Технология Познавательно- исследовательскаой деятельности
учебно-методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технология | 1.22 МБ |
календарное планирование познавательно-исследовательской деятельности | 21.68 КБ |
планирование | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п .); знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление ); развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др .). Формировать у детей элементарные географические представления. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Цель технологии: Задачи:
Анализ , синтез и обобщение использования психолого-педагогической и методической литературы. Проведение мониторинга. Составление перспективного планирования познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Создание в группе уголка по исследовательской деятельности. Создание условий для детского экспериментирования. Взаимодействие с родителями, специалистами ДОУ. Проведение циклов познавательных бесед. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов. Проведение диагностики. Применение технологии позволяет дошкольнику расширить и упорядочить представления об окружающем мире Этапы технологии. 1 этап: 2 этап: 3 этап:
Уровень поисковой активности детей.
Опыт « Почему манка хорошо с ыплется? Цель: Выделить свойства манки: сыпучесть, рыхлость
Опыт «Что любят растения?» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о растениях.
Опыт « Волшебница вода» Цель: углубление знаний о воде, через поисково-исследовательскую деятельность.
Опыт «Легкий – тяжелый» Н а простом примере показать детям, что предметы могут быть легкими и тяжелыми . Развивать интерес к исследовательской деятельности. Цель:
Опыты «Какие разные запахи» Цель: познакомить с особенностями работы носа, его строением; уточнить и закрепить знания детей о многообразии запахов.
Цель: Опыт «Этот удивительный мир магнита» развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Опыт «Секреты песка» Цель: познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.
У дошкольников сформирована поисковая активность: умение анализировать полученные результаты, прогнозировать дальнейшее развитие, моделировать будущие действия. Наблюдаются способности к анализу и синтезу, умения анализировать и оценивать ситуацию, делать суждения и умозаключения. Возросла детская активность к исследованию самых обычных явлений и предметов. На основе исследования опытным путем различных объектов и явлений у дошкольников обогатилась речь соответствующими понятиями: явление, причина, сходство , различие, возможность , невозможность, зависимость и др. Изменилось отношение к наблюдениям в природе от простого созерцания до содержательного, целенаправленного восприятия. Выводы:
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе.
Месяц | Объект | Тема совместной образовательной деятельности | Цель | Материал и оборудование |
Неживая природа | ||||
Сентябрь | Воздух | Игры с воздушным шариком и соломинкой. | Обнаружение воздуха в окружающем пространстве. Познакомить детей с тем, что человек дышит воздухом. Дать представления о том, что ветер – это движение воздуха. | Трубочки для коктейля, воздушные шары, ленточки, емкость с водой. |
Октябрь | Песок, глина | Мы – волшебники | Продемонстрировать свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость; изменение их свойств, при взаимодействии с водой. | Прозрачные емкости с песком и глиной, емкость с водой, палочки, сито. |
Ноябрь | Вода | Игры с водой «Водичка – водичка…?» | Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется; бывает тёплая, холодная. В ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. | Три емкости: пустая, с чистой водой, окрашенная вода с добавлением ароматизатора; пустые стаканчики. |
Декабрь | Вода | Ира «Цветные льдинки». | Используя игровую ситуацию, познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска. | Стаканчики, формочки, краска, ниточки, палочки для размешивания. |
Январь | Снег | Игровая ситуация: «К нам пришёл Снеговичок». | Подвести детей к пониманию того, что снег - это одно из состояний воды. | Снеговик, вылепленный из снега, емкость |
Физические явления | ||||
Январь | Звук | Звук «Угадай, чей голосок?». | Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. | Металлофон, дудочка, балалайка, деревянные ложки, металлические пластины, кубики; коробочки, наполненные пуговицами, горохом, пшеном, бумагой. |
Февраль | Цвет | Волшебная кисточка. | Познакомить с получением промежуточных цветов, путем смешивания двух (красного и желтого – оранжевый, синего и красного – фиолетовый, синего и желтого – зелёный). | Краски, палитра, кисточка, пиктограммы с изображением двух цветовых пятен, листы с тремя, нарисованными контурами воздушных шаров. |
Март | Теплота | Горячо – холодно. | Научить определять температурные качества веществ и предметов. | Емкости с водой разной температуры, ванночка. |
Человек | ||||
Март | Органы чувств | Игра: «Наши помощники». | Познакомить детей с органами чувств и их назначением (глаза - смотреть, уши - слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности), с охраной органов чувств. | «Чудесная коробочка» с дырочками, в которой находится лимон. Коробочка с бубном; «чудесный мешочек» с яблоком; мешочек с сахаром; непрозрачны й чайник с водой. |
Рукотворный мир | ||||
Апрель | Бумага | Игра: «Волшебные превращения бумаги» | Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги. Определять некоторые ее качества (цвет, структура поверхности, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется). | Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емко сть с водой, алгоритм описания свойств материалов. |
Май | Древесина | Игровая ситуация: «У нас в гостях Буратино» | Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины. Определять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). | Деревянные предметы, емкости с водой, дощечки и бруски, сапожный нож, алгоритм описания свойств материала. |
Используемая литература:
Веракса Н.Е., Галимова О.Р. Познавательно- исследовательская деятельность для дошкольников. Для занятий с детьми с 4-7 лет.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.-80с.
Нищева Н.В. Познавательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. Санкт- Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС.2015.
Дыбина О.В. Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Текст/О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова,В.В.Щетинина.-М.:ТЦ «Сфера», 2005.
Календарно-тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности в средней группе
Месяц | Раздел познавательно-исследовательской деятельности | Тема | Цель совместной образовательной деятельности |
Сентябрь | История воды и воздуха | Что растворяется в воде? (соль, сахар, песок, крупа). | развивать представления о свойствах воды, растворимости воды; учить формулировать вывод в ходе совершения практических действий. |
| Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины) | Рыхлая и твердая почва. | развивать умение выявлять свойства почвы (определять отличия рыхлой и твердой почвы); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; развивать интерес к практическим действиям. |
| Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Пройдем по лужам? | познакомить со свойством резины - непромокаемостью; учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта; развивать познавательный интерес, умение самостоятельно осуществлять практические действия. |
| Что мы знаем о себе? (организм человека) | Что может нос? | развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности; умения выделять особенности исследуемого объекта, обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы |
Октябрь | История воды и воздуха | Испарение | расширять представления о свойствах воды (испарение); совершенствовать умение делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес |
| Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Магнитная задачка. | познакомить с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы; учить обобщенным способам исследования различных объектов; развивать интерес к исследованиям |
| Тайны живой природы (мир растений и животных) | Для чего растениям плоды? | формировать представление о развитии растений; привлекать к совместным со взрослыми практическим познавательным действиям экспериментального характера; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования |
Ноябрь | Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины) | Превращения песка и глины. | познакомить с некоторыми свойствами песка и глины в сравнении (водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования |
| Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Картон. | познакомить со свойствами картона; совершенствовать умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес |
| Тайны живой природы (мир растений и животных) | Почему животным тепло зимой? | познакомить с особенностями приспособления животных к зиме (теплая шерсть); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий |
Декабрь | История воды и воздуха | Гололедица. | закреплять знания детей о свойствах различных состояний воды (жидкое - твердое), продолжать учить устанавливать взаимосвязь между объектами неживой природы; учить детей формулировать вывод в ходе совершения практических действий |
| Что на поверхности? | Камни. | продолжать учить детей выявлять свойства веществ и материалов (камней); закреплять умения устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; развивать интерес к практическим действиям |
| Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Деревянный мир. | продолжать знакомить детей со свойствами древесины, учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта, самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес |
| Что мы знаем о себе? (Организм человека) | Что «умеет» язычок?
| продолжать знакомить детей с организмом человека (функцией языка); закреплять умение выделять особенности исследуемого объекта, обобщать полученные знания; развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности |
Январь | Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Стеклянный мир. | познакомить со свойствами стекла, продолжать учить детей обобщенным способам обследования объектов; развивать интерес к исследовательской деятельности |
| Тайны живой природы (мир растений и животных) | Чем полезен холодный снег для растений? | формировать у детей понятие о взаимосвязи живой и неживой природы (польза снега для растений); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования |
Февраль | История воды и воздуха | Помощница вода. | продолжать знакомить детей со свойствами воды (обладает очищающим свойством); продолжать включать детей в совместные практические познавательные действия экспериментального характера |
| Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Какие разные игрушки! | продолжать учить выявлять свойства и качества материалов в сравнении, закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес |
| Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Поплаваем? | учить детей выделять определенные свойства предметов (тонет - не тонет в воде), используя практические действия; развивать интерес к объектам исследования |
| Тайны живой природы (мир растений и животных)
| Расти, семечко, расти! | формировать у детей понятие о необходимости влаги на начальном этапе роста и развития растения; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий |
Март | История воды и воздуха | Водяные переливы. | продолжать знакомить детей со свойствами воды, формировать понятие о том, что вода принимает форму сосуда, в который она налита; учить детей формулировать вывод в ходе совершения практических действий |
| Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Сравнение свойств резины и древесины. | закрепить знания детей о свойствах резины и древесины в сравнении; учить выделять и обобщать свойства исследуемых объектов, продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес |
| Четыре сезона (природные явления) | Почему тает снег? | формировать у детей понятие о зависимости смены сезонов от Солнца; учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы, развивать познавательный интерес |
| Тайны живой природы (мир растений и животных) | Сажаем лук. | продолжать формировать у детей понятие о том, что растениям для роста необходимы вода и свет; закреплять знания о росте и развитии растений, учить устанавливать взаимосвязи между объектами исследования |
Апрель | Что мы знаем о себе? (Организм человека) | Ушки - «подслушки». | продолжать знакомить детей с организмом человека (функцией органа слуха); закреплять умение выделять особенности объекта исследования, обобщать полученные знания; развивать познавательный интерес |
| История воды и воздуха | Где прячется воздух? | продолжать знакомить детей со свойством воздуха заполнять все окружающее пространство; обучать способам исследования, развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение |
| Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Магнитная сила. | продолжать знакомить детей с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы на расстоянии; учить детей обобщенным способам исследования объектов, развивать интерес к исследованиям |
| Предметы с секретом. Тайны живой природы
| Что природа создала? Что сделал человек? | продолжать знакомить детей с объектами природы и предметами, созданными человеком, учить отличать эти объекты друг от друга; развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности |
Май | История воды и воздуха | Чистая вода. | продолжать знакомить детей со свойствами воды, способами ее очистки; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические познавательные действия экспериментального характера |
| Что мы знаем о себе? (Организм человека) | Видимые - невидимые отпечатки. | продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес |
|
|
|
|
| История воды и воздуха | Из чего «сделаны» облака? (на прогулке). | продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; включать их в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, развивать любознательность |
Используемая литература:
Веракса Н.Е., Галимова О.Р. Познавательно- исследовательская деятельность для дошкольников. Для занятий с детьми с 4-7 лет.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.-80с.
Нищева Н.В. Познавательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. Санкт- Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС.2015.
Дыбина О.В. Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Текст/О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова,В.В.Щетинина.-М.:ТЦ «Сфера», 2005.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п .); знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление ); развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др .). Формировать у детей элементарные географические представления. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Цель технологии: Задачи:
Анализ , синтез и обобщение использования психолого-педагогической и методической литературы. Проведение мониторинга. Составление перспективного планирования познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Создание в группе уголка по исследовательской деятельности. Создание условий для детского экспериментирования. Взаимодействие с родителями, специалистами ДОУ. Проведение циклов познавательных бесед. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов. Проведение диагностики. Применение технологии позволяет дошкольнику расширить и упорядочить представления об окружающем мире Этапы технологии. 1 этап: 2 этап: 3 этап:
Уровень поисковой активности детей.
Опыт « Почему манка хорошо с ыплется? Цель: Выделить свойства манки: сыпучесть, рыхлость
Опыт «Что любят растения?» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о растениях.
Опыт « Волшебница вода» Цель: углубление знаний о воде, через поисково-исследовательскую деятельность.
Опыт «Легкий – тяжелый» Н а простом примере показать детям, что предметы могут быть легкими и тяжелыми . Развивать интерес к исследовательской деятельности. Цель:
Опыты «Какие разные запахи» Цель: познакомить с особенностями работы носа, его строением; уточнить и закрепить знания детей о многообразии запахов.
Цель: Опыт «Этот удивительный мир магнита» развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Опыт «Секреты песка» Цель: познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.
У дошкольников сформирована поисковая активность: умение анализировать полученные результаты, прогнозировать дальнейшее развитие, моделировать будущие действия. Наблюдаются способности к анализу и синтезу, умения анализировать и оценивать ситуацию, делать суждения и умозаключения. Возросла детская активность к исследованию самых обычных явлений и предметов. На основе исследования опытным путем различных объектов и явлений у дошкольников обогатилась речь соответствующими понятиями: явление, причина, сходство , различие, возможность , невозможность, зависимость и др. Изменилось отношение к наблюдениям в природе от простого созерцания до содержательного, целенаправленного восприятия. Выводы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология "Познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников".
Содержание Пояснительная записка…………………………………………………....1- Цель.- Основные задачи.- Ожидаемые результаты. Перспективное планирование по познавательно – исследовательской деятельности с ...
технология познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ 114
Инновационная технология познавательно-исследовательской деятельности, применяемая в ДОУ № 114 в старшей группе, в рамках раздела программы "Развитие экологических представлений"...
Технологии познавательно – исследовательской деятельности в детском саду
Технологии познавотельно-исследовательской деятельности в детском саду....
Технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно ис...
Технология познавательно-исследовательской деятельности
Как показала практика, исследовательская деятельность очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом. Закрепляет навыки в...
Тематическое планирование технологии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников
По программе "От рождения до школы" рекомендованы методические пособия Вераксы Н.Е. "Познавательно- исследовательская деятельность в детском саду". Эти пособия легли в основу техно...
«Реализация технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОО посредством применения метода «интеллект-карт»
laquo;Реализация технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОО посредством применения метода «интеллект-карт»...