Воспитание финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
консультация
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г., содержит определение финансовой грамотности, как результата процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния.
Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам, не как к «не нужной вещи» или, наоборот, как к чему-то всесильному и главному в жизни, закладывается именно в детстве. Человек, с рациональным отношением к деньгам, не будет в дальнейшем испытывать страха
«остаться без денег» или пристрастия к расточительности, он выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.
С точки зрения включения финансовой грамотности в образовательный процесс дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет, речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального общения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально- психологических особенностей личности как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово грамотного человека. Эти свойства личности в прямой степени влияют на успешность принимаемых взрослым человеком
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost_doshkolnikov.docx | 40.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»»
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г., содержит определение финансовой грамотности, как результата процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния.
Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам, не как к «не нужной вещи» или, наоборот, как к чему-то всесильному и главному в жизни, закладывается именно в детстве. Человек, с рациональным отношением к деньгам, не будет в дальнейшем испытывать страха
«остаться без денег» или пристрастия к расточительности, он выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.
С точки зрения включения финансовой грамотности в образовательный процесс дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет, речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального общения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально- психологических особенностей личности как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово грамотного человека. Эти свойства личности в прямой степени влияют на успешность принимаемых взрослым человеком
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение).
Применительно к дошкольнику, находящемуся на самом первом этапе жизненного цикла – детства, закладываемые способности управления финансами являются не чем иным как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения дошкольников правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.
Изучение основ финансовой грамотности дошкольниками позволяет решать следующие задачи, зафиксированные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
- «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (ФГОС ДО).
Постепенное и дозированное погружение ребенка в современный мир финансово-экономических отношений общества способствует развитию его потенциала как субъекта отношений со взрослыми и миром взрослых, где основой являются именно финансовые отношения. Изучение дошкольниками основ финансовой грамотности должно быть ограничено определенным перечнем базовых финансово-экономических понятий. Чтобы помочь детям освоить новые понятия и научиться строить простые предложения, рекомендуется использовать театральные постановки, игры в группе из трех-пяти сверстников, развитие речи с помощью небольших сказок, разбора различных ситуационных задач и т.д.
- «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» (ФГОС ДО).
Мир личных и семейных финансов наиболее эффективно позволяет дошкольнику осваивать социокультурные ценности, принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества. Ребенок начинает понимать, что его интересы и потребности не всегда могут быть реализованы из-за отсутствия материальных возможностей и финансовых средств в семье.
- «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности» (ФГОС ДО).
Особое место в познании ребенком социального мира занимают наблюдение и общение, которые берут на себя существенную нагрузку в социализации личности ребёнка.
- «Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней - дошкольного и начального общего образования» (ФГОС ДО).
Поскольку в школах Российской Федерации повсеместно внедряются программы обучения финансовой грамотности, начиная с начальной ступени образования, то дошкольным образовательным организациям следует включить в воспитательно-образовательный процесс изучение основ финансовой грамотности как пропедевтику, чтобы обеспечить преемственность программ при переходе ребенка из детского сада в начальную школу.«Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» (ФГОС ДО).
На уровне развития каждого отдельного ребенка следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности:
- познакомить дошкольника с первичными финансовыми и экономическими представлениями;
- обогатить словарный запас дошкольника основными финансово- экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
- способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
- стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- заложить начало формированию финансово-экономического мышления;
- способствовать формированию основных качеств у дошкольника по умению принятия самостоятельных решений;
- сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;
- содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.
Среди основных воспитательных задач можно выделить:
- побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов;
- воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестному отношению к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающего взаимопомощь между членами семьи, друзьями и соседями;
- воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтролю, уверенности в себе, находить наилучший выход в ситуации;
- воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам;
- побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости, прийти на помощь ближнему.
Перечень базовых финансово-экономических понятий
5-6 лет
Понятие | Описание | |
Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга. | Понимание ребенком, что любой труд — это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться и работать. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладение мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так товар или услуга. | |
Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата. | Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги — мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические) | |
Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство | Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства | |
Сбережения, копилка, кошелек. | Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить. | |
Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дёшево. | Необходимо разобрать цепочку продажа - товар-цена-покупка. | |
Долг, должник, займ. | Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг — это серьёзное обязательство. |
6-7 лет
План, экономия. | Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. | |
Потребность, капризы, желание, возможность. | Ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить. | |
Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки. | Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги. | |
Подарок, реклама. | Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние она может оказать на него. | |
Богатство, бедность, жадность, щедрость. | Ребенок узнает, что не всё продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. |
Финансовая грамотность предполагает включение в следующие образовательные области:
- Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, связанные с отношением к личным и семейным финансам. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками может и должно строиться с использованием различных ролевых моделей, тесно связанных с ведением домохозяйства.
Практические занятия по программе «Основы финансовой грамотности» должны способствовать активному становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, а также развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Социально-коммуникативное развитие дошкольника при изучении основ финансовой грамотности обеспечивает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых, а также создает возможности для обучения приемам безопасного рационального поведения в социуме на примерах из сказок и иных источников, где демонстрируется ошибочное поведение героев.
- Познавательное развитие осуществляется через исследование ребенком себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу. Оно предполагает развитие интересов детей, их воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах (форме, цвете, размере, материале, количестве, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.), основных понятиях (деньги, экономия, сбережения и пр.).
- Речевое развитие как компонент активного коммуникативного поведения является важнейшим элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Речевое развитие предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с детской литературой и понимание текстов различных жанров.
- Художественно-эстетическое развитие очень важно в процессе изучения основ финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта. Этическое воспитание занимает особое место в системе образования детей дошкольного возраста и играет важную роль в общем развитии ребенка, способствует развитию воображения и фантазии, формированию эстетических чувств и ценностей, ценностных ориентаций, в процессе обсуждения художественных произведений развивается устная речь.
- В процессе физического развития совершенствуется двигательная деятельность детей, равновесие, координация, крупная и мелкая моторики обеих рук, формируются представления о разных видах спорта, навыки подвижных игр,
закладываются основы здорового образа жизни, его основные нормы и правила (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Формы организации образовательного процесса по изучению основ финансовой грамотности
В процессе организации образовательного процесса по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.
- Играми по изучению основ финансовой грамотности дошкольников может быть: «Что нельзя купить?», «Сделал дело – гуляй смело», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», игра-праздник «Русская ярмарка», «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Копим и сберегаем», «Денежкин домик», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что создаётся трудом» игра-соревнование «Мои домашние обязанности»8, «Супермаркет», «Кому что нужно для работы» и пр.
- Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы), художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Чтение - является основной формой восприятия художественной литературы. Беседы- обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам. Примерные темы: труд - основа жизни, работать и зарабатывать, как придумали деньги, какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся, как деньги попадают к нам в дом, как складывается стоимость товара, реклама, долги, тратим разумно, экономим, всё по плану, жадность и пр.
- Тематические стенды, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам. Например, «Торговые предприятия», «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Учимся бережливости»,
«Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие стали» и др.
- Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника: «Трудиться полезно и почётно», «Наше богатство» - формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека.
- Ситуационные задачи - обучения на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Развитие ребёнка- дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье,
обществе, мире экономики и финансов. Ребёнок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребёнка познавательный интерес, а также сформировать определённый опыт.
Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др
- Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику), социально- коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.
- Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев»,
«Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр
- Театрализованные интерактивные мини-постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр. Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направлениям: «социально-коммуникативное развитие»,
«познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие» и «физическое развитие».
Взаимодействие с родителями по формированию у дошкольников основ финансовой грамотности
Воспитателю следует объяснять родителям о необходимости чаще беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять. Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного
«хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр.), как копить и экономить.
Наибольший эффект даёт обучение ребёнка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам.
Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучения образовательной области «Основы финансовой грамотности», обучении и развитии самого ребенка.
Направления | Формы работы |
Информационное | Тематические стенды, создание странички на сайте дошкольной образовательной организации, родительский лекторий, консультации, создание библиотеки. |
Познавательное | Создание предметно-пространственной среды, семейные проекты,конкурсы,папки-передвижки, театрализованные постановки. |
Досуговое | Праздники, выставки, ярмарки, экскурсии, встречи с интересными людьми, родительский клуб. |
Аналитическое | Анкетирование, тестирование, личные беседы, родительская почта, анализ мнений и запросов родителей |
Информационные ресурсы для воспитателей и родителей
- Азбука бережливости для дошкольников / авт. – сост. И.П Рословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с.
- Аксенова Н.И., Левин Ц.М., Луговой Е.А., Павленко Л.А.. «Поиграем в экономику»// Издательство Ростовское отделение общества информатики и вычислительной техники - 38 с.
- Барсукова Л.С., Беляева И.А., Гусева М.А. Серия игр
«Рубль и Копеечка: поиграем в экономику» - Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/v/osnovy-ekonomicheskogo-obrazovaniya-starshih- doshkolnikov-v-interaktivnyh-razvivayuschih-igrah
- Галкина Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учеб. пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск, 2006. – 98 с.
- Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста/ Учебно-методическое пособие, Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск, 2015 - 89 с.
- Герасименко С.В., Маркушевская Е.А., Шайкина И.П., Назарова И.В. и др. Программа образовательного курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», Волгоград, 2015 – Электронный ресурс: http://new.kiro46.ru/docs/BELOBOKA.pdf
- Глазырина. Л.Д. Экономическое воспитание дошкольника: справ. и метод. материалы / Л.Д.Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 84 с.
- Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.Г. Гогоберидзе; под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцево. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
- Годфри Джолайн. Как научить ребёнка обращаться с деньгами/ издательство
«Добрая книга», 2006 – 224 с.
- Денежные сказки: альбом для детского художественного творчества из комплекта «ФИНАНСОВЫЙ ГРАМОТЕЙ. Пособие для воспитания финансовой грамотности от 5 до 99» / Иркутск: ООО «Альмира», 2012.— с. 28 ил. – Электронный ресурс: http://fincult.ru/trenings/file_profolog/KursKids/Denegnie_skazki_Raskraska.pdf
- Дополнительная образовательная программа «Клуб маленьких финансистов» от 5 до 7 лет// Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №50 «УМКА», г. Домодедово
- Иванова Н. Г. Что такое «экономика»? Проект для детей старшего дошкольного возраста / Н. Г. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 2. – С.12-
- Как знакомить детей с денежными единицами: [Учителя Монтессори – шк. об экономическом образовании дошкольников] // Обруч. – 1999.- №1 – с. 24-25.
- Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – М., 2008. – 169 с.
- Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты» - Электронный ресурс: https://www.fingram39.ru/materials/materialy-dlya-doshkolnikov/
- Кулакова М. В. Занимательная экономика в стихах, сказках, ребусах, загадках. Экономика от А до Я. – Н. Новгород 1997. – 125 с.
- Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников.-М.,2002. – 80 с.
- Левчук З.К. Нравственно – экономическое воспитание дошкольников и перспективы//Актуальные проблемы теории и истории педагогики. – Витебск, 2006. – с. 158 – 161.
- Левчук З.К. Нравственно – экономическое воспитание дошкольников и перспективы //Актуальные проблемы теории и истории педагогики. – Витебск, 2006. – с. 158 – 161.
- Нарушева, Г. Экономика и дошкольник: актуально ли?: [Программа курса] // Обруч. – 1997. №4.С. 23-24.
- Полиманская Т.И. Усвоение нравственных норм старшими дошкольниками в совместной трудовой деятельности / Т.И. Полиманская // Нравственно-трудовое воспитание в детском саду / под ред. Р.С. Буре. М.: Просвещение, 1987. 117 с.
- Прокофьева О.О. Мы и экономика: [формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста]/О. Прокофьева // Пралеска. – 2006.
– № 7. – с.17-18.
- Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс, 2019
- Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников, Издательство «ВАКО», 2019
- Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с.
- Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
- Соколова Е.А. Рабочая программа дополнительного образования «Афлатот»
- 13 с. - Электронный ресурс: http://ds- osinka.ru/doc/aflatot_socialnoe_i_finansovoe_obrazovanie_detej.pdf
- Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой
грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
- Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях
«Играем вместе» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
- Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник мини- спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
–25 с.
- Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Ситуационные задачи по финансовой грамотности для дошкольников «Рассуждалки» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. –61 с.
- Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Советы родителям: говорите с детьми о финансах – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019
- Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
- Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. – М., 2005. 254 с.
- Экономическая азбука для детей дошкольного возраста / Могилев. обл. институт повышения квалификации и переподготовки рук. работников и специалистов образования; Сост. Солдатенко Г.Л. –Могилев, 2000. – 41 с.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г., п.2.1.
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по организации изучения образовательной области «Основы финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях» - Москва,2018 г.
- Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа
«Азы финансовой культуры для дошкольников», ВИТА-ПРЕСС, 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика разработки образовательного курса по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Обзор имеющихся программ, рекомендации с учетом специфики, возможностей и условий нашего района.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВИТ ЗАДАЧУ ФОРМИРОВАНИЯ ...
Консультация для родителей "Воспитание финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Данная консультация отражает знакомство детей с экономической дейстивительнеостью, написана в помощь родителям. В ней предложены игры по формированию финансовой грамотности в домашних условиях, даны р...
Консультация для воспитателей «Формы и методы работы по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура лично...
презентация «Формы и методы работы по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Формы и методы работы по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»...
Консультация для воспитателей «Формы и методы работы по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура лично...
Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»
Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...
Консультация для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Финансовая грамотность дошкольников- это заложение нравственных основ финансовой культуры, воспитание бережливости, деловитости и рационального поведения в повседневной жизни. Стратегия повышени...