Программа самообразования по теме: «Позитивная социализация детей 5-6 лет в процессе взаимодействия друг с другом»
методическая разработка
Данная программа самообразования поможет грамотно организовать процесс самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков, их использования и творческой интерпретации. И тем самым повысить уровень своей профессиональной деятельности в вопросах социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия друг с другом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Красноборский детский сад «Колосок»
Программа самообразования
Тема: «Позитивная социализация детей 5-6 лет в процессе взаимодействия друг с другом»
Форма самообразования: индивидуальная.
Срок реализации - 3 года.
Дата начала работы над темой: 1сентября 2019г.
Предполагаемая дата окончания работы: 30 мая 2022г.
Автор программы
воспитатель высшей категории
Ботякова Татьяна Александровна.
с. Красный Бор
2019г.
Содержание.
Номер страницы | |
Введение | 2 |
Актуальность темы | 2 |
Цель и задачи | 3 |
Предполагаемые результаты | 4 |
Этапы реализации программы самообразования. | 5 |
Литература | 11 |
Введение
Согласно пунктам 2.3 и 2.4 ФГОС ДО образовательная программа любой дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям.
Для этого необходим системно-комплексный подход, который включает три взаимосвязанных направления деятельности педагога:
1. Формирование положительного эмоционально-личностного отношения ребенка к взаимодействию со своими сверстниками.
2. Формирование способности к самоанализу своих действий в межличностных отношениях.
3. Формирование социально-личностного опыта общения с другими детьми.
Актуальность.
Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализация личности человека, т.е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Педагоги и родители как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, успешным. Кроме того, построение и формирование высших форм психической деятельности совершается именно в процессе социализации.
Проблема
Достаточно часто в общении ребенка со сверстниками возникают ссоры, обиды, несдержанность и оскорбления друг друга, приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга. Это негативно влияет на развитие личности дошкольников. Такие дети становятся замкнутыми, грубыми, завистливыми и даже жестокими. Ведь именно в детском саду дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения. Из этого следует, что проблема формирования межличностных отношений между детьми очень актуальна.
Крайне важно сформировать у ребенка умение вести себя адекватно в обществе других детей, согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, применять на практике нормы поведения.)
Поэтому немаловажные задачи в работе педагога – формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе
Решение данной выявленной проблемы определило мою цель.
Цель: Развитие личностных качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия друг с другом.
Исходя из этого, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Повысить уровень знаний путём изучения соответствующей литературы, посещение обучающих семинаров, консультаций ДОУ, самообразование по данной теме.
2. Разработать перспективный план работы с детьми по теме.
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
4. Оформить в группе уголок: «Моё настроение», пополнить зону
психологической разгрузки игровыми предметами.
5. Подготовить консультации, доклады, тренинги для педагогов на тему.
6. Провести педагогический проект: «Доброе сердце».
7. Подготовить картотеку игр на сплочение коллектива.
8. Подготовить собрания, консультации, памятки, рекомендации для родителей по теме.
Предполагаемые результаты:
Для воспитателя:
1 Сформированы профессиональные компетенции по развитию межличностных отношений детей.
2.Разработкано методическое обеспечение по развитию межличностных отношений воспитанников: планирование, проблемные игровые ситуации, коммуникативные игры, картотеки различных игр, конкурсы и др.
3.Проведены квест-игры и досуговые мероприятия социально-коммуникативной направленности.
4. Организована психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
5. Разработаны собрания, консультации для родителей.
Для детей:
1. Ребёнок умеет участвовать в совместной деятельности с другими детьми, вести себя адекватно в обществе детей и взрослых.
2. Уступает сверстникам, замечает и останавливает других детей, если они делают что-либо не по правилам, радуется успехам других детей.
3. Умеет определять по выражению лица настроение, выражать чувство сопереживания при общении со сверстниками.
4. Способен оказать посильную помощь другим детям в трудной ситуации.
5. Позитивно, вежливо и доверительно общается со сверстниками.
Этапы реализации программы
Этапы | Сроки реализации | Содержание работы | Практический выход |
1.Информационно - аналитический | |||
Самореа-лизация | сентябрь 2019 г.- май 2020г. | Изучение педагогической литературы: 1 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения М.: Педагогика, 1986. 2.Лэндрет Г.Л. Игровая терапия : искусство отношений М., 1998. 3.Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей М.: Издательство ГНОМ, 2011. 4.Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада М.: Педагогика, 1978. 5.Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками М.: Педагогика, 1989.5. 6.Снайдер М., Снайдер Р. «Ребёнок как личность». | Анализ методической литературы по теме. |
В течение всего периода | Изучение опыта работы коллег, посещение обучающих семинаров, консультаций ДОУ. Просмотр интернет- ресурсов, обзор периодических изданий | Материал по теме из интернет- источников: 1.http://www.maam.ru/ 2. http://nsportal.ru/ 3. http://www.prosv.ru/ | |
сентябрь 2019 г. | Подбор диагностических материалов: 1.Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция /. - М.: ВЛАДОС, 2005. 2.Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. | Диагностический инструментарий | |
октябрь 2019 г. | Проведение диагностики. | Составление индивидуального образовательного маршрута. | |
декабрь 2019 г. | Анализ ППРС группы. | Зонирование групповых помещений в соответствии с ФГОС ДО. | |
сентябрь – октябрь 2019г. | Разработка перспективного плана работы с детьми, конспектов НОД, мероприятий по теме. | Перспективный план, методические разработки, серии конспектов НОД. | |
март -апрель 2020г. | Изготовление дидактического материала, пополнение ППРС. | Создание уголка «Моё настроение», центр психологической разгрузки | |
сентябрь 2019г.- май 2020 | Сбор информации для создания картотеки. | Картотека игр для сплоченности коллектива. | |
2. Организационно - содержательный | |||
работа с детьми | сентябрь 2019г. | Тема: «Неразлучные друзья». 1.Проблемные игровые ситуации, беседы на тему «Неразлучные друзья». Обсуждение пословиц о дружбе. 2.Коммуникативные игры «Пожелания другу», «Назови ласково друга», «Здравствуйте». | Фотовыставка «Мои друзья». |
ноябрь 2019 г. | Тема: «Культура общения». 1.Проблемная игровая ситуация «Что такое «волшебные слова». 2.Игры-тренинги на формирование культура общения: «Разговор по телефону», «Разговор в магазине», «Разговор в автобусе» 3.Игры на обучение эффективным способам общения. |
Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Незнайки». | |
декабрь 2019 г. | Тема: «Мимика и жесты». 1.Игры-тренинги: «Испорченный телефон», «Через стекло», «Расскажи стихи без слов», «Робот», «Угадай-ка». 2.Двигательные импровизации «Ожившие игрушки», «Угадай, кто это». | Рисование: «Что я хотел (хотела) сказать». | |
февраль 2020г. | Тема: «Наши эмоции». 1. Проблемные игровые ситуации: «Что может тебя развеселить?», «Кто смешнее придумает название», «Рассмеши Царевну-Несмеяну», «Нарисуй хвостик с закрытыми глазами», «Что случилось?». 2.Коммуникативные игры «Волшебный клубочек», «Комплименты». 3.Дидактическая игра: «Угадай эмоцию». 4.Упражнения «Зеркало», «Азбука настроений». | Этюды-импровизации «Ссора», «Встреча», «Знакомство», «Угощение», «Удивление». | |
март 2020г. | Тема: « Мы – команда». 1.Игры на сплоченность, сотрудничество: «Паровозик», «Объятия», «Аплодисменты по кругу». 2.Игры, направленные на снятие конфликтности: «Коврик мира», «Кто пришел», «Примирение», «Отгадай, кто мы?», «Разъяренная обезьянка», «Кто за кем». 3.Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост». 4.Игры-соревнования: «Эстафета», «Сильнее, выше, быстрее». 5.Конкурс рисунков: «Наша группа» | Спортивно-развлекательное мероприятие «Ты, я, он, она, вместе – дружная семья!» | |
май 2020г. | Тема: «Хорошо - плохо». 1.Проблемные игровые ситуации «Почему так говорят: «Доброе сердце», «Как поступить». 2.Дидактические игры «Назови добрых героев», «Кто поступил правильно?», «Выбери правила хорошего тона» и др. 3.Сюжетно-ролевая игра «Поможем бабушке». 4.Игры-дразнилки, игры-мирилки. | Открытый просмотр НОД: «Дорогою добра». | |
сентябрь 2020г. | Тема: «В мире сказок». 1. Беседа «Чему учат сказки». 2. Проблемные игровые ситуации: «Расскажи, какой по характеру», «Угадай, что за герой?» «Как должен поступить герой?», «Чем мы можем помочь герою?», «Кто из героев поступил неправильно?», «Назови добрых героев» и др. 3. Игры-драматизации на основе сказок. 4. Квест-игра «Спасаем Колобка». | Викторина: «В гостях у сказки». | |
ноябрь 2020г. | Тема: «Наши младшие друзья». 1.Беседа «О необходимости бережного отношения к животным». 2.Проблемные игровые ситуации «Чем помочь бездомной кошке или собаке». «Как помочь птицам перезимовать», «Как ухаживать за цветами». 3.Развивающие игры: «Кто, где живет?» «Кто что любит?» «Узнай зверя по описанию» 4.Пoдвижные игры «У медведя во бoру», «Хитрая лиса» «Мыши водят хоровод» «Охотники и звери» «Гуси-лебеди» «Зайцы и волк». | Фотовыставка: «Наши младшие друзья». | |
январь 2021г. | Тема: «Мальчик и девочка». 1.Проблемные игровые ситуации: «За что нам нравятся мальчики(девочки)?» 2.Дидактические игры: «Подарки для Саши и Маши», «Кто что носит», «Имена». 3.Малоподвижные игры: «Угадай меня», «Найди такую же картинку», «Обмен». 4.Этюды-импровизации «Рыцари и дамы», «Ниточка и иголочка». | Групповой коллаж «Что любят мальчики и что любят девочки». | |
март 2021г. | Тема: «Лесные приключения». 1.Сенсорные игры: «Отгадай, что звучит», «Кто больше услышит звуков природы», «Угадай, кто позвал». 2.Дидактические игры: «Угадай, чей хвост», «Найди растение родного края», «Таинственные следы». 3.Развивающие игры «Интервью о животных», «Сезонные признаки в природе», «Чем отличаются …» 4.Эстафета «Лесной лабиринт». | Квест-игра «Тайник в лесу». | |
май 2021г. | Тема: «Труд украшает человека». 1.Развивающие игры «Назови профессию», «Чей инструмент?». 2.Игровые ситуации «Мамины помощники», «Строим дом из камней», «Украшаем участок д/сада». 3.Труд в природе и на участке: Расчистка клумбы от прошлогодней травы, сбор сухих веток, подметание веранды, посадка цветущих растений. 4.Конкурс «Лучший дежурный». | Социальная акция «Чистые дорожки». | |
сентябрь - февраль 2022г. | Тема: «Дружные ребята». 1.Игры на формирование умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», «Передай мое настроение», «Передай мое движение», «Повторяй за мной». 2.Хороводные игры «Бабушка Маланья», «Ходит Ваня», «Карусель», «Колпачок». 3.Подвижные игры «Сороко-ножка», «Поезд», «Воротики», «Встаньте те, кто …». 4.Этюды-импровизации «Удержи предмет», «Роботы», «Паутина», «Передай цветок (цветок, игрушку)». | Проект: «Дружные ребята». Оформление альбома: «Наша жизнь день за днем». | |
Работа с педаго-гами | октябрь 2019г. | Психолого-педагогический практикум для воспитателей «Социально-личностное развитие дошкольников в процессе взаимодействия ДОУ и семьи». | Методическая папка воспитателя «Формы взаимодействия с дошкольниками по формированию межличностных отношений». |
январь 2020г. | Консультация: «Культурные практики как средство развития личностных качеств». | Коллекции тканей, бумаги, камней. | |
ноябрь 2020г. | Доклад: «Развитие личностных качеств у детей 5-6 лет в процессе освоения норм поведения через проектную деятельность». | Проект: «Мы по правилам живем». | |
декабрь 2021г. | Консультация: «Формы организации позитивной социализации дошкольников». | Открытый просмотр Квест – игра «Секреты дружбы» | |
февраль 2022г. | Доклад: «Позитивная социализация детей посредством сюжетно – ролевых игр». | Картотека сюжетно – ролевых игр. | |
Работа с семьей | октябрь 2019г. | Консультация: «Особенности развитие личности ребенка».
| Папка-передвижка: «Конфликты детей». |
март 2020г. | Собрание: «Роль семьи в формировании личности ребенка». | Выставка поделок: «Моя мама мастерица». | |
сентябрь 2020г. | Тренинг для родителей «Социализация детей дошкольного возраста» | Картотека игр для родителей на тему «Социально - личностное развитие дошкольников»: «Играйте с детьми дома». | |
февраль 2021г. | Консультация: «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка» Тестирование: «Какой у вас стиль воспитания?» | Оформление стенда на тему «Социализация детей дошкольного возраста». | |
3. Обобщающий | |||
март 2022 г. | Подведение итогов, самоанализ. | Выступление с докладом об опыте работы. | |
апрель 2022 г. | Оформление результатов по теме. | Отчет – презентация о проделанной работе. | |
4.Заключительный | |||
май 2022г. | Транслирование полученного опыта. | Публикация методического материала на своем сайте http://nsportal.ru/, в журналах |
Литература:
Методическая литература:
1.Абашина Н. Педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание. - 2010. № 4.- C. 20-26.
2.Антонова Т.В. Особенности социального поведения детей в игре // Руководство играми в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Педагогика, 2006.
3.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
4.Бариленко Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности // Вопросы психологии. - №4. - 1996.
5.Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
6.Деркунская В.А., Рындина А.Г. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Центр педагогического образования, 2017.
7.Ершова А.П., Букатов В.М. Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников. – СПб: Образовательные проекты. - М: НИИ школьных технологий, 2008.
8.Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.
9.Коммуникативная компетентность дошкольников. Сборник игр и упражнений. - М: Книголюб, 2006.
10.Короткова, Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) //Ребёнок в детском саду, 2006, № 5.- С. 83.
11.Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014
12.Пенькова, Л.А. Под парусом Лето плывет по Земле: методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей / Л.А. Пенькова. – М.: Линка-пресс, 2006.
13.Смирнова Е.О. Развитие отношений к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - № 3. - 1996.
14.Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция /. - М.: ВЛАДОС, 2005.
15.Солнцева, О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание.- № 4.- 2005.- с.33-37.
16.Тимофеева Л.Л. Планирование образовательной деятельности и оздоровления детей в ДОО в летний период. 2014.
Нормативно - правовые документы:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Интернет – ресурсы:
1.http://www.maam.ru/ - международный образовательный портал.
2. http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования.
3. http://www.prosv.ru/ - издательство «Просвещение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра «Самый лучший домик» Цель: Взаимодействие детей друг с другом естественным образом, приобретение новых знаний не только о других детях, но и о себе. Выявление стратегии поведения. Осознания свое реальное «Я». Повышение самооценки и развитие по
Я работаю с детьми в методике игровой психотерапии в течении двух лет, как в групповом фармате, так и в индивидуальном. Эта методика дает хорошие результаты. Я представляю од...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Социализация» Тема: ”Знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций”
Тема ”Знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций”занятие направленно на создание условий для естественного психологического развития ребёнка....
Тема: Позитивные результаты развития детей в различных видах деятельности
Программа дошкольного образования основана на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении. Дети приобретают знания в ходе самостоятельной деятельности. Педаго...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе Социализация." Как жить на свете туго, без подруги или друга!"
Данный материал Формирует у детей понятия друг или подруга, дружба. Закрепляет положительные ассоциации с этими понятиями. Учит детей определять эмоциональное состояние окружающих....
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ, СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ, РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
игры на развитие дружеских взаимоотношений между воспитанниками...
буклет – памятка для родителей о толерантности «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!»
Буклет – памятка для родителей о толерантности «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!»...
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для позитивной социализации, мотивации и поддержки индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности
laquo;Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким,– и тем понятнее и легче оно, чем менее знаком человек теоретич...