Статья "Социально - коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка

Салихова Мария Владимировна

Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_salihova_m.v.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Салихова Мария Владимировна, воспитатель

СП ГБОУ ООШ «18 г.Сызрань «Детский сад №42», г.Сызрань

nachalstvo07@mail.ru

Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование. Такое особое внимание социально-коммуникативному развитию современного дошкольника обусловлено тем, что данный период развития ребенка – один из важных этапов в развитии личности. Это начальный период социализации ребенка, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками. Так же это время характеризуется накоплением важного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей и самопознания у дошкольника под непосредственным руководством взрослого. Дошкольное детство это самые важные первые шесть семь лет, когда развитие идет стремительно и интенсивно и закладывается основа, фундамент для дальнейшего роста и развития личности. Приходя в детский сад, ребенок попадает в новые социальные условия, меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с новыми людьми. От того как проходит социализация и адаптация ребенка в детском саду, зависит последующий путь социального и личностного развития ребенка. Социально – личностное развитие дошкольника – процесс довольно сложный и трудоемкий и требует от воспитателя большого труда. В саду ребенок очень сильно меняется. Часто в своей практике я сталкиваюсь с тем, что дома ребенок ведет себя более спокойно. Так как он находится в привычной для себя обстановке. В саду же ребенок, наоборот, более эмоциональный. В своей работе я очень часто использую игры. В играх дети очень часто копируют взрослых: как они себя ведут, как разговаривают. Я считаю, что в процессе игры ребенку легче усвоить: ценности, традиции культуру общества. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится социализироваться с другими. В игровой деятельности развивается ролевое действие и поведение, все многообразие социальных отношений. В игре ребенок учится пользоваться определенными правилами поведения, которые потом переносятся в повседневную жизнь.  В результате освоения социальных норм и правил в младшем дошкольном возрасте ребенок научится доброжелательному отношению к взрослому и сверстникам, станет социально активным. Дети младшего дошкольного возраста очень любознательны, охотно начинают общаться, быстро преодолевают негативное настроение. В современном мире разработано очень много Программ направленных на социально коммуникативную деятельность дошкольников младшего возраста. Моя работа построена на основе программы « Первые шаги» так как она построена с учетом возрастных особенностей детей и направлена на формирование и полноценное становление ведущей для дошкольников игровой деятельности. Работа по социализации детей раннего возраста происходит поэтапно:

  • усовершенствование самостоятельности детей в предметно - игровой деятельности и самообслуживании;
  • расширение ориентировки в ближайшем окружении;
  • обучение умению играть и действовать рядом.

Для реализации данных направлений необходимо решать следующие задачи:

  • формировать представления о ближайшем окружении, простейших связей между ними;
  • обучать представлениям, умениям и навыкам самообслуживания;
  • формировать представления о природном окружении (овощи и фрукты, животные, растения);
  • формировать представления о явлениях общественной жизни.

 Социально коммуникативное развитие детей раннего возраста, осуществляется прежде всего в общении с взрослым и со сверстниками. Прежде всего, в работе с маленькими детьми я ищу индивидуальный подход к каждому ребенку, учитываю его возрастные особенности, характер, привычки. При таком взаимодействии в центре моего внимания находится личность ребенка. Сразу видно его чувства, переживания. Если ребенок не хочет общаться, не нужно его заставлять. Сначала его нужно расположить к себе, дать понять, что ты ему друг. И только тогда, когда ребенок испытывает эмоциональный комфорт, он сможет выражать свои желания. В своей практике с детьми младшего дошкольного возраста, я убедилась, что они очень чувствительны к отношению взрослых, они чувствуют настроение воспитателя. Еще одна очень важная деталь, которая сближает это ласка. Когда ребенок заходит в группу, я стараюсь его обнять прижать к себе, дать ему почувствовать, что его тут любят. И действительно это работает, дети начинают улыбаться. Это особенно хорошо работает в адаптационный период.  Дети со временем привыкают к тому, что в группе его обязательно обнимут и пожалеют. Ведь всего одно объятие дает ребенку позитивный настрой на целый день.  Когда ребенок расположен к тебе доброжелательно, значит и в играх, он будет выполнять все ваши требования. В своей практике в любом направление для реализации образовательного процесса я использую игры. Игра — это тот вид деятельности, в котором дети развиваются и чувствуют себя полноценным участником деятельности. Игра стала для меня настоящим открытием в социально коммуникативном развитии. Совместные игры все больше и больше привлекают детей. Я учу их, как обратиться к другому ребенку, как поделиться игрушкой. Я применяю комплексный метод руководства игрой, который заключается в оказании педагогической поддержки сюжетных игр и обеспечении педагогических условий развития игры.

Детство без игры и вне игры ненормально. Я считаю, что лишение ребенка игровой практики — это лишение его главного источника развития. Игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.

Так же активно включаю в совместную деятельность разнообразные виды игр: дидактические, сюжетно ролевые, подвижные, которые способствуют развитию социально – коммуникативных навыков у детей. Я выбрала театрализованную деятельность и не ошиблась. Работу по социально – коммуникативному развитию я начала с создания предметно развивающей среды в группе: оборудовала игровой уголок, где можно играть в сюжетно ролевые игры; оборудован « уголок ряжения» где находятся различные маски- шапочки разных героев; подобрала и изготовила дидактические игры, направленные на ознакомление с эмоциональным состоянием персонажей. Каждый день я использую разных героев, которые приходят к нам в гости и обыгрываю определенную тему.  Так мы с Петрушкой научили мыть руки перед едой и объяснили какие последствия могут быть, если этого не делать. Особенно детям нравится пальчиковый театр, герои мышки. Которые всегда учат детей смелости, доброте и отзывчивости.  Дети всегда с большим интересом их слушают.  В основном я использую знакомые ребенку потешки, сказки.  Но и конечно же не остается без внимания общение с театрализованными героями. Что бы в дальнейшем дети учились играть самостоятельно. Через театрализованную игру я учу детей таким чувствам как сопереживать герою или радоваться вместе с ним радостному событию. Так же в своей работе я использую дидактические игры, например, в дидактической игре «Машина и зайцы» я объяснила, как нужно правильно переходить дорогу и как вести себя на улице. Для того что бы развернуть сюжет игры, дети должны сначала понять ее смысл и в этом я им помогаю используя разные способы : создаю условия для эмоциональных впечатлений , даю посмотреть и потрогать игрушки, пытаюсь вызвать их на разговор.  В изучении математики мне помогают матрешки, так как они разных размеров и цветов. И дети легко понимают большой- маленький- поменьше, и различают основные цвета: красный желтый зеленый. Еще дети очень любят музыкальные игры. Они с легкостью повторяют движение. Проводя зарядку под музыку, дети охотно двигаются и им весело. Участвуя в театрализованной деятельности, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей. Большое значение в развитии социально – коммуникативном развитии ребенка имеют не только игры, но и чтение книг, наблюдение, беседы, упражнения, совместная деятельность и режимные моменты, где развиваются интеллектуальные, творческие, физические способности. Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.

• Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. • Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

• Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых.

• Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

• Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов.

• Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Анализируя свою работу по социально коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста путем театрализованной деятельности, я заметила, что дети стали легко общаться и вступать в диалог. Быстро придумывают сюжет игры. Дети стали целеустремленные и уверенные в себе. Независимо от возрастного периода развития ребенка социальная ситуация является определяющей и обуславливающей процесс жизни ребенка, в ходе которого у него проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования, что в свою очередь приводит к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому.

Социальная ситуация, являясь единицей позволяет наиболее точно отследить возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.

Таким образом, социальное развитие является системой отношений субъекта в социальной действительности, реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Литература

1. Выготский Л.С. Психология. М.: Издательство ЭКСМО - Пресс, 2000 - 1008 с. (Серия «Мир психологии»).

2. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова. - М.: Владос 2007. - 442с.

3. Е.О. Смирнова. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 - 368 с.

4. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в развитии: Книга для педагогов / Под ред. Е.А.Стребелевой, Г.А.Мишиной - М.: Полиграф сервиз, 2002 - 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).

laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...