Сборник игр по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.
картотека (старшая группа)
Речевые игры и упражнения для детей
старшего дошкольного возраста.
Чтобы речь детей была правильной и грамотной необходимо играть с ребятами в дидактические игры по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_igr_po_razvitiyu_rechi_s_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta_.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 «Радуга»
Кулундинского района Алтайского края
Сборник игр по развитию речи
с детьми старшего дошкольного возраста.
Воспитатели:
Ерёменко Т.Н.
Зинченко Л.В.
Кулунда
2018г
Речевые игры и упражнения для детей
старшего дошкольного возраста.
Чтобы речь детей была правильной и грамотной необходимо играть с ребятами в дидактические игры по развитию речи.
Речевая игра: «Закончи предложение»
Взрослый говорит незаконченное предложение, а ребёнок договаривает незаконченное слово:
Зимой метель... (метёт).
Ночью ветер в трубах... (воет, завывает).
Из снеговой тучи снежинки... (падают, летят, кружатся).
В лесу зимой голодный волк... (воет).
На зиму медведь в берлоге... (засыпает).
Мороз щёки и нос... (щиплет).
Зимой вода в реке... (замерзает).
Иней на ветках деревьев... (блестит).
Зимой снег всё вокруг... (накрывает).
Деревья зимой... (спят).
Под снегом травка зимой... (греется).
Зимой насекомые... (прячутся).
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… СНЕГ.
С неба все скользят пушинки –
Серебристые… СНЕЖИНКИ.
Кружатся над головою
Каруселью… СНЕГОВОЮ.
На проселки, на лужок
Все снижается… СНЕЖОК.
Землю белой, чистой, нежной
Застелили постелью…СНЕЖНОЙ.
Вот веселье для ребят –
Все сильнее… СНЕГОПАД.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …СНЕЖКИ.
Снежный ком – на снежный ком,
Все украсили… СНЕЖКОМ,
Словно в белый пуховик
Мы одели… СНЕГОВИК.
Рядом – снежная фигурка –
Это девочка… СНЕГУРКА.
Дидактическая игра «Кто больше назовёт слов?»
Какой снег зимой? (белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый, холодный, легкий, мокрый, блестящий, красивый, хрустящий, рассыпчатый, мягкий, рыхлый, глубокий, липкий, скрипучий).
Дидактическая игра «Кто придумает конец, то и будет молодец».
Цель: Развивать речевое внимание и речевой слух детей.
Ход: Воспитатель предлагает детям закончить фразу.
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало (жарко) .
Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния (сверкнула) .
Я сегодня утром рано
Умывалась из под (крана) .
Наша старшая сестра
Вяжет с самого (утра) .
Мы с Тамарой ходим парой,
Санитары мы с (Тамарой) .
Я не бегаю к врачу,
Я сама его (лечу) .
Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную (лепили) .
Как у нашей дочки
Розовые (щечки) .
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало (жарко) .
А рядом бегемотики
Схватились за (животики) .
А слониха вся дрожа,
Так и села на (ежа) .
Уровень сформированности словаря:
Дидактическая игра «Что может быть…?».
Задание:
- Ребенку предложить ответить на вопросы: «Что может быть, например, белым?» (снег, мел, сахар, ромашка, лист бумаги и т.д.); зеленым (трава, листья, платье, арбуз, яблоко); красивым (человек, платье, картина, букет); далеким (космос, планета, город, лес…).
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Задание:
- Я тебе буду говорить слова, а ты мне другие слова – слова – наоборот. Например: день-ночь.
Слабый -… (сильный), пасмурно - … (солнечно), хороший -… (плохой), утро - … (вечер), улыбаться - … (плакать), весело - … (грустно), сидеть - … (стоять).
Уровень сформированности звуковой культуры речи:
Дидактическая игра «Определи место звука в слове».
Задание:
- Ребенок рассматривает предметные картинки и раскладывает их так, чтобы в одной стопке оказались слова со звуком [а] в начале, в другой - со звуком [а] в середине слова.
- Почему остались лишние картинки? (Ребенок должен сказать, что осталась картинка с изображением рябины, т. к. звук [а] не стоит ни в начале слова, ни в середине, а в конце слова).
Дидактическая игра «Подбери слово с заданным звуком».
Задание:
- Придумай слово на любой заданный звук, например: звук [м].
- Придумай слово, чтобы заданный звук был в середине (в конце) слова.
Уровень сформированности грамматического строя речи:
Упражнение «Какой? Какая? Какое?»
Материал: предметные картинки - лимон, яблоко, елка и др.
Задание:
Ребенок рассматривает картинки, называет предметы и отвечает на вопросы:
Лимон - какой? (Желтый, сочный, кислый.)
Яблоко - какое? (Красное, круглое, вкусное.)
Елка - какая? (Высокая, зеленая, колючая.)
Игра «Как сказать по-другому?»
Задание: Об одном и том же можно сказать разными, но похожими словами. Такие слова называют близкими по смыслу или словами-«приятелями». Придумай слова-«приятели» к следующим словам:
1. Метель (вьюга, буран, пурга).
2.Смешной (забавный, потешный, комичный).
3.Грустный (невеселый, печальный).
4.Торопиться (спешить).
Дидактическое упражнение «Придумай слово».
Задание:
- В какую посуду насыпают сахар? (сахарницу)
- Куда можно положить хлеб? (хлебницу)
- Куда можно положить масло? (масленку)
- Куда правильно насыпать соль? (в солонку)
- Если человек воспитывает, то он работает…? (воспитателем)
- А если учит…? (учителем)
- А если строит…? (строителем).
Дидактическая игра «Продолжи словарный ряд» (однокоренные слова).
Задание:
- Я буду говорить слово, а ты придумай такие слова, но чтобы это слово было в этих словах. Например: речка – речной – речник – реченька.
Лес -… (лесной, лесник, лесовик и др.)
Медведь (медведица, медвежонок, медвежья).
Уровень сформированности связной речи:
Составление рассказа по сюжетной картине из серии «Семья».
Вопросы по содержанию картинки:
- Кто нарисован на картинке, чужие люди или родственники?
- Как можно назвать их вместе, одним словом?
- Назови членов семьи, изображенных на картинке.
- Что делает семья на этой картинке, трудится или отдыхает?
Задание: расскажи по картине, как будто о своей семье, назови имена членов семьи, профессию (взрослых) и занятия детей, какие обязанности и какую работу выполняют дома члены семьи.
Речевая игра: «Скажи наоборот»
добрый - злой
твердый - мягкий
пушистый - гладкий
веселый - грустный
ровный - кривой
чистый - грязный
ленивый - трудолюбивый
радостный - печальный
идти - стоять
говорить - молчать
шептать - кричать
держать - бросать
рвать - скреплять
чистить - пачкать
сушить - мочить
одевать - снимать
близко - далеко
высоко - низко
широко - узко
глубоко - мелко
смешно - грустно
вверху - внизу
впереди - позади
слева - справа
птица летит высоко, а комар ... (низко);
летом жарко, а зимой ... (холодно);
черепаха двигается медленно, а заяц ... (быстро);
море далеко, а лес ... (близко);
днем светло, а ночью ... (темно);
в океане глубоко, а в луже ... (мелко);
ворона кричит громко, а воробей ... (тихо).
Заяц прыгает, а ласточка ...
Червяк ползает, а рыба ...
Лошадь скачет, а змея ...
Кузнечик прыгает, а гусеница ...
Сорока стрекочет, а ворона ...
Кошка мяукает, а собака ...
Овечка блеет, а корова ...
Кукушка кукует, а лягушка ...
Свинья хрюкает, а коза ...
Игра: «Закончи предложение»
Нужно выбрать подходящее по смыслу слово, чтобы закончить предложение.
Теленок больше похож на... (корову, лошадь, козу).
Заяц больше похож на ... (кролика, кошку, собаку). Весной перелетные птицы ... (улетают, прилетают). Дети обычно бывают ... (ниже родителей, выше родителей).
У дерева всегда есть ... (тень, ствол).
Больше народа живет... (в деревне, поселке, городе).
Обед не может быть без ... (одежды, автомобиля, пищи, часов).
Игра: «Найди лишнее слово»
Образец, Стол, стул, шкаф, машина. Ответ - машина, потому что все остальные вещи относятся к мебели.
Книга, газета, журнал, чашка.
Идти, бежать, стоять, стол.
Чашка, миска, вода, кастрюля.
Дерево, книга, кустарник, трава.
Дом, карандаш, хижина, шалаш.
Квадрат, треугольник, круг, четырехугольник.
Велосипед, машина, дом, поезд.
Старик, ребенок, корова, подросток.
Корова, волк, заяц, лиса.
Рыба, акула, ручка, кошка.
Петух, курица, соловей,
Щука, медведь, окунь, карась.
Игра: «Определите взаимосвязь слов»
Дается пара слов: одна пара полная, другая неполная. По первой-паре слов можно определить смысл, взаимосвязь по этой аналогии найти второе слово. Например, корова - теленок, кошка ... (котенок), потому что теленок так относится к корове, как котенок к кошке.
Темный - светлый, мокрый - ... (сырой, пасмурный, сухой).
Папа - мама, бык - ... (коза, корова, овца).
Мебель - стол, посуда - ... (машина, чашка, яблоко).
Время - часы, температура - ... (ртуть, читать, градусы)
Круг - шар, квадрат - ... (тело, куб, четырехугольник).
Животное - лев, пища - ... (обед, кухня, хлеб).
Яблоко - апельсин, пальто - ... (стол, куртка, клюшка).
Молния - гром, туча - ... (солнце, земля, дождь).
Врач - больной, продавец - ... (маляр, покупатель, универмаг).
Строитель - дом, художник - ... (картина, ручки, краски).
Игра: «Объединяющее понятие»
Даны два слова, которые можно объединить по смыслу. Этот общий смысл нужно выразить одним словом (если не удается, то двумя или тремя словами).
Пример: ель, дуб - (деревья).
Лимон, апельсин - (фрукты)
Суп, чай - ... (пища)
Стол, стул - … (мебель)
Ложка, вилка -… (посуда)
Корова, кошка - … (домашние животные)
Ручка, фломастер - … (пишущие предметы)
Дом, магазин -… (здания)
Игра: «Найди противоположное слово».
Пример: день - ночь (противоположное слово).
Лето-...(зима), осень -…(весна), горячий-…(холодный), твердый - … (мягкий), добрый - … (злой), черный - ... (белый), чистый - … (грязный), холодный - … (теплый) и т. д.
Игра: «Найди как можно больше слов»
Что бывает твердым? Что бывает красным (кислым, черным, круглым)? Кто умеет плавать? Кто живет под землей? Кто живет в воде? У кого из живых существ нет ног?
Упражнение «Угадай предмет»
Взрослый выбирает любой предмет в комнате и описывает его ребенку. Ребенок должен отгадать предмет.
Упражнение: «Логические концовки»
- Лимоны кислые, а сахар… (сладкий)
- Ты ходишь ногами , а бросаешь … (руками)
- Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки)
- Если сестра младше брата, то брат… (старше сестры)
- Если правая рука справа, то левая рука… (слева)
- Если стол выше стула, то стул… (ниже стола)
Упражнение: «Кто летает, кто плавает»
Взрослый бросает ребенку мяч. «Сейчас выясним, кто умеет плавать, а кто летать».
Взрослый бросает мяч и спрашивает, а ребенок ловит и отвечает. Орел летает? Корова летает? Индюк плавает? Крокодил плавает? Утка плавает? Крокодил плавает? Утка плавает? Ежик летает? Дельфин плавает? Собака летает? Вертолет летает? Камень плавает? Лодка плавает? и т. п.
Упражнение: «Не пропусти растение»
Ведущий называет слова. Когда среди слов будет растение, ребенок встаёт и тут же садится.
Растения- дерево, роза, трава, береза, цветок, фиалка, пальма, смородина, огурец, помидор, картофель, свекла, морковь, лук.
Упражнение: «Не пропусти профессию»
Ведущий говорит слова. Кода встречается профессия, ребенок хлопает в ладоши.
Профессии – врач, сантехник, учитель, дворник, водитель, охранник, строитель, парикмахер, продавец, медсестра, воспитатель, повар, нянечка, техничка, директор и др.
По аналогии можно проводить упражнение «Не пропусти животное».
Упражнение «Не перепутай»
При слове «нос» - дотронутся до носа, «лоб» - до лба и т. д. (рот, ухо, щека, глаз, брови, подбородок). Ведущий пытается запутать детей, показав нос, показывает подбородок.
Речевая игра: «Закончи предложение» (употребление сложноподчинённых предложений)
- Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)
- Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)
- Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу)
- Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)
- Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела)
- Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)
- Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано)
- Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)
- Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)
- Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)
Речевая игра: «Кому угощение?» (употребление трудных форм существительных)
Взрослый говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
Речевая игра: «Назови три слова»(активизация словаря)
Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
- Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
- Что можно варить?
- Что можно читать?
- Чем можно рисовать?
- Что может летать?
- Что может плавать?
- Что (кто) может скакать? и т. д.
Речевая игра: «Кто кем хочет стать?»(употребление трудных форм глагола)
Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.
Речевая игра: «Сравни предметы»
(на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).
В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.
Взрослый сообщает, что прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».
Например: Взрослый: «У меня нарядный фартук».
Ребёнок: «У меня рабочий фартук».
Взрослый: «Он белого цвета в красный горошек».
Ребёнок: «А мой — тёмно-синего цвета».
Взрослый: «Мой украшен кружевными оборками».
Ребёнок: «А мой — красной лентой».
Взрослый: «У этого фартука по бокам два кармана».
Ребёнок: «А у этого — один большой на груди».
Взрослый: «На этих карманах — узор из цветов».
Ребёнок: «А на этом нарисованы инструменты».
Взрослый: «В этом фартуке накрывают на стол».
Ребёнок: «А этот одевают для работы в мастерской».
Речевая игра: «Кто кем был или что чем было»
(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).
Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?
Речевая игра: «Назови части предмета»
(обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части).
Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.
I вариант: дети по очереди называют части предметов.
II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.
Речевая игра: «Поговорим о природе»
А вы любите природу? Тогда ответьте на мои вопросы:
- В какое время года снегопад?
- В какое время года листопад?
- В какое время года ледоход?
- В какое время года появляются на деревьях?
- В какое время года появляются птенцы?
- В какое время года бывает иней?
- В какое время года появляются подснежники?
- В какое время года птицы улетают на юг?
- В какое время года у клестов появляются птенцы?
- В какое время года у медведицы рождаются медвежата?
- В какое время года появляются комары?
- В какое время года желтеют листья?
- В какое время года собирают урожай?
- В какое время года сажают семена?
- В какое время года готовят сани, а в какое – телегу?
Игра: Найди противоположное по смыслу слово
Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова.
Воспитатель называет словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать пропущенное слово. Например:
сахар сладкий, а лимон...;
луна видна ночью, а солнце...;
огонь горячий, а лед...;
тополь высокий, а шиповник...;
река широкая, а ручей...;
камень тяжелый, а пух...;
редька горькая, а груша...
Взрослый говорит: Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.) Если в комнате не светло, то в ней как? (Темно.) Если сумка не тяжелая, то, значит, она какая? (Легкая.) Если нож не тупой, то, значит, он какой? (Острый.)
Для уточнения значения антонимов можно задавать дополнительные вопросы, например: «Что бывает широким? Что бывает узким?»
Игра: Это правда или нет?
Цель: формировать умение находить неточности в тексте.
Воспитатель. Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы должны слушать внимательно, чтобы заметить, чего на свете не бывает.
«Это правда или нет?» Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га!» — пел соловей. Быстро дайте мне ответ — Это правда или нет?
Л. Станчева
Игра: Скажи другими словами
Цель: формировать умение подбирать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу.
Воспитатель. У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать, какой мальчик? (Печальный, грустный.)
Да, слова печальный, грустный — это слова, близкие по значению, слова-друзья. Послушайте, какое я назову предложение: дождь идет (льет) и мальчик идет (шагает). Какое слово повторялось? Давайте попробуем заменить слово идет. Весна идет — как можно сказать по-другому? (Наступает.)
Воспитатель дает детям задание подобрать слова-друзья к следующим словосочетаниям:
чистый воздух (свежий воздух,); чистая вода (прозрачная вода); чистая посуда (вымытая посуда,);
самолет сел (приземлился; солнце село (зашло);
река бежит (течет, струится); мальчик бежит (мчится, несется).
Как сказать одним словом:
очень большой (громадный, огромный);
очень маленький (малюсенький)?
Игра: Что это значит?
Цели: формировать умение сочетать слова по смыслу, углублять
представления о прямом и переносном значении слов.
Воспитатель произносит словосочетания. Дети определяют, можно ли так сказать, и объясняют смысл этих выражений. Лексический материал: свежий ветер (прохладный);
свежая рыба (недавно выловленная, неиспортившаяся);
свежий хлеб (мягкий, только что испеченный);
свежая рубашка (чистая, выглаженная, выстиранная);
свежая газета (новая, только что купленная);
свежие краски (незасохшие, яркие)
свежая голова (отдохнувшая);
глухой (старик) (тот, кто ничего не слышит);
глухая ночь (тихая, безлюдная, темная);
глухой шум поезда (отдаленный, приглушенный, неслышный).
Игра: Скажи наоборот
Цель: учить подбирать слова, противоположные по смыслу.
Материал: плюшевый медвежонок.
Медвежонок приходит к ребятам в гости, здоровается.
Медвежонок. Ребята, я забыл, подскажите мне слова наоборот к тем, которые я вам назову.
Лексический материал: день — ночь; утро — вечер; смельчак — трус; северный — южный; горький — сладкий; легкий — тяжелый; друзья — враги; быстро — медленно; светло — темно; много — мало; горячий — холодный; сесть — встать; смеяться — плакать; говорить — молчать; взять — отдать; закрывать — открывать; приносить — уносить; надевать — снимать; входить — выходить; острый — тупой; высокий — низкий; большой — маленький; длинный — короткий.
Придумай другое слово
Цели: углублять знания о лексическом значении слова, формировать умение образовывать новые конструкции с помощью префиксов и суффиксов.
Воспитатель. А вы знаете, что из одного слова можно сделать другое, похожее. Например, можно сказать «бутылка из-под молока», а можно — «молочная бутылка». Я вам буду называть слова, а вы придумывайте похожее.
Примерный лексический материал:
кисель из клюквы (клюквенный кисель)]
суп из овощей (овощной суп)]
переход для пешеходов (пешеходный переход)]
шкаф для книг (книжный шкаф)]
варенье из брусники (брусничное варенье)]
ваза для сухарей (сухарница).
Игра: Какое что бывает?
Цели: формировать умение классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение.
Воспитатель предлагает детям рассказать Незнайке, что бывает:
зеленым (огурец, крокодил, листья, цветы, ель, краска, военная машина, нитки)]
широким (река, дорога, лента, бульвар, улица);
новым (шуба, валенки, платье, пальто, игрушки, дом, автомобиль, журнал, мебель);
маленьким (котенок, мышка, лисенок, брат, хомячок, мальчик);
вкусным (конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт);
пушистым (белка, кошка, пух, елка, волосы, кофта, шарф, лиса);
холодным (чай, снег, молоко, лед, погода, ветер, зима, комната, перчатки, солнце, мороженое, сосулька, компот);
высоким (дом, башня, человек, сапоги, потолок, температура);
круглым (стол, мяч, апельсин, яблоко, голова, лицо, глаза, солнце, помидор).
Речевая игра: «Скажи наоборот»
Цель, формировать умение дополнять предложение словом с противоположным значением.
Воспитатель начинает фразу, ребенок заканчивает словом с противоположным значением.
сахар сладкий, а перец... (горький);
летом листья зеленые, а осенью ... (желтые);
дорога широкая, а тропинка... (узкая);
ручей мелкий, а река... (глубокая);
пластилин мягкий, а камень ... (твердый);
девочка говорит громко, а мальчик... (тихо);
мама несет тяжелую сумку, а сын ... (легкую). Вариант игры:
деревья в лесу высокие и ... (низкие);
кашу варят густую и ... (жидкую);
звери бывают смелые и ... (трусливые);
лекарства делают горькие и ... (сладкие);
морковь можно есть сырую и ... (вареную);
яблоки бывают мелкие и ... (крупные).
Закончи предложение и подбери к нему картинку
Цели: формировать умение заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении.
Материал, предметные картинки — мяч, рыба, кит, лягтпка, косточка, тапочки, карандаш, яйцо, платье, пальто, кофта, книги, газета, елка, дом, диван
Воспитатель начинает фразу, дети по очереди заканчивают ее, выбрав предварительно среди картинок подходящую по содержанию.
- девочка рисует . (елку, дож, диван),
- папа читает... (книгу, журнал, газетуу,
- собака грызет... (кость, тапочки, кералдаш);
- мальчик ловит... (мяч, ките, рыбу тгушку);
- курица снесла . (яйцо);
- мама стирает .. (платье, пальто, кофту).
Какая, какой, какое?
Цель: формировать умение подбирать определения к предмету, явлению.
Воспитатель называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.
Белка — пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая. Пальто — теплое, зимнее, новое, старое, длинное, короткое, красное. Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, веселая, грустная.
Мяч — резиновый, круглый, большой, синий. Дом — деревянный, каменный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пустой, новый, двухэтажный, многоэтажный
Игра: "Кто что умеет делать? ".
Ребенку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть.) .
Игра: "Веселые рифмы".
Играющие должны подобрать к словам рифмы:
свечка -. печка
трубы -. губы
ракетка - пипетка. и т. д.
Дидактические игры и задания для развития лексики у детей.
Классификация предметов по картинкам.
Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы( критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок включающих две группы предметов. Например: овощи и фрукты, домашние и дикие животные, домашние и дикие птицы, посуда и мебель, одежда и обувь ит.д.
Игра «Найди лишний предмет».
Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она «лишняя». Примерные серии картинок:
Капуста, слива, огурец, помидор;
Платье, юбка, шапка, брюки;
Лиса, кот, собака, корова;
Кукла, мишка, стол, паровозик; и т.д.
Аналогичная игра проводится без использования картинок.
Воспитатель предлагает детям назвать « лишнее слово», а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
а) существительные
зима, апрель, весна, осень;
круг, квадрат, карандаш, треугольник;
слива, яблоко, помидор, абрикос;
лошадь, олень, корова, свинья.
б) прилагательные
грустный, печальный, унылый, глубокий
храбрый, звонкий, смелый, отважный
желтый, красный, сильный, зеленый
в) глаголы
думать, ехать, размышлять, соображать
налил, насорил, вылил, перелил.
Игра «Назови одним словом».
Назвать одним словом серию картинок. После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе. Например : корова, свинья, кот, собака- домашние животные, и т.д.
Игра « Назови части».
Возможны два варианта – по картинке и по представлению.
Логопед называет слово , предлагает представить этот предмет и назвать его части. Например : кот- тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.
Игра с мячом « Скажи наоборот».
Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно.
Одеть- раздеть
Поднять-опустить
Бросить-поймать
Спрятать-найти
Дать-взять
Купить-продать
Налить-вылить
Выбрать из трех слов слова-«приятели».
Конь, собака, лошадь
Дом, улица, здание
Веселый, крепкий, прочный
Большой, красивый, огромный
Взять, схватить, идти
Торопиться, спешить, ползти
Игра «Кто как передвигается?»
На картинках изображены животные, дети определяют их название, как они передвигаются.
Лошадь- скачет, змея- ползает, птица- летает, рыба- плавает, лягушка- прыгает.
Игра « Кто какой голос подает?»
Голубь воркует, ворона каркает, кошка мяукает, воробей чирикает, сорока стрекочет, свинья хрюкает, петух кукарекает, сова ухает, курица кудахчет, лягушка квакает, корова мычит, гусь гогочет и т. д.
Формирование функции словообразования.
Игра « Назови ласково»
Дом- домик
Нос-носик
Хвост-хвостик
Карандаш-карандашик
Забор-заборчик
Шкаф- шкафчик
Стакан- стаканчик
Блин- блинчик
Рукав- рукавчик
Лапа-лапка
Шуба-шубка
Игра «Что для чего?»
Детям предлагается назвать предметы лежащие на столе ( хлеб, сахар, конфеты, мыло). Дети отвечают на вопрос –где хранятся эти предметы? ( хлеб- в хлебнице, сахар-в сахарнице, конфеты- в конфетнице, мыло в мыльнице.
После называния предметов дети кладут их в ту емкость, в которой они хранятся.
Как называется посуда в которую кладут салат? (салатник)
Как называется посуда в которую кладут селедку? ( селедочница)
Как называется посуда в которую наливают соус?9 соусница) и т.д.
Игра: «Правильно назови детенышей животных».
У лисы – лисенок
У ежа – ежонок
У кошки –котенок
У свиньи- поросенок
У слона- слоненок
У мышки- мышонок
У волка- волчонок
У коровы- теленок и т.д.
Игра «Чем отличаются слова»
Воспитатель просит детей показать на картинках, кто…
Умывает- умывается
Прячет- прячется
Одевает- одевается
Обувает- обувается
Причесывает- причесывается .
Игра «Правильно назови листья»
Лист дуба- дубовый
Лист осины-…
Березы-…
Клена-…
Липы-…
Яблони-…
Рябины-…
Смородины-…
Шишка ели-…
Шишка сосны-…
Сережка березы-…
Формирование функции словоизменения.
Игра «Что без чего?»
На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить.
Задается вопрос «Что без чего?»
Стул без ножки.
Стул без спинки.
Кастрюля без ручки.
Платье без рукава.
Кофта без пуговиц.
Ботинки без шнурков.
Машина без колеса.
Шуба без воротника.
Чайник без носика.
Игра « Кто где живет?»
На доске выставлены картинки с изображением жилища животных. Дети отвечают на вопрос «Кто где живет?»
Собака живет в конуре.
Белка живет в дупле.
Лиса живет в норе.
Медведь зимует в берлоге.
Мышка живет в норе.
Лошади живут в конюшне.
Корова живет в коровнике.
Свиньи живут в свинарнике.
Игра с мячом «Добавь слово»
Воспитатель называет часть предложения и бросает мяч ребенку. Ребенок должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.
Стол стоит…
Полочка с книгами висит…
Мишка сидит…
Пирамидка стоит…
Кукла лежит…
Лампа висит…
Дверь находится… .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста
Презентация на тему: «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...
Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста "Поклонимся великим тем годам"
ТЕМА: «Поклонимся великим тем годам» Программное содержание: Воспитывать у дошкольников патриотические чувства к Родине, к героям Великой Отечественной войны. Учить видеть художественно-выразител...
Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Посуда»
Цель: Обучение детей пересказу с опорой на предметные картинки.Задачи: Образовательные: - продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопрос, строя фразу из 4 (1 подгруппа), 6 слов (2...
Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Я решила апробировать методику, которая позволила бы решать не только общие, но и специфические коррекционные задачи (коррекция речи, психических процессов и познавательной деятельности). Кроме того, ...
Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи.
Использование нетрадиционных методовна занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста,страдающими общим недоразвитием речи....
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи, «Мишины игрушки»
Цель: обучение детей описательным рассказам (игрушки) Задачи: Образовательные: закрепить с детьми понятия: дикие животные, домашние животные; упражнять в образовании притяжательных и относительн...
План-конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (коррекционное занятие). Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»
Занятие по развитию речи (коррекционное) с детьми страшей группы. Тема "Звуковая культура: дифференциация звуков Ж-Ш"...