ТИКО-конструирование – современная педагогическая технология при работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ
статья

Для эффективной работы с детьми мы стараемся выбирать и создавать яркие и обучающие средства и в своей деятельности, помимо традиционных методик, используем ТИКО-конструктор. Данный конструктор открывает ребёнку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества. В процессе конструирования, совершенствуются умения и навыки детей, развивается речь, так как мелкая моторика   рук связана как раз с центрами речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tiko.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

      

ТИКО-конструирование – современная педагогическая технология                                                                                         при  работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ

Подготовила воспитатель:  Храмова Наталья Валерьевна

     В настоящее время, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне неоднородна, однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии.

     В ДОУ для детей с ОВЗ необходимо создавать особые психолого-педагогические условия. Для эффективной работы с детьми мы стараемся выбирать и создавать яркие и обучающие средства и в своей деятельности, помимо традиционных методик, используем ТИКО-конструктор.

     Конструктор открывает ребёнку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества. Конструирование приводит к работе в разной степени и голову, и руки, при этом работают оба полушария головного мозга одновременно, что влияет на всестороннее развитие ребёнка. В процессе конструирования, совершенствуются умения и навыки детей, развивается речь, так как мелкая моторика   рук связана как раз с центрами речи. Таким образом, создаются ситуации, при которых дети рассказывают о том, что они так увлекательно строили. Они же хотят, чтобы все узнали об их шедевре. А это и развитие речи, и навыки общения, и умение выступать легко и непринужденно. В процессе конструирования дети приобретают умения находить связи и закономерности, недостатки и ошибки, способность к объединению и классифицированию, способность представить результаты своих действий и их вариативность.

     Что же такое «ТИКО-конструктор»? «ТИКО» – это трансформируемый игровой конструктор для обучения, который представлен в виде набора ярких пластмассовых плоскостных фигур, шарнирно соединяющихся между собой.

     ТИКО-конструирование – это совершенно новая педагогическая технология, которая основана на практической работе с конструктором для объёмного моделирования.

     Конструктор состоит из различных разноцветных многоугольников, квадратов с цифрами и буквами. Все детали ТИКО-конструктора вращаются вокруг другой. В ходе работы с ним, дошкольники видят процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть специальные отверстия, которые при сборе выступают в роли «окошка» или «двери». Таким образом, дети могут конструировать разные игровые фигуры: дома, мебель, птиц и животных, транспорт и т. д.

     Ценность применения ТИКО-конструирования в работе с дошкольниками с ОВЗ обусловлена необходимостью развития у них пространственного мышления. В игре с конструктором ТИКО ребёнок запоминает не только названия и внешний вид плоскостных фигур (треугольники, квадраты, ромбы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники), но и открывает для себя мир призм и пирамид.

    Логические задания и тематическое моделирование помогают педагогам ДОУ и родителям развивать, корректировать у детей зрительные представления, а также позволяют дошкольникам легко, в форме игры освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия. Через практическую деятельность с конструкторами ТИКО дети знакомятся с плоскостным и объёмным моделированием.

     Для ребёнка с ОВЗ очень важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать, т.к. это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности и познанию.

     Конструкторы ТИКО создают для этого самые благоприятные возможности. Конструктор ТИКО можно использовать как в индивидуальной и самостоятельной деятельности детей, так и в процессе занятий.  На первом этапе работы необходимо познакомить детей с конструктором: рассмотреть фигуры, назвать цвета, формы. Затем научить соединять детали конструктора, и конструировать плоскостные ТИКО-поделки. В дальнейшем можно создавать сложные по форме предметы по представлению.

     ТИКО-конструктор помогает развивать:

  • Творческие умения – дети придумывают необычные фигуры, конструкции, тем самым, развивая творческое мышление.
  • Интеллектуальные умения – чтобы сконструировать фигуру, ребёнку нужно подумать, какие детали он использует для этого, в какой последовательности будет их соединять.
  • Коммуникативные умения – дети очень увлекаются совместным ТИКО-конструированием, в процессе работы они активно общаются, называют детали, ориентируются в свойствах, сравнивают их по признакам, совместно решают     поставленные задачи, учатся договариваться между собой.

     Использование ТИКО-конструирования в работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ позволяет:  

  • обеспечить эффективное эмоциональное отреагирование, придать ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы;

  • создать положительные условия для осуществления произвольности и способности к саморегуляции, которые обеспечиваются за счет того, что  конструктивная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей;  
  • оказать дополнительное влияние на осознание ребёнком своих чувств и эмоциональных переживаний;  
  • существенно повысить личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я – концепции» и повышению уверенности в себе за счёт социального признания ценности результата, созданного ребёнком с ОВЗ.

     В процессе обучения у детей формируются положительные эмоции, сопереживание, принятие окружающих людей, доброта, снимается напряжение, беспокойство и тревога. Они начинают более адекватно оценивать результаты своих способностей и планируют использовать приобретенные знания в дальнейшей жизни. Важным качеством личности, которое формируется у детей при работе с ТИКО-конструктором, является произвольность. Как проявление волевого усилия, чтобы выполнить поделку, ребёнку придётся постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит его концентрироваться на актуальной задаче, добиваться успеха. Применение технологий ТИКО-конструирования позволяет каждому ребёнку работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным, что открывает широкие возможности для использования данной технологии для детей с особыми образовательными потребностями.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС ДО Сценарий педагогического совета

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическ...

«Использование современных педагогических технологий в работе педагога в условиях реализации ФГОС» Информационно-коммуникативные технологии.

laquo;Использование современных педагогических технологий в работе педагога в условиях реализации ФГОС»Информационно-коммуникативные технологии....

Современная педагогическая технология ТИКО-конструирование при работе с детьми ОВЗ в условиях ДОУ

Аннотация: в статье говориться об актуальности и потребности использования ТИКО-конструирования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются ценность применения ТИКО-кон...

Современная педагогическая технология ТИКО-конструирования при работе с детьми ОВЗ в условиях ДО

В статье говорится об актуальности и потребности использования ТИКО-конструирования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются ценность применения ТИКО-конструирования....

Выступление на педагогических чтениях на тему: «ТИКО – конструирование как инновационная образовательная технология в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: возможность использования ТИКО-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста....

Современная педагогическая технология ТИКО-конструирование при работе с детьми в условиях ДОУ

В статье предложен материал об актуальности и потребности использования конструктора ТИКО с детьми...

Современная педагогическая технология ТИКО-конструирование при работе с детьми в условиях ДОУ

В статье предложен материал об актуальности и потребности использования тико конструктора в работе с детьми...