Дополнительная программа АБВГДейка"
рабочая программа (подготовительная группа)
Дополнительная программа АБВГДейка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_abvgdejka_2019_1.docx | 170.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………………………………..стр. 3
1.1. Направленность программы………………………………………………………………...стр. 3
1.2. Новизна………………………………………………………………………………………стр. 3
1.3. Актуальность………………………………………………………………………………...стр. 3
1.4. Педагогическая целесообразность…………………………………………………………стр. 4
1.5. Организационно-педагогические условия…………………………………………………стр. 4
1.6. Цель и задачи реализации программы……………………………………………………..стр. 4
1.7. Планируемые результаты освоения программы ………………………………………….стр. 5
1.8. Формы аттестации…………………………………………………………………………...стр. 5
1.9. Оценочные материалы………………………………………………………………………стр. 6
2.Учебный план…………………………………………………………………………………стр. 7
2.1. Учебно-тематический план…………………………………………………………………стр. 7
2.2. Календарный учебный график…………………………………………………………….стр. 10
3. Содержание программы…………………………………………………………………...стр. 10
3.1. Методика проведения занятий…………………………………………………………….стр. 10
3.2. Описание тем……………………………………………………………………………….стр. 10
4. Методическое обеспечение программы………………………………………………….стр. 14
4.1. Описание форм и методов…………………………………………………………………стр. 14
4.2. Материально-техническое обеспечение………………………………………………….стр. 14
5.Список литературы…………………………………………………………………………стр. 14
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АБВГедейка» разработана для детей дошкольного возраста 5 -7 лет и обеспечивает разностороннее развитие детей с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основной целью данной программы является всестороннее гармоничное развитие детей, подготовка их к переходу на качественно новый этап развития от игровой к учебной деятельности, в соответствии с запросами и требованиями современной школы, в рамках реализации нового образовательного стандарта второго поколения, позволяющих детям в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
1.1. Направленность программы
Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «АБВГДейка» - это комплексная система занятий, упражнений, развивающих игр, диагностических заданий, учебных материалов. Они направлены на овладение математическими операциями и мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, а также на подготовку детей к обучению грамоте в дошкольном образовательном учреждении - ознакомление со звуковым строением слова, его звуковым анализом, а также на формирование правильного звукопроизношения, обогащение словарного запаса, подготовки руки к письму. Игровой материал помогает создать радостную атмосферу. Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове, делать простейший звуковой анализ слова, решать простые арифметические задачи, примеры, уметь сравнивать числа и т.д.
Дети 5-7 года жизни испытывают острую потребность в движении. В связи с этим используется разнообразная двигательная деятельность: организация активных физкультминуток и динамических пауз.
Распределение программного материала соответствует возрастным особенностям детей и реальным требованиям, предъявляемым к современному обучению. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребёнка в игре к целенаправленному, сосредоточенному запоминанию.
Анализ психических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, их деятельности, результаты экспериментальной работы позволили определить содержание систематической подготовки к обучению, которое направлено на выявление индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.
1.2. Новизна
Новизна программы состоит в обновлении, разнообразии учебного процесса, в использовании в образовательном процессе современных форм и методов обучения. Программа ориентирована на гуманистические ценности, партнёрское взаимодействие детей и взрослых, на создание условий для развития личности ребёнка, повышение его уверенности в себе, в своих силах, на его свободное творческое самовыражение.
Отличие данной программы от уже имеющихся заключается в том, что программа комплексная включает три направления:
- обучение слоговому чтению и развитие речи «Учись штриховать, печатать, читать»;
- математика и логика «Считай, раскрашивай, пиши»;
- программа по укреплению мускульной силы руки и пальцев «Рисуй, раскрашивай».
1.3. Актуальность
Созданием данной дополнительной образовательной программы послужил социальный запрос родителей.. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
1.4. Педагогическая целесообразность
Образовательная программа «Подготовка к школе» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности. Включение в программу игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также считаем отличительной чертой данной образовательной программы.
1.5. Организационно-педагогические условия
Реализация программы рассчитана на 1 год при объёме: 72 академических часа (периодичность занятий – с сентября по май).
Время проведение занятий: 2 раза в неделю не боле 30 минут. Обязательно на занятии применяются пальчиковые гимнастики, динамические паузы, перерывы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 5-7 лет, количество детей в одной группе - 8.
На обучение по дополнительной общеобразовательной программе «АБВГДейка» принимаются все желающие дети, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья, для них составляется по необходимости адаптированная программа.
Принципы реализации программы:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
- уважение к ребенку, к процессу и результату его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход;
- систематичность и последовательность;
- вариативность заданий;
- наглядность.
Формы организации деятельности: группами, парами, индивидуально.
Формы проведения занятий: совместная игровая-познавательная деятельность взрослого и детей.
1.6. Цель и задачи реализации программы
Цель программы: адаптация к коллективной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через формирование их познавательной активности на основе игровых методик, формирование основ готовности к школьному обучению.
Задачи программы:
Обучающие:
- дать базовые знания об окружающем мире;
- сформировать навыки начального слогового чтения;
- развить графические навыки;
- сформировать базовые математические представления;
- выработать навыки устных вычислений;
- активизировать связную речь;
- сформировать начальные понятия о языке и литературе;
- сформировать и развить начальные представления о времени и пространстве;
- научить, самостоятельно, играть по правилам.
Развивающие:
- развить познавательные процессы: память, мышление, восприятие, воображение, внимание;
- развить логическое мышление;
- развить моторику и координацию движения;
- способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности;
- развить звуковую культуру речи;
- развить фонематический слух;
- развить стремление к взаимодействию и сотрудничеству.
Воспитательные:
- научить правилам этикета;
- сформировать умение общаться со сверстниками и взрослыми;
- содействовать формированию адекватной самооценки;
- воспитать способность сопереживать;
- сформировать доброжелательное отношение к окружающим.
1.7. Планируемые результаты освоения программы:
Освоив программу «АБВГДейка», дети будут знать:
- звуки и буквы русского алфавита;
- базовые арифметические понятия;
- основные геометрические формы;
- базовые временные понятия;
- правила этикета.
Уметь:
- поставить цель, принять решение, наметить план действия и исполнить его;
- оценить результат своего действия;
- логически мыслить и фантазировать;
- выделять существенные связи, признаки, закономерности;
- рассказывать и выражать свою мысль;
- составлять арифметические задачи и решать их;
- ориентироваться в пространстве;
- сравнивать, сопоставлять;
- классифицировать по нескольким признакам;
- ориентироваться во времени,
- различать геометрические формы;
- считать в пределах 20 и обратно;
- на слух определять место звука в слове;
- читать тексты из 10 предложений;
- писать печатные буквы;
- ориентироваться на листе бумаги;
- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
1.8. Формы промежуточной аттестации
К формам аттестации относятся текущий контроль и промежуточная аттестация, которая включает в себя психологические тесты, так и методики, основанные на игровой диагностике. Текущий контроль проводится 2 раза в год в форме контрольного занятия или наблюдений, выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности, форма фиксации – контрольный лист.
Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год, фиксируются знания, умения и навыки по развитию речи, графическим навыкам, начальному чтению, базовым математическим представлениям. Результаты промежуточной аттестации заносятся в протокол. Способами контроля над успешностью реализации программы являются контрольные занятия, на которых обучающиеся выполняют задания согласно пройденным темам и получают оценку: «низкий уровень» «средний уровень», «высокий уровень».
Оценка «высокий уровень» выставляется при исчерпывающем выполнении поставленной задачи за безупречное исполнение задания в том случае, если задание исполнено ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме, выявлено свободное владение материалом, объём знаний соответствует программным требованиям.
Оценка «средний уровень » выставляется при достаточно полном выполнении поставленной задачи (в целом) за хорошее исполнение задания в том случае, когда обучающимся демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено индивидуальное отношение, однако допущены небольшие неточности. Допускаются небольшие погрешности не разрушающие целостность выполненного задания. Обучающийся в целом обнаружил понимание материала.
Контрольный лист по реализации
дополнительной общеразвивающей программы
на 20___20____уч.год
Название учебного объединения _________________________________________________
Дополнительная общеразвивающая программа и срок её реализации _____________________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога _________________________________________________
п/п | ФИ воспитанника | Форма проведения | Дата | Результат |
1. |
|
|
| |
2. |
|
|
|
ПРОТОКОЛ № _____
Результатов промежуточной аттестации
________ учебный год
Название учебного объединения _________________________________________________
Вид аттестации ________________________________________________________________
Дополнительная общеразвивающая программа и срок её реализации _____________________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога _________________________________________________
Дата проведения __________Год обучения _________________________________________
Форма проведения __________________Форма оценки результатов: ___________________
п/п | ФИ воспитанника | Форма проведения | Результат аттестации |
1. |
|
|
|
1.9. Оценочные материалы
К оценочным материалам относятся: наблюдение, диагностика, практические занятия.
Педагогическая диагностика Крулехт М.В
Предполагаемый результат:
Дети, прошедшие дошкольную подготовку по программе «АБВГДейка» к концу года должны соответствовать модели будущего первоклассника.
Модель будущего первоклассника:
- у ребенка возросли познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое;
- ребенок освоил умение целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность, принимать задачи и правила, добиваться получения адекватного цели результата;
- ребенок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено стремление к самостоятельности;
- сложились предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум;
- ребенок использует разные формы общения: деловое, познавательное, личностное.
- речевые умения воспитанника разнообразны, внятны и выразительны;
- появились элементы произвольности: волевые проявления, умение сдержаться, проявить терпение, настойчивость;
- ребенок начинает осознавать свои возможности, достижения, учится оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей;
- воспитанник обладает достаточным для начала школьного обучения багажом знаний, умений, навыков, развитыми психическими процессами;
- ребенок активен, любознателен, искренне устремлен к своему ближайшему будущему, готов стать школьником, получить новый социальный статус.
2.Учебный план
Учебный план состоит из трех направлений, которые имеют свои задачи, планируемые результаты и предусматривают формы аттестации по модулю.
№ п/п | Направление | Количество часов | Форма промежуточной аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Математика и логика | 24 | 10 | 14 | Протокол |
2. | Обучение чтению и развитие речи | 24 | 10 | 14 | Протокол |
3. | Подготовка к обучению письму | 24 | 10 | 14 | Протокол |
Итого часов: | 72 | 30 | 42 |
2.1. Учебно-тематический план
Математика и логика
№ | Тема занятия | Дата |
1. | Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Временные понятия (дни недели; вчера, позавчера, сегодня, завтра). Счет предметов. Числа от 0 до 10. Цифра 0. | |
2. | Прямой о обратный счет от 0 до 10. Число и цифра 1. Знаки +, – , =. Понятия: слева, справа, вверху, внизу. Ориентировка на листе в клетку. | |
3. | Число и цифра 2. Состав числа 2. Сравнение групп предметов по количеству. Отношения «больше», «меньше», «равно» и соответствующие им знаки. | |
4. | Число и цифра 3. Состав числа 3. Введение понятий – предшествующий, следующий («соседи числа»). Треугольник. Конструирование из палочек. Формирование представлений: далеко, близко, рядом, высоко, низко. | |
5. | Число и цифра 4. Состав числа 4. Времена года, стороны света, части суток. Нахождение в группе предметов «лишнего». Четырехугольник. Конструирование из палочек. | |
6. | Число и цифра 5. Состав числа 5. Сравнение предметов по ширине и толщине. Логические задачи (продолжи ряд). Пятиугольник. Конструирование. | |
7. | Счет предметов от 0 до 5. Состав чисел от 0 до 5. Понятие «больше на…». Решение простых задач на сложение. | |
8. | Число и цифра 6. Состав числа 6. Сравнение фигур по цвету, форме и размеру. Решение простых задач на сложение с записью решения. | |
9. | Число и цифра 6. Состав числа 6. Шестиугольник. Конструирование из палочек. Решение простых задач на вычитание с записью их решения. | |
10. | Число и цифра 7. Состав числа 7. Цвета радуги, ноты. Ориентирование во времени: название дней недели. | |
11. | Число и цифра 8. Состав числа 8. Составление и решение простых задач. | |
12. | Состав числа 8. Составление и решение простых задач на вычитание. | |
13. | Число и цифра 9. Состав числа 9. Логические задачи (продолжи ряд). Сравнение чисел от 0 до 9. | |
14. | Состав чисел до 9. Графический диктант. Конструирование геометрических фигур из частей. | |
15. | Число и цифра 10. Состав числа 10. | |
16. | Счет предметов от 0 до 10. Состав чисел от 0 до 10. Таблица сложения. | |
17. | Счет предметов от 0 до 10. Состав чисел от 0 до 10. Понятия «предыдущий», «следующий»: + , – 1. | |
18. | Числа натурального ряда. + - 2 (прием присчитывания и отсчитывания по2). | |
19. | Счет предметов от 0 до 10. Состав чисел от 0 до 10. Составление и решение простых задач на сложение. | |
20. | Счет предметов. + , – 3. Сравнение групп предметов. | |
21. | Прямой и обратный счет предметов в пределах 10. + , – 4. Составление и решение простых задач на сложение и вычитание. | |
22. | Счет предметов. + , – 5. Графический диктант. Решение простых задач. | |
23. | Счет предметов. + , – 6. Сложение и вычитание в пределах 10. Решение простых задач. | |
24. | Итоговое занятие. «Праздник чисел». |
Обучение чтению и развитие речи
№ | Тема занятия | Дата |
1. | Знакомство. Школа вежливости. Речь устная. Р/Р Коллективный пересказ сказки «Маша и три медведя». | |
2. | Буква А, гласный звук «а». Слово. Звук. Знакомство со словами, обозначающими предмет. Печатание букв. | |
3. | Речь письменная. Предложение. Гласные У, О. Р/Р Загадки. Разучивание стихов про Винни Пуха. | |
4. | Согласный звук и буква М. Звуки гласные и согласные. Деление слов на слоги. Чтение открытых и закрытых слогов-слияний. Р/Р Составление рассказа по сюжетным картинкам. | |
5. | Согласные звуки и буквы С, Х. Чтение открытых и закрытых слогов-слияний с примыкающей согласной. Печатание слогов. Р/Р Коллективное рассказывание сказки «Колосок». | |
6. | Согласный звук и буква Р. Чтение и печатание слогов-слияний, слов. Большая буква в именах людей. Р/Р Составление рассказа по сюжетной картинке «На рыбалке». | |
7. | Согласный звук «ш» и гласный звук «ы». Чтение и печатание слогов-слияний, слов. | |
8. | Согласные звуки и буквы Л, Н. Конструирование слов из слогов. Р/Р Многозначные слова. | |
9. | Согласные звуки и буквы К, Т. Большая буква в кличках животных. Р/Р «Кот – герой сказок». | |
10. | Гласный звук и буква И. Мягкие и твердые согласные. Чтение слогов, слов, предложений. Р/Р Конструирование слов из слогов слова. | |
11. | Согласные звуки и буквы П, З. Ударение. Конструирование слов из букв. Р/Р Инсценирование сказки «Теремок». | |
12. | Согласный звук и буква Й. Р/Р Слова – признаки. Составление вопросительных предложений. Словесно-логическая игра «Угадай предмет по описанию». | |
13. | Согласные звуки и буквы Г, В. Р/Р Коллективное рассказывание сказок «Волк и 7 козлят», «Гуси-лебеди». | |
14. | Согласные звуки и буквы Д, Б. Р/Р Игра «Найди слово в слове». | |
15. | Согласный звук «Ж» и гласный звук «Е». Правило ЖИ – ШИ. Р/Р Ребусы. Составление рассказа по картинке «Морж в цирке». | |
16. | Буквы Ъ, Ь (смягчающий и разделительный) знаки. Их роль в слове. Р/Р «Животные» (домашние и дикие, их различия). | |
17. | Буква разделительный Ь знак. Ее роль в слове. Р/Р Составление предложений по картинке «Семья». Пословицы о семье. | |
18. | Гласные звуки Я, Ю. Р/Р Составление рассказа по картинке «В саду». Цепочки из слов. | |
19. | Гласные звуки Е, Э. Р/Р «Детеныши животных». Конструирование слов из букв. | |
20. | Согласные звуки и буквы Ч, Щ. Правило ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Р/Р Игра «Слово в слове». Ребусы. | |
21. | Согласные звуки и буквы Ц, Ф. Р/Р Пословицы. Конструирование слов из букв. | |
22. | Развитие навыков слогового чтения. Инсценировка сказки «Колобок». | |
23. | Развитие навыков слогового чтения. Инсценировка сказки «Лиса и Журавль». | |
24. | Итоговое занятие. «Кто-кто в теремочке живет?». |
Подготовка к обучению письму
№ | Тема занятия | Дата |
1. | Знакомство с разлиновкой тетради. Наклонная палочка (длинная и короткая). Раскрашивание и штриховка сюжетных картинок к сказке «Маша и три медведя». | |
2. | Короткая палочка с крючком, овал. Прописная буква А. | |
3. | Наклонная длинная палочка с петлей. Прописные буквы О и У. | |
4. | Короткая палочка с нижним крючком. Прописная буква М. Слоги-слияния. | |
5. | Короткая наклонная палочка с верхним и нижним крючком. Прописные буквы С и Х. | |
6. | Длинная наклонная палочка с нижним крючком. Заглавная буква Р. | |
7. | Короткая палочка с нижним крючком. Прописная буква Ш. | |
8. | Строчные буквы Л, Н. Написание слогов. Штриховка фигур по указанному направлению. | |
9. | Прописные буквы К, Т. Написание коротких слов: КОТ, ТУК, ТАК. | |
10. | Строчная буква И. Написание мягких слогов-слияний с изученными буквами. | |
11. | Прописные буквы П, З. Написание мягких и твердых слогов-слияний с изученными буквами. | |
12. | Прописная буква Й. Слова с буквой Й. | |
13. | Прописные буквы Г, В. Письмо слогов слияний под диктовку. | |
14. | Прописные буквы Д, Б. Письмо слогов слияний под диктовку. | |
15. | Прописная буква Ж. Правило ЖИ-ШИ. | |
16. | Буквы Ъ, Ь знаки. Правописание слов смягчающим Ь знаком (ель, соль, боль). | |
17. | Правописание под диктовку букв, слогов, слов с изученными буквами. | |
18. | Прописные буквы Я, Ю. Письмо слов слияний под диктовку. | |
19. | Прописные буквы Е, Э. Конструирование и написание слов и гласной Е (мел, лес,) | |
20. | Прописные буквы Ч, Щ. Правило ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. | |
21. | Прописные буквы Ц, Ф. Конструирование и запись слов из изученных букв. | |
22. | Правописание под диктовку букв, слогов, слов с изученными буквами. | |
23. | Развитие навыков слогового чтения. Инсценировка сказки «Лиса и Журавль». | |
24. | Итоговое занятие. «Жили – были буквы». |
2.2. Годовой календарный учебный график на 2019 -2020 учебный год
Регламент образовательного процесса: 2 раза в неделю.
Режим работы кружка: среда, пятница.
Продолжительность занятия - не более 30 минут.
Время проведения занятия: 15.40-16.10 (1 группа), 16.15-16.45 (2 группа).
Начало учебного года | с 01.09. 2019 г. по 31.05.2020 г. |
Продолжительность учебного года в (неделях) | 36 недель |
Продолжительность учебных недель в месяц | 4 недели |
Продолжительность занятий в неделю | 2 занятия |
Окончание учебного года | 31.05.2020 г. |
Летний оздоровительный период | с 01.06.2019 г. по 31.08.2020 г. |
3. Содержание программы
3.1. Методика проведения занятий
Образовательная область «Обучение грамоте» имеет своей целью разностороннее развитее ребенка, его связанной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений. Готовит детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи. Речевое развитие направлено на расширение словарного запаса, совершенствование умения образовывать однокоренные слова, использование в речи предложений разных видов. Формирует умение правильно употреблять слова по смыслу, учит выделять существенные признаки предметов, активизирует словарь. Развивает внимание, интерес к слову, его эмоциональной окраске в процессе чтения стихотворений, сказок. Развивает диалогическую и монологическую речь. Проводится один раз в неделю.
Образовательная область «Математика» развивает умение проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные признаки, понимать относительность свойств объекта, делать основные выводы. Три основные группы знаний, получаемые детьми: арифметическая (числа от 0 до 10), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, положение в пространстве) и содержательно-логические.
В занятия включены игровые ситуации, загадки, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и подвижные игры, развивающие творческие способности детей, их активность, находчивость, быструю реакцию на слово. При этом данные предметы являются не столько целью изучения, сколько средством развития ребёнка. Для создания общей атмосферы, связующего звена между предметами в учебный план включены такие предметы как: развитие речи, ознакомление с художественной литературой, изобразительное искусство, музыка, конструирование. Они соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей и помогают ребёнку погрузиться в мир фантазии и творчества, повышают интерес к ежедневным занятиям.
3.2. Описание тем
«МАТЕМАТИКА»
Программа обучения включает такие разделы: количество и счет; состав числа в пределах 10; величина; форма; ориентировка в пространстве; логика.
Задачи:
- учить прямому и обратному счету в пределах 10, обозначению количества предметов цифрой;
- учить называть предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число;
- знакомить с цифрами 0-9 и цифровым обозначением числа 10;
- знакомить со знаками больше, меньше;
- знакомить с составом числа в пределах 10;
- учить раскладывать предметы (до 10) разной длины, ширины, высоты в возрастающем или убывающем порядке;
- учить сравнивать предметы по величине с помощью условной меры;
- учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание;
- знакомить с геометрическими фигурами, их названиями, учить узнавать их форму в окружающих предметах;
- знакомить с конструированием геометрических фигур из составных частей и палочек;
- закреплять и расширять пространственные, а так же временные представления детей;
- учить ориентироваться и последовательно выполнять практические действия на листе бумаги;
- учить воспроизводить предлагаемые графические образцы.
«ЛОГИКА»
Логика тесно связана с математикой. На подготовительных занятиях дети учатся выявлять и учитывать существенные признаки предметов и явлений, устанавливать соотношения между ними. Приобретаемые способы мыслительной деятельности позволяют детям анализировать предметы и явления, выделять в них существенное, последовательно рассуждать и делать выводы, систематизировать приобретенный опыт и знания. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей.
Планируемые результаты.
Дети должны знать:
- числа от 0 до 10 и их графическое изображение;
- порядковый счет в пределах 20;
- состав числа первого десятка;
- предшествующее число, последующее, числа – соседи;
- понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко;
- геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник, ромб;
- вершины, стороны, углы фигур;
- основные цвета и их оттенки;
- название сторон и углов клетки;
- строчку и столбик в тетради в клетку (0,7 см);
- временные части суток: утро, день, вечер, ночь;
- название дней недели;
- название месяцев и времен года;
- знаки +, -, =;
- направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении.
«ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ»
Задачи:
- познакомить с буквами на материале алфавита, как знаками звуков – фонем,
- учить соотносить звук и букву;
- знакомить детей с терминами «речь», «буква», «звук», учить слышать и различать звуки;
- учить различать на слух гласные и согласные звуки;
- учить различать на слух твердые и мягкие согласные;
- называть слова с заданным звуком, определять место заданного звука в слове ( в начале, середине и в конце);
- учить проводить звуковой (фонетический) анализ слова;
- знакомить с термином «слог», учить делить слова на слоги;
- учить читать, используя метод позиционного чтения ( с ориентацией на гласную букву);
- познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными;
- познакомить с термином «предложение», (учить составлять предложения из нескольких слов, включая предлоги и союзы)
- познакомить с правилами написания предложений (знаки препинания: точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки);
- учить записывать предложение условными графическими обозначениями;
- учить писать слова, предложения печатными буквами.
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
(обогащение словаря детей и активизация словарного запаса)
Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка-дошкольника.
Задачи:
- учить подбирать антонимы, синонимы к словам - «Говори наоборот» (день - ночь),
- «Похожие слова» (холод, мороз, стужа);
- учить подбирать признаки к предметам (зима — холодная, снежная...);
- учить подбирать действия к предметам (мороз — щиплет, трещит...);
- учить называть детенышей животных;
- учить подбирать обобщающие слова (транспорт, фрукты, овощи...);
- учить различать значения многозначных слов (молния, ножка...);
- учить называть части предметов (чайник — ручка, дно, носик, крышка);
- учить правильно употреблять существительные во мн. числе (стул — стулья);
- учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (гриб — грибочек);
- учить согласовывать существительные с прилагательными (синий шар, красное
- платье);
- учить образовывать притяжательные прилагательные - «Чей хвост?» (лисий, волчий);
- учить составлять рассказ – описание (описание вещей, растений, животных, изображенных на картинке);
- учить составлять рассказ по сюжетной картинке или по серии сюжетных картинок;
- учить строить развернутое высказывание-рассуждение;
- учить давать на вопрос полный ответ.
Планируемые результаты.
Дети должны знать:
- звуки и буквы русского языка,
- осознавать основное отличие звуков и букв (звуки произносим, буквы пишем).
Дети должны уметь:
- вычленять звуки в словах, определять их последовательность;
- различать гласные и согласные звуки и буквы;
- овладеть звуковым синтезом слов;
- определять ударный слог в слове;
- делить слова на слоги;
- составлять связные предложения;
- вычленять слова из предложений;
- пересказывать сказку или небольшой рассказ (по вопросам учителя);
- составлять по картинке или серии картинок, объединённых общей темой, небольшой рассказ с соблюдением логики развития сюжета;
- объяснять загадки, заучивать наизусть небольшие стихотворения, чистоговорки, скороговорки.
«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ»
Подготовка к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-7 л. ребенка, с одной стороны, и с сами процессом письма, с другой стороны. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития, на самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Кроме того, дети с трудом ориентируются в пространственных характеристиках: правая и левая сторона, верх – низ и т.д. Сам процесс письма является чрезвычайно трудоемким, требующим от ребенка непрерывного напряжения и контроля.
Известно, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к письму.
Цель занятий по обучению письму: создание условий для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.
ФОРМИРОВАНИЕ:
Технических навыков:
- правильное обращение с письменными принадлежностями;
- координация движений руки при письме;
- соблюдение гигиенических правил письма;
Графических и орфографических навыков:
- обозначение звуков соответствующими буквами;
- верное графическое изображение букв;
- соблюдение при письме единого размера букв;
- верное расположение графических элементов на рабочей строке.
Программа по подготовке к обучению письму включает в себя комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости:
- пальчиковая гимнастика;
- игры с крупой, пуговицами, бусинками;
- штриховка, графические упражнения;
- вырезание, оригами;
- мозаика, составление узоров по образцу;
- рисование различными материалами: ручкой, простым, цветным карандашами, мелом;
- письмо элементов букв.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка физкультминуток, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др.
Игры с крупой, бусинами, пуговицами – оказывают оздоравливающее действие.
Рисование, раскрашивание – вводится для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил и остается средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Рисование различными материалами (ручкой, пр. карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.
Графические упражнения. Штриховка (выполняются на нелинованной бумаге) – способствуют подготовке руки к письму, развитию мелкой моторики. Соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично, с наклоном сверху вниз и снизу вверх, не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии важно для выработки красивого почерка.
Планируемые результаты.
Дети должны знать и уметь:
- правильно держать ручку при письме;
- ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки;
- фиксировать границу и величину элементов;
- запоминать конфигурацию букв;
- писать буквенные и слоговые диктанты;
- знать и уметь выполнять разные виды штриховки;
- при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков;
- уметь по фрагментам продолжить узор.
4. Методическое обеспечение программы
4.1. Описание форм и методов
- Словесные методы обучения: беседа; рассказ; объяснение; разъяснение; вопросы проблемного и исследовательского характера; словесные игры.
- Наглядные методы обучения: показ иллюстраций; показ, исполнение педагогом; наблюдение; работа по образцу.
- Практические методы обучения: подвижные, пальчиковые развивающие игры, загадки и др. методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.
4.2. Материально-техническое обеспечение
Необходимое оборудование: столы и стулья по количеству детей, мольберт двухсторонний, наборы наглядного и раздаточного материала по предметам, образцы для выполнения практических работ, рабочие тетради, письменные принадлежности (цветные карандаши, простые карандаши, ластик, ручки шариковые, линейки, фломастеры, мелки), счетные палочки, бумага, аудио - и видеозаписи, ноутбук, принтер, телевизор, музыкальные колонки.
5. Список литературы
- Программа психологических занятий для дошкольников «Цветик – семицветик» Н.Ю. Куржаева.
- Безруких М.М «Ступеньки к школе «Азбука для дошкольников». Издательство «Дрофа», 2017г.
- Безруких М.М. «Ступеньки к школе «Мир чисел и фигур». Издательство «Дрофа», 2017г.
- Безруких М.М. «Ступеньки к школе «Учимся писать». Издательство «Дрофа», 2017г.
- Безруких М.М., Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М, «Дрофа», 2016г.
- Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе, М. «Вента-Граф», 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "АБВГДейка" дополнительного образования
Настоящая рабочая программа имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В процессе ее реализации ребенок должен овладеть знаниями, умен...
Дополнительная программа "АБВГДейка"
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится вопрос предшкольного образования детей. Значимостью и важностью решения данной проблемы является обеспечение ра...
Дополнительная образовательная программа "АБВГдейка" для детей 5 - 7 лет.
В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицее...
Дополнительная программа для групповой и индивидуальной работы по развитию речи для детей старшей группы "АБВГДЕЙКА"
Актуальность программы.Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнят...
Программа дополнительного образования "АБВГДЕЙКА"
Дополнительная общеразвивающая программа для детей "АБВГДЕЙКА" (раннее обучение чтению средствами игровых упражнений) для детей старшего дошкольного возраста (возраст 6-7 лет) (программа рас...
Дополнительная общеобразовательная программа "АБВГДейка"
Развитие речи детей, подготовка к обучению в школе....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «АБВГДейка»
Одной из острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадоптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных нервозов, повышенной тревожн...