Предметно-пространственная среда
материал
Фотоматериалы, подтверждающие изменения предметно-пространственной среды в группе (с комментариями) находятся в альбоме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организации РППС | 19.91 КБ |
Карта самооценки | 20.06 КБ |
Экспертиза РППС | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
1. 4. Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды.
Обязательная часть.
В организации и группах ДОУ создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования:
Насыщенность (ФГОС ДО п. 3.3.4):
Требования стандарта | Название центра | Размещение |
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую активность | Центр сюжетно-ролевой игры | Групповая комната |
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать познавательную активность | Центр строительства Манипулятивный центр (настольные игры и игрушки) | Групповая комната |
ЛЕГО лаборатория Интернет-помощник | Медиацентр | |
Островок дорожной безопасности (карта безопасного маршрута) | Холл ДОУ | |
«Сказочные лабиринты игры» | Холл ДОУ | |
Экологическая площадка | Холл ДОУ | |
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать творческую активность | Центр искусства Центр литературы | Группа |
Микроцентр «Минутка фантазеров» (мир детского творчества) | Холл возле бассейна | |
Центр «Салон сказок…» (мир детской книги и сказочных фантазий) | Холл напротив музыкального зала | |
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать экспериментирование с доступными детям материала (в том числе с песком и водой) | Центр песка и воды | Туалетная комната |
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать двигательную активность в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях | Центр движений и здоровья | Приемная |
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением | Центр уединения и размышления | Спальня |
Центр обмена игрушек | Площадка между первым и вторым этажом двух лестничных пролетов | |
Индивидуальные шкафчики для хранения личных вещей ребенка, игрушек | Приемные групповых комнат | |
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать возможность самовыражения детей | Выставки | Групповая комната, приемная, холлы |
ФГОС ДО п. 3.2.6. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для: …..консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации); ФГОС ДО п. 3.2.8. Организация должна создавать возможности: А) Для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а так же широкой общественности | Родительский уголок | Информационный стенд для родителей, событийный календарь, книга добрых дел группы, проект взаимодействия с семьями воспитанников |
Принципы организации развивающего пространства в ДОУ:
Трансформируемость пространства – возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей. | Мобильная трансформируемая среда, значительная часть которой может быть изменена самим ребенком Использование в группах легкой игровой мебели для сюжетно-ролевых игр, легко переносимой детьми, подставок на колесах для конструирования (для передвижки своих построек в случае «режимной необходимости»), передвижение части мебели для центров детской активности (на колесах). |
Полифункциональность материалов- А) возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; Б) наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). | Предметы среды позволяют многофукциональное использование и могут быть включены в любую детскую деятельность, игру, проект. Дидактические материалы хранятся в группах в центрах детской активности, однако, многие из них не имеют жесткого закрепленного способа использования и при интересе со стороны ребенка могут применяется им при различном назначении. Так же в группах существуют многофункциональные коробки, в которых воспитанники хранят предметы-заместители, которые можно использовать в любой деятельности (обезличенный, бросовый материал). Эти коробки пополняются педагогом и детьми предметами из ближайшего окружения ребенка. |
Вариативность среды – А) наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; Б) периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей | В групповых помещениях оборудованы центры активности, в которых расположены дидактические материалы, которые соответствуют: -тому культурному пласту, которые в этот момент является содержательным в построении образовательного процесса педагогами группы; -технологиям (моделирование и символизации) являющихся приоритетными в развитии способностей детей; -интересам, увлечениям воспитанников, как совместных, так и индивидуально значимых. |
Доступность среды- А) доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; Б) свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; В) исправность и сохранность материалов и оборудования. | Доступность среды, позволяет ребенку самостоятельно выбрать материал и заниматься своим делом, не прибегая к помощи взрослого. Все материалы в группах расположены на расстоянии «вытянутой руки» ребенка, полки открыты, контейнеры имеет маркировку, понятную детям, либо прозрачность стенок, показывает детям наличие там определенных дидактических материалов. |
Безопасность предметно-пространственной среды - соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Технологии | Предметно-пространственная среда |
Технология Time Choice | Материалы всех центров групповых помещений, часы, стенд в группе «Я выбираю», браслеты четырех цветов |
Технологии Т.И. Осокиной «Обучение детей плаванию» И.К. Шилкова,А.С. Большев, Ю.Р. Силкин, Ю.А. Лебедев, Л.В. Филиппова. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. Москва, Владос,2001 Материалы Всероссийского совещания. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. М., 2001 Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. Обучение плаванию в детском саду. М., Просвещение, 1991 Материалы Московского городского конкурса. Первые шаги. Модель воспитания детей раннего возраста. Москва, 2002 Э.Й. Адашкявичене. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М., Просвещение, 1992 В.П. Праздников. Закаливание детей дошкольного возраста. М., Медицина, 1988 Е.Н. Вавилова. Укрепляйте здоровье детей. М., Просвещение, 1986 Т.Л. Богина, Н.Т. Терехова. Режим дня в детском саду. М., Просвещение, 1987 В.И. Теленчи. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. М., Просвещение, 1987 | Музей «Мойдодыр» Обруч Мяч d – 15 D – 7 D - 4 Фитнес - мяч Палка гимнастическая Доска для плавания Cкакалка Кегли Игрушки для ныряния Игрушки для игр на воде Игрушки резиновые Сачок Мяч надувной большой Мяч надувной средний Подголовник надувной Надувная игрушка – гусь Надувная игрушка – дельфин Надувная игрушка – крокодил Качели игровые Кораблик Скамейка Дорожка «Симпа» Коврик резиновый Мольберт Набор карточек «Учусь плавать» |
Образовательный проект «Я живу в Сибири…» | -Центры воспитания основ патриотизма «Моя семья», «Мой город», «Моя страна», Мой край родной…» -Видео-материалы - мультипликационные фильмы о Красноярском крае, России. -Е.К. Ривина. Российская символика. М., Аркти, 2004 -Т. Чижикова. Народы мира. Челябинск, Фонд Галерея, 2004 Народы России и Ближнего Зарубежья. Киров, Весна Дизайн, 2005 Славянская семья: родство и занятия. Киров, Весна Дизайн, 2005 Народы мира. Киров, Весна Дизайн, 2005 Знаю все профессии. Киров. Весна Дизайн, 2004 -Дидактические материалы (наборы картин, наглядно-дидактические пособия, детские энциклопедии) Глобусы, игрушки, куклы разных национальностей и рас; |
Дополняются, взаимозаменяются атрибуты, игрушки в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями воспитанников, содержанием Программы, инициативой воспитанников. Все предметы доступны детям, шкафы с полками, превышающими доступность для ребенка, оборудованы специальными значками «Помощь взрослого», при необходимости ребенок обращается к взрослому.
Планомерные дополнения в центрах позволяют дошкольникам выбирать интересные для себя игры, чередовать их в течение дня, а педагогу дают возможность эффективно организовывать воспитательно-образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей и события, проживаемого взрослыми и детьми группы.
Предварительный просмотр:
Карта самооценки развивающей предметно-пространственной среды помещений группового блока в соответствии с ФГОС ДО
Эксперты____________________________________________________________________Дата_____________________________________
Группа | ||
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: | ||
ИГРОВУЮ активность: Центр сюжетно-ролевой (материалы для игры, ширмы, бросовый материал, крупные постройки для игры с возможностью трансформации и др.), режиссерской (стол, поле, набор игрушек, колокольчик и др.), образной (костюмы, различные атрибуты для образа, ткани, бросовые материалы) игр. | ||
ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ активность Центр строительства Манипулятивный центр (настольные игры и игрушки) Наличие детской документации (фиксация детских вопросов, детские проекты, следы исследовательской деятельности), наличие ленты времени, отражающей деятельность детей. | ||
ТВОРЧЕСКУЮ активность Центр искусства Центр литературы Наличие детских созданных собственноручно книг, атрибутов театра и т.д. | ||
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ с доступными детям материала (в том числе с песком и водой) Центр песка и воды. Наличие картотеки простейших опытов с водой и песком. | ||
ДВИГАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях Центр движений и здоровья | ||
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением Центр уединения и размышления Центр дней рождения | ||
ВОЗМОЖНОСТЬ САМОВЫРАЖЕНИЯ детей Предоставлены места для выставок продуктов исследования и творчества Личные индивидуальные пространства детей | ||
Трансформируемость пространства – возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей. | ||
Полифункциональность материалов- А) возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. | ||
Полифункциональность материалов- Б) наличие в Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре) | ||
Вариативность среды – А) наличие в Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; | ||
Вариативность среды – Б) периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей | ||
Доступность среды- А) доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; | ||
Доступность среды- Б) свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; | ||
Доступность среды- В) исправность и сохранность материалов и оборудования. | ||
Безопасность предметно-пространственной среды- соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. | ||
Среда приемной группы – как возможность выстраивать взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. | ||
Среда приемной группы – как возможность: А) Для предоставления информации о Программе семье | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО НАБРАННЫХ БАЛЛОВ |
Оценка:
0 - в развивающей предметно-пространственной среде группы отсутствует выставленный параметр;
1 - в развивающей предметно-пространственной среде группы есть материалы, но в целом требуется значительное дополнение выставленного параметра;
2 – в развивающей предметно-пространственной среде группы есть материалы, которые в целом соответствуют выставленному параметру;
3- точное соответствие развивающей предметно-пространственной среды выставленному параметру
4- незначительное превышение заданной нормы параметра;
5 – значительное превышение заданной нормы параметра.
Предварительный просмотр:
Смотр-конкурс развивающей предметно-пространственной среды помещений группового блокак началу 2019-2020 учебного года
Цель:соответствие развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС ДО (п.3.3.4)
Группа: | |
Воспитатели: | |
Дата проведения: | |
Состав комиссии: |
Определение % соответствия
№/№ | Показатель соответствия (степень) | Единица измерения |
1. | Полностью соответствует | 100% |
2. | Соответствует в значительной степени | Более 50% |
3. | Соответствует в незначительной степени | Менее 50% |
4. | Не соответствует | Показатель не представлен |
ФГОС ДО п.3.3.4 | Показатель | Индикатор | Единица измерения | Показатель соответствия (степень) |
Принципы построения РППС | ||||
организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников,экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
А) возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; Б) наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
А) наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; Б)периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
А)доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; Б)свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; В)исправность и сохранность материалов и оборудования.
соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. |
|
| ||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
|
| |||
2.2. Наличие в среде разнообразных продуктов детской деятельности (трехмерных, двумерных, плоскостных). | ||||
| ||||
2.4. Детские работы не похожи друг на друга. | ||||
2.5. Есть возможности для презентации личной работы ребенка. | ||||
2.6.Наличие фотографий, отражающих процесс работы (типа: лента времени и т.д.). | ||||
2.7.Наличие атрибутов, созданных детьми для различных видов деятельности. | ||||
2.8.Наличие детских построек, сооружений. | ||||
2.9.Наличие правил в виде детских рисунков, схем, текстов, созданных детьми. | ||||
2.10. Детские работы используются в оформлении группы. | ||||
| 3.1.Наличие материалов для ведущего вида игры воспитанников. | |||
3.2.Наличие в группе разнообразных материалов (деревянных, тканевых и др.). | ||||
3.3.Наличие материалов для организации простейшего детского исследования. | ||||
3.4.Наличие бросового/неоформленного материала. | ||||
3.5.Наличие материалов для поддержки детской активности в различных центрах (краски, гуашь, карандаши, мелки, дощечки для лепки, стеки, бумага, материалы для творчества и т.д.). | ||||
3.6.Наличие книг, соответствующих возрасту детей разнообразной тематики энциклопедии, сказки и т.д. | ||||
3.7.Наличие кубиков для конструирования (не менее трех видов) (без возможности длительного ожидания другим ребенком). | ||||
3.8.Наличие материала для развития мелкой моторики (соответствуют возрасту детей). | ||||
3.9. Безопасность материалов/их исправность. | ||||
Рекомендовано: |
Член комиссии: _______________________/________________________/ ______________________
подпись Ф.И.О. должность
_______________________/_______________________/ ______________________
подпись Ф.И.О. должность
_______________________/________________________/ ______________________
подпись Ф.И.О. должность
_______________________/________________________/ ______________________
подпись Ф.И.О. должность
_______________________/________________________/ ______________________
подпись Ф.И.О. должность
_______________________/________________________/ ______________________
подпись Ф.И.О. должность
_______________________/________________________/ ______________________
подпись Ф.И.О. должность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ"
Данные методические рекомендации разработаны для использования специалистами системы дошкольного образования в практической деятельности...
Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...
характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ
Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ рассматривается с точки зрения реализации разных целей в и...
организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста
Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания. Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек ...
Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.
Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...
Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...
Развивающая среда. Предметно-пространственная, образовательная среда в группе
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его способностей, интересов и у...