Презентация: Методические и коррекционно-методические рекомендации к проведению словарной работы.
презентация по коррекционной педагогике
Презентация: Методические и коррекционно-методические рекомендации к проведению словарной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация: Методические и коррекционно-методические рекомендации к проведению словарной работы | 775.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарные слова - это одна из трудностей, с которой сталкиваются ученики в начальной школе. Ведь правила для написания словарного слова не существует. Проверить их родственными словами все невозможно. А память ребёнка часто недостаточно приспособлена к «простому запоминанию ». Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах очень важна, т.к. практическое овладение русским языком требует в первую очередь знания определенного количества слов. Поэтому при первоначальном обучении учащихся русской речи одно из главных мест занимает словарно-орфографическая работа. Задачей словарно-орфографической работы является накопление необходимого для речевой деятельности запаса слов, усвоение законов их сочетаемости, различных лексических значений.
Словарная работа - одно из ведущих направлений в развитии речи учащихся специальных (коррекционных) школ. Программа по русскому языку определяет задачи работы над словом следующим образом: Обогащение словаря , т.е. усвоение тех новых слов, которые школьники не знали, новых значений слов. Уточнение словаря , т.е. углубления понимания уже известных слов. Активизация словаря , т.е. включение как можно более широкого кру г а слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте. Устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений. Все четыре направления работы тесно связаны между собой.
Существуют общие требования к проведению словарной работы в специальной (коррекционной) школе: •должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени; •необходимо стремиться к конкретному объяснению новых слов; •процесс презентации слов должен опираться на работу всех возможных анализаторов. Методика работы над словарным словом - Учитель записывает слово на доске; - Чтение слова. Объяснение значения слова; - Заучивание правописания данного слова; - Запись в орфографический словарик; - Вставка слова в классное наборное полотно "Запомни и пиши правильно"
В ходе проведения словарной работы можно использовать следующие приёмы : - упражнения и дидактические игры; - загадки; - сравнение предметов (по зрительному восприятию и по памяти). Большой эффект для обогащения словаря имеют: показ кинофильмов, чтение художественных произведений. Значимым методом активизации словаря является дидактическая игра. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, например закрепление знаний о временах года, цвете, пространстве и т.д. В связи этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должны усвоить дети. Кроме дидактических игр с наглядным материалом, используются словесные упражнения и игры. В словесных играх очень важно объяснение игры, оно обычно включает 2-3 примера выполнения задания (ответа). Начиная с первого класса нужно учить детей писать, воспринимая на слух. При изучении словаря или орфографического правила наряду со слуховыми, зрительными, творческими диктантами можно использовать наглядный диктант. Наиболее распространенные приёмы, которые может использовать учитель при введении слов в речь учащихся, следующие: Комментированные ответы учащихся: один ученик отвечает, другие обращают внимание на содержание и форму его ответа, указывают на недочёты его речи. Творческие рассказы по опорным словам.
Виды словарных диктантов : СЛУХОВЫЕ: •Предупредительный •Объяснительный •Выборочный •Распределительный •По памяти •По загадкам •По описательному обороту •С использованием сигнальных карточек ЗРИТЕЛЬНЫЕ: •Предупредительный •Объяснительный •Выборочный •Распределительный •По памяти •Картинный •Кратковременный •По описательному обороту •С использованием сигнальных карточек •С пропущенными буквами •По перфокартам
СЛУХОВЫЕ: •Группировка по орфографическим признакам •Подбор родственных слов •Подбор слов с общим признаком •Подбор синонимов, антонимов •Запись цепочкой слов ЗРИТЕЛЬНЫЕ: •Запись по алфавиту •С исправлением ошибок •Работа с деформированными словами •Запись слов с аналогичной орфограммой •Составление словосочетаний •Использование ребусов •Использование школьного словаря •Использование кроссвордов •По перфокартам •Составление рассказа по опорным словам •Работа с деформированным текстом ПРОСТОЙ ДИКТАНТ ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ СЛУХОВОЙ СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ ЗРИТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ (списывание) ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ САМОДИКТАНТ (ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ).
Способы и методы, адаптированные к детям, имеющие в анамнезе речевые проблемы, по запоминанию написания словарных слов: 1.Заниматься ежедневно по 15-20 минут. 2.Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю. Для запоминания словарных слов использовать следующие задания: Чтение слова ребенком. 1.Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем). 2.Орфографическая работа над словом: -постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы, -звукобуквенный анализ слова, -деление слова на слоги и на слоги для переноса. 4.Заучивание правописания данного слова: -подбор однокоренных слов, -составление словосочетания, предложения с этим словом, -подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом. 5.Запись слова в орфографический словарик. Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова. 6.Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
7.Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов). 8.Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот. 9.Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово). 10.Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель — учителя, огороды — огород). 11.Образование другой части речи (береза — березовая, городской — город, дежурный — дежурить). 12.Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков: -по родам; -по числам; -с непроверяемыми гласными А, О, Е, И; -с непроверяемой и проверяемой гласной; -одушевленные или неодушевленные предметы; -по тематике (например: «Овощи» и «Животные»); -по частям речи; 13.Выписать из данных слов: -слова , состоящие из двух, трех слогов; -слова с Й; -слова с шипящими; -слова , начинающиеся на одну букву.
14.Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая). 15.Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа. 16.Подбор однокоренных слов. 17.Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины). 18.Разбор слов по составу. 19.Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел). 20.Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади). 21.Образовать новое слово при помощи суффикса Назови слово ласково. (береза — березка, берег-бережок). 23.Заменить одним словом (человек, который учит детей — учитель). 24.Письмо по памяти. 25.Самодиктант и взаимопроверка. 26.Списать , вставить одну или две согласных (С или СС — кла .. .,, суб .. ота ). 27.Данные слова заменить по смыслу другими ( друг — товарищ, ребята-дети). 28.К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами (красное яблоко, сочная капуста). 29.Заменить синонимами (водитель — шофер). 30. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить...). Благодаря систематической словарной работе повышается мотивация к изучаемому предмету, снижается уровень тревожности при устных ответах на уроках русского языка.
Используемая литература: 1.Агафонов В.В. Двуполушарный подход к обучению: Авторский сайт Ольги Соболевой и Василия Агафонова. - Ь«р :// лулу \у.те1о(11ка.ги/ МЕТОДИКА.РУ 2.Алдакаева Н.Г. Работа над ошибками // «Русский язык в школе». 1999. № 5. С. 39-40. 3.Баранов М.Т. Методика русского языка. — М., 1990. 4.Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. —М., 1974.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками на занятиях и вне».
Педсовет проходит в нетрадиционной форме. Предварительная работа не сложная и интересная....
Семинар-практикум с воспитателями на тему "Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками"
Данный материал предназначен для проведения семинара-практикума учителя-логопеда с воспитателями ДОУ по организации словарной работы с дошкольниками....
Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками на занятиях и вне их . Речевая сфера.
В статье показаны методы и приемы обогащения и активизации словаря для обеспечения высокого уровня подготовки детей к школьному обучению ....
Методика проведения словарной работы. Роль детской литературы в словарной работе
Чем богаче активный словарный запас человека, тем у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли; тем, следовательно, содержательнее, доходчивее,...
Методические рекомендации к проведению логопедической работы по устранению нарушений звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Важнейшее значение в работе по устранению нарушений звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи имеет индивидуальный подход к детям, в основе которого лежит учёт уровня разв...
Проведение словарной работы в разных видах деятельности детей.
Многие приемы словарной работы находят свое применение в разных видах детской деятельности. Большие возможности для обогащения и активизации словаря представляет бытовая деятельность (еда, одева...
Методические рекомендации к проведению логопедической работы в летний период с детьми имеющими тяжелые нарушения речи.
Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения. Иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: недоавтоматизированные звуки могут исчезнуть совсем, тогда не...