Мастер-класс для воспитателей «Ловкие пальчики».
методическая разработка

Селишева Айана Александровна

данный мастер-класс предназначен для педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov_lovkie_palchiki.docx22.57 КБ
Файл pamyatka_master-klass.docx799.64 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

«Ловкие  пальчики»

Цель и задачи

1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме.

Участники: воспитатели.

Форма проведения: мастер-класс.

Ход мероприятия

Воспитатель: - Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.

Воспитатель: - Тема нашего сегодняшнего мастер-класса «Волшебный Мир пальчиковых игр».

Теоретическая часть

Воспитатель: - Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». 

«Рука - это своего рода внешний мозг!» - писал Иммануил Кант.

Воспитатель: - На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

Что такое моторика?

Моторика, в переводе с латинского - движение. Различают - крупную моторику и мелкую моторику.

Крупная моторика - это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и …. – все это относится к крупной моторике.

Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.

Мелкая моторика - это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.

Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?

Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в дошкольном возрасте, но и в начальных классах.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

    Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Движение  организма и речевая моторика имеют единые механизмы, следовательно, развитие мелкой моторики рук напрямую влияют на развитие речи.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры

 Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Знакомство с разновидностями пальчиковых игр.

Пальчиковые игры бывают нескольких видов. Рассмотрим их.

1. Первый вид - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.

Группа игр с предметами


а) пальчиковые игры с карандашом (желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь), где детям можно предложить следующие задания (выполнение заданий педагогами и родителями) 
• катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони; 
• катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочерёдно правой и левой рукой; 
• катать карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т.д.); 
• поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу. 

б) игры с палочками (спичками, веточками) где детям предлагается выполнить рисунок из палочек с постепенным усложнением задания: 
• выполнить узор после выкладывания его взрослым; 
• по конечному результату (образцу); 
• по уменьшенной схеме; 
• по словесной инструкции; 
• выкладывание букв и цифр из веточек.  

«Спички - невелички» Задача: поднять все спички со стола одноименными пальцами рук, главное, чтобы не упали.
в) игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, где можно использовать такие варианты заданий: 
• нанизывание на проволоку, шнурок необходимое количество бусин, шариков, пуговиц по демонстрации действия, по образцу, по рисунку узора, по словесной инструкции;
• сортировка мелких предметов (бусин, пуговиц, монет, горошин, зёрен и т.д.); ребёнку необходимо разложить предметы на группы, двигая их подушечками пальцев по столу или осуществляя захват предметов двумя пальцами правой (или левой) руки поочерёдно (большим и указательным, большим и средним и т.д.);
• сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек (мячей-ежей, цилиндров с разнообразными шипами) одной рукой, пальцами одной руки; двумя руками одновременно или поочерёдно; 
• перекладывание мелких предметов (бобов, гороха, пуговиц, бусин, мозаики) из одной ёмкости в другую; захват предмета осуществляется попеременно двумя пальцами; усложнение – захват двух-трёх предметов одновременно; 
• складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; вкладывание формочек одна в другую; подбирание крышек к разнообразным ёмкостям; 
• нанизывание колец на тесьму, стержень; 

•бумажные колпачки и крышки от бутылок.(можно стучать тихо-громко, шуршать, катать, скрипеть)

• выкладывание из круп, пуговиц, бусинок букв, цифр, разнообразных рисунков; 
• «рисование» картин крупой, бусинами, семенами, листьями деревьев. 

игры с бумагой способствуют развитию устойчивости зрительного внимания, воображения, а также активизируют работу пальцев: «Обрывание бумаги»,; аппликация и оригами, лепка из пластилина и глины.

Следующий вид – активные игры со стихотворным сопровождением. Это игры, которые  побуждают детей к творчеству, в стихотворной форме они  запоминаются быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке. В одну такую игру,  коллеги,  мы сейчас  с вами поиграем. «В гости к кошке».

Группа игр с речевым сопровождением. 
С веток ягоды снимаю 
и в лукошко собираю. 
("срывают" ягодки и "кладут" в ладошку. 
Ягод - полное лукошко! 
Я попробую немножко. 
(щепотку поднести ко рту) 
Я поем ещё чуть - чуть - 
легче будет к дому путь! 
Я поем ещё малинки. 
Сколько ягодок в корзинке? 
Раз, два, три, четыре, пять… 
(загибаем пальчики) 
Снова буду собирать! 
1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать. 
(загибаем пальчики) 
Вот кулак, а вот ладошка. 
(Показать кулак и ладошку) 
На ладошку села кошка и крадется потихоньку, 
(По ладошке перебирая пальчиками 
продвигается другая ладошка) 
Может, мышка там живет? 
Кошка мышку стережет. Мяу! 
(Как кошка царапать пальчиками ладошку, 
а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки) 

«Куклы на пальчике». Нарисовать на картоне верхнюю часть туловища героя без ножек, вырезать 2 отверстия для указательного и среднего пальца, пальцы дорисовать красками на водной основе (туфли, сапожки, копытца и т.д.)

Следующий вид пальчиковых игр – это игры манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Предлагаю вам вспомнить названия данных игр. «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире»,

«Пальчики пошли гулять» и т.п.. Как видно на слайде данные игры мы тоже используем в своей работе.

«Пишем на ладошке» (можно на спине) Ребенок закрывает глаза и отгадывает цифру, букву, геометрическую фигуру, затем меняетесь.

Пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми .

Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть деревянные грибочки, массажные мячи, карандаши и т.д. Упражнения с поролоновыми губками: «бантик», «лягушка», «бабочка». 

Следующий вид – это пальчиковые кинезиологические игры или по- другому их называют «гимнастика мозга»

Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.

Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности. А сейчас я предлагаю проиграть вместе с нами несколько кинезеологических. игр. «Ладонь, кулак, ребро» (разнонаправленные движения), «По голове похлопаем,  по животу погладим». Следующая игра называется «Лезгинка», коллеги предлагаю вам ладонь левой руки сжать в кулак, большой палец и мизинец отогнуть в стороны, а ладонь правой руки поставить горизонтально вот таким образом, затем под музыку чередовать руки. 

Следующий вид - пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.  В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно.

Этапы разучивания игр:

Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.

Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье.

В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными, продольными, кругообразными и комбинированными. Кроме того, применяются щипцеобразные, гребнеобразные поглаживания и просто глажение.

Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью и также бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным.

Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т. д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. При этом применяется несколько видов растирания: кругообразное подушечками пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы». Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев.

Стоит уделять большое внимание пальчиковым играм в разных видах деятельности. На занятиях по ФЭМП с помощью пальчиковой гимнастики обучаю детей счёту. На занятиях по развитию речи, например, «Путешествие колобка», можно  использую пальчиковую игру «Колобок», тем самым формируя слуховое восприятие, память и мышление.

С помощью потешек и пальчиковой гимнастики обогащается словарный запас детей, развивается их воображение и речь.

На занятиях по рисованию можно использовать  пальчиковые гимнастики: «Красивые цветы», «Наши ручки», они нужны для расслабления кисти руки.

Вывод:

Очень важно использовать пальчиковые игры во всех видах деятельности, т.к они дают положительный результат в развитии речи у детей дошкольного возраста.

В заключительной части семинара педагогам   раздаются памятки с рекомендациями по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Воспитатель: - Хочу закончить наш мастер-класс словами Василия Александровича Сухомлинского «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Желаю всем творческих успехов.



Предварительный просмотр:

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F-%D0%BF%D0%B0-%D1%8C%D1%86%D0%B5%D0%B2-50148597.jpg              «Семья»

Этот палец -  дедушка,

Этот палец - бабушка.

Этот палец - папочка,

Этот палец - мамочка.

Этот палец – я

Это вся моя семья.

«Биле»

Бу сабар – таадам,

Бу сабар – jаанам.

Бу сабар – адам,

Бу сабар – энем.

Бу сабар – мен

Бу ончо мениҥ билем.

«Сорока-белобока»

Сорока-белобока

Кашу варила,

Сорока белобока

Детишек кормила.

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала.

А этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил.

Каши не варил-

Тебе ничего нет.

https://fb.ru/misc/i/gallery/31546/2750216.jpg

«Саҥыскан»

Саҥыскан, саҥыскан

Аш-курсак кайнаткан.

Саҥыскан, саҥыскан

Балдарын азыраган.

Бу балага берген,

Бу балага берген,

Бу балага берген,

Бу балага берген.

Бу балага бербен:

Сен суу тажыбадыҥ,

Одын jарбадыҥ.

Аш курсак кайнатпадыҥ-

Сеге не де jок.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1133/000d6b2a-07aa6b68/hello_html_74f2aed.png

«Дружные пальчики»

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим пальцем в лес ходил.

С этим пальцем щи варил.

С этим пальцем кашу ел.

С этим пальцем песни пел.

           «Нак сабарлар»

Сабарым, сабарым, кайда болдыҥ?

Бу сабарла кыр бардым.

Бу сабарла аш-курсак астым.

Бу саабарла ажандым.

Бу сабарла кожоҥдодым.

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение  «Усть-Канский детский сад»

 

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Ловкие  

        пальчики»

https://1.bp.blogspot.com/-V-xdEpzdLyw/X3s3LzAlqHI/AAAAAAAAAaQ/zkLegoEOVps49oqm5WpQTKEaIZHH2e5ZwCLcBGAsYHQ/s817/7.png

«Машина каша»

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила маша кашу

Кошке - в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

Все до крошки раздала.

                                               https://i.pinimg.com/originals/c2/b5/f2/c2b5f215ee2ac3e5941df7dd0f817546.png 

«Машаныҥ аскан аш-курсагы»

Маша аш-курсак аскан,

Маша ончозын азыраган:

Кискеге – айакка,

Ийдичекке – сабатка,

Кискечекке - jаан калбакка.

Такаа ла азатпайларга - казанга,

Чочкочокко – тоскурга.

Ончо айак-казанды алган,

Ончо курсакты ÿлеген

Сидит белка на тележке,

продает она орешки.

Лисичке-сестричке,мишке толстопятому,

Воробью, синичке, заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

https://redbant.ru/images/red_bant-catalog-1000x1000_1/item/x9l9a7qcc0.jpeg

Тийиҥеш отурат,

Кузуктар садат.

Тÿлкÿчекке, айучакка.

Боро кушкашка, кöк тöшко.

Сагалду койонокко.

Кемге арчуулга,

Кемге колына.

«Котик»

Котик лапкой умывается

Видно в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл ротик.

Вымыл ухо, вытер сухо.

«Кискечек»

Эртен тура кискечек jунунат,

Айылдап барарга jазанат.

Тумчугын jунды,

Тиштерин jайды.

Кулагын jунды,

Кургада арчынды.

                              https://thumbs.dreamstime.com/b/%D1%81%D0%B0%D0%BC-%D0%BC%D0%B8-%D0%BE-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BA-%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0-53872369.jpg

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Бис бÿгÿн jурандыс,

Колдорысты иштеттис.

Сабарларысты амырадып,

Бис баштарыс jуранып.

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать

А за ней ребятки- желтые цыплятки

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!

Лапками грубите, зернышки ищите.

Съели толстого жука, дождевого червяка,

Выпили водицы полное корытце.

Такаа jалаҥга чыкты,

Азатпайларын кожо эчитти.

Jажыл öлöҥди кожо чокыды,

Балдарын мынайда ÿретти:

Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Менеҥ ырак барбагар,

Урен табып амзагар.

Семис коҥысты jиген,

Куртты кожо улешкен,

Тоскурдаҥ сууны   ичкилеген.

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D0%B8-%D1%86%D1%8B%D0%BF-%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D0%B8-66974404.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для конкурса «Воспитатель года» "Неповторимый предмет декора.

мастер-класс по технике декупаж-салфеточной технике, поможет из обычных предметов сделать неповторимые предметы интерьера. Даже детям это под силу!...

Мастер-класс на конкурс "Воспитатель года"

Мастер-класс по работе с родителями....

Мастер – класс «Необычное рисование» Воспитатель по изобразительной деятельности МДОУ – детского сада №15 «Ручеек» Львова А.М.

Одна из главных задач, которая стоит передо мной, как воспитателя изобразительной деятельности – помочь детям познать радость творчества. Поэтому я стараюсь раскрыть детям маленькие секреты рисования,...

Сценарий мастер - класса для старших воспитателей "Номенклатура дел старшего воспитателя ДОУ"

Спешу поделиться своим опытом. Данный мастер класс будет полезен старшим воспитателям....

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....

Конспект мастер-класса, проведённого для воспитателей и родителей учителем-логопедом и воспитателем: «Словарная работа с детьми с ОНР через инфографику».

Инфографика создаётся педагогом для привлечения внимания ребенка. В данном мероприятии педагоги (логопед и воспитатель) стремились показать родителям и воспитателям каким образом преподносится учебный...