Консультация для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
консультация по основам финансовой грамотности

Аксенова Анжелика Сергеевна

Финансовая грамотность дошкольников-  это заложение нравственных основ финансовой культуры, воспитание бережливости, деловитости и рационального поведения в повседневной жизни. Стратегия повышения финансовой грамотности в РФ на 2017- 2023 годы обязывает нас, как педагогов,  принять активное участие в воспитании финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Чтобы экономика стала для детей интересной и понятной, можно на пратике использовать разные виды экономических заданий в ДОУ, перечисленные в данной консультации. Знания ребенку не навязываются. Через игры путем проб и ошибок воспитанник делает для себя выводы, а педагог его направляет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_finansovoy_gramotnosti.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему

«Основы воспитания финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста»

Современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведение стимулирует стремление детей и молодежи «делать бизнес», зарабатывать, быть свободным и независимым.

Закономерно, что проблема воспитания финансовой грамотности стала предметом исследования применительно к детям дошкольного возраста. Раннее разумное воспитание финансовой грамотности служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром.

Для чего нужна финансовая грамотность?

Чтобы уметь правильно планировать семейный бюджет, сохранять денежные средства в условиях нестабильности в экономике и приумножать их с целью обеспечения достойного уровня жизни для себя и своих близких.

Актуальность

Финансовое обучение и воспитание детей в детском саду- сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Финансовая грамотность является глобальной  социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Финансовая грамотность дошкольников- это заложение нравственных основ финансовой культуры, воспитания бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги. Дети так или иначе рано включаются в финансовую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят  с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первыми уроками финансовой грамотности пока еще на житейском уровне.

Когда следует начинать обучению  детей с деньгами?

Хорошо, когда обучение детей финансовой грамотности начинается с самого малого возраста. Обучение обращению с деньгами лучше всего начинать ближе к пятилетнему возрасту, так как с этого возраста ребенок готов начать изучать что-то новое.

В данном возрасте можно  ввести понятия «труд». Ребенок должен начать понимать, что доход- это результат трудовой деятельности. Ему нужно знать о том, какой профессией занимаются люди, его родители.

Ближе к семи годам следует научить покупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «чек». Можно дать ему денег чуть больше, чем нужно и оправить в магазин за покупкой с условием, чтобы обязательно принес чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу в качестве вознаграждения можно отдать.

Виды экономических заданий в ДОУ.

Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной, педагог выбирает интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компонента. Игровое занятие, игра- наиболее приемлемый способ обучения для дошкольников. Знания ему не навязываются: путем проб и ошибок ребенок делает для себя выводы, а педагог его направляет. Игровые занятия могут иметь форму путешествия, викторины, соревнования.

Сюжетно-ролевые игры помогут сделать экономику доступной. Так уже в средней группе дети с удовольствием играют в «Магазин», «Кафе», воспроизводя действия взрослых- примеряют на себя функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в «Парикмахерскую», «Такси» (продажа услуг).Все эти действия можно включать в занятия. При этом крайне важно, чтобы воспитатель проговаривал все манипуляции, обобщая словарный запас детей экономическими терминами. Можно так же использовать условные деньги- разноцветные бумажки. Усвоение новой информации успешно проходит в сюжетно- ролевой игре.

В старшем дошкольном возрасте педагог предлагает детям новые игры – «Аптека», «Банк». Традиционный «Магазин» усложняется: ассортимент продуктов увеличивается, их уже нужно взвешивать. Вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки. К бумажным купюрам присоединяют монеты. Детям будет интересно поиграть в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. Пусть магазин будет предлагать не только продукты, но и одежду, игрушки, канцелярию.

Чтобы сюжетно-ролевая игра была максимально приближена к реальности, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товара. В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку. Потратить определенную сумму на лекарства или покупку новой одежды.

Настольные игры.

В свободное время дошкольники могут поиграть в настольные игры экономического содержания – Менеджер», «Монополия», «Денежный поток». Тем самым будут закрепляться экономические понятия. Лучше, если они будут играть с воспитателем или под его присмотром. Это довольно сложные игры, правила которых часто  требуют объяснений и комментариев. Такие игры подойдут для старших групп.

Дидактические игры.

Также нужно активно включать дидактические игры. Это многочисленные пособия на установления последовательности действий для изготовления какого- то продукта («Откуда хлеб пришел?», «Как появилась книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье»). Другие же игры заключаются в том, чтобы подбирать атрибуты для разных профессий («Кому что требуется для работы», «Пятый лишний»).

В зависимости от сложности их можно использовать с детьми  разных возрастных групп.

Познавательные занятия.

В старшем дошкольном возрасте можно проводить традиционные познавательные занятия. В процессе такой деятельности воспитатель доносит до детей интересную информацию, сочетая свой рассказ с мини- беседами. Такой подход актуален при знакомстве с денежными единицами разных стран и крупными предприятиями родного края. На подобных занятиях очень важна наглядность- красочные картинки и фотографии.

 На познавательном экономическом занятии большую роль играет наглядность. Интересная тема для познавательного занятия – «История появления денег».

Старшим дошкольникам будет интересно узнать, что когда-то давно люди обходились без этого, потому что каждая семья имела все необходимое для жизнедеятельности, не было разделения на профессии. Но со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только разведением скота, вторые- шить одежду, третьи- молоть зерно. Возникла проблема обмена (бартера) и было очень трудно решить, сколько мешков зерна нужно выручить за лошадь. Так и придумали деньги.

Коммуникативное занятие- беседа.

Экономика- замечательная тема для развития у дошкольников коммуникативных навыков. Такие занятия проходят в форме диалога. Воспитатель формирует четкие вопросы, а дети учатся корректно высказывать свое мнение. При этом совершенствуется объяснительная и доказательная речь.

На каждом этапе обучения следует осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать , но и делать все за него не стоит, так как  у него должна развиваться самостоятельность принятия решений.

Значимую роль работе по данному направлению играют и родители. Семья может научить ребенка ответственному обращению с деньгами, развить в нем чувство собственного достоинства, в том числе через то, как его труд оценивается другими, объяснить, как выгодно вкладывать деньги на конкретных примерах. Именно в семье закладываются основы будущего финансового поведения ребенка, понимания того, что достойная оплата обычно предполагает упорный квалифицированный труд. Отношение родителей к деньгам, к труду, ценностные приоритеты, управление семейным бюджетом, займы, инвестиции- все это создает психологические предпосылки для присвоения ребенком того или иного типа экономического поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика разработки образовательного курса по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Обзор имеющихся программ, рекомендации с учетом специфики, возможностей и условий нашего района.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВИТ ЗАДАЧУ ФОРМИРОВАНИЯ ...

Консультация для родителей "Воспитание финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Данная консультация отражает знакомство детей с экономической дейстивительнеостью, написана в помощь родителям. В ней предложены игры по формированию финансовой грамотности в домашних условиях, даны р...

Консультация для воспитателей «Формы и методы работы по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура лично...

Воспитание финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г., содержит определение финансовой грам...

Консультация для родителей: "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста".

Воспитывать финансовую грамотность нужно буквально с пеленок – с того момента, когда ребенок в магазине впервые начнет вас о чем-то просить. Он должен понимать, что деньги возникают не по ...

презентация «Формы и методы работы по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Формы и методы работы по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей «Формы и методы работы по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура лично...