Статья :"Наземный городской общественный транспорт"
статья (старшая группа)
Статья :"Наземный городской общественный транспорт"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской наземный пассажирский транспорт, как объект проектной деятельности детей старшей группы
Ломакина Наталья Викторовна,
воспитатель ГБДОУ № 16
Василеостровского района
Аннотация: В статье рассматриваются приемы организации проектной деятельности по лексической теме «Транспорт», с опорой на изучение городского наземного пассажирского транспорта детьми старшей группы(5-6 лет). Проектная деятельность реализуется в рамках познавательного развития (ознакомление с окружающим, история городского наземного пассажирского транспорта), социально-коммуникативного развития (правила безопасности и транспортный этикет), художественно-эстетического развития (изобразительная деятельность).
Ключевые слова: проектная деятельность, техника коллажирования, целевая прогулка.
В большом современном городе, таком как Санкт-Петербург, дети ежедневно сталкиваются с работой различных видов транспорта. Наиболее часто дети с родителями используют наземный городской пассажирский транспорт. Это традиционная тема для ознакомления детей с окружающим миром, но в рамках данной темы можно рассмотреть и другие аспекты. Региональный компонент части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, может быть реализован через погружение в историю городского общественного транспорта. Особые нюансы эта тема приобретает в Василеостровском районе, где располагается музей Городского общественного транспорта, ежедневно проводятся экскурсии на ретро-трамваях, располагается памятник конке. Используя богатый потенциал районной городской среды, можно реализовывать культурологический аспект проекта во взаимодействии с родителями.[1]
С другой стороны, не следует забывать, что пассажирский транспорт является источником повышенной опасности и в рамках профилактике детского дорожно-транспортного травматизма необходимо познакомить дошкольника с правилами поведения на транспорте.
Изучение наземного городского пассажирского транспорта для детей 5-6 лет - тема, не только полезная, но и увлекательная, она может быть творчески насыщенной и разнообразной. Детско-родительский проект по данной теме может включать познавательные беседы, сюжетно-дидактические, развивающие и творческие игры, экскурсии и целевые прогулки, ситуативное моделирование, художественно-творческую деятельность. [2]
Проект по изучению наземного городского пассажирского транспорта был реализован в старшей группе ГБДОУ детского сада №16 Василеостровского района с 24.02.2012 по 31.03.2020
В рамках группового проекта были реализованы индивидуальные мини-проекты по детальному изучению одного из видов пассажирского транспорта. Такая схема построения проекта решала сразу несколько задач:
- ознакомление детей с обобщающим понятием “Транспорт”, определение существенных признаков транспорта, классификация транспорта;
- ознакомление детей с современными и утраченными профессиями: работой водителя, кондуктора, диспетчера, кучера, вагоновожатого;
- закрепление позитивных поведенческих стереотипов у детей по выполнению правил поведения на наземном транспорте (в том числе правил этикета) и правил дорожного движения;
- ознакомление детей с историей пассажирского наземного транспорта в Петербурге;
- развитие познавательного интереса, расширение кругозора и пополнение словарного запаса;
- развитие творческих способностей на материале лексической темы «Транспорт».
Задачи проекта были выстроены в соответствии с теорией К.Д. Ушинского. Он в своей работе «О естественной истории” называет два условия развития наблюдательности: наглядность обучения и изложение материала в системе и последовательности [5].
Проект носил познавательно-исследовательский характер с одной стороны, и художественно-эстетический с другой, но, оба типа тесно сплетены для решения единых целей и задач проекта. При проведении проекта были использованы методы беседы, игрового моделирования, решение ситуативных задач, дидактические и развивающие игры, традиционное рисование, аппликация, техническое коллажирование, целевые прогулки, экскурсии.
На подготовительном этапе проекта была проведена работа с материалами к открытому мероприятию, проведена работа с родителями, был подобран наглядный материал. Это игрушки, соответствующей тематики: модели автобуса, трамвая, троллейбуса, светофор и тематические картинки с изображением пассажирского транспорта, дидактический материал, игровое поле. Данный материал использовался на открытом мероприятии для родителей. Задачами мероприятия было изучение особенностей каждого вида пассажирского транспорта (обобщение информации полученной в ходе реализации мини-проектов), введение в активный словарь общего определения “Транспорт”, повторение правил дорожного движения, связанных с работой общественного наземного транспорта, обобщение информации о профессиях, связанных с работой транспорта. За счет игровой формы подачи, мероприятие стимулировало у детей интерес к изучаемой теме.
Позитивные результаты показала совместная работа детей с родителями. Родителям было предложено в рамках рекомендаций выходного дня поехать с детьми в музей “Наземного городского транспорта”, сделать несколько фотографий в музее и дома, при помощи фотографий, карандашей, создать коллаж. Это задание преследовало несколько задач. По заданию воспитателя, по дороге в музей, родители задавали вопросы о пассажирском транспорте, о правилах поведения и ПДД, о светофоре с целью определить уровень познаний и эффективность занятий.[6] В музее “Наземного городского транспорта” дети узнали историю создания транспорта в городе, посмотрели, как выглядели автобусы и трамваи раньше. После экскурсии в музей, проведена беседа, в ходе которой почти все дети, побывавшие на экскурсии, четко, без затруднений, рассказывали о поездке в музей, делились впечатлениями. Также, родители сделали несколько фотографий в музее и, совместно с детьми, оформили фотоальбом “Мы в музее”. Совместная с родителями деятельность, не только помогла детям закрепить знания, получить новые, но и позитивно отразилась на психологическом состоянии детей: ощущался эмоциональный подъем. Впечатления, полученные от посещения музея, совместная работа с родителями над коллажем, закрепили знания детей о городском пассажирском транспорте и выработали наблюдательность.
В рамках темы о наземном пассажирском транспорте было проведено несколько творческих НОД. На НОД по аппликации на тему “Транспорт на дорогах нашего города” дети сконструировали автобус из картона. Под впечатлением предыдущей организованной образовательной деятельности и экскурсии, результаты детских работ были разнообразны и имели исторический контекст.
Для проекта были разработаны две дидактические игры: ”Пешеходы” и “Как по городу идти”. Задачами игр стало обогащение знаний детей о правилах поведения пешеходов, тренировка позитивных поведенческих стереотипов выполнения правилах поведения на остановках общественного транспорта, посадке и высадке из общественного транспорта, развитие сосредоточения внимания, умения решать проблемные ситуации. Для игр были разработаны специальные игровые поля, фигурки пешеходов и транспорта, дорожные знаки. Дидактические игры ”Пешеходы” и “Как по городу идти” понравились детям, они ежедневно выбирали их в самостоятельной деятельности. Дети проявляли творческую инициативу в этих играх: сами создавали проблемные ситуации, задания, придумывали вопросы. Игры оказали позитивное влияние на развитие логического мышления, творческого воображения, внимания. Игры “Как по городу идти” и “Пешеход” были рекомендованы родителям для семейного образования в условиях самоизоляции.
Живой интерес у детей вызвал итоговый продукт проекта - коллаж, выполненный совместно с воспитателем “Мы едем на автобусе на стрелку Васильевского острова смотреть салют”. Дети работали по подгруппам: вырезали картинки с изображением пассажирского транспорта, рисовали дорогу на Васильевский остров, здания, деревья, светофоры. После работы по подгруппам дети объединились для “путешествия”. По дороге дети рассказывали о том, что видят по дороге, рассказывали разные дорожные истории. В конце поездки был смоделирован салют. Это увлекательная образовательная деятельность в игровой форме, закрепила ранее полученные знания и позволила проявить полученные в ходе реализации проекта компетенции. Впервые дети работали на общий результат по подгруппам. Приятно было наблюдать как ответственно они отнеслись к своей части работы, советовались, обсуждали свою часть работы. Коллаж используется в самостоятельных играх детей.
В ходе реализации проекта было проведено структурированное наблюдение за деятельностью детей, участвовавших в проекте. После обобщения его результатов мы сделали следующие выводы.
- По критерию “Содержание представлений о наземном городском пассажирском транспорте” 100% детей усвоили материал. Дети активно участвуют в образовательной деятельности, правильно отвечают на вопросы, точно выполняли задания на этапе преобразующей деятельности. Игровая форма подачи материала позволяет поддерживать интерес и удерживать внимание на протяжении всего времени реализации проекта. Дети легко классифицируют виды городского транспорта, способны выявить особенности каждого вида транспорта, владеют обобщающими понятиями.
- По критерию «Содержание представлений о транспортном этикете и правилах дорожного движения», 90% детей демонстрируют устойчивые позитивные поведенческие стереотипы, способны решать ситуативные задачи на применение правил дорожного движения и этикета. 100% детей имеют четкие представления об основных правилах дорожного движения. Наблюдается активизация словаря дошкольников. В свободной речи детей появились новые выражения: «автобус едет по своему маршруту», «кондуктор продает билеты на проезд».
- По критерию «Взаимодействие с родителями» наблюдаются позитивные результаты. Родители активно откликнулись на участие в проекте, наблюдалась высокая посещаемость открытых мероприятий. В течение месяца все родители выполнили рекомендации выходного дня и посетили музей городского электрического транспорта. По итогам реализации проекта родители выразили удовлетворенность его результатами и предложили продолжить реализацию проектной деятельности в группе. От части родителей поступили конкретные предложения по тематике проектной деятельности, которые будут учтены при дальнейшем планировании образовательной работы.
В ходе реализации проекта были выполнены все поставленные задачи. Тематические прогулки, экскурсия обогатили детский кругозор, фантазию, логическое мышление. Позитивные изменения заметны и в общении между детьми. Некоторые стеснительные и не очень контактные дети, активно играли и участвовали в групповой работе. Проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательной работы группы и показала свою высокую эффективность.
Список литературы
1. Вахрушев А.А., Кочемасова Е. Е. Здравствуй, мир. Окружающий мир – М.: Баласс, 2009.
2. Зарипова З.М., Габдрахманова А.Х., Миникаева А.Т. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду: методическое пособие для воспитателей в детском саду. - Казань: Первая полиграфическая компания, 2013.
3. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора / Составитель Т.Ф. Саулина. - М. : Просвещение, 2010.
4. Саулина Т.Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.: изд. Мозаика-синтез – 2018.
5. Ушинский К.Д. Родное слово. — М., 1974.
6. Шорыгина Т.А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. - М: изд.: “Сфера”, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Городской общественный транспорт"
конспект занятия" Гордской общественный транспорт" для детей старшей группы...
Конспект занятия "Городской общественный транспорт"
конспект занятия" Гордской общественный транспорт" для детей старшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/07/picture-263899-1370621114.jpg)
Конспект занятия по обучению детей ПДД (средняя группа) Тема:" Городской общественный транспорт"
С каждым годом всё больше внимания уделяется обучению детей правилам дорожного движения. Культура поведения на дороге становится необходимым навыком в жизни ребёнка.Каждый день случаются аварии на дор...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/30/picture-394452-1391079925.jpg)
Знакомство детей с городским общественным транспортом
Учить детей как вести себя в общественном транспорте, познакомить с понятием "пассажиры", "городской общественный транспорт", "проезжая часть"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-232817-1386781567.jpg)
Знакомство детей с городским общественным транспортом
Учить детей как вести себя в общественном транспорте, познакомить с понятием «пассажир», «городской общественный транспорт», « проезжая часть», закрепить знания о светофоре, воспитыв...
Занятие "Правилам безопасного поведения на дорогах" "Городской общественный транспорт. Информационно-указательные знаки
учить детей правилам безопасного поведения на дороге, формировать мотивационно-поведенческую культуру ребенка, как основу безопасности в условиях общения с дорогой и улицей, воспитывать чувство ответс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/13/picture-1057088-1536840939.jpg)
Детско-родительский проект:"Наземный городской пассажирский транспорт".
Детско-родительский проект:"Наземный городской пассажирский транспорт"....