Современная педагогическая технология ТИКО-конструирования при работе с детьми ОВЗ в условиях ДО
консультация по конструированию, ручному труду
В статье говорится об актуальности и потребности использования ТИКО-конструирования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются ценность применения ТИКО-конструирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_tiko-konstruirovanie_pri_rabote_s_detmi_ovz.docx | 26.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Современная педагогическая технология ТИКО-конструирования
при работе с детьми ОВЗ в условиях ДОУ
В настоящее время, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне неоднородна, однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии.
В ДОУ для детей с ОВЗ необходимо создавать особые психолого-педагогические условия. Для эффективной работы с детьми мы стараемся выбирать и создавать яркие и обучающие средства и в своей деятельности, помимо традиционных методик, используем ТИКО-конструктор.
Конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества. Конструирование приводит к работе в разной степени и голову, и руки, при этом работают оба полушария головного мозга одновременно, что влияет на всестороннее развитие ребенка. В процессе конструирования, совершенствуются умения и навыки детей, развивается речь, так как мелкая моторика рук связана как раз с центрами речи. Таким образом, создаются ситуации, при которых дети рассказывают о том, что они так увлекательно строили. Они же хотят, чтобы все узнали об их шедевре. А это и развитие речи, и навыки общения, и умение выступать легко и непринужденно. В процессе конструирования дети приобретают умения находить связи и закономерности, недостатки и ошибки, способность к объединению и классифицированию, способность представить результаты своих действий и их вариативность.
Что же такое «ТИКО-конструктор»? «ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения, который представлен в виде набора ярких пластмассовых плоскостных фигур, шарнирно соединяющихся между собой.
ТИКО-конструирование — это совершенно новая педагогическая технология, которая основана на практической работе с конструктором для объёмного моделирования.
Конструктор состоит из различных разноцветных многоугольников, квадратов с цифрами и буквами. Все детали ТИКО-конструктора вращаются вокруг другой. В ходе работы с ним, дошкольники видят процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть специальные отверстия, которые при сборе выступают в роли «окошка» или «двери». Таким образом, дети могут конструировать разные игровые фигуры: дома, мебель, птиц и животных, транспорт и т.д.
Ценность применения ТИКО-конструирования в работе с дошкольниками с ОВЗ обусловлена необходимостью развития у них пространственного мышления. В игре с конструктором ТИКО ребенок запоминает не только названия и внешний вид плоскостных фигур (треугольники, квадраты, ромбы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники), но и открывает для себя мир призм и пирамид.
Логические задания и тематическое моделирование помогают педагогам ДОУ и родителям развивать, корректировать у детей зрительные представления, а также позволяют дошкольникам легко, в форме игры освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия. Через практическую деятельность с конструкторами ТИКО дети знакомятся с плоскостным и объемным моделированием.
Для ребенка с ОВЗ очень важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать, т.к. это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности и познанию. Конструкторы ТИКО создают для этого самые благоприятные возможности.
Конструктор ТИКО можно использовать как в индивидуальной и самостоятельной деятельности детей, так и в непосредственно-образовательной деятельности. На первом этапе работы необходимо познакомить детей с конструктором: рассмотреть фигуры, назвать цвета, формы. Затем научить соединять детали конструктора, и конструировать плоскостные ТИКО-поделки. В дальнейшем можно создавать сложные по форме предметы по представлению.
ТИКО-конструктор помогает развивать:
- Творческие умения – дети придумывают необычные фигуры, конструкции, тем самым, развивая творческое мышление;
- Интеллектуальные умения – чтобы сконструировать фигуру, ребенку нужно подумать, какие детали он использует для этого, в какой последовательности будет их соединять;
- Коммуникативные умения – дети очень увлекаются совместным ТИКО-конструированием, в процессе работы они активно общаются, называют детали, ориентируются в свойствах, сравнивают их по признакам, совместно решают поставленные задачи, учатся договариваться между собой.
Использование ТИКО-конструирования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ позволяет:
- обеспечить эффективное эмоциональное отреагирование, придать ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы;
- создать положительные условия для осуществления произвольности и способности к саморегуляции, которые обеспечиваются за счет того, что конструктивная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей;
- оказать дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств и эмоциональных переживаний;
- существенно повысить личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я – концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности результата, созданного ребенком с ограниченными возможностями развития.
В процессе обучения у детей формируются положительные эмоции, сопереживание, принятие окружающих людей, доброта, снимается напряжение, беспокойство и тревога. Они начинают более адекватно оценивать результаты своих способностей и планируют использовать приобретенные знания в дальнейшей жизни. Важным качеством личности, которое формируется у детей при работе с ТИКО-конструктором, является произвольность. Как проявление волевого усилия, чтобы выполнить поделку, ребёнку придётся постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит его концентрироваться на актуальной задаче, добиваться успеха. Применение технологий ТИКО-конструирования позволяет каждому ребёнку работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным, что открывает широкие возможности для использования данной технологии для детей с особыми образовательными потребностями.
Список литературы
1. Интернет – магазин «Развивающие игры и конструкторы»: [Электронный ресурс]. URL : http://www.tico-rantis.ru. (Дата обращения: 13.01.2018).
2. Карасева Е.Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Е.Г. Карасева. - М.: Русское слово - учебник, 2014. - 146 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС ДО Сценарий педагогического совета
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическ...
Педагогические технологии, применяемые при работе с детьми, обучающимися в школе VIII вида, в условиях индивидуального обучения
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются коррекционно- развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании....
Презентация "Современные образовательные технологии в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения в условиях комбинированных групп ДОУ"
Система образования усложняется, возрастают требования к развитию интеллектуальных, творческих способностей детей, а также к усовершенствованию коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер напра...
Методический сборник "Современные педагогические технологии применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Методический сборник «Современные педагогические технологии применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»Современные педагогические технологии применяемые в работе ...
Современные педагогические технологии в коррекционной работе учителя-логопеда в ДОУ с детьми ОВЗ
Представляем вашему вниманию материал педагогических технологий в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ в Дошкольном образовании....
Использование современных педагогических технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР
Описание современных технологий, которые я использую в работе с детьми с ТНР...
«Современные педагогические технологии и формы работы по финансовой грамотности с детьми дошкольного возраста»
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...
- Мне нравится (2)