«Совершенствование деятельности по художественно-эстетическому развитию дошкольников» (первая младшая группа)
материал (младшая группа)

Сабитова Евгения Мунировна

      В материале описан опыт работы обучениия навыкам рисования детей первой младшей группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovershenstvovanie_deyatelnosti_po_hudozhestvenno.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Совершенствование деятельности по художественно-эстетическому развитию дошкольников»

(первая младшая группа)

 « Детский рисунок, процесс рисования – это частица

   духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

В.Л. Сухомлинский

Рисование - это одно из самых больших удовольствий для ребёнка. Посмотрите на детский рисунок. Он чрезвычайно прост и в то же время очень выразителен.

Детские рисунки издавна привлекали внимание учёных – психологов, врачей, художников. Ещё в 19веке французский психолог Люшер доказал, что по цвету, которому отдаётся предпочтение, можно судить об эмоциональном состоянии человека. А член-корреспондент Российской Академии педагогических наук профессор Кольцова М. М. собирала детские рисунки в течение 40 лет, и под её руководством сотрудники Института физиологии им. Павлова И. И. и Российской Академии образования доказали, что детская мазня раскрывает внутренний мир ребёнка, говорит об эмоциональном состоянии малыша.

 В возрасте 1-3 лет любой ребёнок – уникальная личность. Он стремится всё исследовать, всё попробовать, он способен оценить прекрасное и готов создавать собственные произведения искусства. В этом возрасте уже можно приобщать ребёнка к художественному творчеству, развивать эстетическое восприятие мира. 
      Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе и элементы психотерапии - успокаивает, отвлекает, занимает.
Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. Таким образом, при умелой организации занятий и учёте психологических и физиологических особенностей детей раннего возраста  рисование может стать одним из любимых занятий малышей.

       Занимаясь изобразительной деятельностью с маленькими детьми, необходимо учитывать особенности раннего возраста. У малышей еще не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком сильно), ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край и т. п. Часто отсутствие умений сердит и расстраивает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задержаться на уровне хаотических линий (черкание, каляки-маляки). Поэтому рекомендуется начинать занятия изобразительной деятельностью с обучения малышей простейшим навыкам и приемам: держать правильно карандаш (фломастер, кисточку); рисовать простые линии и формы; не выходить во время рисования за край листа бумаги или за ограничительную линию. Рисуя «палочки» и «дорожки» (вертикальные и горизонтальные прямые линии), кружочки и овалы, ребенок открывает для себя обобщенные формы и линии как основу множества образов, учится находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями. Освоив минимальный арсенал умений, малыши получают возможность передавать на бумаге элементарный образ, начинают чувствовать себя более уверенно в этом занимательном виде деятельности.
     
Оформление нашей группы наполнено яркими красками, что способствует воспитанию эстетического вкуса воспитанников. Для свободного рисования организован «Уголок рисования», в котором доступно расположены альбомы,  бумага разного цвета, размера и формы, книжки- раскраски, карандаши, мелки для рисования, гуашевые краски, кисти. В приёмной оформлен «уголок творчества для выставки детских работ. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей.
      Занимаясь рисованием с маленькими детьми, я учитываю особенности раннего возраста. У малышей еще не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком сильно), ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край и т. п. Часто отсутствие умений сердит и расстраивает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное.
      При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для детей - прежде всего игра. Не надо ограничивать детскую свободу. Нужно предоставлять малышам возможность экспериментироватъ.

            Для занятий я подбираю сюжеты, близкие опыту ребенка. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. Рисуя с детьми, рассказываю о различных явлениях природы (дождь, снег, времена года и т.д.), о жизни людей (в городе и деревне, праздники, прогулки и т. д.) и о жизни животных. 
Я стремлюсь эмоционально зарядить детей, превратить занятие в увлекательное приключение. Готовые рисунки мы внимательно рассматриваем, стараясь найти уникальные особенности, а маленьких авторов одобрить, похвалить за старание.
 

            Рисование - очень интересный и в тоже время сложный процесс. При обучении малышей рисованию использую разнообразные методы и приёмы.
Рисование в воздухе
 - изображение линий и фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки. Использование этого приема помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне. Можно также рисовать пальцем на любой гладкой поверхности (стекле, столе).
Совместное
 рисование - совместные действия взрослого и ребенка в процессе рисования. Взрослый вкладывает карандаш в руку ребенка, берет её в свою и водит по бумаге, создавая изображение. Параллельно комментирует  рисунок. Использование этого метода позволяет научить ребенка правильно держать карандаш, надавливать на него во время рисования с определенной силой, проводить различные линии и фигуры. 
Дорисовывание деталей - процесс завершения рисунка. В качестве основы для рисования предлагается заготовка, на которой нарисована только часть рисунка, недостаюшие детали которого ребенок должен дорисовать.
Тема: «Дождик».
Перед началом занятия предлагаю послушать малышам стихотворение: 
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, воду лей.
На цветочек, на листок,
Кап, кап, кап!
На дорожку, на лужок,
Кап, кап, кап!
Тучка в небе синяя –
Капай, дождик, сильный!
Кап, кап, кап…
Спрашиваю: «О чём говорится в стихотворении?» (О дождике.)
Рисую на листе бумаги, прикреплённом к мольберту, тучу синего цвета.
«Догадались, что это такое? Правильно, это туча». Затем начинаю рисовать вертикальные линии, сопровождая их словами: «Вот пошёл дождик: кап, кап, кап!». Раздаю малышам листы с заготовками и по одному карандашу или фломастеру.  «У вас на картинках тоже нарисованы тучи. Нарисуйте дождик!». Можно рисовать сильный  (сплошные линии) и слабый дождь (пунктирные линии). Побуждаю детей   озвучивать рисунок – «кап, кап, кап». Можно нарисовать на земле лужи.     Сюжет картинки обыгрывается и комментируется взрослым.          

        Использование этого метода обучения позволяет закрепить усвоенные ребенком навыки (правильно держать карандаш, рисовать определенные линии и фигуры). При этом у взрослого есть возможность планировать уровень сложности рисунка и время выполнения задания в зависимости от возраста детей в группе и уровня их умений.
      Самостоятельное рисование - создание ребенком рисунка по заданному взрослым сюжету или по собственному желанию с использованием усвоенных навыков. 
Ребенку раннего возраста сначала лучше предлагать фломастеры: они оставляют яркий след, не требуют сильного нажима. Но при этом следует соблюдать осторожность, следите, чтобы дети рисовали только на бумаге. Наряду с фломастерами можно использовать цветные карандаши с толстым мягким грифелем - они также оставляют яркий след без сильного давления.
При рисовании красками можно использовать различную технику рисования:
       Рисование кисточкой - нанесение красок на бумагу при помощи кисти. При этом сначала следует намочить кисть, затем взять на нее краску и легко, без нажима, нанести на бумагу. Рисовать при помощи кисти можно тремя способами:
1. Примакивание - нанесение на основу цветных пятен путем прикладывания к бумаге кисточки с краской. После соприкосновения с бумагой кисточку следует сразу, без проведения мазков, оторвать от нее;
2. Нанесение мазков - рисование кисточкой путем проведения линий различной длины в разных направлениях (сверху вниз, слева направо и др.);
3. Рисование кисточкой поверх карандашного эскиза - нанесение красок поверх несложного карандашного эскиза, состоящего из простых линий и форм (прямые вертикальные и горизонтальные линии, круги, полукруги, овалы).
       В своей работе я использую нетрадиционные формы рисования. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Мои ребята не просто малыши, а маленькие исследователи, которые с каждым днём открывают для себя незнакомый окружающий мир. Мы любим всё красивое, яркое, мы любим заниматься, играть, танцевать, и, конечно же, рисовать! И я считаю, что эстетический вкус детей, развивается изо дня в день. А рисовать, мы любим не только стандартно, как принято в детском саду, но и рисовать нетрадиционными способами. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

             Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому, более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности. Практика показывает: нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Опыт моей работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- внимания и усидчивости;

- изобразительных навыков и умений;

-наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

       Рисование пальцами - нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. Удобно рисовать кончиком указательного пальца ведущей руки. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии длиной 3-6 см. Используются специальные краски, гуашь или акварель. Краски разводятся до густоты сметаны и наливаются в плоские крышки. При смене красок пальчики моют в банке с водой и вытирают салфеткой.
      Рисование пальчиками – это один из видов творчества, в котором наряду с эстетическим развитием, развитием восприятия цвета и формы эффективно развивается мелкая моторика рук. Без развития мелкой моторики невозможно нормальное развитие интеллекта ребёнка. Чем лучше малыш владеет пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает. Простые, доступные задания, яркие картинки предоставляют прекрасную возможность для развития творческой фантазии.
      Рисование ладонями - нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка. Краску можно наносить кисточкой либо коснувшись ладошкой краски в блюдце. При нанесении краски кисточкой используйте разные цвета. Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы.

  Рисование ватными палочками - ребёнок опускает ватную палочку в гуашь и наносит точки, пятнышки, чёрточки, линии на бумагу.

       Рисование с помощью штампа - нанесение краски на поверхность специальной формы (штампа), прикладывание штампа красочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска. На штамп можно наносить одну или несколько красок. При помощи этого способа можно получать одинаковые оттиски в любом количестве, создавать из оттисков одинаковой и разной формы различные изображения.

В качестве штампов можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного набора или вырезать шаблоны нужной формы овощей  (моркови, картофеля).

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения.

        В работе с детьми использую коллективное рисование, от которого дети получают огромное удовольствие, они подолгу рассматривают получившийся рисунок, смеются, вспоминают кто, что рисовал. В результате расширяется словарный запас детей, совместная деятельность сближает их, делает отношения между ними добрыми, ласковыми. Кроме того, бумага большого формата позволяет рисовать с размахом, чувствовать пространство, постигать законы композиции. В коллективных работах так же, как в индивидуальных деятельность детей сопровождается музыкой, используются стихи, фольклор. Нарисовав какого-либо персонажа, дети поют ему песенку, играют с ним в подвижную игру или танцуют. Игры и действия с рисунками дети воспринимают очень эмоционально.

             Свои занятия я провожу обязательно в игровой форме. Использую игрушки, которые приходят к ребятам в гости, загадываю загадки. Также читаю стихи, потешки, поём песенки. Процесс рисования часто сопровождается   приятной музыкой.  Именно она  малышу помогает настроиться на творческую волну , а также по настоящему расслабиться.

             В своей работе я опираюсь  на исследования педагогов и психологов, много внимания уделявшим проблемам приобщения детей дошкольного возраста к изобразительной деятельности и ее значение для их всестороннего развития (Т. Г. Казакова, Г. Н. Дронова, Т. С. Комарова, И. А. Лыкова).

       Из опыта работы Ф. С. Новосёловой  для себя я взяла несколько рекомендаций, следовать которым желательно при общении с детьми любого возраста, а тем более с малышами:

• Необходимо поддерживать у детей уверенность в своих силах интерес к организационной деятельности, желание участвовать в ней - как можно чаще хвалю их!  

• Следует помнить, что дети, прежде всего маленькие, более всего интересуются взрослым, который с ними занимается, а уже через него начинает интересоваться предметом и действиями - стремлюсь быть для них всегда привлекательной!

• С самого начала обучения рисованию следует идти от образа, а не от овладения навыками - выбираю предмет, способный вызвать достаточно длительный интерес маленького художника!

• Движения руки развиваются и совершенствуются постепенно, в результате многократных упражнений, которые, повторяюсь, тем не менее, не должны надоесть ребенку - учусь быть терпеливой и вносить как можно более фантазии и разнообразия в организационную деятельность!

• Один из важных моментов в развитии изобразительной деятельности наступает тогда, когда ребенок начинает соотносить движения руки с характером получающихся линий, штрихов, понимать их взаимосвязь - не пропустить этот момент, ибо вслед за ним можно учить ребенка зрительному контролю, разным формам движения руки, осознанному использованию приобретенного опыта!

             Каких же успехов можно ждать от малыша к трем годам?
1. Ребенок проявляет интерес к изобразительной деятельности, стремится заниматься ею по собственной инициативе, рассказывает вам о своих интересах в рисунке.
2. Видит образ в своих рисунках; рассказывает, что рисует, обыгрывает рисунки; радуется тому, что у него получается; делится с вами своей радостью.
3. Знает, где лежит материал.
4. Умеет пользоваться изобразительным материалом: держать карандаш и действовать с ним, кистью, красками.
5. Достаточно смело и уверенно выполняет изобразительные действия: рисует линии (прямые, замкнутые), штрихи, пятна.
6. Начинает выполнять изображение, узнаваемое другими людьми.
7. Не боится показать свои рисунки ребятам и взрослым.  Доволен собой, когда рисует. При этом ребенок стремится к общению с окружающими по поводу содержания рисунка.
 

            Изобразительная деятельность побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. Таким образом, при умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей детей 2-3 лет изобразительная деятельность может стать одним из любимых занятий малышей. 

            Проводимая в группе работа показывает, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания. 

                Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня. Все конкурсные работы моих детей  занимали призовые места, а участники  были награждены дипломами.

Используемая литература:

  1.  И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва,  ТЦ СФЕРА, 2009г; 
  2. Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г;
  3. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, «Академия развития -Академия холдинг», 2004 г;
  4. Р. Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты. Москва, ТЦ Сфера,2007;
  5. Материалы сети «Интернет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по реализации задач познавательного, художественно-эстетического, речевого развития детей второй младшей группы "Водичка, водичка..."

Материал подготовлен с целью способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации, формированию представлений об объектах окружающего мира....

Конспект НОД по художественно-эстетическому творчеству (рисование) в первой младшей группе на тему: "Пасхальное яйцо"

Конспект НОД по художественно-эстетическому творчеству (рисование) в первой младшей группе на тему: "Пасхальное яйцо"...

Конспект НОД по художественно – эстетическому воспитанию (лепка) в первой младшей группе «Угощение для мишки».

Цель: формирование умения детей работать с пластичным материалом (пластилин)....

Видеофильм: Непосредственно образовательная деятельность по художественно-эстетическому направлению в 1-2 младшей группе Тема: « В гости к бабушке»

Видеофильм: Непосредственно образовательная деятельность по художественно-эстетическому направлению в 1-2 младшей группе Тема: « В гости к бабушке» https://cloud.mail.ru/public/3Svd/h2jnZX...

Конспект занятий по художественно-эстетическому творчеству (рисование) в первой младшей группе Тема: «Съедобный грибок положи в кузовок»

Виды детской деятельности; форма работы; игровая,  коммуникативная, приобщение к художественной литературе; изобразительная (рисование), двигательная; групповая и коллективная....

Конспект занятий по художественно-эстетическому творчеству (лепка) в первой младшей группе Тема: «Крошки для золотой рыбки»

Виды детской деятельности; форма работы; коммуникативная, приобщение к художественной литературе; продуктивная (лепка), двигательная; групповая и коллективная....

Конспект основной образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию для детей второй младшей группы. Лепка: «Колобок» Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес и различным видам искусс...