Статья :"Наземный городской общественный транспорт"
статья (старшая группа)

Ломакина Наталья Викторовна

Статья :"Наземный городской общественный транспорт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_lomakina_n.v_23.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Городской наземный пассажирский транспорт, как объект проектной деятельности детей старшей группы

Ломакина Наталья Викторовна,

воспитатель ГБДОУ № 16

Василеостровского района

Аннотация: В статье рассматриваются приемы организации проектной деятельности по лексической теме «Транспорт», с опорой на изучение городского наземного пассажирского транспорта детьми старшей группы(5-6 лет). Проектная деятельность реализуется в рамках познавательного развития (ознакомление с окружающим, история городского наземного пассажирского транспорта), социально-коммуникативного развития (правила безопасности и транспортный этикет), художественно-эстетического развития (изобразительная деятельность).

Ключевые слова: проектная деятельность, техника коллажирования, целевая прогулка.

В большом современном городе, таком как Санкт-Петербург, дети ежедневно сталкиваются с работой различных видов транспорта. Наиболее часто дети с родителями используют наземный городской пассажирский транспорт. Это традиционная тема для ознакомления детей с окружающим миром, но в рамках данной темы можно рассмотреть и другие аспекты. Региональный компонент части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, может быть реализован через погружение в историю городского общественного транспорта. Особые нюансы эта тема приобретает в Василеостровском районе, где располагается музей Городского общественного транспорта, ежедневно проводятся экскурсии на ретро-трамваях, располагается памятник конке. Используя богатый потенциал районной городской среды, можно реализовывать культурологический аспект проекта во взаимодействии с родителями.[1]

С другой стороны, не следует забывать, что пассажирский транспорт является источником повышенной опасности и в рамках профилактике детского дорожно-транспортного травматизма необходимо познакомить дошкольника с правилами поведения на транспорте.  

Изучение наземного городского пассажирского транспорта для детей 5-6 лет - тема, не только полезная, но и увлекательная, она может быть творчески насыщенной и разнообразной. Детско-родительский проект по данной теме может включать  познавательные беседы, сюжетно-дидактические, развивающие и творческие игры, экскурсии и целевые прогулки, ситуативное моделирование, художественно-творческую деятельность. [2]

Проект по изучению наземного городского пассажирского транспорта был реализован в старшей группе ГБДОУ детского сада №16 Василеостровского района с 24.02.2012 по 31.03.2020

В рамках группового проекта были реализованы индивидуальные мини-проекты по детальному изучению одного из видов пассажирского транспорта. Такая схема построения проекта решала сразу несколько задач:

  1. ознакомление детей с обобщающим понятием “Транспорт”, определение существенных признаков транспорта, классификация транспорта;
  2. ознакомление детей с современными и утраченными профессиями: работой водителя, кондуктора, диспетчера, кучера, вагоновожатого;
  3. закрепление позитивных поведенческих стереотипов у детей по выполнению правил поведения на наземном транспорте (в том числе правил этикета) и правил дорожного движения;
  4. ознакомление детей с историей пассажирского наземного транспорта в Петербурге;
  5. развитие познавательного интереса, расширение кругозора и пополнение словарного запаса;
  6. развитие творческих способностей на материале лексической темы «Транспорт».

Задачи проекта были выстроены в соответствии с теорией К.Д. Ушинского. Он в своей работе «О естественной истории” называет два условия развития наблюдательности: наглядность обучения и изложение материала в системе и последовательности [5].

Проект носил познавательно-исследовательский характер с одной стороны, и художественно-эстетический с другой, но, оба типа тесно сплетены для решения единых целей и задач проекта. При проведении проекта были использованы методы беседы, игрового моделирования, решение ситуативных задач, дидактические и развивающие игры, традиционное рисование, аппликация, техническое коллажирование, целевые прогулки, экскурсии.

На подготовительном этапе проекта была проведена работа с материалами к открытому мероприятию, проведена работа с родителями, был подобран наглядный материал. Это игрушки, соответствующей тематики: модели автобуса, трамвая, троллейбуса, светофор и тематические картинки с изображением пассажирского транспорта, дидактический материал, игровое поле. Данный материал использовался на открытом мероприятии для родителей. Задачами мероприятия было изучение особенностей каждого вида пассажирского транспорта (обобщение информации полученной в ходе реализации мини-проектов), введение в активный словарь общего определения “Транспорт”, повторение правил дорожного движения, связанных с работой общественного наземного транспорта, обобщение информации о профессиях, связанных с работой транспорта. За счет игровой формы подачи, мероприятие стимулировало у детей интерес к изучаемой теме.

Позитивные результаты показала совместная работа детей с родителями. Родителям было предложено в рамках рекомендаций выходного дня поехать с детьми в музей “Наземного городского транспорта”, сделать несколько фотографий в музее и дома, при помощи фотографий, карандашей, создать коллаж. Это задание преследовало несколько задач. По заданию воспитателя, по дороге в музей, родители задавали вопросы о пассажирском транспорте, о правилах поведения и ПДД, о светофоре с целью определить уровень познаний и эффективность занятий.[6] В музее “Наземного городского транспорта” дети узнали историю создания транспорта в городе, посмотрели, как выглядели автобусы и трамваи раньше. После экскурсии в музей, проведена беседа, в ходе которой почти все дети, побывавшие на экскурсии, четко, без затруднений, рассказывали о поездке в музей, делились впечатлениями. Также, родители сделали несколько фотографий в музее и, совместно с детьми, оформили фотоальбом “Мы в музее”. Совместная с родителями деятельность, не только помогла детям закрепить знания, получить новые, но и позитивно отразилась на психологическом состоянии детей: ощущался эмоциональный подъем. Впечатления, полученные от посещения музея, совместная работа с родителями над коллажем, закрепили знания детей о городском пассажирском транспорте и выработали наблюдательность.

В рамках темы о наземном пассажирском транспорте было проведено несколько творческих НОД. На НОД по аппликации на тему “Транспорт на дорогах нашего города” дети сконструировали автобус из картона. Под впечатлением предыдущей организованной образовательной деятельности и экскурсии, результаты детских работ были разнообразны и имели исторический контекст.

Для проекта были разработаны две дидактические игры: ”Пешеходы” и “Как по городу идти”. Задачами игр стало обогащение знаний детей о правилах поведения пешеходов, тренировка позитивных поведенческих стереотипов выполнения правилах поведения на остановках общественного транспорта, посадке и высадке из общественного транспорта, развитие сосредоточения внимания, умения решать проблемные ситуации. Для игр были разработаны специальные игровые поля, фигурки пешеходов и транспорта, дорожные знаки. Дидактические игры ”Пешеходы” и “Как по городу идти” понравились детям, они ежедневно выбирали их в самостоятельной деятельности. Дети проявляли творческую инициативу в этих играх: сами создавали проблемные ситуации, задания, придумывали вопросы. Игры оказали позитивное влияние на развитие логического мышления, творческого воображения, внимания. Игры “Как по городу идти” и “Пешеход” были рекомендованы родителям для семейного образования в условиях самоизоляции.

        Живой интерес у детей вызвал итоговый продукт проекта - коллаж, выполненный совместно с воспитателем “Мы едем на автобусе на стрелку Васильевского острова смотреть салют”. Дети работали по подгруппам: вырезали картинки с изображением пассажирского транспорта, рисовали дорогу на Васильевский остров, здания, деревья, светофоры. После работы по подгруппам дети объединились для “путешествия”. По дороге дети рассказывали о том, что видят по дороге, рассказывали разные дорожные истории. В конце поездки был смоделирован салют. Это увлекательная образовательная деятельность в игровой форме, закрепила ранее полученные знания и позволила проявить полученные в ходе реализации проекта компетенции. Впервые дети работали на общий результат по подгруппам. Приятно было наблюдать как ответственно они отнеслись к своей части работы, советовались, обсуждали свою часть работы. Коллаж используется в самостоятельных играх детей.

В ходе реализации проекта было проведено структурированное наблюдение за деятельностью детей, участвовавших в проекте. После обобщения его результатов мы сделали следующие выводы.

  1. По критерию “Содержание представлений о наземном городском пассажирском транспорте” 100% детей усвоили материал. Дети активно участвуют в образовательной деятельности, правильно отвечают на вопросы, точно выполняли задания на этапе преобразующей деятельности. Игровая форма подачи материала позволяет поддерживать интерес и удерживать внимание на протяжении всего времени реализации проекта. Дети легко классифицируют виды городского транспорта, способны выявить особенности каждого вида транспорта, владеют обобщающими понятиями.
  2. По критерию «Содержание представлений о транспортном этикете и правилах дорожного движения», 90% детей демонстрируют устойчивые позитивные поведенческие стереотипы, способны решать ситуативные задачи на применение правил дорожного движения и этикета. 100% детей имеют четкие представления об основных правилах дорожного движения. Наблюдается активизация словаря дошкольников. В свободной речи детей появились новые выражения: «автобус едет по своему маршруту», «кондуктор продает билеты на проезд».
  3. По критерию «Взаимодействие с родителями» наблюдаются позитивные результаты. Родители активно откликнулись на участие в проекте, наблюдалась высокая посещаемость открытых мероприятий. В течение месяца все родители выполнили рекомендации выходного дня и посетили музей городского электрического транспорта. По итогам реализации проекта родители выразили удовлетворенность его результатами и предложили продолжить реализацию проектной деятельности в группе. От части родителей поступили конкретные предложения по тематике проектной деятельности, которые будут учтены при дальнейшем планировании образовательной работы.

В ходе реализации проекта были выполнены все поставленные задачи. Тематические прогулки, экскурсия обогатили детский кругозор, фантазию, логическое мышление. Позитивные изменения заметны и в общении между детьми. Некоторые стеснительные и не очень контактные дети, активно играли и участвовали в групповой работе. Проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательной работы группы и показала свою высокую эффективность.

Список литературы

1.   Вахрушев А.А., Кочемасова Е. Е. Здравствуй, мир. Окружающий мир – М.: Баласс, 2009.

2.   Зарипова З.М., Габдрахманова А.Х., Миникаева А.Т.   Непосредственно образовательная деятельность в детском саду: методическое пособие для воспитателей в детском саду. - Казань: Первая полиграфическая компания,  2013.

3.    Саулина Т.Ф.  Три сигнала светофора /  Составитель Т.Ф. Саулина. - М. : Просвещение, 2010.

4.    Саулина Т.Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.: изд. Мозаика-синтез – 2018.

5.    Ушинский К.Д. Родное слово. — М., 1974.

6.   Шорыгина Т.А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. - М: изд.: “Сфера”, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Городской общественный транспорт"

конспект занятия" Гордской общественный транспорт" для детей старшей группы...

Конспект занятия "Городской общественный транспорт"

конспект занятия" Гордской общественный транспорт" для детей старшей группы...

Конспект занятия по обучению детей ПДД (средняя группа) Тема:" Городской общественный транспорт"

С каждым годом всё больше внимания уделяется обучению детей правилам дорожного движения. Культура поведения на дороге становится необходимым навыком в жизни ребёнка.Каждый день случаются аварии на дор...

Знакомство детей с городским общественным транспортом

Учить детей как вести себя в общественном транспорте, познакомить с понятием "пассажиры", "городской общественный транспорт", "проезжая часть"....

Знакомство детей с городским общественным транспортом

Учить детей как вести себя в общественном транспорте, познакомить с понятием  «пассажир», «городской общественный транспорт»,  « проезжая часть»,  закрепить знания о светофоре, воспитыв...

Занятие "Правилам безопасного поведения на дорогах" "Городской общественный транспорт. Информационно-указательные знаки

учить детей правилам безопасного поведения на дороге, формировать мотивационно-поведенческую культуру ребенка, как основу безопасности в условиях общения с дорогой и улицей, воспитывать чувство ответс...

Детско-родительский проект:"Наземный городской пассажирский транспорт".

Детско-родительский проект:"Наземный городской пассажирский транспорт"....