Содержание понятия ИКТ-компетентности и требования нормативных документов
статья
В статье разбирается понятие "ИКТ компетентность воспитателя", уровни ИКТ компетентности для работников дошколых организаций, рассматривается информационная образовательная среда педагогического работника ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_ponyatiya_ikt.docx | 106.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание понятия ИКТ-компетентности и требования нормативных документов
Введение
Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. ПК быстро входит и в жизнь нашего ребенка.
Ребенок нового века совершенно другой! Он с малолетства сталкивается с таким потоком информации, который детям прежних поколений и не снился. Поэтому современные дети более эрудированные, активные, динамичные. Значит, и работа с ними должна быть такой же!
Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Внедрение компьютерных технологий в образование - логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, но занятия в детском саду – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования, что, несомненно, способствует лучшей адаптации дошкольников к быстро изменяющимся окружающим условиям и как, следствие, сохранению здоровья детей.
Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений определяется мерой достижения педагогической, методической и экономической эффективности по сравнению с традиционными формами воспитательно-образовательной работы. Поэтому стали актуальны требования к ИКТ-компетентности педагогических работников дошкольных образовательных организаций.
Требования нормативных документов
Впервые законодательно требования владения информационными технологиями педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций появились еще в 2010 г. в приказе Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» [1]. В данном документе (раздел «Должности педагогических работников», «Воспитатель») сказано, что воспитатель должен знать:
- современные педагогические технологии установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями, коллегами по работе;
- основы работы с персональным компьютером: с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; музыкальными редакторами.
Следующим документом, где дана структура ИКТ-компетентности педагогического работника и зафиксированы требования к ИКТ компетентности воспитателя ДОО, является «Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [2]. В документе представлены требования к знаниям, умениям и трудовым действиям воспитателя ДОО:
Необходимые знания: принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.
Необходимые умения:
- владение ИКТ-компетентностями: общепользовательской, общепедагогической, предметно-педагогической;
- владение ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, организации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Трудовые действия: формирование навыков, связанных с ИКТ (см. файлы «Профстандарт. ТФ3.1» и «Профстандарт. ТФ3.2»)
Документ, который является основой для подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников ДОО, - это Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый Советом по ФГОС Министерства ОиН РФ 28 .08. 2013 г. [3]. В пункте 3.2.8 ФГОС ДОО представлены требования к образовательной организации: «Организация должна создавать возможности:
- для предоставления информации об образовательной программе семье и всем лицам, вовлечённым в образовательный процесс, широкой общественности;
- для педагогов по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;
- для обсуждения с родителями воспитанников вопросов, связанных с реализацией образовательной программы» (см. файл «ФГОС дошкольного образования»).
Воспитатель, в свою очередь, должен уметь использовать эти возможности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, естественно, не содержатся требования к воспитанникам ДОО по навыкам работы с компьютером. Но использование компьютера и интерактивного оборудования и мультимедийных средств позволяют расширить и обогатить содержание знаний, умений и навыков ребенка, способствуют интенсификации образования.
Использование ИКТ позволяет повышать креативность ребенка:
- умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению;
- использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности;
- индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.
Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности самого воспитателя. Использование компьютерных технологий применяется в оформлении перспективных планов работы, конспектов открытых занятий, результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, портфолио ребёнка и т.д. Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по возникшим проблемам, также размещать свои работы на сайтах и знакомиться с разработками мероприятий своих коллег. Общаясь на форумах с коллегами всей России можно заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу.
Литература:
1. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» /Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/199499/ (Дата просмотра 22.07.2019)
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Зарегистрирован в Минюсте РФ от 6.12. 2013 г. N 30550 Опубликован: 18.12. 2013 г. /Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70535556/ (Дата просмотра 22.07.2019)
3. Приказ Минобразования России от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» /Режим доступа: https://fgos.ru/ (Дата просмотра 22.07.2019)
Уровни ИКТ-компетентности: навыки и ресурсы
Под компетентностью понимают специальную способность человека, необходимую ему для эффективного выполнения конкретных действий в конкретной предметной области (в том числе узкоспециальных знаний, особого рода навыки и способы мышления).
Профессионализм педагога - синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. ИКТ-компетентность в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» имеет три уровня: общепользовательский, общепедагогический и предметно-педагогический.
Общепользовательская ИКТ-компетентность – это начальные навыки пользователя персонального компьютера и умение использовать их в обычной бытовой сфере и при подготовке документов в профессиональной деятельности.
Общепедагогическая ИКТ-компетентность включает в себя знание и владение современными технологиями организации педагогической деятельности с использованием ИКТ, технологий организации взаимодействия с родителями и коллегами.
Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность включает знание и владение информационно-коммуникационными средствами и ресурсами для организации занятий с детьми в ДОО.
Общепедагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетентностям будут посвящены все следующие модули курса. В этой лекции рассмотрим основные составляющие общепользовательской ИКТ-компетентности.
Для реализации требований нормативных документов к ИКТ-компетентности воспитателя необходимы два условия:
- сформированность информационно-образовательной среды образовательной организации,
- сформированность личной информационно-образовательной среды воспитателя.
Информационно-образовательная среда образовательной организации складывается из трех компонентов (рис. 1):
- комплекс информационных образовательных, в том числе цифровых, ресурсов;
- совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы;
- система современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ИОС.
Информационная образовательная среда педагогического работника ДОО включает:
- цифровые устройства для работы с информацией;
- свое образовательное пространство:
- образовательные ресурсы сети интернет, которые использует воспитатель,
- современные педагогические технологии для организации работы с детьми и взаимодействия с родителями,
- собственные разработанные образовательные ресурсы.
Далее рассмотрим некоторые ресурсы, которые могут наполнять ИОС воспитателя, формируя его ИКТ- компетентность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативные документы
Нормативные документы детского сада №16...
Нормативные документы
Муниципальное задание,Лицензия,Устав,Календарный график....
Роль интеграции в реализации требований нормативно-правовых документов к осуществлению воспитательно-образовательного процесса в детском саду
Ученые считают, что интеграция ускоряет формирование убеждений и мировоззрения воспитанников, дает большой выигрыш во времени. В данной статье дается понятие интеграции, выделяются ее уровни, пути и о...
Циклограмма мониторинга соответствия условий реализации ООПДО требованиям нормативно-правовых документов.
Статья содержит таблицу проведения мониторинга реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения по индиаторам, которые объединены в несколько разделов: Монитори...
Осуществление индивидуального подхода в образовательном процессе детского сада – требование нормативных документов.
В статье обзор документов, в которых прописаны требования к осуществлению индивидуального подхода к ребенку в ДОУ....
Контрольная работа Тема: «Характеристика базовых понятий на основе анализа нормативных документов»
Систематизация и обобщение содержания нормативно-правовых документов, регламентирующих введение и реализацию ФГОС ДО....
Контрольная работа Тема: "Характеристика базовых понятии на основе анализа нормативных документов"
Систематизация и обобщение содержания нормативно-правовых документов, регламентирующих введение и реализацию ФГОС ДО....