Технология Познавательно- исследовательскаой деятельности
учебно-методический материал

Острикова Лариса Сергеевна
Технология Познавательно- исследовательскаой деятельности

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология познавательно – исследовательской деятельности. подготовили: Воспитатели Острикова Л.С. Щукина Т.С.

Слайд 2

развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п .); знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление ); развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др .). Формировать у детей элементарные географические представления. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Цель технологии: Задачи:

Слайд 3

Анализ , синтез и обобщение использования психолого-педагогической и методической литературы. Проведение мониторинга. Составление перспективного планирования познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Создание в группе уголка по исследовательской деятельности. Создание условий для детского экспериментирования. Взаимодействие с родителями, специалистами ДОУ. Проведение циклов познавательных бесед. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов. Проведение диагностики. Применение технологии позволяет дошкольнику расширить и упорядочить представления об окружающем мире Этапы технологии. 1 этап: 2 этап: 3 этап:

Слайд 4

Уровень поисковой активности детей.

Слайд 5

Опыт « Почему манка хорошо с ыплется? Цель: Выделить свойства манки: сыпучесть, рыхлость

Слайд 6

Опыт «Что любят растения?» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о растениях.

Слайд 7

Опыт « Волшебница вода» Цель: углубление знаний о воде, через поисково-исследовательскую деятельность.

Слайд 8

Опыт «Легкий – тяжелый» Н а простом примере показать детям, что предметы могут быть легкими и тяжелыми . Развивать интерес к исследовательской деятельности. Цель:

Слайд 9

Опыты «Какие разные запахи» Цель: познакомить с особенностями работы носа, его строением; уточнить и закрепить знания детей о многообразии запахов.

Слайд 10

Цель: Опыт «Этот удивительный мир магнита» развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Слайд 11

Опыт «Секреты песка» Цель: познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.

Слайд 12

У дошкольников сформирована поисковая активность: умение анализировать полученные результаты, прогнозировать дальнейшее развитие, моделировать будущие действия. Наблюдаются способности к анализу и синтезу, умения анализировать и оценивать ситуацию, делать суждения и умозаключения. Возросла детская активность к исследованию самых обычных явлений и предметов. На основе исследования опытным путем различных объектов и явлений у дошкольников обогатилась речь соответствующими понятиями: явление, причина, сходство , различие, возможность , невозможность, зависимость и др. Изменилось отношение к наблюдениям в природе от простого созерцания до содержательного, целенаправленного восприятия. Выводы:



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе.

Месяц

Объект

Тема совместной образовательной деятельности

Цель

Материал и оборудование

Неживая природа

Сентябрь

Воздух

Игры с воздушным шариком и соломинкой.

Обнаружение воздуха в окружающем пространстве. Познакомить детей с тем, что человек дышит воздухом. Дать представления о том, что ветер – это движение воздуха.

Трубочки для коктейля, воздушные шары, ленточки, емкость с водой.

Октябрь

Песок, глина

Мы – волшебники

Продемонстрировать свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость; изменение их свойств, при взаимодействии с водой.

Прозрачные емкости с песком и глиной, емкость с водой, палочки, сито.

Ноябрь

Вода

Игры с водой «Водичка – водичка…?»

Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется; бывает тёплая, холодная. В ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Три емкости: пустая, с чистой водой, окрашенная вода с добавлением ароматизатора; пустые стаканчики.

Декабрь

Вода

Ира «Цветные льдинки».

Используя игровую ситуацию, познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска.

Стаканчики, формочки, краска, ниточки, палочки для размешивания.

Январь

Снег

Игровая ситуация: «К нам пришёл Снеговичок».

Подвести детей к пониманию того, что снег - это одно из состояний воды.

Снеговик, вылепленный из снега, емкость

Физические явления

Январь

Звук

Звук «Угадай, чей голосок?».

Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Металлофон, дудочка, балалайка, деревянные ложки, металлические пластины, кубики; коробочки, наполненные пуговицами, горохом, пшеном, бумагой.

Февраль

Цвет

Волшебная кисточка.

Познакомить с получением промежуточных цветов, путем смешивания двух (красного и желтого – оранжевый, синего и красного – фиолетовый, синего и желтого – зелёный).

Краски, палитра, кисточка, пиктограммы с изображением двух цветовых пятен, листы с тремя, нарисованными контурами воздушных шаров.

Март

Теплота

Горячо – холодно.

Научить определять температурные качества веществ и предметов.

Емкости с водой разной температуры, ванночка.

Человек

Март

Органы чувств

Игра: «Наши помощники».

Познакомить детей с органами чувств и их назначением (глаза - смотреть, уши - слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности), с охраной органов чувств.

«Чудесная коробочка» с дырочками, в которой находится лимон. Коробочка с бубном; «чудесный мешочек» с яблоком; мешочек с сахаром; непрозрачны й чайник с водой.

Рукотворный мир

Апрель

Бумага

Игра: «Волшебные превращения бумаги»

Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги. Определять некоторые ее качества (цвет, структура поверхности, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется).

Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емко сть с водой, алгоритм описания свойств материалов.

Май

Древесина

Игровая ситуация: «У нас в гостях Буратино»

Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины. Определять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

Деревянные предметы, емкости с водой, дощечки и бруски, сапожный нож, алгоритм описания свойств материала.

Используемая литература:

Веракса Н.Е., Галимова О.Р. Познавательно- исследовательская деятельность для дошкольников. Для занятий с детьми с 4-7 лет.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.-80с.

Нищева Н.В. Познавательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. Санкт- Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС.2015.

Дыбина О.В. Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Текст/О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова,В.В.Щетинина.-М.:ТЦ «Сфера», 2005.

Календарно-тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

Месяц

Раздел познавательно-исследовательской деятельности

Тема

Цель совместной образовательной деятельности

                                Сентябрь                       

История воды и воздуха

Что растворяется в воде? (соль, сахар, песок, крупа).

развивать представления о свойствах воды, растворимости воды; учить формулировать вывод в ходе совершения практических действий.

 

Что на поверхности?

(свойства песка, почвы, глины)

Рыхлая и твердая почва.

развивать умение выявлять свойства почвы (определять отличия рыхлой и твердой почвы); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; развивать интерес к практическим действиям.

 

Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Пройдем по лужам?

познакомить со свойством резины - непромокаемостью; учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта; развивать познавательный интерес, умение самостоятельно осуществлять практические действия.

 

Что мы знаем о себе? (организм человека)

Что может нос?

развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности; умения выделять особенности исследуемого объекта, обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы

                     Октябрь

История воды и воздуха

Испарение

расширять представления о свойствах воды (испарение); совершенствовать умение делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес

 

Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Магнитная задачка.

познакомить с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы; учить обобщенным способам исследования различных объектов; развивать интерес к исследованиям

 

Тайны живой природы (мир растений и животных)

Для чего растениям плоды?

формировать представление о развитии растений; привлекать к совместным со взрослыми практическим познавательным действиям экспериментального характера; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования

                     Ноябрь

Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины)

Превращения песка и глины.

познакомить с некоторыми свойствами песка и глины в сравнении (водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования

 

Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Картон.

познакомить со свойствами картона; совершенствовать умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес

 

Тайны живой природы (мир растений и животных)

Почему животным тепло зимой?

познакомить с особенностями приспособления животных к зиме (теплая шерсть); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий

                           Декабрь

История воды и воздуха

Гололедица.

закреплять знания детей о свойствах различных состояний воды (жидкое - твердое), продолжать учить устанавливать взаимосвязь между объектами неживой природы; учить детей формулировать вывод в ходе совершения практических действий

 

Что на поверхности?

Камни.

продолжать учить детей выявлять свойства веществ и материалов (камней); закреплять умения устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; развивать интерес к практическим действиям

 

Предметы с секретом

(свойства веществ и материалов)

Деревянный мир.

продолжать знакомить детей со свойствами древесины, учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта, самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес

 

Что мы знаем о себе?

(Организм человека)

Что «умеет» язычок?

 

продолжать знакомить детей с организмом человека (функцией языка); закреплять умение выделять особенности исследуемого объекта, обобщать полученные знания; развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности

                       Январь

Предметы с секретом

(свойства веществ и материалов)

Стеклянный мир.

познакомить со свойствами стекла, продолжать учить детей обобщенным способам обследования объектов; развивать интерес к исследовательской деятельности

 

Тайны живой природы (мир растений и животных)

Чем полезен холодный снег для растений?

формировать у детей понятие о взаимосвязи живой и неживой природы (польза снега для растений); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования

                   Февраль

История воды и воздуха

Помощница вода.

продолжать знакомить детей со свойствами воды (обладает очищающим свойством); продолжать включать детей в совместные практические познавательные действия экспериментального характера

 

Предметы с секретом

(свойства веществ и материалов)

Какие разные игрушки!

продолжать учить выявлять свойства и качества материалов в сравнении, закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес

 

Предметы с секретом

(свойства веществ и материалов)

Поплаваем?

учить детей выделять определенные свойства предметов (тонет - не тонет в воде), используя практические действия; развивать интерес к объектам исследования

 

Тайны живой природы (мир растений и животных)

 

Расти, семечко, расти!

формировать у детей понятие о необходимости влаги на начальном этапе роста и развития растения; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий

                           Март

История воды и воздуха

Водяные переливы.

продолжать знакомить детей со свойствами воды, формировать понятие о том, что вода принимает форму сосуда, в который она налита; учить детей формулировать вывод в ходе совершения практических действий

 

Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Сравнение свойств резины и древесины.

закрепить знания детей о свойствах резины и древесины в сравнении; учить выделять и обобщать свойства исследуемых объектов, продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес

 

Четыре сезона

(природные явления)

Почему тает снег?

формировать у детей понятие о зависимости смены сезонов от Солнца; учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы, развивать познавательный интерес

 

Тайны живой природы

(мир растений и животных)

Сажаем лук.

продолжать формировать у детей понятие о том, что растениям для роста необходимы вода и свет; закреплять знания о росте и развитии растений, учить устанавливать взаимосвязи между объектами исследования

                          Апрель

Что мы знаем о себе? (Организм человека)

Ушки - «подслушки».

продолжать знакомить детей с организмом человека (функцией органа слуха); закреплять умение выделять особенности объекта исследования, обобщать полученные знания; развивать познавательный интерес

 

История воды и воздуха

Где прячется воздух?

продолжать знакомить детей со свойством воздуха заполнять все окружающее пространство; обучать способам исследования, развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение

 

Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Магнитная сила.

продолжать знакомить детей с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы на расстоянии; учить детей обобщенным способам исследования объектов, развивать интерес к исследованиям

 

Предметы с секретом. Тайны живой природы

 

Что природа создала? Что сделал человек?

продолжать знакомить детей с объектами природы и предметами, созданными человеком, учить отличать эти объекты друг от друга; развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности

                          Май

История воды и воздуха

Чистая вода.

продолжать знакомить детей со свойствами воды, способами ее очистки; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические познавательные действия экспериментального характера

 

Что мы знаем о себе? (Организм человека)

Видимые - невидимые отпечатки.

продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес

 

 

 

 

 

История воды и воздуха

Из чего «сделаны» облака? (на прогулке).

продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; включать их в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, развивать любознательность

Используемая литература:

Веракса Н.Е., Галимова О.Р. Познавательно- исследовательская деятельность для дошкольников. Для занятий с детьми с 4-7 лет.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.-80с.

Нищева Н.В. Познавательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. Санкт- Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС.2015.

Дыбина О.В. Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Текст/О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова,В.В.Щетинина.-М.:ТЦ «Сфера», 2005.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология познавательно – исследовательской деятельности. подготовили: Воспитатели Острикова Л.С. Щукина Т.С.

Слайд 2

развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п .); знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление ); развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др .). Формировать у детей элементарные географические представления. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Цель технологии: Задачи:

Слайд 3

Анализ , синтез и обобщение использования психолого-педагогической и методической литературы. Проведение мониторинга. Составление перспективного планирования познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Создание в группе уголка по исследовательской деятельности. Создание условий для детского экспериментирования. Взаимодействие с родителями, специалистами ДОУ. Проведение циклов познавательных бесед. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов. Проведение диагностики. Применение технологии позволяет дошкольнику расширить и упорядочить представления об окружающем мире Этапы технологии. 1 этап: 2 этап: 3 этап:

Слайд 4

Уровень поисковой активности детей.

Слайд 5

Опыт « Почему манка хорошо с ыплется? Цель: Выделить свойства манки: сыпучесть, рыхлость

Слайд 6

Опыт «Что любят растения?» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о растениях.

Слайд 7

Опыт « Волшебница вода» Цель: углубление знаний о воде, через поисково-исследовательскую деятельность.

Слайд 8

Опыт «Легкий – тяжелый» Н а простом примере показать детям, что предметы могут быть легкими и тяжелыми . Развивать интерес к исследовательской деятельности. Цель:

Слайд 9

Опыты «Какие разные запахи» Цель: познакомить с особенностями работы носа, его строением; уточнить и закрепить знания детей о многообразии запахов.

Слайд 10

Цель: Опыт «Этот удивительный мир магнита» развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Слайд 11

Опыт «Секреты песка» Цель: познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.

Слайд 12

У дошкольников сформирована поисковая активность: умение анализировать полученные результаты, прогнозировать дальнейшее развитие, моделировать будущие действия. Наблюдаются способности к анализу и синтезу, умения анализировать и оценивать ситуацию, делать суждения и умозаключения. Возросла детская активность к исследованию самых обычных явлений и предметов. На основе исследования опытным путем различных объектов и явлений у дошкольников обогатилась речь соответствующими понятиями: явление, причина, сходство , различие, возможность , невозможность, зависимость и др. Изменилось отношение к наблюдениям в природе от простого созерцания до содержательного, целенаправленного восприятия. Выводы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология "Познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников".

Содержание Пояснительная записка…………………………………………………....1- Цель.- Основные задачи.- Ожидаемые результаты. Перспективное планирование по познавательно – исследовательской деятельности с ...

технология познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ 114

Инновационная технология познавательно-исследовательской деятельности, применяемая в ДОУ № 114 в старшей группе, в рамках раздела программы "Развитие экологических представлений"...

Технологии познавательно – исследовательской деятельности в детском саду

Технологии познавотельно-исследовательской деятельности в детском саду....

Технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно ис...

Технология познавательно-исследовательской деятельности

Как показала практика, исследовательская деятельность очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом. Закрепляет навыки в...

Тематическое планирование технологии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

По программе "От рождения до школы" рекомендованы методические пособия Вераксы Н.Е. "Познавательно- исследовательская деятельность в детском саду". Эти пособия легли в основу техно...

«Реализация технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОО посредством применения метода «интеллект-карт»

laquo;Реализация технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОО посредством применения метода «интеллект-карт»...