Методическая разработка семинара-практикума «Игровые технологии интеллектуально - математического развития»
методическая разработка по математике
Методическая разработка семинара-практикума «Игровые технологии интеллектуально - математического развития»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_femp.docx | 63.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель семинара-практикума:
- Развитие творческой активности и инициативы педагогов;
- Повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми,
План семинара-практикума
Теоретическая часть
- Значение математических игр в умственном развитии детей.
- «Путешествие по развивающим играм»
Практическая часть
- Показ приемов работы с играми и дидактическим материалом к ним.
Слайд 1.
Уважаемые педагоги! Сегодня мы поговорим о математике и математическом развитии детей дошкольного возраста.
Вопрос: место рождения математике?
* Математика как наука родилась в Греции. В странах-современниках Эллады математика использовалась либо для обыденных нужд (подсчёты, измерения), либо, наоборот, для магических ритуалов, имевших целью выяснить волю богов (астрология, нумерология и т. п.). Греки подошли к делу с другой стороны: они выдвинули тезис «Числа правят миром». Или, как сформулировал эту же мысль Галилей два тысячелетия спустя: «книга природы написана на языке математики».
Слайд 2.
В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.
Одна из основных задач дошкольного образования - интеллектуальное развитие ребенка.
Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами. Математика развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям при обучении в школе.
Слайд 3.
Как правило, дети способны выполнять прямые инструкции педагога («поставь столько же», «сосчитай») и затрудняются в выполнении творческих заданий, где необходима гибкость мышления. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению, ребенок перестает самостоятельно думать и творить, лишается радости открытия и постепенно может потерять способность фантазировать, неординарно мыслить.
Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявлять свои дарования, нужно умелое руководство со стороны взрослых. И нашей задачей, как педагогов, является использование разнообразных методов обучения, в том числе и игровых.
Огромную возможность для интеллектуально – творческого развития дают развивающие игры. Они служат «пищей» для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны, способны удовлетворить потребности ребенка в активности. В процессе работы воспитатель должен создавать условия для реализации интересов детей в разных видах игр, способствовать развитию инициативы и самостоятельности, активности в реализации поставленных задач.
Система увлекательных игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений помогает подготовить детей к школе и позволяет усвоить основную общеобразовательную программу дошкольного образования, способствуя:
- Формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;
- Овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
- Развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей.
- Формированию умения понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно.
- Формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
- Развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей.
- Развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
- Развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Сайд 5.
Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами;
2. Игры путешествие во времени;
3. Игры на ориентировки в пространстве;
4. Игры с геометрическими фигурами;
5. Игры на логическое мышление.
Современные математические игры разнообразны. В них ребёнок осваивает эталоны, модели, речь, овладевает способами познания, развивается мышление.
Среди всего многообразия дидактических игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить интеллектуально-развивающие игры. Основное назначение этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Характерной чертой данных игр является наличие в них ни какого-то познавательного содержания, а поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирование своих умственных операций.
На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.
Слайд 6.
Основное правило работы с развивающими играми, которое должны знать педагоги – никогда не отказывать в помощи, если у ребенка что – то не получается, так как в противном случае может пропасть интерес к предлагаемым играм.
Для интеллектуального развития ребенка в группах должна быть соответствующая предметно – развивающая среда. Игровой материал должен состоять из пособий как для одного ребенка, так и для небольшого детского коллектива. Одно из требований к дидактическому материалу – это многообразие игр от простого к сложному. Насыщенность игрового материала определяют возрастные особенности детей. Основной формой обучения являются игровые занятия с группой детей из 7-9 человек. Большое значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Слайд 7.
Педагогу необходимо строить работу на основе следующих принципов:
- от простого к сложному;
- учет индивидуальных и психофизических особенностей детей;
- безоценночность: при проведении всех игр необходимо исключить замечания, гораздо важнее и эффективнее поддерживать и поощрять каждого ребенка;
- соревновательный момент: при проведении игр необходимо использовать интерес детей к соревнованиям (начинать следует с детьми старшего дошкольного возраста, но осторожно, учитывая индивидуальные особенности ребенка).
Дидактическая игра занимает особое место в обучение дошкольников, потому что является самой доступной для них формой деятельности. Она позволяет легко и быстро овладеть знаниями и таким образом готовит к началу учебы в школе. Обучение дошкольников математике немыслимо без использования занимательных игровых заданий, развивающих математических игр.
Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке.
Слайды 8 - 22 «Путешествие по развивающим играм»
Практическая часть
2- й ведущий: Для продолжения нашего семинара и практической работы предлагаю разделиться на четыре группы. Для этого нужно встать в круг и рассчитаться на первый, второй. Получилось две команды, каждая из которой таким же образом делиться еще на две. В итоге получились 4 группы. Каждая группа занимает места за определенным столом.
Занимательные игры, задачи на смекалку, головоломки вызывают у ребят большой интерес. Сегодня в арсенале педагогов есть множество методических систем, каждая из которых интересна по – своему: развивающие игры Бориса Павловича Никитина «Кубики для всех», «Сложи узор», «Точечки», «Дроби», «Сложи квадрат», рамки – вкладыши Монтессори, логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, квадраты Воскобовича и др. Данные игры позволяют развивать психические процессы, мыслительные операции, креативность мышления, а также осуществлять индивидуальный, личностно – ориентированный подход к детям.
Представляем игру «Сложи квадрат». Это головоломка, где нужно из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. В этой игре происходить тренировка цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.
Задание 1 - «Сложи квадрат» (разрезные квадраты Б.П. Никитина) Каждой подгруппе педагогов предлагается за определенное время сложить квадрат из разрезных частей.
Следующая игра – цветные палочки известного бельгийского ученого Дж. Кюизенера. Игры – занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Задание 2 «Воспроизвести предмет по его контуру» (с палочками Кюизенера). Задание способствует развитию аналитических способностей.
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Развивать логическое мышление дошкольников целесообразно в русле математического развития.
Предлагаем познакомиться с новой игрой и выполнить задание
Задание 3 - «Составь пример» (Приложение 1)
- найти пары одинаковых чисел и пары одинаковых букв и закрыть их фишками;
- составить пример из оставшихся чисел и знаков
- из каких ещё двух чисел можно получить число данное число?
В настоящее время имеется большое разнообразие развивающих методик, обучающих чтению, письму и счету, но, как правило, они направлены на развитие одной из составляющих общей грамотности. Игровая методика «Пифагорик», с которой мы сегодня вас познакомим, является универсальным способом обучения чтению, письму и счету одновременно. (Приложение 2).
Занятия с использованием игровой методики «Пифагорик» можно выстроить как путешествие по сказкам, в ходе которых дети выполняют задания, направленные на развитие памяти и внимания, мышления и воображения, на развитие общей моторики, речи, дошкольники знакомятся с основами грамоты и счета. Занятия способствуют решению проблем интеллектуального и эмоционального развития воспитанников, дошкольники учатся творческому многовариативному подходу к решению задач, учатся ставить перед собой цель, планировать способ ее реализации и достигать ее.
А сейчас задание 4 для педагогов по игровой методике «Пифагорик»:
- Выбрать все прямоугольник (квадрат – это тоже прямоугольник) и сосчитать их (6), треугольники (17), трапеции (5), четырехугольники (15);
- Выбрать фигуры одного типа (например прямоугольники) и выписать (выбрать из азбуки) буквы, которые живут в этих домах (в прямоугольниках – Ё, Ф, Ж, А, Р, С);
- Составить слова из этих букв (ёж, фара, жар, сажа и т.д.)
Разгадывание ребусов для многих людей доставляет большое удовольствие: это своеобразная гимнастика ума, превосходная тренировка для логического мышления, терпения, силы воли, усидчивости, настойчивости. Самые простые ребусы могут решать и дошкольники.
Для детей работа с ребусами решает очень много педагогических задач:
- знакомство с окружающим миром и явлениями природы;
- расширение кругозора;
- развитие зрительной и моторной памяти, внимания;
- развития речи. Разгадывание ребусов требует предварительной работы. Ребе6ок должен владеть начальными навыками чтения и иметь представление о том, что слова состоят из звуков и что слово можно выражать графически, т.е. написать или выложить из букв.
Задание 5. Посмотрите внимательно на образец и выполните задание «Нарисуйте фигуры по знакам изменения».
Рефлексия.
Ведущий: Просим педагогов высказать свое мнение о данном мероприятии, что нового и интересного вы для себя узнали.
Тесная взаимосвязь в логико-математических играх обучения и развития позволяет полнее реализовать умственные возможности дошкольников: дети творчески осваивают знания, у них развивается познавательная активность. «Учиться можно только весело... Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат неспециалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ним трудно не согласиться.
Приложение 1
Игра «Составь пример»
Б | 4 | О | 5 | Г | К | 3 |
М | 1 | + | 9 | А | 7 | |
- | 3 | В | 2 | Г | ||
Г | Б | Н | 8 | Н | 6 | |
0 | = | 6 | М | 5 | Г | 1 |
9 | К | А | 8 | - | 7 | В |
Приложение 2
Игровая методика «Пифагорик» помогает находить и правильно называть буквы, цифры, геометрические фигуры, читать, сочинять и конструировать
Б 2 Л 13 Щ 27 | С 19 | Ё 7 |
В 3 Ь 30 Ъ 28 М 14 | |
Ф 22 | ||||
З 9 Ч 25 Ю 32 О 16 | П 17 Я 33 А 1 Ы 29 Х 23 | Э 31 Ц 24 Ш 26 Д 5 | ||
Н 15 Е 6 У 21 | Ж 8 И 10 Т 20 | Г 4 К 12 | Р 18 |
Это игровое поле – это город, в котором живут буквы. У каждой буквы есть свой дом под определенным номером – от 1 до 33, по количеству букв в алфавите. Дом каждой буквы имеет свою геометрическую форму – треугольник, четырехугольник, квадрат, прямоугольник, трапеция.
Примеры заданий:
1.Найти цифры и посчитай от 1 до 10, от 10 до 20 (в прямом и обратном порядке);
2.Найти и назвать буквы, которые я назову, в порядке алфавита и др.;
3.Выбрать все прямоугольник (квадрат – это тоже прямоугольник) и сосчитать их (6), треугольники (17), трапеции (5), четырехугольники (15);
4.Выбрать фигуры одного типа (например прямоугольники) и выпиши (выбери из азбуки) буквы, которые живут в этих домах (в прямоугольниках – Ё, Ф, Ж, А, Р, С);
5.Составить слова из этих букв (ёж, фара, жар, сажа и т.д.);
6.Найти буквы по адресам 12, 16, 20,; 13, 10, 19, 1 и составить из них слова (кот и лиса). Вспомнить сказки с этими героями, найти недостающего героя – ПЕТУХ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников"
игры...
Методическая разработка "Реализация ФГОС через игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста"
Ориентированность федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации, на развитие личности и реализацию ...
Методическая разработка "Реализация ФГОС через игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста"
Ориентированность федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации, на развитие личности и реализацию ...
Методическая разработка "Реализация ФГОС через игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста"
Ориентированность федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации, на развитие личности и реализацию ...
Методическая разработка семинара- практикума «ТРИЗ - технологии как эффективное средство развития монологической речи дошкольников».
Настоящая методическая разработка была создана с целью систематизировать знания и совершенствовать умения педагогов в области использования современных технологий развития монологической речи (ТРИЗ, м...
Методическая разработка.Конспект проблемно-игровой ситуации по математическому развитию для детей младшей группы «Весёлое путешествие»
Методическая разработка.Конспект проблемно-игровой ситуации по математическому развитию д...
Методическая разработка. Семинар-практикум "Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ"
Методическая разработка представляет собой конспект семинара-практикума, проведенного в форме аукциона педагогических идей по использованию коррекционно-развавающих технологий...