Методические рекомендации к методическому пособию "Увлекательная математика"
методическая разработка по математике

Фоминых Екатерина Сергеевна

В основу пособия легли дидактические игры по формированию элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста. Данное пособие привлекает своей яркостью, мобильностью, многофункциональностью, простотой в использовании; помогает рубунку усвоить информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал, повысить позитивный интерес.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               МКДОУ «Детский сад №28»

Методические рекомендации к методической

                                                    разработке

            «Увлекательная математика»

                                          Подготовила воспитатель: Фоминых Е. С.

29. 11. 2019 г.

     Детство неотделимо от игры. Игра – это центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов, и представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения  со сверстниками и взрослыми.

     Современные дети растут в эпоху быстро развивающихся информационных технологий. Ребенка уже сложно представить себе без компьютера, планшета, телефона.

     Важность в формировании элементарных способностей у детей дошкольного возраста на начальном этапе обучения огромна. Таким образом, педагог или родитель должен поставить ребенку азы начала начал, но таким образом, чтобы это было в игровой форме, ведь для дошкольника это должно вызвать интерес.

     На основе наблюдений за детьми в совместных организованных видах деятельности и самостоятельных играх; на основе оценки результатов диагностических карт, я сделала следующие выводы.

     В начале года:

  • Дети затрудняются в определении цвета и формы.
  • Дети с трудом различают понятия «один», «много», «мало», «ни одного».
  • Игровые действия не проявляются в речи детей (дети не могут пояснить, что они сделали, что получилось, почему).

     Изучив литературу и опыт работы коллег из других дошкольных учреждений, я поставила перед собой цель: Формирование элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста.

     В соответствии с поставленной целью выделила следующие задачи:

  • Расширять представления о геометрических фигурах, их особенностях и общих свойствах.
  • Расширять представление о цвете; учить узнавать и называть основные цвета (желтый, красный, зеленый, синий)
  • Учить выделять отдельные предметы из группы и составлять группу их отдельных предметов.
  • Различать понятия «один», «много», «мало», «ни одного»; понимать вопрос «Сколько?»
  • Развивать ориентировку в пределах формата А4.

     На основе анализа изученных материалов мною были подобранны дидактические игры и задания  для реализации поставленных задач. Эти игры были объединены в пособие «Увлекательная математика».

     Данное пособие оформлено в виде планшетов, рабочая поверхность которых, покрыта фетром.  Дидактический материал к планшетам тоже выполнен из фетра.

     Это пособие можно использовать как для индивидуальной работы с детьми, так и для работы с группой или подгруппой.

     Планшеты можно использовать для игровой деятельности с детьми на занятиях по ФЭМП или можно собрать их в виде папки-передвижки, где можно разместить,  информацию для детей.

     Так, например игра «Назови предметы».

     Цель игры: учить детей узнавать и называть цвет; группировать предметы по цвету; учить употреблять в речи имена прилагательные с именами существительными в единственном и множественном числе мужского, женского и среднего рода; учиться объяснять свой выбор

Например, «Это – зеленое яблоко. Я положу его к предметам зеленого цвета».

 Приложение. Рисунок 1

     Игра «Составь такую же картинку»

     Цель этой игры: учить называть и различать геометрические фигуры; учить выполнять задание по образцу; продолжать учить узнавать и называть цвет.

     Содержание: Воспитатель знакомит детей с образцом, обсуждает называние геометрических фигур, из которых создан образец, их цвет и расположение. Затем предлагает на планшете составить такой же предмет. Приложение. Рисунок 2.

     Игра «Укрась дерево»

     Цель: расширять представление о цвете, учить узнавать и называть основные цвета спектра; развивать ориентировку в пределах формата А4.

     Содержание: воспитатель раздает детям планшеты с изображением деревьев и предлагает украсить деревья листочками такого же цвета, что и планшет. (Планшет в зеленой рамке – зеленые листочки на дереве). Приложение. Рисунок 3. Рисунок 4.

     Аналогичные цели у следующих игр

     «Цветочки на полянке»

Игра проводится аналогично предыдущей.

Приложение. Рисунок 5. Рисунок 6.

     «Подбери шарики к ниточкам»

Воспитатель предлагает детям подобрать шарики такого же цвета, что и ниточки.

Приложение. Рисунок 7. Рисунок 8.

     Игра «Построй домики для цветных человечков»

     Цель: учить узнавать и называть основные цвета; расширять представления о геометрических фигурах; формировать представление о таких понятиях «длинный», «короткий».

     Содержание: воспитатель предлагает так же в соответствии с цветом планшета выбрать человечка, и построить ему домик и заборчик такого же цвета.

     В процессе игры воспитатель задает вопросы:

  • Какого цвета человечек?
  • Какого цвета домик?
  • Какого цвета забор? Какой формы домик?
  • Какой формы крыша на домике?
  • Из чего состоит забор? (Из полосок «дошечек»)
  • Из каких дощечек состоит забор? (Длинных и коротких).

Приложение. Рисунок 9. Рисунок 10.

     Игра «Солнышко и облака»

      Цель: учить выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из предметов. Различать понятия «один», «много», «мало», «ни одного».

     Содержание: воспитатель показывает детям солнышко и спрашивает:

  • Что это? Солнышко.
  • Сколько солнышек? Одно.
  • А это что? Облака.
  • Положите рядом с солнышком несколько облаков. Сколько облаков? Мало.
  • А теперь добавьте еще облака. Сколько стало облаков? Много
  • Уберите все облака. Сколько их стало? Ни одного.

Приложение. Рисунок 11.

     Таким образом, дидактическое пособие «Увлекательная математика» привлекает своей яркостью, мобильностью, многофукциональностью, простотой в использовании.

     Данное пособие помогает ребенку усвоить информацию по изучаемой теме и лучше понять  и запомнить материал, повысить познавательный интерес.

     Надеюсь, что данное пособие заинтересует воспитателей, и поможет им творчески организовать свою педагогическую деятельность

                                     Приложение

IMG_20191128_234636.jpg

Рисунок 1.

IMG_20191128_235240.jpg

Рисунок 2

        

IMG_20191128_235822.jpg

Рисунок 3.

IMG_20191128_162723.jpg

Рисунок 4.

IMG_20191129_000205.jpg

Рисунок 5

IMG_20191128_162807.jpg

Рисунок 6

IMG_20191129_000610.jpg

Рисунок 7

IMG_20191128_162238.jpg

Рисунок 8.

IMG_20191129_001401.jpg

Рисунок 9.

IMG_20191128_163113.jpg

Рисунок 10

IMG_20191129_001623.jpg

Рисунок 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации на тему:"Как навести порядок с помощью математики?"

Здесь предлагается несколько игровых приемов,которые позволяют навести порядок в доме и закрепить знания,полученные в детском саду....

Комплекс методических рекомендаций и дидактических игр по математике.

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом у...

Обучение детей дошкольного возраста математике в условиях семьи. Методические рекомендации.

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К...

Презентация: Методические и коррекционно-методические рекомендации к проведению словарной работы.

Презентация: Методические и коррекционно-методические рекомендации к проведению словарной работы...

Методические рекомендации по организации обучения математике детей дошкольного возраста в условиях семьи

Математическое образование важно на всех этапах развития человека: в дошкольном возрасте, в школьный период и во взрослой жизни. Вхождение ребенка в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте...

Методические рекомендации по организации обучения математике детей дошкольного возраста в условиях семьи

Методические рекомендации по организации обучения математикедетей дошкольного возраста в условиях семьи...