Конспекты педагогических мероприятий
материал

Каханова Милена Николаевна

Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности

взрослого и детей  

«Прогулка на весеннюю полянку»

(возраст детей 2-3 года)

старший воспитатель

Каханова Милена Николаевна

Тема: «По дорожке мы пойдем, и все лужи обойдем…» Элементарные правила безопасного поведения.

Образовательные области: познавательно-исследовательская, социально-коммуникативная, речевая.

Цель: создание условий формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира), применяя элементы технологии Step by step.

Задачи:

  1. Приобщать  к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  2. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред);
  3. Способствовать развитию речи как средства общения со взрослыми и сверстниками;
  4. Активизировать и обогащать словарь детей: весна, лужи, вода, дерево, ветки, листочки, холодная, грязная, горячая, теплая, зеленые, маленькие, обойти, промочить, ломать, плачет, грустит, радоваться, пожалеть, беречь, защищать, нельзя, плохо.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке, беседа, совместная деятельность в ходе режимных моментов.

Формы организации деятельности: отгадывание загадок, решение проблемных ситуаций, беседа, речевая ситуация, игровое упражнение «Деревцо», экспериментирование.

Материал: «лужи» из бумаги, ярлычок «лужа», два макета дерева, ветки с листочками живые, яблоко, две бутылки пластмассовые, два таза для воды, ковш, салфетка для рук по количеству детей.

Ход совместной образовательной деятельности:

Дети заходят в группу.

Воспитатель: 

-Ребята, я вам предлагаю отправиться на прогулку, на весеннюю полянку, где мы сможем увидеть много удивительного и интересного! Пойдемте за мной!

Худ.слово: тает снежок, ожил лужок, день прибывает, тепло наступает, когда это бывает?

Дети: Весной!

Воспитатель ведет детей по дорожке и останавливается около «луж»: Ой, ребята, посмотрите! (удивленно) Что вы видите? Я думаю, ярлычок нам поможет! Вика, назови буквы на ярлычке! Какое слово получилось? Повтори…

 (внимательно выслушивает ответы детей и побуждает ответить полным предложением)

Воспитатель: Это лужи. А откуда появились лужи? (побуждать детей к ответу)

Дети: Солнышко греет, снег растаял, появились лужи

Воспитатель: Верно, ребята!

Проблемная ситуация:

Воспитатель: Ой, как мне хочется походить по лужам, намочить ноги! Можно, я пройдусь по лужам?

Дети: Нельзя!

Воспитатель: Почему нельзя ходить по лужам?

(внимательно выслушивает ответы детей)

Дети: Вода холодная, грязная, можно заболеть

Воспитатель: Конечно, в лужах вода холодная, грязная!

Ноги можно промочить и заболеть!

Воспитатель: Что же делать? Как пройти на полянку?

(внимательно выслушивает ответы детей)

Дети высказывают предположения

Воспитатель: Мы все лужи обойдем, наши ноги сбережем и будем здоровыми!

Дети переходят вокруг луж на полянку.

        Воспитатель: Вот мы и пришли на полянку! Ребята, посмотрите, какое красивое дерево!

Давайте, присядем рядом и рассмотрим его.

Дети вместе с воспитателем присаживаются около дерева

Беседа:

        Воспитатель: Что появилось на ветках весной, Захар?

(внимательно выслушивает ответы детей и побуждает ответить полным предложением)

Воспитатель (в рамках технологии Step by step): Появились листочки. Повтори, Захар. Какие листочки появились на дереве, Снежана?  Появились зеленые листочки. Повтори, Снежана.  А какие по размеру зеленые листочки появились на дереве,  Вика? Появились зеленые и  маленькие листочки. Повтори, Вика.

Как это здорово! (эмоционально радостно)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое грустное дерево, без веток и листочков? (удивленно)

Как вы думаете, куда пропали ветки с этого дерева?

(внимательно выслушивает ответы детей)

        Воспитатель: Хотите, я вам расскажу?

Однажды на нашу весеннюю полянку пришли люди. Они  подошли к дереву. Им понравились ветки с зелеными листочками. Они обломали ветки и унесли с собой. Теперь дерево плачет и грустит. Давайте, пожалеем дерево!

Дети подходят и выражают свои эмоции

Воспитатель: Как вы думаете, можно ломать ветки на деревьях?

(внимательно выслушивает ответы детей и побуждает ответить полным предложением)

        Воспитатель: Верно, ломать ветки нельзя! Это плохо! Дерево может погибнуть!

Ребята, а давайте деревьям покажем, как дует теплый, весенний ветер! (эмоционально)

Игровое упражнение «Деревцо»:

дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо,

ветерок все выше, выше, деревцо все ниже, ниже (3 раза)

После выполнения  игровых упражнений, воспитатель обращается к детям.

        Воспитатель: Для того чтобы дерево выросло, зацвело и подарило нам свои плоды, деревья нужно охранять и защищать! (выдержать паузу) (появляется яблоко)

        - Ой, ребята, посмотрите! Какое чудо! Дерево нам подарило яблоко! Ведь мы теперь, его друзья и защитники! Скажем вместе: «Спасибо!»

Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка по весенней полянке, давайте вернемся в детский сад и угостимся яблоком!

Дети проходят за стол

Экспериментирование:

Воспитатель: Мы вернулись с прогулки, давайте будем кушать яблоко! Можно?

Конечно, нельзя! Яблоко грязное, его нужно помыть.

Чем же нам помыть яблоко? (водой)

Верно, ребята, яблоко будем мыть водой

Посмотрите, на столе есть две бутылки с водой, потрогайте их и определите

Воспитатель: какая вода в бутылке?

Дети поочередно трогают бутылки

(внимательно выслушивает ответы детей и побуждает ответить полным предложением)

Воспитатель: Холодная вода. Горячая вода

Ребята, но холодной водой мы не сможем смыть грязь с яблока, а горячая вода опасна!

Ей можно обжечься и будет больно!

Я предлагаю вам, смешать воду из бутылок.

Воспитатель: Женя, перелей холодную воду из бутылки в таз

Спасибо, Женя

Дети наблюдают за действиями взрослого и сверстника

Воспитатель: а горячую воду, я перелью сама, потом что она опасна для детей!

Только взрослый может добавлять горячую воду!

Дети наблюдают за действиями взрослого

Воспитатель: Мы смешали холодную и горячую воду.

Какая вода получилась, Богдан?

 (получилась теплая вода)

Воспитатель: Теплой водой можно мыть яблоко, а за одно и руки!

Взрослый совместно с детьми обмывает яблоко и поочередно руки детей теплой водой

Воспитатель: ребята, у каждого есть салфетка, вытрите руки насухо.

Теперь и яблоко, и наши руки чистые!

Будем чистыми и здоровыми!

Воспитатель разрезает яблоко на части, дети угощаются.



Предварительный просмотр:

Конспект педагогического мероприятия

 «Поисковая игра «Мы помогаем лягушатам»

 совместная образовательная деятельность

взрослого и детей  

 (возраст 3-4 года)

старший воспитатель

Каханова Милена Николаевна

Направления развития (образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое.

Виды деятельности: двигательная (ходьба, прыжки, лазание), игровая (поисковая игра), коммуникативная (конструктивное общение и взаимодействие со взрослым и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследование объектов неживой природы и экспериментирование с ними).

Цель: достижение социально-нормативных возрастных характеристик (целевых ориентиров): проявление любознательности, инициативы, способности понимать устную речь и умение выражать свои мысли и желания, склонности к наблюдению, экспериментированию, через создание ситуации развития  конструктивного взаимодействия и сотрудничества взрослого и детей, применяя стратегии технологии «Step by step».

Задачи:

  1. Создать условия для общения, проявления сотрудничества детей и взрослого.
  2. Развивать  первичные универсальные умения и навыки исследовательского поведения (гипотеза, условия).
  3. Закреплять умение строить речевое высказывание в ситуации общения.
  4. Способствовать закреплению правил безопасного поведения в повседневных ситуациях.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке, беседа, экспериментирование с водой (замораживание на холоде, оттаивание в теплом помещении), рассматривание картинок с изображением пруда и лягушек, совместная деятельность в ходе режимных моментов.

Формы организации деятельности: исследование, беседа, поисковая игра, решение проблемных ситуаций, речевая ситуация, экспериментирование.

Материал: аудиозапись с кваканьем лягушки; мягкие модули (тоннель, фигуры); разносы детские, набор лабораторной посуды, салфетка для рук по количеству детей; лейки 2 шт. с маркером и знаком; кусок льда и замороженные в лед лягушата по количеству детей; браслеты волшебника с обозначением «воды» для всех участников деятельности.

Ход совместной образовательной деятельности:

Дети играют в группе.

Воспитатель создает ситуацию общения, на основе обсуждения прожитых накануне общих игр:

- Ребята, мне вчера очень понравилось играть вместе с вами. Вот и сегодня я пришла к вам в гости. Давайте поздороваемся! Доброе утро! Возьмем друг друга за руки! Как здорово, мы все вместе и сейчас будем играть! Ой, а какие теплые у вас ладошки! Чувствуете? (дети трогают ладошки друг друга). Это, наверно, потому что мы  дарим друг другу частичку тепла и дружбы! Давайте улыбнемся друг другу!!

- А я вам сегодня принесла что-то очень интересное! Хотите посмотреть?

Дети перемещаются к столу, на котором лежит большой кусок льда:

Воспитатель: - что это?

Дети: - это лед

Воспитатель: - давайте потрогаем лед. Какой он на ощупь?  (На ощупь лед холодный, скользкий, гладкий) при необходимости применяя стратегии технологии «Step-by-step» «Говорить медленно и четко (помогает вычленить новые слова)»

Дети: - лед холодный, скользкий, гладкий

Воспитатель: просит детей повторить, при необходимости применяя стратегии технологии «Step-by-step» «Дополнение и развитие мысли»

Воспитатель как бы невзначай трогает ладошку ребенка: «Интересно, а почему твоя ладошка стала холодной?

Если ребенок не отвечает на вопрос взрослого, то высказывает свое предположение Воспитатель: - наверно, ладошка Маши стала холодной потому, что она прикоснулась к холодному льду! Давайте проверим!

Предлагает детям потрогать свою теплую ладошку, затем касается ею холодного льда, и дети сравнивают результат.

Воспитатель делает вывод, предлагая (с помощью стратегии «Дополнение и развитие мысли») детям стать соавторами высказывания о подтверждении гипотезы.

- Действительно, наши ладошки стали холодными, потому что мы потрогали холодный лед!

        Звучит кваканье лягушек, воспитатель обращает внимание детей на доносящиеся, откуда - то звуки:

- Ребята, прислушайтесь…(выдержать паузу) – Кто это? (удивленно), может быть это ты, Маша?

Дети: - нет

Воспитатель: - кто же это?

Дети: - это лягушка

Воспитатель: - я не знаю! Надо проверить так ли это? Интересно,  а если мы пройдем по этой дорожке, мы узнаем, кто там квакает? Как ты думаешь, Саша? Ребята, а может быть – предположим, если мы пройдем по этой дорожке  - То и узнаем, кто же квакает? Согласны?

Поисковая игра

Воспитатель побуждает ребят найти в группе место, откуда звучит кваканье,

Воспитатель: - Пойдемте  вместе по дорожке и посмотрим, кто же там квакает! (побуждать интонацией)

Дети идут с воспитателем, проходя по дорожке, преодолевают препятствия. Воспитатель подбадривает ребят, обозначает словом, развивающиеся у них двигательные умения: «Ты перешагиваешь через кубики? А что ты делаешь? Как ловко у тебя получается!  И т.д.

 Дети находят лягушек,  садятся за подготовленный для проведения поисковой игры стол, уделяя внимание правильному положению осанки детей.

Воспитатель: - Действительно, ребята, мы прошли по этой дорожки и узнали, кто квакает. Но что случилось с лягушатами?

Дети: - они замерзли

Воспитатель: - верно, лягушата замерзли. А как вы думаете, почему они замерзли?

Дети высказывают собственные предположения.

Воспитатель: - озорные лягушата в пруду весело играли, в воду прыгали, ныряли, но пришла потом зима – превратилась в лед вода! Что же делать? Как нам быть?

Дети высказывают собственные предположения.

Воспитатель: - верно, ребята, может быть вы и правы и нужно  растопить лед! А что же нам в этом поможет?

Дети: - нам поможет вода («Леса (подпорки») – а поможет….нам…вода!)

Воспитатель: - Действительно, а вдруг вода нам поможет!!! Я даже уже налила в лейки воду! Потрогайте лейки! Они одинаковые на ощупь? Маша, какая вода в этой лейке? Саша, а какая вода в этой лейке? Действительно, на ощупь вода разная!

Дети: - вода холодная, вода горячая

Воспитатель: - на лейке с горячей водой  вы видите знак, что он обозначает?

Дети: - это знак опасности

Воспитатель: - верно ребята, этот знак обозначает опасность. В этой лейке вода горячая и с ней надо обращаться очень осторожно, обязательно попросить помощи у воспитателя или у мамы, так как можно обжечься. (Держать стаканчик за ручку)

- А какая вода нам поможет растопить лед? При необходимости предлагаю ребятам применить свой опыт начала игры (теплые - холодные ручки), применяя стратегии технологии «Step-by-step» «Открытые вопросы и ответы, исключающие «да» или «нет» провоцирую детей на продолжение высказывания»

Воспитатель: - Интересно, может быть (предположим) действительно теплая вода поможет растопить лед или предположим, холодная вода растопит лед? Выбирайте сами, какой водой вы будете топить лед!

Воспитатель: - давайте превратимся в волшебников – исследователей! И поможем лягушатам освободиться ото льда!

Воспитатель наливает детям в мерные стаканчики воду, которую они выбрали сами для проведения эксперимента, особо страхуя тех детей, которые выбрали горячую воду.

Воспитатель: - ребята, возьмите свои стаканчики и полейте на замерзших лягушат.

Дети экспериментируют и наблюдают.

Воспитатель: - что же происходит со льдом? Расскажите, что вы видите?

Дети: - лед тает.

Воспитатель: - у всех лед тает?

Воспитатель: - Помните, ребята, мы с вами задавали вопрос - Интересно, может быть действительно теплая вода поможет растопить лед или холодная вода растопит лед?

- Кто сейчас сможет на него ответить?

        Дети делают вывод, что растопить лед помогла горячая вода.

Воспитатель: -  Ой, оказывается, чтобы растопить холодный лед, нужна горячая вода. Мне так интересно! А вам? А  что бы мы с вами не забыли этот секрет горячей воды, я вам дарю вот такие волшебные капельки, которые вам будут напоминать о том, какой секрет мы открыли!

Воспитатель: - Ребята, вы настоящие волшебники – исследователи! Вы открыли секрет горячей воды и помогли лягушатам освободиться ото льда! А мне было так интересно  вместе с вами играть, спасибо!!!

Воспитатель: - ребята, как вы думаете, почему вода в стаканчике стала холодной?

Дети: - лед был холодный

Воспитатель: - лед был холодный и растаял, а вода….

Дети: - лед растаял, и вода стала холодной

Воспитатель: - верно, молодцы, ребята!

Воспитатель: - мы с вами подождали, давайте достанем лягушат, положим их на тряпочку, они согреются.

Дети достают размороженных лягушат и делают собственные выводы.

 



Предварительный просмотр:

Сценарий театрализованной постановки

по мотивам русской народной сказки «Колобок»

 (младший дошкольный возраст)

старший воспитатель

Каханова Милена Николаевна

1 сцена:

Рассказчица: Жил-был дед с бабой. Вот и просит дед:

Дед: - Испеки мне, бабка, колобок.

Баба: - Да из чего испечь-то? Муки нет.

Дед: - Эх, бабка, по амбару помети, по сусекам поскреби, - вот и наберется.

Рассказчица: Баба так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно остынуть…

(Баба имитирует все движения по тексту рассказчицы)

Появляется колобок

2 сцена:

Рассказчица: Колобок полежал, полежал, взял да и покатился – с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку – и покатился…

(Колобок исполняет танец под песенку)

3 сцена:

Рассказчица: Катится Колобок по дорожке, а навстречу ему Ёжик.

(Ёжик выходит из-за дерева навстречу Колобку, звукоподражая голосом)

Ёжик: - Колобок, колобок! А я тебя съем!

Колобок: - Не ешь, меня Ёжик, я лучше тебе песенку спою:

Я колобок, колобок!

По амбару метён,

По сусекам скребён,

 На сметане мешён,

 В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

 От тебя, ёжик, не хитро уйти…

(Колобок начинает катиться по дорожке дальше)

Рассказчица: И покатился колобок дальше: только ёжик его и видел.

4 сцена:

Рассказчица: Катится Колобок  по дорожке, а навстречу ему Белка.

(Белка сидит около дерева с шишкой)

Белка: - Колобок, колобок! Я тебя сейчас съем.

Колобок: - Белочка, ты лучше песенку мою послушай:

Я колобок, колобок!

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от ёжика ушёл.

 А от тебя, белка, не хитро уйти…

(Колобок начинает катиться по дорожке дальше)

Рассказчица: И покатился колобок дальше: только его белка и видела.

5 сцена:

 Рассказчица: Катится Колобок по дороге, а навстречу к нему Заяц.

(Заяц выходит из-за дерева навстречу к Колобку)

Заяц: - Колобок, колобок! Я тебя съем! (Использовать МИМИКУ)

Колобок: - Нет, не ешь меня, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою:

Я колобок, колобок!

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от ёжика ушёл,

Я от белки ушёл,

 От тебя, зайца, не хитро уйти…

(Колобок начинает катиться по дорожке дальше)

Рассказчица: И покатился колобок дальше: только его заяц и видел.

6 сцена: 

Рассказчица: Катится Колобок по лесной тропинке, а навстречу ему Серый Волк.

(Волк выходит из-за дерева навстречу к колобку)

Волк: - Колобок, колобок! Я тебя съем! (Использовать МИМИКУ)

Колобок: - Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою:

Я колобок, колобок!

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от ёжика ушёл,

Я от белки ушёл,

Я от зайца ушёл,

 От тебя, волка, не хитро уйти…

(Колобок начинает катиться по дорожке дальше)

Рассказчица: И покатился колобок дальше: только его волк и видел.

7 сцена: 

Рассказчица: Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идёт, ветки к земле гнёт.

(Медведь  выходит из-за дерева навстречу к колобку, соответствующей походкой и голосом)

Медведь: - Колобок, колобок! Я тебя съем! (Использовать МИМИКУ)

Колобок: - Ну, где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше мою песенку:

Я колобок, колобок!

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от ёжика ушёл,

Я от белки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

 От тебя, медведь, полгоря уйти…

(Колобок начинает катиться по дорожке дальше)

Рассказчица: И покатился колобок: медведь только вслед ему и посмотрел.

8 сцена:

Рассказчица: Катится колобок, а навстречу ему Лиса идет по дорожке… (Лиса выходит из-за дерева и идет навстречу Колобку, соответствующей походкой)

Лиса: - Здравствуй, Колобок! Какой ты хорошенький, румяненький!

Рассказчица: Колобок обрадовался, что его похвалили, и запел свою песенку.

Колобок:

Я колобок, колобок!

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от ёжика ушёл,

Я от белки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

От медведя ушёл,

 От тебя, лиса, не хитро уйти…

Лиса: - Славная песенка! (говорит лукаво)

           - Да то беда, голубчик, стара я стала, - плохо слышу. Сядь ко мне на носок (показывает пальцем) и пропой еще разок!

Рассказчица: Колобок обрадовался, что его песенка понравилась, прыгнул лисе на нос,  да и запел. (Колобок подходит ближе к лисе)

Колобок:                                    Я колобок, колобок!.....

(Лиса имитирует движения)

Рассказчица: А лиса его – ГАМ! – и съела.

Рассказчица:                  В каждой сказке есть намёк,

                                            Всем ребятам здесь урок!

Соблюдать совсем не сложно правило в пути:

(Говорят все участники)

Если рядом взрослых нет,

Не веди ни с кем бесед,

До свидания скажи,

Быстро к дому уходи!

Рассказчица: Ребята, а теперь давайте представим, как же будет вести себя Колобок, зная правило безопасного поведения. И так…

(Играет музыка, Колобок катится по лесной дорожке, а навстречу ему выходит Лиса)

Лиса: - Здравствуй, Колобок!

Колобок: - Здравствуй, Лисичка, хитрая сестричка!

Лиса: - Какой ты хорошенький, румяненький! (лукаво говорит)

(Колобок отходит от Лисы и говорит громко с тревогой)

Колобок: - Вот беда, возвращаться мне пора! Дед, баба – помогите! 

(Дед и баба бегут к Колобку на помощь)

Дед и баба (говорят громко вместе, грозя пальцем):

- Будь осторожней, всегда берегись

И с незнакомцами ты не водись!

Рассказчица: - Вернулся Колобок с дедом и бабой в дом и никуда больше не убегал! Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Аплодисменты.

(Актеры выходят на поклон, взявшись за руки)



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский обшеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

 деятельности по художественно-эстетическому развитию детей"

№ 29 "Сибирячок"

Консультация для воспитателей

 «Метод проектов как форма организации жизнедеятельности детей

в дошкольном учреждении»

Разработчик:

старший воспитатель

М.Н. Каханова

г. Зеленогорск, 2019 год

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3

Раздел 1: Метод проектов – возникновение и развитие……………… . . 4

Раздел 2: Метод проектов как технология……………………………… 6

  • этапы проектной деятельности
  • «запуск» проектной деятельности

Раздел 3: Как избежать ошибок………………………………………… 11

Список используемой литературы……………………………………… 13

Приложение 1…………………………………………………………….. 14

Отличия метода проектов от традиционных форм деятельности

Приложение 2…………………………………………………………….. 15

Этапы проектной деятельности (ключевые вопросы)

Приложение 3………………………………………………………………16

Типология проектов (по доминирующей в проекте деятельности)

Приложение 4……………………………………………………………  17

План как информация для родителей

Введение:

Поводом для представления данной темы в рамках консультации для воспитателей послужило то, что с одной стороны, выросло внимание педагогов ДО как к проектированию в целом, так и к методу проектов в частности. Метод проектов становится не просто популярным, но и «модным», что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо, где начинается диктат моды, там нередко отключается разум. Зачастую применение этого метода на практике выглядит либо как интегрированное традиционное занятие (по целям, приемам, роли педагога и детей), либо как общее мероприятие для педагогов, родителей и детей. С другой стороны, педагогический сообществом накоплен достаточные практический материал в области проектирования, который может использоваться как источник развития профессиональной деятельности.

Метод проектов основан на интересе детей и предполагает их самостоятельную поисковую активность. Именно, действуя самостоятельно, дети учатся разными способами добывать информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов их действительности. Такое понимание сущности предложенного метода способствует формированию самостоятельной, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Раздел 1: Метод проектов – возникновение и развитие

        Метод проектов зародился во второй половине 19 века, в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогике». Его назвали методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи.

        По его мнению, опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы и в целом – восхождения от частного к общему, т.е. использования индуктивного метода познания. Обучение должно  проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию. Ребенку в процессе самостоятельного исследования необходимо открыть для себя свойства и закономерности предметов и явлений, а педагог может только ответить на его вопросы, если таковые будут. Он должен помогать в познании только того, что спонтанно заинтересовало ребенка и не предлагать для изучения что-либо сверх того.

        В результате дети должны самостоятельно или совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания, подчас из разных областей, и получив реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

        В сжатом виде концептуальные положения теории Джона Дьюи могут быть представлены:

  • ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;
  • усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;
  • ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения по Дьюи является:

  • проблематизация учебного материала;
  • активность ребенка;
  • связь обучения с жизнью ребенка, игрой и трудом.

Методические приемы создания проблемных ситуаций, предлагаемые Дьюи:

  • педагог подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение;
  • сталкивает противоречия в практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждает делать сравнения, обобщения, выводы;
  • ставит конкретные вопросы;
  • ставит проблемные задачи.

Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовывались в 1884-1916г.г. в различных учебных заведениях его учениками и последователями. Наиболее известный из них Уильям Килпатрик. В его понимании проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённых в данный момент общим интересом. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретаю знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно  усложняющихся практический заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматическую ценность.

В современной педагогике метод проектов используется наряду систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. При организации работы по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения. Работа над проектами развивает ответственность, умение работать в команде.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.

Раздел 2: Метод проектов как технология

История метода дает понимание, что метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

В общем виде метод проектов как технологию можно представить в виде последовательных этапов (структура метода проектов):

  1. ВЫБОР ТЕМЫ (планирование        

познавательной деятельности)

                                                             ПОСТИЖЕНИЕ НОВОГО

  1. СБОР СВЕДЕНИЙ

  1. ВЫБОР ПРОЕКТОВ

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ             ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАМЫСЛА

  1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ

Первый этап «ВЫБОР ТЕМЫ»

Задача педагога – осуществить выбор темы для более глубокого изучения и вместе с детьми составить план предстоящей познавательной деятельности. Темы могут быть различными, однако темы, основанные на интересах детей, обеспечивают лучшую мотивацию и более успешное обучение. Тема должна быть достаточно богатой по содержанию, чтобы каждый ребенок мог найти в ней какой-либо интересующий аспект. Степень заинтересованности детей определяется воспитателем. Дети совместно с педагогом определяют интересы внутри темы, намечают предполагаемые источники информации. Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «ТРЕХ ВОПРОСОВ». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

  • Что мы знаем?
  • Что мы хотим узнать?
  • Что мы узнали?

Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того, как дети отвечаю на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Необходимо записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Форма записи зависит от возможностей детей воспринимать письменный текст. Для младших детей это может быть запись в виде предметных картинок, условных знаков, печатных слов.

Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о…?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Записываются все ответы детей, независимо от того, какими бы глупыми и нелогичными они могут казаться. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?» например, в обобщенном виде ответы детей могут выглядеть так:

  • Чтение книг;
  • Просмотр видеофильмов, интернет;
  • Задать вопросы родителям;
  • Задать вопросы специалистам;
  • Проведение экспериментов;
  • Проведение экскурсий;
  • Воссоздание предмета или явления.

Воспитатель оформляет поступившие от детей предложения в логический учебный план.

Пример запуска проектной деятельности на первом этапе с детьми

разновозрастной группы (5–7 лет)

Общая тема – «Городской транспорт», подтема – «Метро»

Что знаем?

Что еще хотим узнать?

Как можем найти ответы на свои вопросы?

• Метро – это поезда ездят в туннели, очень быстро

• Это чтобы быстро ездить по городу. Там есть переходы,

можно все покупать:

цветы, игрушки,

газеты

• В метро можно ездить на поезде на любую остановку,

но только по городу

• В метро есть телевизор, сиди и смотри, а в поездах

есть полки, на которых спят. Метро ходит только

по городу, а поезда ходят в другие города

• В метро очень много людей ездит по своим делам

• Почему назвали «Метро»

• Отцепляют ли вагоны, кто убирает в вагонах

• Почему метро под землей

• Что это такое – «Метро»

• Зачем его строят

• Как его строят. Как роют

землю, делают туннели

• Кто самый главный в

метро

• Было ли раньше метро

• Где делают поезда для

метро

• В книгах

• Сходить на экскурсию и

покататься на метро

• Спросить у мамы или у

папы

• В энциклопедии

• Сходить в метро и увидеть

• Спросить у тех, кто работает

в метро

• Спросить у друга

В качестве проекта – создание общей книги «Как я путешествовал в

метро». Каждая семья представила собственную страницу с рисунками,

стихами, загадками, сказками, рассказами о метро собственного

сочинения и ответами ребенка на вопросы: «Что мне понравилось в

метро? Что меня удивило в метро?».

Второй этап «СБОР СВЕДЕНИЙ»

         Задача воспитателя – создать условия для реализации познавательной деятельности через:

  • Привнесения соответствующей художественной, научно-художественной, научно-популярной литературы для совместного чтения;
  • Привнесение в среду соответствующих предметов и материалов для организации продуктивных видов деятельности, экспериментов, опытов и т.д.;
  • Организацию встреч с родителями и специалистами;
  • Организацию экскурсий;
  • Организацию игровой деятельности и т.д.

В учебном плане воспитателя должны найти отражение все интересы

детей, последовательность мероприятий будет зависеть от возможностей.

Важно понимать, что периодически, необходимо собираться всем вместе и воспитатель должен задавать третий вопрос: «Что нового мы узнали?». Ответы на этот вопрос дают воспитателю понять, чему научились дети, что нового они узнали, что оказалось наиболее удачным, что нужно изменить, что не получилось, почему.

Важно понимать, что на этапе «Сбор сведений» дети могут действовать

самостоятельно индивидуально или вместе с другими детьми,

совместно со взрослыми. Деятельность по постижению нового может

происходить непосредственно в группе, в других помещениях детского

сада, на открытой площадке, в других образовательных, культурных и

проч. учреждениях, дома у ребенка. Дети, обращаясь к различным

источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют

их в виде рисунков, схем, загадок, рассказов и т.д. и готовят их к использованию в проектах.

Таким образом, познавательная деятельность становится для детей

личностно значимой, они учатся действовать целесообразно, с пониманием

того, зачем они узнают что-то новое для себя об окружающем мире.

Дети учатся самостоятельно добывать сведения, учатся совместным действиям, у детей также повышается чувство компетентности.        

Третий этап «ВЫБОР ПРОЕКТОВ»

        Задача воспитателя – помочь детям выбрать, какой проект они будут осуществлять. Для этого нужно обсудить вместе с детьми вопрос, что мы можем сделать с тем, что мы узнали? И предложить детям для выбора варианты проектов.

Важно разграничить понятия «тема» и «проект» и заранее продумать, какие проекты могут быть по данной теме. В списке предлагаемых проектов должны быть такие, которые дети могут выполнять индивидуально, в малых группах, коллективно. Воспитатель должен помочь детям сделать выбор и определить свою роль в проекте. При этом воспитатель должен задать детям вопросы: «Почему именно этот проект они выбирают? Что именно они хотят

получить? Что им необходимо для этого проекта?».

Соотношение между понятиями «Тема» и «Проект»

                                                                                                       

Четвертый этап «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ»  

Задача воспитателя – создать в группе условия для осуществления детских замыслов.  Реализация проектов происходит через разные виды детской деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную и т.д) и должна способствовать формированию у детей специфических знаний в разных областях изучаемой темы. При работе над проектом дети учатся использовать полученные сведения для создания нового продукта. Реализация проекта – это практический ответ на вопрос: «Что мы делаем с тем, что узнали?».

Продолжительность каждого этапа зависит от темы и регламентируется интересами детей. 

Каждый проект должен быть доведен до логического, успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за достигнутый результат. После завершения работы необходимо предоставить условия для предъявления результата окружающим.  

Пятый этап «ПРЕЗЕНТАЦИЯ»  

        Задача воспитателя – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. 

Раздел 3: Как избежать ошибок

        Реализация метода проектов в ДОУ связана с определенными рисками. Можно выделить ряд опасностей, которые вполне возможно преодолеть:

  • Превращение метода проектов в систему традиционных занятий

Преобладающее число ДОУ образовательный процесс выстраивает в рамках учебной модели. Т.е. в первой половине дня  – учебные занятия, во второй – совместная и самостоятельная деятельность. Эта модель формирует у педагога определенные поведенческие стереотипы и представления о том, зачем, как и чему надо научать ребенка. Метод проектов - своего рода альтернативная традиционному занятию форма организации познавательной деятельности, смысл которой самостоятельной познавательной активности ребенка.

Совместная работа взрослого и детей над проектом будет успешна, если педагоги будут придерживаться следующих правил:

  • глубоко изучите тематику проекта;
  • при составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживайте детскую инициативу;
  • заинтересуйте каждого ребенка тематикой проекта, поддерживайте его любознательность и устойчивый интерес к проблеме;
  • создайте игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик;
  • вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт;
  • тактично рассматривайте все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться;
  • последовательно и регулярно работайте над проектом;
  • в ходе работы над проектом создайте атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход;
  • творчески подходите к реализации проекта, ориентируйте детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

Приложение 1, 2, 3

  • Ограничение введения метода проекта в одной группе ДОУ

Освоение и реализация метода проектов ведут к системным изменениям в жизнедеятельности ДОУ. Это предполагает изменения в квалификации кадров, в системе ресурсного обеспечения, в системе взаимодействия с родителями, внешней средой, а так же в организации управления ОУ.

К особенностям метода проектов можно отнести и то, что его можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. С одной стороны, эрудиция, жизненный и профессиональный опыт родителей, может стать источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе

 Работы над проектом. С другой – вовлеченность в проект позволит членам семей стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувства сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов своего ребенка. Для того чтобы это произошло педагоги должны соблюдать ряд правил:

  •  Информированность

Родители должны знать о содержательных аспектах предстоящей темы, о предполагаемых сроках каждого этапа, о том, где и как будет происходить сбор сведений, какие проекты предполагаются, какие возможны способы участия родителей в проекте, способ презентации проекта и т.д.

  • Добровольность и возможность выбора

Все предложения должны соответствовать интересам и возможностям родителей.

  • Чувство успешности

Родители, так же как и дети, должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности.

Список используемой литературы:

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.    
  2. Оберемок С.М. Общие основы проектирования: Материалы к обещающему курсу. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2004
  3. Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2009

Приложение 1

Отличия метода проектов от традиционных форм деятельности

      Традиционное учебное занятие

              Проектная деятельность

Цель

Дать конкретные знания по учебному предмету. Добиться от ребенка усвоения темы. Тема, содержание является целью.

Научить ребенка самостоятельно

добывать знания, планировать познавательную деятельность, использовать знания для конкретной деятельности. Тема является средством.

Как задается

тема

Реализуемой программой.

Тема «идет» от детей, от взрослых,

от ситуации…

Чем определяется

временной

регламент

Образовательным стандартом.

(в зависимости от возраста детей)

Интересом детей.

Место

проведения

Как правило, помещение группы детского сада.

Может быть группа детского сада, дома вместе с родителями, экскурсии по саду, открытая площадка, помещения других

специалистов…

Организация

учебного

пространства

По типу школьного класса: дети сидят за столами, воспитатель находится перед детьми, в старшей и подготовительной группе, обязательный атрибут – доска,

указка.

При общих обсуждениях дети и воспитатель сидят в общем круге, обязательный атрибут –

доска (планшет), маркеры, бумага для записей ответов детей.

Форма

Специально организованная

деятельность – учебное занятие.

Совместная деятельность.

Самостоятельная деятельность.

Роль предметной

среды

Учебные пособия обслуживают задачи занятия, привносятся на время занятия. Среда в группе не связана с темой и задачами занятия.

Изучаемая тема находит отражение в предметной среде группы.

Среда пополняется по мере изучения темы и реализации детских проектов соответствующими книгами, материалами,

атрибутами, играми и т.д.

Действия

взрослого

Излагает тему, дает задания, проверяет усвоение материала посредством соответствующих вопросов подводит детей к «запланированным» ответам.

Создает условия для познавательной

активности: задает открытые вопросы, фиксирует ответы детей, привносит материалы, способствует диалогу,

вместе с детьми ищет ответы на

поставленные вопросы…

Требования к

педагогу

Знать программу, знать содержание

занятия, уметь организовать, удержать внимание детей в рамках занятий.

Быть гибким, уметь задавать мотивирующие вопросы, уметь побуждать и организовывать

обсуждение темы.

Действия детей

Слушают, отвечают на вопросы,

выполняют задания, предложенные взрослым.

Выбирают, планируют, обсуждают,

сотрудничают и т.д.

Взаимодействие

специалистов

Не обязательно для решения задач занятия.

Желательно и необходимо для

более эффективной деятельности.

Взаимодействие

с родителями

Не обязательно. Может быт как

некоторая коррекция отставания

в достижении задач ребенком.

Необходимо ребенку для совместного

поиска информации, для создания проектов. Необходимо педагогу для помощи в создании

образовательной тематической среды.

                                           

Приложение 2

Этапы проектной деятельности (ключевые вопросы)

Этапы     проектной

деятельности

Мотивирующие вопросы

  1. Выбор темы

Что мы знаем? Что хотим узнать? Как мы можем это сделать?

  1. Сбор сведений

Что нового мы узнали? Что еще нам необходимо узнать?

  1. Выбор проектов

Почему именно это проект выбираете? Что именно хотите получить? Что необходимо для этого проекта?

  1. Реализация проектов

Что получилось? Что не получилось? Какая необходима помощь? Что еще нужно?

  1. Презентация

Кого мы пригласим на презентацию? Как мы это будем делать? Что мы узнали? Что у нас получилось?

Приложение 3

Типология проектов (по доминирующей в проекте деятельности)

Тип проекта

Краткая характеристика проекта

Исследовательские

Этот тип проектов для дошкольников предполагает формулирование вместе со взрослым проблемы исследования, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования.

Творческие

В таких проектах следует договориться о планируемых результатах и форме их представления. Оформление результата требует четко продуманной структуры в виде сценария, плана, программы. Совместная деятельность по реализации проекта осуществляется согласно конечному результату.

Ролевые, игровые

Доминирующим видом деятельности и результатом является ролевая игра. Участники берут на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта.

Ознакомительно-ориентировочные

Это тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников с информацией, ее анализ и обобщение фактов, и оформление для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Результат-статья, видео, книга и т.д.

Практико-ориентировочные

Результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Это может быть программой действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе, проект зимнего сада ДОУ, проект правил жизнедеятельности в группе, в д/с и т.д.

Приложение 4

План как информация для родителей

Пример разработки и оформления направлений изучения темы и возможных проектов, сделанные воспитателями на основе детских вопросов. Это можно рассматривать как один из вариантов перспективного планирования проектной деятельности. Оформленная таким образом информация представляется родителям на специально отведенном для этого стенде и дает им понимание того, чем будут заниматься дети и как родители могут в этом поучаствовать.

МЫ ИЗУЧАЕМ

(возраст детей 5-6 лет, длительность проекта 3 недели)

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОЕКТЫ

  • Выпуск книги «Простые рецепты моей мамы»
  • Выпекание печенья, пряников, пирогов
  • Изготовление из соленого теста «продуктов» для игры в «Магазин, «Дом»
  • Составление общей книги загадок, пословиц, поговорок с детскими иллюстрациями «Хлеб - всему голова»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Краткое описание идеи поддерживающего и развивающего инициативу и игровую деятельность детей образовательного события

  1. Разработчик: Каханова Милена Николаевна, воспитатель высшей категории 
  2. Информация о группе детского сада.
  1. Младшая группа (возраст детей 3-4 года).
  2. Списочный состав – 23 ребёнка.

  1. Краткое описание идеи поддерживающего и развивающего инициативу и игровую деятельность детей образовательного события.

Основными ориентирами для проектирования и реализации образовательного события по поддержке и развитию игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста выступили требования ФГОС ДО к условиям реализации программы (п. 3.2.5.) и сетевые стандарты «Школы Росатома» для детских садов.

        В основу замысла события легла мысль о том, что реальные предметы в игре могут быть заменены неформальным игровым материалом, с которым можно действовать «как будто». И на этом этапе передо мной обозначилась задача, достичь первоначального понимания детьми замещения предметов и действий как в процессе специально организованного взаимодействия и поддержкой ситуаций проявления детской инициативы, так и в их самодеятельной игре. А в помощь мне стала режиссерская игра на игровом поле, которая процветает в этом возрасте воспитанников, эмоционально проживается и принимается ими.

И вот…появился сказочный персонаж, который грустил и плакал, так как в замке ей не с кем было играть. А в группе ребят оказалось много игрушек, и, увидев поле для игры, Несмеяна предложила поиграть вместе. Нужны были различные герои для режиссерской игры на поле. Ящиков с ярлычками было много, вот и отправились участники события за игрушками, но…были удивлены, игрушки пропали. С чем же будем играть?! Несмеяна заприметила ящик с ярлычком - помощник, там оказались различные материалы, которые могли быть «как будто» колобок, или дорожка, или лисичка. И мы начали играть…

Когда были разобраны предметы, как персонажи истории, на игровом поле появился первый персонаж колобок. На этом этапе моей задачей, было показать наглядно, как замещающий предмет может с легкость превратиться и действовать «как будто» герой сказки. Вслед за ним, появился и серый волк, оживший кусок древесной коры в руках Софии. Две палочки, которые выбрала Кристина, «как будто» две лисички приходили на помощь колобку, когда инициированный Лёней метеорит и астероид, замещенные строительным материалом, упали на поле, рядом с домом колобка. Мы поддержали его замысел и вместе решали, что же теперь делать. Мама колобка, которой играла Марина, быстро пришла на помощь, предложив колобку и его друзьям волшебную воду, «как будто» налив её в стакан, замещенный простой втулкой из под ниток. Герои истории набрались сил и, помогая друг другу, начали строительство волшебного дома, а астероид и метеорит - «Они разгорячились», как сказал Леня, и исчезли, превратившись, уже в самодеятельной игре ребят в плот на реке…

Маленькие волшебники продолжали свою игру на поле, действовавшие уже по собственному замыслу со своими  героями, которые так легко превратились их различного бросового материала, в оживших персонажей сказки, что говорит об осознанности их действий. Материала было много и поэтому некоторые из ребят расположились на втором игровом поле для режиссирования своей истории, а некоторые уединились и играли по собственному замыслу. И вот наступил в событии тот момент, когда взрослый, решив свою образовательную задачку, может насладиться детской игрой и фантазией, проживая вместе с детьми со-бытие. В игровом пространстве группы созданы условия для самодеятельной игры детей, и те ребята, которые предпочли игру по собственному замыслу и интересу, но осторожно наблюдая и прислушиваясь за происходящим действием, так же использовали тот бросовый материал, который лежал в игровом пространстве детей.

Но…подошло время прощаться, и Несмеяна, уже хотела было подарить новым друзьям свои игрушки, как обнаружили беспорядок в их доме. Но под веселую песенку участники события сообща навели порядок, а новые игрушки: дудки, барабан, герои сказки отправились в контейнеры, обозначенные ярлычками, что говорит о том, что среда принята детьми, они осознанно находили места для новых игрушек

А когда маленькие волшебники навели порядок, Несмеяна отблагодарила их за игру, подарив им свои игрушки, которые ребята, рассмотрев и отобрав для себя наиболее интересные, принялись заново их оживлять в своей уже самодеятельной игре.

  1. Ссылка на подборку видеофрагментов с образовательного события.

Размещается на видеохостинге YouTube: https://youtu.be/726fqQKuZS4 



Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с №29

Консультация для воспитателей

«Современные технологии ДО и традиции группы»

август, 2019

№/№

Технология/Традиция

Источник/Автор

1.

«Утренний рефлексивный лист»

(совместно с родителями)

Австрийская технология ДО

2.

«Утренний сбор» (выявление потребностей детей, планирование совместной деятельности)

Н. П. Гришаева из «Современные технологии эффективной социализации»

3.

«Ежедневный рефлексивный круг»

(в вечерний отрезок времени, для подведения итогов совместных дел за день – что получилось? Что помешало случиться намеченному? Что хотелось бы изменить?/рефлексия после совместного события взрослых и детей)

Н. П. Гришаева из «Современные технологии эффективной социализации»

4.

Доска «Помощников» (создание условий для развития ответственности детей,

помогая им брать на себя определённые роли в группе)

ОП ДО «Открытия» 

Научный руководитель:

А. Г. Асмолов

Под редакцией: Е. Г. Юдиной

5.

«Экран выбора» как средство поддержки и фиксации выбора ребенка 

(создание условий для свободы выбора деятельности ребенка, средств и её участников в условиях развивающей среды группы, д/с)

ОП ДО «Истоки»

Различные авторские модификации

6.

Календарь – экран «Погода» + «Образовательная деятельность со взрослым» (I и II половина дня)

Различные авторские разработки

7.

Экран «Дни/месяцы рождений»

Различные авторские разработки

8.

«Портфолио дошкольника» как условие накопления личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни

Мирзоян И. В., Третьякова Н. И. Использование технологии «портфолио дошкольника» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 276.

9.

Экран « Я пришёл…» создание условий для фиксации эмоционального состояния ребенка и его изменений в течении дня

Различные авторские разработки

10.

«Событийный календарь группы» создание условий для взаимодействия участников образовательных отношений

Различные авторские разработки

11.

«Книга добрых дел группы» создание условий для рефлексии участников образовательных отношений

Различные авторские разработки

12.

«Метод проектов» как способ организации образовательного процесса, при котором обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно  усложняющихся практический заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматическую ценность.

Американский философ и педагог Джон Дьюи

13.

«Модель «Трех вопросов» как способ создания условий самостоятельной поисковой активности дошкольников

Стратегия из «Метода проектов»

14.

«Снежный ком»

Активный метод обучения

15.

Технология «Step by Step»: её стратегии,  способствующие развитию коммуникативно-речевых способностей

« Step by Step: программа для детей и их родителей» под редакцией Элионор Стоукс Зантон, 1994г.

16.

«Технология моделирования, как инструмент педагога, обеспечивающий развитие игровой деятельности дошкольников»

Основано на концепции развития способностей Л.А. Венгера -  авторская разработка программы М.Н. Кахановой

17.

«Стратегии технологии Step by step и наглядно-пространственного моделирования как слагаемые образовательного события детей дошкольного возраста, поддерживающего детскую игру»

Основано на технологии Step by step и наглядно-пространственного моделирования Л.А. Венгера -  авторская разработка программы М.Н. Кахановой

18.

Технология «Конструирование педагогической деятельности на основе инициативы, интересов, мотивации детей»

Различные авторские разработки

19.

Традиция «Празднование дня рождения» детей в группе

Различные авторские разработки

20.

Технология «Журнал здоровья группы»

Различные авторские разработки

Составил: ст. воспитатель М.Н. Каханова



Предварительный просмотр:

Консультация «Атрибуты для режиссерской игры»

Старший воспитатель: М.Н. Каханова, август 2019 год

МБДОУ д/с №29

Материал для режиссерских игр:

  1. Сказочные наборы «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди». Масштаб этих игрушек наиболее подходит для режиссерской игры. Они составляют основной резерв, из которого подбираются игрушки для сказок, готовых наборов которых в продаже нет. Желательно, чтобы новые игрушки для разыгрывания других сказок подходили к сказочным наборам как по стилю, так и по размеру. Наборы должны быть с домиками.
  2. Фигурки бабушки, дедушки; курочка, петушок, птичка, кот (кошка), колобок, лебеди (возможно использовать бумажный вариант). Эти предметы можно отобрать из имеющихся в продаже наборов животных или человечков.
  3. Мелкие предметы, например, фасоли (в качестве яблочка или яичка), пенек, репка, колокольчик. Кроме этого, следует иметь наготове ножницы, отрезки ткани и различный мелкий материал, чтобы можно было легко и быстро сделать недостающие атрибуты или игрушки (например, платочек или красную шапочку для Красной Шапочки и т.д.).
  4. Игровое поле размером приблизительно 55x70 см, которое следует изготовить самому воспитателю из плотного картона. На одной стороне поля масляной краской или гуашью (которую потом нужно зафиксировать лаком) рисуется сказочное пространство, в котором между миром (домом) героя и миром антагониста расположено «широкое поле». Она предназначена для сказок типа «Гуси-лебеди», «Маша и медведь». На обратной стороне мир героя и антагониста расположены более близко друг к другу. На ней проигрываются сказки типа «Петушок-золотой гребешок», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка». Игровые поля реалистически разрисованы (зеленая поляна, желтое поле, темно-зеленый лес), но точное место для домиков персонажей не отмечено.

Чтобы дети не растеряли игрушки, необходимые для режиссерской игры, рекомендуется держать их в отдельной, недоступной для ежедневной забавы коробке и отбирать для ребенка те, которые ему понадобятся для разыгрывания той или иной сказки.

I                                                               II

Разработано на основе ОП ДО «Развитие»



Предварительный просмотр:

Консультация                                                                                                 «Документация группы по организации образовательного процесса»

«…Педагоги, работающие по программам, ориентированным на ребенка, обычно формируют содержание по ходу образовательной деятельности, решая задачи развития детей в зависимости от сложившийся образовательной ситуации, опираясь на интересы отдельного ребенка или группы детей. Это означает, что конкретное содержание образовательной программы выполняет роль средства развития, подбирая по мере постановки и решения развивающих задач и не всегда может быть задано заранее…»

(комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу II пункт 2.7.)

Документация группы оформляется в едином стиле, логотипом группы и её данными.

Утвержденный перечень:

  1. Паспорт группы (с навигацией по разделам):
  • Наши воспитанники (список, мальчики+девочки, рекомендации по листу здоровья и прочее);
  • Журнал здоровья (режим группы (холодный период), лист здоровья группы, антропометрические данные прошлого года и настоящего, экран заболеваемости, практическая часть -комплексы различных гимнастик: артикуляционная, дыхательная, глазная, релаксационных методик, физ. минуток и т.д.
  • Социальный паспорт группы (единая форма для заполнения у

ст. воспитателя);

  • Мониторинг образовательных результатов (эффективность педагогических действий в рамках диагностических срезов);
  • План взаимодействия с семьями воспитанников;
  • Наши достижения (воспитанники, группа, воспитатели)
  • Протоколы родительских собраний
  1. Перспективное планирование деятельности по ОП ДО:
  • Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса;
  • Календарное планирование.
  1. Журнал движения группы: с внесением данных о дате и месте поступления/отчисления в д/с воспитанника.
  2. Журнал посещаемости.
  3. Журнал закаливания.
  4. Журнал взаимодействия со специалистами (рекомендации).
  5. ИОМы воспитанников.
  6. Паспорт игры.
  7. Рабочая папка кружковой работы (содержание, календарное планирование, список участников, учет посещения).
  8. Инновационные технологии педагогической практики.
  9. Протоколы родительских собраний
  10. Методические материалы.

                                                                                 Старший воспитатель: ____________________ М.Н. Каханова

«________» __________________ 2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического мероприятия на тему: "В мире растений"

Конспект педагогического мероприятия на тему: "В мире растений" для детей старшего возраста. (познавательный материал, экспериментирование, игра) Формирование у детей  представлений о растен...

Конспект педагогического мероприятия «В гостях у Буратино»

Конспект педагогического мероприятия  «В гостях у Буратино»...

«Знакомимся с одуванчиком» конспект педагогического мероприятия

«Знакомимся с одуванчиком»  конспект педагогического мероприятия 2 младшая группа....

Конспект педагогического мероприятия "Листопад"

Конспект педагогического мероприятия "Листопад"...

Авторский конспект педагогического мероприятия "Цветик - Семицветик"

Конспект разработан для хореографической студии. (подготовительная группа)...

Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...