Деловая игра "Логопедическая радуга"
план-конспект занятия по развитию речи
Предварительный просмотр:
ДЕЛОВАЯ ИГРА
«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАДУГА»
учитель-логопед Паскаль М.Д.
Цель игры: активизация компетентных возможностей педагогов в организации коррекционно-воспитательной работы по речевому развитию детей.
Задачи:
1. Развивать творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с обучающимися, имеющими речевые нарушения.
2. Создавать благоприятные условия для речевого развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.
3. Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников.
4. Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом и педагогами ДОУ.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, листы бумаги, фломастеры, простые и цветные карандаши, тканевый мешочек, шишки, прищепки, пуговицы, шнурки, бусы, карандаши, погремушка, зубная щётка, мячик, вата, конструктор, пирамидка, столы и стулья по количеству участников.
Ход проведения семинара-практикума
Учитель - логопед встречает педагогов в зале.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я предлагаю вам принять активное участие в увлекательной игре «Логопедическая радуга»!
- Артикуляционная гимнастика.
С помощью стихотворной сказки и показом движений я предлагаю вам выполнить артикуляционную гимнастику:
В недалёкой деревушке жили-были,
Не грустили - старичок со своею старушкой.
Утром, открыв окошко, проветривали свою избушку.
(открываем широко рот)
В деревню к ним пожаловали гости:
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
А с ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Старик со старухою всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)
Поцеловать они всех пытались (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись - в улыбочке губы, (снова широкая улыбка).
Чистили все свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком)
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Не забываем: полощем свой ротик чистой водою,
Чтоб свежим был ротик! (втягиваем щёки, надуваем)
Чашечки ставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На чай подули и остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Блин испекут и на блюдца положат (широкий язык лежит на нижней губе)
Блин пожуём, завернём и прикусим (покусываем распластанный язык, затем заворачиваем за нижние зубы и покусываем)
Блинчик с вареньем - малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чаю попили - никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак - варенье мы слижем! (кончик языка облизывает губы по кругу).
Скажем: «Спасибо!», вприпрыжку из дома!
На улице ждёт интересного и весёлого много!
Дед для внучат приспособил качели (широкий язык ставим по очереди то за верхние, то за нижние зубы)
Все дети на них покачаться успели.
Дед пересел на коня, внуки тоже,
Он перешёл на галоп, дети тоже… (щёлкаем языком),
Вот замедляет лошадка шажочки, (медленное цоканье с растягиванием подъязычной уздечки),
Что же мы видим? Мы видим грибочки! (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
Мы их срезаем, в корзинку кладём,
И на лошадке домой привезём!
Предлагаю вам поиграть в интерактивные речевые игры, которые способствуют активизации речи и мышления.
Задание № 2. Игра «Что на что похоже?»
Звучит логопедическая распевка:
Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета,
Есть кислое слово - лимон! ....
Уважаемые коллеги, подберите существительные к прилагательному по ассоциации.
Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел)
Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар)
Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка)
Задание № 3. Игра «Кошка»
Отгадайте загадку:
Вчера была мышегонятельная,
Вполне сметаноуплетательная,
Сегодня я диваноспальная,
Вполне подушкоодеяльная (кошка).
Задание: подберите как можно больше глаголов (Что делала? Что делает? Что будет делать?) к слову «кошка» (бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, умываться, кувыркаться и т.д.).
Кошка бывает какая?
Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая и т.д.
Задание № 4. Cкороговорки
С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.
Скороговорки традиционно используются при автоматизации поставленных звуков у детей.
«Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»
Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем (Кубик эмоций):
На «Кубике эмоций» изображена эмоция, с которой надо рассказать скороговорку:
На реке поймали рака, из-за рака вышла драка!
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…
Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,
Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
Задание № 5. Физкультурная минутка «Поймай заданный звук»
Я буду называть различные речевые звуки, а вам предлагаю подпрыгнуть (хлопнуть в ладоши) в том случае, если вы услышите заданный звук.
Задание № 6. «Чудесный мешочек»
Я предлагаю каждому достать из «чудесного мешочка» предмет и рассказать о его использовании в работе с детьми.
Задание № 7. «Игры-перевёртыши»
Предлагаю вам угадать зашифрованную фразу из стихотворения, детской песни или сказки.
Строчки из стихотворений:
Во поле берёзку срубили - «В лесу родилась ёлочка».
Ты ненавидишь мою коровку - «Я люблю свою лошадку».
Ваша Маша тихо смеётся - «Наша Таня громко плачет».
Лиса и шестеро цыплят - «Волк и семеро козлят».
Утки - индюшки - «Гуси - лебеди».
Бледненький кустик - «Аленький цветочек».
Пёс без босоножек - «Кот в сапогах».
Квадратик - «Колобок».
А теперь, посмотрим, как мы понимаем друг друга.
Задание № 8. «Объявление» (для активизации речи, мышления)
Предлагаю вам составить рекламное объявление для газеты о купле, продаже, обмене из 3-5 слов так, чтобы все слова начинались на один звук
Например, на звук [К]
Куплю красивую кошечку.
Подарю Павлику пирамидку.
и т.д.
Задание № 9. «Фонематический слух»
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже «козой косят луг», «коса щиплет травку», а «Мишина машина превращается в мыши на машине».
Предлагаю вам придумать рифмы к словам:
Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке … (жук)
Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась … (шишка)
Здесь в лесу есть злые звери,
Запирайте на ночь … (двери)
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке … (мяч)
Как-то вечером две мышки
Унесли у Пети … (книжки)
Не полезет Влад на ель
У него в руках … (портфель)
«Я трудиться не привык!»
Отвечает … (грузовик)
Мы собирали васильки
На головах у нас … (венки)
Задание № 10. «Фонематическое восприятие»
Фонематическое восприятие - это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»
Игра: «Отвечай - не торопясь»
Какое слово получится, если к слогу [РО] прибавить один звук?
(рот, ром, рог, ров, род, рок).
3. Заключительная часть
Вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча!
Уважаемые коллеги, выразите одним словом свое мнение или впечатление о мероприятии на предложенных листочках. Я предлагаю вам подойти к стенду, на котором изображена радуга и прикрепить свой листочек к «цвету вашего настроения».
Спасибо за внимание, за активное участие в семинаре-практикуме! Успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра "Основы делового общения"
Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...
Контрольная работа По дисциплине: Культура деловой речи Тема: «Культура деловой речи»
План: 1. Общая характеристика официально – делового стиля2. Динамика нормы официально – деловой речи3. Устная деловая...
Деловая игра для воспитателей «Логопедическая радуга»
Деловая игра помогает активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы,максимально раскрывает профессиональные знания и умения участников. В целях повышения т...
Деловая игра для педагогов "Логопедическая радуга"
Игра для педагогов поможет систематизировать знания в области образовательных технологий, повторить основные виды деятельности детей, постараться решить проблемные задачи....
Программа обучения педагогов деловой этике "Деловой этикет современного педагога»
Что такое «этикет»?Какой этикет считается деловым?Какие правила существуют в рамках понятия «этика делового общения»?...
Деловая игра для воспитателей "Логопедическая Радуга"
деловая игра для воспитателей...
Деловая игра для педагогов ДОУ "Логопедическая радуга"
Деловая игра для воспитателей ДОУ "Логопедическая радуга" предназначена для оказания помощи воспитателям в организации коррекционной работы по речевому развитию дошкольников....