Программа дополнительного образования
рабочая программа (подготовительная группа)
Предлагаю вашему вниманию программу дополнительного образования по программе "Тропинка к школе"( подготовка к школе)
Программа рассчитана на обучающихся 6-7 лет.
Состоит издвух модулей :Развитие элементарных математических представлений и Обучение грамоте и развитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа подготовки к школе | 74.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №114»
г. Ярославль
Дополнительная общеобразовательная программа
«Тропинка к школе»
Автор программы:
воспитатель МДОУ №114
г. Ярославль
Потапова Н.В.
2020-2021 гг.
Содержание:
- Целевой раздел ……………………………………………3
- Паспорт программы……………………………………….3-4
- Пояснительная записка……………………………………4-8
- Содержательный раздел……………………………………9
- Содержание программы……………………………………9-10
- Тематическое планирование……………………………….11-15
- Методическое оснащение…………………………………..16
- Методическое оснащение программы…………………….16
- Методическое сопровождение программы………………..16
- Оценочные материалы………………………………………16-18
- Список используемой литературы………………………….18
- Приложение №1………………………………………………..19-20
- Приложение №2………………………………………………..21-22
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Паспорт программы
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа «Тропинка к школе» (далее - Программа) |
Автор программы | Воспитатель первой категории Потапова Наталья Вячеславовна |
Учебный модуль | Учебный модуль программы состоит из двух разделов: 1.Развитие речи и обучение грамоте (составлен на основе методического пособия О.М.Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: система занятий, конспекты, дидактический материал»). 2.Развитие элементарных математических представлений ( на основе УМК «Ступеньки к школе» М.М. Безруких, Т.А. Филипповой) |
Организация-исполнитель | МДОУ «Детский сад № 114» г. Ярославль |
Адрес организации исполнителя | г. Ярославль, ул. Бабича 9 а |
Цель программы | Развитие детей старшего дошкольного возраста, позволяющее им в дальнейшем успешно освоить программу начальной школы. |
Направленность программы | Социально - педагогическая |
Срок реализации программы | 1 год |
Нормативно - правовая база | Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); -Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564); -приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; -письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; -приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384); -Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения |
1.2.Пояснительная записка.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования и является в настоящее время одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации.
В России система дошкольного образования всегда рассматривалась как первая ступень в системе общего образования, а старший дошкольный возраст (6- 7 лет) - как возраст общей подготовки ребенка к следующей ступени образования - начальной школе. Рост интереса к дошкольному детству относится сегодня к числу общемировых общественных тенденций. Ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов. Проблема подготовки ребенка к школе является одной из наиболее актуальных проблем в современном отечественном дошкольном и начальном образовании.
Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.
Дошкольный возраст самый благоприятный возраст для раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, но, при создании определенных условий:
- условий, которые помогут ребенку совершить переход из детского сада в школу безболезненно;
- условий, которые помогут ребенку поверить в свои силы и быть успешным в учебной деятельности;
- условий, которые помогут сохранить и развить интерес к познанию в дальнейших условиях школьного обучения.
Созданию данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы для наиболее эффективного решения проблем при переходе детей из детского сада в первый класс. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что для дошкольников создается обстановка непринуждённости, когда желание научиться чему бы то ни было возникает естественно, как бы само собой. Используя различные методы, формы и приёмы обучения воспитанников необходимо стараться, чтобы у детей желание учиться не погасло из-за первых же трудностей, а превратилось в желание к преодолению препятствий, своего неумения, в устойчивый познавательный интерес. Детям предоставляется возможность с первых же занятий быть активными, уверенными в себе, т.е. обеспечить им ситуацию успеха.
Актуальность данной программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни. Программа способствует развитию потенциальных возможностей ребёнка, посредством овладения им УУД, предложенными федеральными государственными стандартами начального общего образования
Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии:
– игровые, так как ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая;
– информационно-коммуникативные – обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации;
– технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребенка.
Цель программы: развитие детей старшего дошкольного возраста, позволяющее им в дальнейшем успешно освоить программу начальной школы.
Учебный модуль состоит из двух разделов:
Первый раздел: развитие речи и обучение грамоте. Данный модуль составлен на основе методического пособия О.М.Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: система занятий, конспекты, дидактический материал».
Второй раздел: развитие элементарных математических представлений. Данный модуль составлен на основе УМК «Ступеньки к школе» М.М. Безруких, Т.А. Филипповой.
Основные задачи при реализации данной программы:
Образовательные:
- обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.
- подготовка руки к письму («печатание» букв, штриховка, задания , направленные на развитие графо-моторного навыка)
- знакомство с математическими знаками;
- подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм).
Развивающие:
- развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.
- развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);
- развитие фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);
- развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать;
-развитие математических представлений о числах и цифрах;
- развитие умение решать и составлять арифметические задачи;
- развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;
Воспитательные:
-воспитывать инициативу, самостоятельность, доброжелательность.
- воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;
- воспитывать инициативу, самостоятельность, доброжелательность.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от других программ.
Образовательная программа «Тропинка к школе» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит формирование потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности. Программа включает в себя два модуля: Обучение грамоте и развитие речи, развитие элементарных математических представлений.
Принципы построения содержания подготовки к обучению:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- систематичность и последовательность;
- доступность и достаточность;
- наглядность;
- достоверность;
- комплексность;
- разнообразие игровых и творческих заданий
Режим занятий :
Название раздела : | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в год |
Развитие речи и обучение грамоте | 1 | 32 |
Развитие элементарных математических представлений | 1 | 32 |
Итого: | 2 | 64 |
Возраст детей. Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет.
Сроки реализации. Продолжительность реализации программы – восемь месяцев (период с октября месяца по май месяц включительно), что составляет 8 занятий в месяц по 30 минут каждое. Занятия проходят 2 раза в неделю (из них одно занятие по развитию речи и обучению грамоте и одно занятие по развитию элементарных математических представлений).
Формы и режим занятий.
Программа предусматривает работу групп в количестве 10-12 человек.
Формы организации занятий:
- совместная игровая (познавательная деятельность взрослого и детей).
- индивидуальная (беседы);
Планируемые результаты после реализации программы.
-владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», « предложение»; знать порядок букв (алфавит);
- различать гласные и согласные звуки;
- правильно ставить ударение в знакомых словах;
- выполнять звуко -буквенный анализ слов
- свободно и осознанно читать простые слова
- правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;
- проявлять интерес к родному языку.
- различать и называть цифры и другие математические знаки (сложения - вычитания, знаки больше - меньше, равно);
- уметь составлять и решать арифметические задачи;
- уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;
- ориентироваться в тетради.
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.
Организация деятельности:
Основная форма организации работы - игровая, так как именно эта деятельность является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и, именно, в игре развиваются творческие способности ребенка.
Реализация программы:
При реализации данной рабочей программы применяются различные приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка : подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти, ориентировки в пространстве; используется разнообразный дидактический материал (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами); таблицы слогов, предметные картинки для составления предложений и задач.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1.Содержание программы
Программа разработана с учётом преемственности дошкольного и начального общего образования и включает в себя следующие направления:
Слово, слог, ударение.
Наблюдение над значениями слов и их звуковой структурой. Зависимость изменения значения слова от изменения состава или порядка звуков. Деление слов на слоги, слогов на звуки. Ударение в слове ( выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове). Использование графических опор-схем для слогового анализа слов, состоящих из 1-2 слогов. Упражнения в составлении слов из слогов, в дополнении слогов до слова, подбор слов с разным количеством слогов, с ударением на разных слогах.
Звуки и буквы.
Гласные и согласные звуки речи. Различение на слух и при произношении гласных, согласных (твёрдых - мягких, звонких-глухих). Звуковая структура слова. Слогообразующая роль гласных. Ударные и безударные слоги. Слого -звуковой анализ слов. Характеристика гласных и согласных звуков. Соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого -звуковую структуру. Упражнения в установлении на слух места (начало, середина, конец слова, порядковый номер слога) заданного звука, безударных гласных. Буквы как значки звуков. Общее представление о печатных буквенных кодах. Буквы, не обозначающие звуков: ь и ъ.
Виды речи.
Текст, предложение, слово - средства языка и речи, проводники мыслей и чувств. Определение темы и цели высказывания с помощью вопросов типа: о чём, о ком сообщается, спрашивается? Членение устных и письменных высказываний-текстов на предложения, предложений на слова. Использование графических опор-схем для анализа и восстановления предложений и текстов, состоящих из 3-4 предложений.
Подготовка руки ребенка к письму.
Упражнения в развитии координации движений при выполнении узоров, бордюров, состоящих из природных форм и основных элементов букв. Самостоятельное письмо печатными буквами. Развитие мелкой моторики пальцев рук путём работы с карандашом. Выполнение графических заданий, пальчиковых игр. Штриховка.
Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма). Сравнение трёх и более предметов (фигур) по размеру (больше – меньше, длиннее – короче, такой же по длине, выше – ниже и т.д.), по форме (круглый, треугольный и т.д.), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу. Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов. Подбор предметов по заданной длине. Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному правилу. Сравнение предметов по массе.
Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре и т.д.). Временные представления: раньше–позже; вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни недели. Отчёт дней недели по порядку от любого дня недели. Времена года. Их последовательность. Неделя, месяц, год.
Цифры и числа от 1 до 10. Число 0. Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству. Устная нумерация. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел десятка двумя способами. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда. Счёт в прямом и обратном порядке. Порядковый счет, его отличия от счета количественного. Моделирование цифр из плоскостных элементов. Десяток. Равенство, его обозначение в математике. Сложение и вычитание чисел, смысл арифметических операций, название и обозначение действий, знаки «+» и «-». Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Задача. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал. Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче.
Простейшие геометрические фигуры: ломаная, отрезок, круг, шар, квадрат, куб, многоугольник. Отличие многоугольника от круга. Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.
2.2. Тематическое планирование учебного материала
Раздел «Развитие речи и обучение грамоте »
№ занятия | Тема | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Звук и буква «А» | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Звук и буква «О» | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Звук и буква «У» | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Звук и буква «И» | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Звук и буква «Э» | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Звук и буква «ы». Слог | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Согласный звук [М], [М’], буква «М». Чтение слогов и слов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Согласный звук [Н], [Н’], буква «Н». Чтение слогов и слов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Согласный звук [Р], [Р’], буква «Р». Чтение слогов и слов. Ударение. | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Согласный звук [С], [С’], буква «С». Чтение слогов и слов. Ударение. | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Согласный звук [Л], [Л’], буква «Л». Чтение слогов и слов. Предложение | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Согласный звук [Х], [Х’], буква «Х». Чтение слогов и слов. Предложение. | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Согласный звук [Ш], буква «Ш». Чтение слогов и слов. Штриховка. | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Многозначные слова. Согласный звук [К], [К’], буква «К». «Глухой» согласный звук. Чтение слогов и слов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Составление предложений. Согласный звук [П], [П’], буква «П». Чтение слогов и слов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Звуковой анализ слова. Согласный звук [Т], [Т’], буква «Т». Чтение слогов и слов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Согласный звук [З], [З’], буква «З». «Звонкий» согласный звук. Чтение слогов и слов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Согласный звук [В], [В’], буква «В». Чтение слогов и слов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Согласный звук [Ж], буква «Ж». Чтение слогов и слов. Схемы предложений. | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Согласный звук [Б], [Б’], буква «Б». Чтение слогов и слов. Многозначные слова. | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Согласный звук [Г], [Г’], буква «Г». Чтение слогов и слов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Согласный звук [Д], [Д’], буква «Д». Чтение слогов и слов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Согласный звук [Ц], буква «Ц». Чтение слогов и слов. Смысловая законченность предложения. | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Согласный звук [Ч’], буква «Ч». Чтение слогов и слов. Чистоговорки. | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Согласный звук [Щ’], буква «Щ». Нахождение буквы в письменном тексте. Работа с текстом. | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Согласный звук [Ф], [Ф’], буква «Ф». Чтение слогов и слов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Согласный звук [Й], буква «Й». | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Сочетание звуков [Й,Э], буква «Е». Чтение слогов и слов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Сочетание звуков [Й,А], буква «Я». Чтение слогов и слов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | Сочетание звуков [Й, У], буква «Ю». Чтение слогов и слов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | Сочетание звуков [Й,О],буква «Ё». Чтение слогов и слов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | Буквы «ь» и «ъ». Мониторинг. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Всего: | 32 | 16 | 16 |
Тематическое планирование учебного материала
Раздел «Развитие элементарных математических представлений»
№ занятия | Тема | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Выявление подготовленности к обучению математике. Д |игра «Сосчитай-ка» . Знакомство с клеточкой. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Ориентировка на листе в клеточку. Счёт предметов от 1 до 10.Понятия «слева», «справа». Рисование узора. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Понятие «больше», «меньше», «столько же». Представления об элементарных математических фигурах. Счет предметов в пределах 10. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Число и цифра 1. Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до) | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Число и цифра 2.Состав числа 2.Составление геометрических фигур из счётных палочек. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Число и цифра 3. Состав числа 3.Сравнение предметов по высоте. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Число и цифра 4.Состав числа 4. Счёт предметов. Сравнение предметов по длине. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Число и цифра 5.Состав числа 5.Прямой и обратный счёт. Рисование узора. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Состав чисел 2,3,4,5. Понятия «на сколько больше», «на сколько меньше». Знакомство с математическими знаками «+», «-«. «=». | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Число и цифра 6. Состав числа 6. Математические знаки «<», «>» Плоские объёмные фигуры (круг, шар) | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Число и цифра 7.Состав числа 7.Сравнение количества предметов на наглядной основе. | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Число и цифра 8.Состав числа 8. Плоские объёмные фигуры (квадрат, куб) | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Число и цифра 9. Состав числа 9.Рисование узора. Дни недели. | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Цифра 0. Число 10.Состав числа 10.Месяцы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Порядковый счёт. Понятия о линиях : «отрезок», «прямая», «ломаная». | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Состав чисел 5,6,7. Понятие «соседи числа» Рисование узора. | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Состав чисел 8,9,10. Нахождение и сравнение чисел «соседей». Логические задачи. | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Прямой и обратный счёт в пределах 10.Графические работы (штриховка и раскрашивание) | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Плоские и объёмные фигуры (треугольник, конус). Ориентировка в пространстве (слева, справа, наверху, внизу, под, над) | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Числа 1-10.Подбор и группировка предметов по 1-2 признакам. | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Графические работы (рисование узоров по клеточкам). Прямой и обратный счёт. | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Числа 1-10. Знакомство с задачей. | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Решение задач. Ориентировка в пространстве (внутри, снаружи, перед, за, впереди, сзади) | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Обобщение представлений о геометрических фигурах. Моделирование фигур. | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Повторение состава чисел. Решение задач. | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Счёт от 1 до 10. Решение задач. Графические работы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Сантиметр как единица измерения длины предмета. Линейка как измерительный инструмент. | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Масса предмета. Сравнение масс прикидкой на руке. | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Состав чисел в пределах 10. Решение задач. Запись решения задачи в виде примера. | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | Решение примеров в пределах 10. Графические задачи. | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | Решение задач. Выделение из групп предметов «лишней» фигуры. | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | Итоговое занятие. Мониторинг. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Всего: | 32 | 16 | 16 |
Методическое оснащение.
- Методическое оснащение программы:
Для педагога:
- Изображения печатных и прописных букв русского алфавита
- Слоговые таблицы
- Магнитная азбука (демонстрационная)
- Плакат «Алфавит»
- Наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи
- Картины-схемы для звукового анализа слов
- Подбор картинок на все звуки родного языка
- Инструментарий для артикуляционной гимнастики
- Изображения цифр
- Набор геометрических плоскостных и объёмных фигур
- Лента цифр
- Предметы для количественного счёта
- Дидактические игры с буквами, словами.
Для детей:
- Тетради в клетку
- Набор цветных карандашей
- Простой карандаш
- Шариковая ручка синего цвета
- Картинки-схемы для звукового анализа слов
- Карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и названием этого предмета на другой; со словами; предложениями; текстом
- Шерстяные нитки красного и синего цвета для выкладывания букв
- Бархатный картон
- Линейки
- Набор цифр и геометрических фигур
- Раздаточный счётный материал
3.2. Методическое сопровождение программы:
Раздел «Развитие речи и обучение грамоте» составлен на основе методического пособия О.М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: система занятий, конспекты, дидактический материал»
Раздел «Развитие элементарных математических представлений» составлен на основе УМК «Ступеньки к школе» М.М. Безруких, Т.А. Филипповой.
3.3 Оценочные материалы
В конце года проводится мониторинг, направленный на выявление уровня сформированности элементарных математических представлений и уровень развития речи воспитанников. Педагогический анализ работы за определенное время (год) помогает педагогу выявить положительные и отрицательные результаты в работе, оценить себя и возможности детей, скорректировать методы, приемы и способы обучения в дальнейшем.
Мониторинг
результатов освоения детьми программного материала по разделу
«Развитие речи и обучение грамоте»
№ | Фамилия, имя ребёнка | Умеет делить слова на слоги | Определяет последовательность звуков в слове | Правильно составляет предложение | Подбирает слова близкие и противоположные по смыслу. | Различает гласные и согласные звуки | Читает слоги, слова, предложения | Общее кол-во баллов |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 |
Оценка дается по трехбальной системе.
Уровень развития ниже среднего – 1 балл (компоненты не сформированы)
Средний уровень развития - 2 балла (компоненты не достаточно сформированы)
Уровень развития выше среднего – 3 балла (все компоненты сформированы)
Анализ результата:
6-8 баллов – уровень развития речи и обучения грамоте сформирован недостаточно
9-15баллов - уровень развития речи и обучения грамоте сформирован на среднем уровне.
16-18 баллов - уровень развития речи и обучения грамоте сформирован достаточно.
Мониторинг
результатов освоения детьми программного материала по разделу
«Развитие элементарных математических представлений»
№ | Фамилия имя ребенка | Порядковый счёт | Количественный счёт | Соседи числа | Названия геометрических фигур | Сравнение предметов по количеству | Решение простых задач с опорой на наглядность | Решение примеров в пределах 10 | Общее кол-во баллов |
Оценка дается по трехбальной системе.
Уровень развития ниже среднего – 1 балл (компоненты не сформированы)
Средний уровень развития - 2 балла (компоненты не достаточно сформированы)
Уровень развития выше среднего – 3 балла (все компоненты сформированы)
Анализ результата:
7-10 баллов – уровень развития элементарных математических представлений сформирован недостаточно
11-1баллов - уровень развития элементарных математических представлений сформирован на среднем уровне.
17-21 балл – уровень развития элементарных математических представлений сформирован достаточно.
3.4. Список используемой литературы
1.Безруких М.М. «Ступеньки к школе «Мир чисел и фигур». Издательство «Дрофа», 2017г.
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. « Азбука письма» Издательство «Дрофа», 2020 г.
3. Ельцова О.М. «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте». Методическое пособие. Издательство «Сфера», 2020 г.
4.Новикова В.П. «Математика в детском саду. 6-7 лет». Издательство «Мозаика-Синтез»,2017 г.
5. Ковалев В.И. «Развивающие игры для дошкольников и младших школьников». Издательство «Просвещение» ,1998г.
Приложение №1.
Мониторинг итоговых результатов освоения детьми
программного материала по модулю
«Развитие элементарных математических представлений»
Выявление знаний по формированию элементарных математических представлений у детей седьмого года жизни (конец учебного года).
Методика №1 —выявление знаний о порядковом счёте
Материал. На столе лежат в ряд игрушечные овощи: картошка, огурец, помидор, морковь, свекла.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать, из каких овощей составлена группа, которая по счету картошка (а), который по счету помидор (б); просит посчитать по порядку.
Методика №2 —выявление умений соотносить количество предметов с цифрой, количественный счёт предметов.
Материал. «Математический набор». Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку отсчитать двенадцать кружков, а потом обозначить это количество цифрами.
Методика №3 —выявление умений называть соседей числа, увеличивать и уменьшать число на единицу.
Материал. «Математический набор».
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку отсчитать 12 квадратов, а затем уменьшить число на единицу. После этого дает следующее задание: сначала отсчитать 14 треугольников, а потом увеличить число на единицу. Также педагог показывает ребенку карточку с числом и просит назвать его «соседей»
Методика №4 — выявление знаний детей о геометрических фигурах.
Материал. Набор геометрических фигур разной формы и величины: круги, квадраты, треугольники прямоугольники.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку отложить в сторону все многоугольники. После выполнения задания предлагает сказать, какие фигуры лежат на столе (круги и многоугольники).
Методика №5 —выявление умений сравнивать предметы по количеству..
Материал. Набор предметных картинок.
Инструкция к проведению. Педагог выкладывает перед ребенком 2 ряда предметов(один под другим) Количество предметов в каждом ряду неодинаково Педагог предлагает ребенку сравнить количество предметов в каждом ряду, интересуется, как сделать так, чтобы количество этих предметов стало одинаковым.
Методика №6 —выявление умений решать задачи на сложение и вычитание.
Материал. «Математический набор».
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку придумать задачу, «записать» ее с помощью цифр и знаков. После выполнения задания ребенок должен рассказать задачу и объяснить, как он ее решал.
Методика №7.- выявление умений решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10.
Материал. Карточки с примерами на сложение и вычитание.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку решить предложенные примеры.
Оценка результатов.
Оценка дается по трехбальной системе.
Уровень развития ниже среднего – 1 балл (компоненты не сформированы)
Средний уровень развития - 2 балла (компоненты не достаточно сформированы)
Уровень развития выше среднего – 3 балла (все компоненты сформированы)
Результаты обследования заносятся в таблицу и анализируются.
Мониторинг
результатов освоения детьми программного материала по разделу
«Развитие элементарных математических представлений»
№ | Фамилия имя ребенка | Порядковый счёт | Количественный счёт | Соседи числа | Названия геометрических фигур | Сравнение предметов по количеству | Решение простых задач с опорой на наглядность | Решение примеров в пределах 10 | Общее кол-во баллов |
Анализ результата:
7-10 баллов – уровень развития элементарных математических представлений сформирован недостаточно
11-1баллов - уровень развития элементарных математических представлений сформирован на среднем уровне.
17-21 балл – уровень развития элементарных математических представлений сформирован достаточно.
Приложение №2.
Мониторинг итоговых результатов освоения детьми
программного материала по модулю
«Развитие речи и обучение грамоте»
Методика №1 —выявление умения различать звук, слог, слово.
Материал. Нарисованные три домика: с одним окошком, с двумя, с тремя. Инструкция по проведению: Педагог предлагает ребенку расселить слова в домики. Слова, состоящие из одного слога – в домик с одним окошком, из двух слогов – с двумя окошками, из трех – с тремя окошками.
Методика №2 —выявление умений определять место звука в слове.
Материал: предметные картинки с изображением мальчика, арбуза, рябины, танка, абрикоса и др. (или любые другие, но чтобы один и тот же звук был в начале, в середине и в конце слова).
Инструкция по проведению. Ребенок рассматривает предметные картинки и раскладывает их так, чтобы в одной стопке оказались слова со звуком [а] в начале, в другой - со звуком [а] в середине слова.
- Почему остались лишние картинки? (Ребенок должен сказать, что осталась картинка с изображением рябины, т. к. звук [а] не стоит ни в начале слова, ни в середине.)
Задание:
Придумай слово на любой заданный звук, например: звук [м].
Придумай слово, чтобы заданный звук был в середине (в конце) слова
Методика №3 —выявление умений составлять предложения из слов.
Инструкция по проведению. Составь предложение из слов:
Мальчик, рисовать, слон;
Бабушка, вязать, шапка, внучка;
Мама, чистить, картошка, нож;
Бабушка, качать, малыш, коляска;
Методика №4 — выявление умения подбирать слова близкие и противоположные по смыслу.
Инструкция к проведению. Об одном и том же можно сказать разными, но похожими словами. Такие слова называют близкими по смыслу или словами - «синонимами». Придумай слова близкие по смыслу к следующим словам:
1. Метель (вьюга, буран, пурга).
2. Смешной (забавный, потешный, комичный).
3. Грустный (невеселый, печальный).
4. Торопиться (спешить)
А ещё есть слова, противоположные по смыслу, их называют «антонимы» Подбери к словам слова с противоположным значением.
- Больной (здоровый)
- Широкий (узкий)
- Глубокий (мелкий)
- Говорить (молчать)
Методика №5 — выявление умения различать гласный и согласный звук.
Материал. Коробки с символами гласного и согласного мягкого и твердого звуков (красный, синий и зеленый квадратики); предметные картинки.
Инструкция по проведению. Педагог предлагает ребёнку рассмотреть картинки и назвать их. Какие из них начинаются с гласного звука - кладёшь в коробку с красным квадратиком, если слово начинается с твердого согласного-в коробку с синим квадратиком,а если слово начинается с мягкого согласного, то кладёшь картинку в коробку с зелёным квадратиком.
Методика №6 —выявление умений читать слоги и односложные слова.
Материал. Карточки со слогами, словами.
Инструкция по проведению. Педагог предлагает ребенку прочитать предложенные слоги: ка, то, ун, лы, ди, на, ир,а с. Затем предлагает прочитать предложенные слова: мак, дом, ус, кот, дым нос, сок.
Оценка результатов.
Оценка дается по трехбальной системе.
Уровень развития ниже среднего – 1 балл (компоненты не сформированы)
Средний уровень развития - 2 балла (компоненты не достаточно сформированы)
Уровень развития выше среднего – 3 балла (все компоненты сформированы)
Результаты обследования заносятся в таблицу и анализируются.
Мониторинг
результатов освоения детьми программного материала по разделу
«Развитие речи и обучение грамоте»
№ | Фамилия, имя ребёнка | Умеет делить слова на слоги | Определяет последовательность звуков в слове | Правильно составляет предложение | Подбирает слова близкие и противоположные по смыслу. | Различает гласные и согласные звуки | Читает слоги, слова. | Общее кол-во баллов |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Методическое обеспечение для реализации дополнительной программы ( мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера»)
Программа по дополнительному образованию, по направлению «Познавательное развитие» - «Легомастера»...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...