэтому разрешите сегодня мне выполнить эту работу. (Натереть одну картофелину, рассмотреть полученную массу).
Во что превратился клубень? (на столах заранее приготовленное для каждого ребенка оборудование: чистая салфетка, фартук для работы, кусок марли, емкость с водой, чашка с натертым картофелем, ложка.)
- Ребята, рассмотрите, пожалуйста, все предметы и подумайте, как с их помощью мы можем получить крахмал. (Выслушать предложения детей, если никто не ответит, то рассказать о процессе получения крахмала)
- А сейчас, чтобы выделить крахмал, возьмите несколько ложечек натертого картофеля и положите их на середину марлевого кусочка, сложите края марли и промойте картофель водой. (Каждый ребенок промывает в воде картофельную массу в марлевом мешочке.)
- Ребята, обнаружили крахмал? Если сквозь мутную воду не видно, предлагаю вам слить воду, тогда на дне можно увидеть осадок – это и есть крахмал.
Вывод: Ребята, мы вместе с вами доказали, что крахмал есть в картофеле и его можно получить в обычных условиях. Друзья, а как вы думаете, где еще используют крахмал.
Крахмал используют во многих сферах деятельности человека. Промышленности при производстве бумаги, в пищевой промышленности, его добавляют в производстве лекарств и косметики. И чтобы это доказать я предлагаю провести эксперимент найти его в этих предметах. (на столах бумага, печенье, сыр, крем, таблетка, колбаса, творог. )
Опыт №3
Как думаете, как можно это сделать. Для этого нам потребуется 2 стакана с водой, крахмал, йод, пипетка. Для начала растворите ложку крахмала в стакане воды и капните туда йода – жидкость станет синей, в чистой воде йод имеет коричневый цвет.
Объяснение, если капелька йода встречается с крахмалом, то она изменит свой цвет на синий. Теперь с помощью пипетки капните йод на маленький кусочек хлеба, сыра, других подготовленных образцов и наблюдайте, что происходит. Обратить внимание, что от количества крахмал в продукте зависит выраженность цвета капли йода попавшей на продукт.
Опыт №4
- А сейчас, я предлагаю вам написать тайное послание или шифр. Хотите? Для этого нам потребуется: бумага, крахмал, вода, йод, лимон, ватные палочки.
В воду добавляем крахмал и размешиваем его, чтобы не было комочков. Опускаем в раствор ватную палочку и пишем ей послание на бумаге. Как вы видите крахмальную надпись на белом листе бумаги не видно.
- Что нужно сделать, чтобы наша надпись-шифровка проявилась. Верно нанести йод на бумагу. Что вы видите? Надпись проявляется синим или фиолетовым цветом. Почему это происходит вы уже знаете. Почему?
- А, как вы думаете, что нужно сделать чтобы она исчезла? Верно для этого нужно потереть надпись лимоном или лимонным соком. Его для вас я уже приготовила. Что вы видите? Наше послание исчезает. Как вы думаете, почему это происходит?
Объяснение: сок лимона содержит кислоту и витамин С, которые вступая в реакцию с йодом обесцвечивают его и надпись исчезает.
Ребята, мы вместе с вами доказали, что крахмал есть в картофеле и его можно получить в обычных условиях, узнали где его используют и как его обнаружить, а сейчас я приглашаю вас с ним поиграть. Крахмал очень интересный материал с его помощью можно изготовить необычную жидкость, которая называется ньютоновская. (Крахмал, вода, краситель.)
Неньютоновская жидкость – это субстанция, которая меняет свою вязкость в зависимости от скорости воздействия на неё. За этими изменениями очень интересно наблюдать.
Чтобы получить неньютоновскую жидкость, смешиваем воду, красители и крахмал. Затем возьмите в руки немного полученной смеси и попробуйте полепить что-то из нее, помять – она будет вести себя как пластилин. Но стоит на пару секунду остановиться, как смесь превращается в жидкость и стекает с ваших рук. Однако если опять начнете лепить – почувствуете, что материал вновь становится твёрже. Интересно попробовать переливать жидкость – если чашку со смесью резко перевернуть, то она не выльется, а вот если медленно, то вещество будет стекать.
я предлагаю поиграть с мелкими игрушками. Они смогут без труда «бегать» по поверхности вещества, но если остановятся, то утонут как в болоте. Если вы попробует шлепать по смеси ладошкой, поверхность будет твёрдой, а если просто положите на нее ручку, то она погрузится в жидкость.
На память о нашей встрече я хочу подарить вам веселых человечков, которые тоже сделаны из крахмала. Веселому человечку можно придавать любую форму, сжимая его в руках и развивать ваши пальчики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Ребёнок – это исследователь. Важными чертами поведения детей являются открытие новых впечатлений, наблюдательность, любознательность. Дети экспериментируют, ищут сведения о природе, окружающем мире. З...
Педагогическая статья "Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста"
Любознайки, почемучки... Все это наши детки. Как я в своей работе помогаю им узнать окружающий мир вы узнаете, прочитав мою статью....
Обобщение опыта работы по теме: "Опытно-экспериментальная деятельность в рамках программы Н.А.Рыжовой "Наш дом-природа" по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"
Важно к концу дошкольного возраста заложить у ребёнка основы экологической культуры-подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценны...
НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Солёное чудо чудесное"
Цель: Обобщить представление детей о соли и её свойствах. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования солью.Задачи: Образовательные: -создать условия для реализации познавательно-исследовател...
ЗОЖ. Картотека. Опытно-экспериментальная деятельность в рамках проекта "Разговор о здоровье и правильном питании"
Опытно - экспериментальная деятельность в рамках проекта"Разговор о здоровье и правильном питании"...
Презентация к мастер-классу "опытно-экспериментальная деятельность в рамках реализации Steam-образования"
Презентация к мастер-классу "опытно-экспериментальная деятельность в рамках реализации Steam-образования"...
Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Где прячется крахмал»
Цель: Способствовать формированию знаний детей о происхождении крахмала и его использовании в жизни человека.Задачи:Развивать мыслительную активность с помощью проблемных вопросов;Учить рассуждать и с...