К О Н С П Е К Т в кружке «Музей и дети» на тему: «Третье чудо света – египетские пирамиды, пирамида Хеопса и Сфинкс. Путешествуем на космическом корабле». Для воспитанников старшей группы
материал (старшая группа)
Цель: Активизировать умение детей использовать знакомые источники информации для уточнения представлений об одном из Чудес Света.
Задачи:
1. Актуализировать знакомые способы добывания информации.
2. Совершенствовать умение получать информацию, задавать вопросы на интересующую тему, делать выводы из полученной информации.
3. Продолжать учить фиксировать информацию с помощью символических изображений.
4. Способствовать составлению связного рассказа на основе полученной информации.
Использовать при изготовлении макета приобретенные ранее математические знания и конструктивные навыки.
Материал: сувениры из Египта, фотографии, путеводители, книги и журналы о Египте, «Дерево знаний» с символическими изображениями способов исследования, глобус, карта мира, видеофильм, компьютер , материал для изготовления макета пирамиды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.79 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 63 «Золотой петушок» города Смоленска
К О Н С П Е К Т
в кружке «Музей и дети» на тему:
«Третье чудо света – египетские пирамиды, пирамида Хеопса и Сфинкс. Путешествуем на космическом корабле». Для воспитанников старшей группы № 2 «Здоровячки» (5-6 лет)
Воспитатель:
Матанцева Е.А.
1 кв. категория
г. Смоленск,
2020-2021 уч.год
Цель: Активизировать умение детей использовать знакомые источники информации для уточнения представлений об одном из Чудес Света.
Задачи:
- Актуализировать знакомые способы добывания информации.
- Совершенствовать умение получать информацию, задавать вопросы на интересующую тему, делать выводы из полученной информации.
- Продолжать учить фиксировать информацию с помощью символических изображений.
- Способствовать составлению связного рассказа на основе полученной информации.
- Использовать при изготовлении макета приобретенные ранее математические знания и конструктивные навыки.
Материал: сувениры из Египта, фотографии, путеводители, книги и журналы о Египте, «Дерево знаний» с символическими изображениями способов исследования, глобус, карта мира, видеофильм, компьютер , материал для изготовления макета пирамиды.
Ход образовательной ситуации:
1. Выбор темы исследования
Педагог обращает внимание детей на приготовленные сувениры и фотографии. Дети рассматривают выставку:
- Как вы думаете, откуда привезли эти фотографии и предметы? Все эти сувениры и фотографии из Египта. Что вы знаете о Египте и Египетских пирамидах?
Высказывания детей.
- Я знаю о том, что Египетская пирамида – одно из семи чудес света. А вы знаете, почему она считается чудом света? Хотите узнать, что такое пирамиды? Где они расположены? Для чего и кто их строил? Из чего построены пирамиды?
2. Поиск и предложения возможных вариантов исследования.
- Где и как можно найти информацию о пирамидах?
Дети высказываются о знакомых методах исследования, возможных в стенах детского сада. Символические обозначения методов исследования вывешиваются на Дерево знаний (спросить у взрослого или сверстника, прочитать в книге, найти информацию на сайте в Интернете, посмотреть познавательный фильм)
- Уточним: что нам надо узнать:
Что такое пирамиды?
Где они расположены?
Для чего и кто их строил?
Из чего построили пирамиды?
- Поскольку вопросов для исследования много, предлагаю объединиться в пары. Каждая пара будет искать информацию по своему вопросу, и фиксировать с помощью символов на бумаге. Собрав всю информацию вместе, мы получим целое сообщение, его «доклад», которое вы сможете рассказать другим людям (родителям, друзьям, гостям).
- Какие методы исследования будем использовать? (книги, взрослый человек, видеофильм, компьютер – Интернет)
- Подумайте, каким способом можно объединиться в пары? Все согласны с этим способом? Тогда объединяйтесь.
Каждая пара получает карточку с символическим изображением метода исследования и вопроса, по которому надо найти информацию.
1-я пара идет искать информацию с помощью видеофильма.
Что такое пирамиды?
2-я пара идет искать информацию с помощью взрослого – гостя, который был в Египте и видел пирамиды.
Где расположены пирамиды?
3 я пара идет искать информацию с помощью книг
Кто строил пирамиды?
Из чего построили пирамиды?
Что нужно уметь человеку, чтобы найти информацию в книге? (читать) Кто из вас сможет прочитать и найти ответ на вопросы?
4 я пара идет искать информацию с помощью компьютера.
Для чего строили пирамиды?
5-я пара остается с воспитателем, рассматривает изображение Египетской пирамиды в книге и изготовляет макет пирамиды из четырех равнобедренных треугольников.
3. Сбор информации
1 пара детей вместе с учителем-логопедом смотрят видеофильм.
Содержание фильма: «Пирамида – это усыпальница фараона. Таких в Египте построено немало, но пирамида Хеопса самая высокая, самая могучая, самая известная. Египетские пирамиды – одно из Семи чудес света. Египетские строители, не имея никаких машин для строительства, строили огромные пирамиды руками только при помощи рычагов и веревок много лет. Пирамида – самое большое сооружение, воздвигнутое человеком в древние времена. Высота ее равна 50-ти этажному небоскребу. Сейчас к пирамиде приезжает очень много туристов, чтобы увидеть сооружение грандиозное, но бесполезное. В древние времена появилась арабская пословица «Все на свете боится времени, но время боится пирамид». После просмотренного фильма педагог беседует с детьми о содержании:
- Что запомнили? Как можно зарисовать эту информацию, какими символами обозначить? Как можно зарисовать слово «усыпальница»? Что тебе напоминает это слово?
2 пара обращается за помощью к гостю.
Рассказ гостя: «На земном шаре много разных континентов, один из них называется Африка (показ на карте). В Африке много разных стран. На побережье Красного моря расположена такая страна, как Египет (показ на карте). В этой стране всего одна река – Нил (показ на карте) и много-много пустынь (рассматривание фотоизображений реки и пустыни). На берегу реки Нил построен главный город Египта – его столица Каир. Это очень древний и большой город (рассматривание фотографий). Недалеко от Каира в долине реки Нил древние египтяне построили пирамиды. Люди со всего мира приезжают посмотреть на пирамиды, узнать, кто их строил, для чего и как».
Вопросы гостя:
- Вы узнали все, что хотели?
- Где расположены египетские пирамиды? На каком континенте? В какой стране? Возле какого города? Как все это можно записать?
3-я пара вместе со вторым воспитателем, Мариной Анатольевной, изучают содержание книг: Ганс Райхардт «Семь Чудес Света», Ч.А. Крылов «Чудеса света», Журнал «Чудеса и тайны».
Текст, предложенный для прочтения детям:
«Пирамиды строили из огромных каменных блоков. Строители переплывали на больших лодках реку Нил. Там они вырубали каменные глыбы, потом обтесывали и делали их прямоугольной формы. Каждый такой каменный блок был весом с автомобиль. Каменные блоки грузили на лодки и переправляли на берег, где строили пирамиду. Блоки тащили при помощи быков и людей, а потом поднимали рычагами наверх. Эта работа была очень опасной и тяжелой. Когда пирамида была построена, ее обложили белым камнем – известняком. От этого пирамида блестела на солнце, и ее было видно издалека. Строительство пирамиды продолжалось 20 лет».
«Египетские цари – фараоны звали крестьян для строительства пирамид. Огромная река Нил разливалась и оставляла на своих берегах плодородную землю, на которой крестьяне собирали урожай овощей и зерна. А после сбора урожая все мужчины становились строителями пирамиды. Работа была очень тяжелой, потому что в древние времена не было строительных машин.
После прочтения текста детьми, (дети прочитывают отдельные фразы) воспитатель уточняет через вопросы его содержание:
- О чем прочитали? Придумайте символы, которыми обозначите прочитанное. Далее педагог предлагает детям зафиксировать полученную информацию с помощью условных обозначений:
- С помощью какого символа можно обозначить слова «тяжелая и опасная работа», «грузили на лодки и переправляли на другой берег»? и т.д.
4 пара детей вместе с заместителем заведующей подходит к компьютеру. Взрослый объясняет и показывает, как с помощью Интернета можно найти нужную информацию. Главное правило Интернета – правильно сформулировать вопрос. Взрослый спрашивает у детей, какой вопрос их интересует, набирает его в строке поиска: «Для чего строили Египетские пирамиды». Информацию, найденную в Интернете взрослый зачитывает детям: «Египетские цари строили в пустыне гигантские каменные пирамиды, в которых их хоронили. Когда царь умирал, его тело обертывали полотном и бальзамировали, чтобы тело сохранилось – это называлось мумией. Потом, умершего царя везли в пирамиду и оставляли там вместе с его драгоценностями, одеждой, мебелью, оружием и даже продуктами, потому что древние египтяне думали, что все это понадобиться царю после смерти. Иногда грабители пытались проникнуть в пирамиду и похитить сокровища».
Вопросы к детям:
- Что вы запомнили? Что вы будете рассказывать детям? Зафиксируйте эту информацию символами. Какими символами можно обозначить слова «драгоценности», «одежда», «оружие», «мебель», «продукты»? Все запомнили?
5-я пара детей вместе с воспитателем создают макет пирамиды, используя знакомые способы конструирования и измерения с помощью условной мерки. Для изготовления равнобедренного треугольника готовят три условных мерки одинаковой длины. Дети складывают мерки в треугольник, отмечают карандашом вершины, соединяют с помощью линейки и вырезают треугольник – одну сторону пирамиды. При этом дети используют сформированные навыки сотрудничества. Для завершения работы над макетом узнаем у ребенка, который просмотрел видеофильм, что Египетские пирамиды окружает пустыня, используем песок, коробку и ранее изготовленные детьми на занятии ручного труда фигурки верблюдов.
4. Обобщение полученных данных.
Дети, изучив информацию по своему вопросу в разных источниках и зафиксировав ее символами, собираются за одним столом и обмениваются информацией друг с другом для построения единого доклада.
5. Презентация доклада.
Среди детей определяется докладчик (по желанию детей или выбору воспитателя). Выбранный ребенок встает за трибуну и с помощью символических изображений рассказывает про Египетские пирамиды гостям. По окончании доклада присутствующим взрослым предлагается задать вопросы исследовательской группе.
6. Итог занятия.
- Что нового вы узнали?
- Как узнали? С помощью чего?
- Какие трудности испытывали?
- Как справились с трудностями?
- Кому расскажите о том, что вы узнали?
7. Побуждение к самостоятельной познавательной деятельности.
- Я взяла в библиотеке книгу «Семь чудес света», которую вы можете рассмотреть и узнать, что еще называют «чудесами света» и почему.
Приложения
Игра – путешествие
«Чудеса света. Пирамида Хеопса».
Продолжительность НОД: 30 минут
Цель: познакомить детей с чудом света «Пирамида Хеопса».
Задачи:
- Создать условия для обогащения представлений о чудесах света, как примере рукотворной деятельности человека.
- Развивать речь детей, мелкую моторику, мышление.
- Поддерживать интерес к поисковой деятельности, желание работать в команде, добиваться результатов.
Оборудование:
- План – схема группы
- «Билет» в Египет
- Интерактивный глобус
- Проект «Египет»
- Разрезная картинка с изображением пирамид
- Средства для просмотра видео - презентации
- Незаконченные схемы пирамиды, карандаши или маркеры
- Конструктор
- Раскраски с изображением пирамид и сфинксов
Методы и приемы:
- Словесные
- Наглядные
- Практические
- Игровые
Предварительная работа: работа над проектом «Египет».
Сюрпризный момент. Поиск билета по плану группы.
Посмотрите, ребята, к нам пришел необычный гость.
-Здравствуйте, кто вы?
-Я - путешественник. Я путешествую по всему миру и ищу чудеса со всего света. Сегодня почтальон принес мне странное письмо. Давайте вместе посмотрим, что там написано. (Развернув свиток, мы обнаруживаем письмо и план группы с указанием, где спрятан билет на самолет в Египет).
-Ребята, давайте поможем путешественнику найти билет. (Дети, пользуясь планом группы, находят спрятанный билет).
-Спасибо, ребята. А вы хотите отправиться со мной в путешествие в Египет? (Да)
План-схема группы, билет в Египет
2мин
- Использование интерактивного глобуса. Поиск местоположения на карте мира(глобусе)государства Египет и ознакомление с краткой информацией о государстве.
-Прежде чем отправиться в путешествие, нам необходимо познакомиться со страной, в которую мы отправимся. В этом нам поможет наш волшебный глобус. Для начала нам нужно найти местоположение государства Египет на макете нашей Земли. (Дети ищут Египет на глобусе)
-Чтобы узнать необходимую информацию о Египте, нам опять на помощь придет волшебный глобус. (Дети прослушивают краткую информацию о стране).
-Мы узнали достаточно о Египте. Теперь можем отправляться в путь. Занимайте свои места в самолете.
Интерактивный глобус
3мин
- Физ. минутка
Игра «Самолеты»
1мин
- Ознакомление с проектом «Египет». Рассказ ребенка по теме проекта.
Дорогой путешественник, расскажите нам, пожалуйста, что вы знаете о Египте. (Путешественник рассказывает детям о Египте, показывает картинки с изображением пирамид, сфинксов и т.д. так же сообщает, что в Египте находится одно из чудес света)
Проект «Египет»
4мин
- Собери картинку. Из разрезных частей собрать картинку с изображением пирамиды Хеопса.
А чтобы узнать какое чудо света находится в Египте, нам нужно собрать картинку. (Дети собирают картинку из частей, на картинке изображена пирамида Хеопса).
Картинка с изображением пирамиды, разрезанная на несколько частей
3 мин
- Презентация «История создания пирамиды Хеопса».
- Посмотрите, детки, на картинке изображены Пирамиды. Садитесь поудобнее и приготовьтесь. Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие в прошлое, чтобы узнать историю этого чуда света. (Дети садятся на стульчики перед монитором и знакомятся с историей строительства пирамид).
Средства просмотра слайдов
3мин
- Мы – архитекторы. Дорисовывание изображения пирамиды.
-Знаете ли вы профессии людей, которые участвуют в открытии и создании чудесных сооружений?
(археолог, архитектор, скульптор, строитель)
- Ребята, а вы хотите построить пирамиду (Да)
- Представьте себе, что вы известные архитекторы и вам нужно нарисовать проект нашей пирамиды.
(Детям раздаются листочки, на которых с помощью точек изображены пирамиды).
-Нужно правильно соединить все точки, чтобы получилось изображение пирамиды.
Незаконченные схемы пирамиды, карандаши или маркеры
3 мин
- Мы - строители. Изготовление макета пирамиды из конструктора
- Молодцы. Теперь можно приступать к строительству пирамиды. Нам для этого потребуется строительный конструктор.
- Вы помните, что основание пирамиды имеет форму правильного квадрата. Это значит, что все стороны основания одинаковы по длине.
(Дети выкладывают основание пирамиды квадратной формы, затем начинают строить пирамиду в соответствии с нарисованной схемой. Воспитатель наблюдает и дает советы).
- Молодцы, ребята. Посмотрите, какая у нас получилась пирамида.
Конструктор
8 мин
- Заключение. Обобщение полученной детьми информации.
П.- Спасибо вам, ребята. Вы очень помогли мне в моем путешествии. Я узнал очень много об этом чуде света. Но, говорят, оно не единственное на свете. Буду очень рад, если вы поможете мне найти и остальные чудеса света. А сейчас мне пора. До свидания, ребята.(Путешественник благодарит детей и уходит).
В.- Детки, вам понравилось наше путешествие? (Да)
Что нового вы узнали?
(Пирамида – одно из чудес света. Ее построили в древней Греции. Раньше в Греции правили фараоны).
В.- На память о нашем путешествии вы получаете вот такой сюрприз (воспитатель раздает детям раскраски с изображением пирамид и сфинксов).
-А впереди у нас еще много новых путешествий и открытий. До новых встреч.
Раскраски с изображением пирамид и сфинксов.
3 мин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/22/picture-449462-1421909116.jpg)
Конспект НОД по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на космическом корабле»
Конспект НОД по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/15/picture-859989-1481780527.jpg)
Конспект совместной деятельности с детьми средней группы "Путешествие на космическом корабле"
Занятие дает детям представление о космосе, первых космонавтах, космических ракетах, что мы - жители планеты Земля....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/18/picture-1127696-1552907186.jpg)
конспект интегрированной деятельности по познавательному развитию "Путешествие на космическом корабле" в подготовительной группе
знакомство детей с историей освоения космоса, расширение представлений о современных профессиях в космосе....
К О Н С П Е К Т в кружке «Музей и дети» на тему: «Волшебный мир сказок в картинах мировых художников: сказки Г. Х. Андерсена»
Цели:1.Продолжать знакомство детей с творчеством Г.Х.Андерсена. Повторить знакомые сказки (сюжет, главные герои) и познакомить со сказкой «Соловей». Учить детей понимать мораль сказки, выр...
НОД по плаванию для воспитанников старшей группы «Космическое путешествие»
Конспект НОД по плаванию для воспитанников старшей группы «Космическое путешествие»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/26/picture-461794-1516996482.jpg)
методическая разработка конспект ООД "Космические дали" для воспитанников старшей группы
Данное занятие разработано для воспитанников старшей группы. Цель: закрепить представления детей о космосе, формировать представления о планетах солнечной системы.Задачи:-...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/12/picture-724475-1449934517.jpg)
Спортивно-познавательная игра-занятие «Космические путешественники» (для воспитанников старшей группы)
Возрастная категория: старший дошкольный возраст 6 лет.Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речев...