Презентация "Организация предметно-развивающей среды по развитию речи в старшей группе"
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Поэтому вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. В презентации представлена предметно - развивающая среда по речевому развитию в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
предметно -развивающая среда по речевому развитию в старшей группе | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний: с него начинается всякое понимание, через него проходит и к нему возвращается» ( К.Д. Ушинский) Развитие речи – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Уже давно доказано, что на развитие ребенка - дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Речевая развивающая среда – это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.
Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи : - развитие словаря ребёнка - работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи) - развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами) - воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения,) - подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения) - развитие мелкой моторики и графомоторной функции - знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок ).
Неотъемлемым атрибутом нашего речевого уголка является игрушка Каркушка – Болтушка. Этот «одушевленный персонаж» помогает решать такие важные задачи , как преодоление у детей неуверенности , стеснительности, помогает вызвать интерес к речевой деятельности, побуждает их к речевой активности. К тому же у Каркуши есть подвижный язычок, управляя которым, мы показываем детям, как надо правильно выполнять артикуляционную гимнастику.
В речевом уголке собраны картотеки: «Игры по звуковой культуре речи» «Игры по формированию грамматического строя речи» «Артикуляционная гимнастика» «Дыхательная гимнастика» «Пальчиковые игры» « Чистоговорки »
Работа с пособием «Семицветик» способствует дифференциации и автоматизации звуков. Дидактические игры на совершенствование ЗКР и подготовке к обучению грамоте. Игры «В каком домике живёт слово?» и «Где живёт звук?» помогают в игровой форме знакомить дошкольников со звуками и буквами, учить характеризовать звуки, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки . Способствуют автоматизации и дифференциации звуков.
Игра «Звуковые ходилки » направлена на автоматизацию звуков. В индивидуальной работе ребёнок называет по порядку картинки, в названии которых есть определённый звук . В свободной деятельности дети могут играть в игру с использованием фишек и кубика. Кто быстрее дойдёт до финиша, нажимает на звонок. Элемент соревнования повышает интерес к игре.
Развивающие игры: «Делим слова на слоги», «Касса букв на магнитах», «Касса слогов на магнитах», Лото «Буквы – цифры» и т.д.
Необходимым атрибутом для занятий по звуковой культуре речи является зеркало. У нас в группе имеется комплект небольших зеркал по количеству детей, которые используются на занятиях.
Игры для развития речевого дыхания, выработки целенаправленной воздушной струи . Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи, которая считается одним из необходимых и значимых условий постановки звука . У нас это такие игры, как: «А ну – ка, попади!», «Дуй сильнее», «Сдуй снежинку».
Формирование и активизация словаря. Картотеки предметных картинок п о разным темам; развивающие игры: «Шиворот – навыворот», «Скажи по - другому», «Большие и маленькие» , «Из чего что сделано», «Кто что делает?» и др
Развитие связной речи Для обучения детей составлению рассказов имеются схемы составления рассказов: об игрушке; о животных, птицах; описание сезонных явлений; овощей, фруктов, ягод; по картине (технология ТРИЗ). Серии сюжетных картинок «Истории в картинках », «Что сначала, что потом?», «Расскажи сказку по картинкам».
Грамматический строй речи. Дидактическое пособие «Предлоги» (содержит набор карточек для активизации в речи предлогов). Дидактические игры: «Один – много» (употребление существительных в единственном и множественном числе) «Волшебники» (преобразование слов с помощью уменьшительных и увеличительных суффиксов) и др.
Развитие речевого творчества Для развития речевого творчества мы используем технологии ТРИЗ. Это схемы составления загадок, схемы составления творческих рассказов по картине, пособие «Загадочная фраза» для обучения составлению метафор.
Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком. Р ядом с речевым уголком находится книжный . Работа в книжном уголке способствует развитию всех сторон речевой системы : это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы. Также можно работать над интонационной выразительностью речи. Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и монологическая . В книжном уголке имеется достаточное количество справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии , папки с разнообразным иллюстративным материалом .
Благодарим за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Оснащение предметно-развивающей среды по развитию речи в старшей разновозрастной группе на основе национально-регионального компонента."
В этой презентации показано, как дети могут развиваться по развитию речи в свободной деятельности в пространстве ближайшего окружения группы с учётом национально-регионального компонента.....
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...
Влияние предметно-речевой среды на развитие речи детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы).
Данный материал будет полезен воспитателям при организации предметно- речевой среды для детей старшего дошкольного возраста....
Организация предметно – развивающей среды по развитию речи в старшей группе.
Организация предметно – развивающей среды по развитию речи в старшей группе....
Обмен опытом "Организация предметно-развивающей среды по развитию речи в старшей группе".
В сообщении я делюсь опытом работы по организации речевой развивающей среды в старшей группе детского сада....
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе на тему:"Пересказ рассказа "Ёж" Е.Чарушина" с использованием развивающей среды "Фиолетовый лес" В. Воскобовича
Цель занятия: учить детей пересказу короткого литературного текста с использованием сюжетных картин.Задачи:Образовательные: развивать умение передавать художественный текст с...
Организация предметно-развивающей среды по развитию речи в младшей группе.
Организация предметно-развивающей среды по развитию речи в младшей группе....