Использование дидактических игр и пособий в познавательном развитии детей с ЗПР
статья
Выступление на Региональном семинаре-практикуме «Инклюзивная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.o._elabuga.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный семинар-практикум «Инклюзивная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации»
Тема выступления: «Использование дидактических игр и пособий в познавательном развитии детей с ЗПР».
Низкая познавательная активность детей с ЗПР создает значительное препятствие в ходе коррекционно-развивающей работы. Организацию дефектологической помощи осложняют такие характерные особенности детей с ЗПР, как:
- несформированность произвольной регуляции поведения;
- отсутствие или слабость учебной мотивации, преобладание игровых мотивов;
- сниженная работоспособность;
- неустойчивость внимания, особенности мыслительной деятельности, низкий уровень развития памяти и восприятия;
- низкий уровень сформированности потребности в познании окружающего мира.
Поскольку учебный мотив у детей с ЗПР резко снижен, они пытаются избежать непривлекательной, а порой и непосильной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения и потому отказываются от выполнения заданий. Традиционные занятия для таких детей не интересны и мало эффективны, поэтому педагогу в своей работе необходимо использовать такие средства и методы, которые будут способствовать усвоению необходимых знаний и умений. От того насколько заинтересован ребенок в образовательном процессе будет зависеть результат всей коррекционно-развивающей работы. Из опыта работы с детьми с ЗПР могу сказать, что дидактические игры и пособия являются самым эффективным и действенным средством повышения познавательной активности детей с особыми образовательными потребностями. Благодаря использованию дидактических игр можно добиться более прочных знаний, осознанных умений и навыков в легкой, доступной и непринужденной форме. Кроме того, в ходе игры дети учатся подчинять свои действия правилам, взамодействовать друг с другом, т.е. помимо познавательного развития дидактическая игра способствует развитию эмоционально-волевой сферы.
Используя дидактические игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР на подгрупповых и индивидуальных занятиях следует помнить, что:
- эмоциональным настроем педагог должен вызвать положительное отношение ребенка к игре;
- дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям;
- в каждой дидактической игре должна ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует теме занятия и коррекционному этапу;
- при подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют не только получению новых знаний, но и коррекции психических процессов ребенка с ЗПР;
- игра должна нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям;
- создавая игру следует продумать варианты с усложнением (по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам);
Успешному проведению дидактической игры способствует умелое педагогическое руководство. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой появляется желание ребенка добиваться положительного результата. В ходе игры педагог выполняет несколько функций:
- руководит познавательным процессом;
- направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий;
- дает образец поведения в игре;
- следит за соблюдением правил.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
- подготовка к игре педагога (изучить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой);
- подготовка к игре детей (обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи).
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие;
- определение роли воспитателя в игре (определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил);
- подведение итога в конце игры (педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра и предлагает в следующий раз поиграть в новую игру).
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры в будущем. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную коррекционную работу с ними.
Составила учитель-дефектолог
МБДОУ № 53 г. Нижнекамска
Новик Д.В.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида №53"
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучающие игры и пособия для познавательного развития детей.
Игровые пособия по познавательному развитию дошкольников...
Использование дидактических игр и пособий в сенсорном воспитании детей раннего возраста
Опыт работы воспитателя по сенсорному развитию, с детьми ясельного возраста....
Использование дидактических игр и пособий в сенсорном воспитании детей раннего возраста
Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов (умывания, одевания и др.), а также на прогулках, в играх.Но наиболее активной формой обучающег...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Дидактические игры и пособия по сенсомоторному развитию детей раннего возраста, сделанные своими руками"
Презентация из опыта работы "Дидактические игры и пособия по сенсомоторному развитию детей раннего возраста, сделанные своими руками"....
«Игры на липучках» - дидактическое пособие для познавательного развития детей дошкольного возраста».
laquo;Игры на липучках» - дидактическое пособие для познавательного развития детей дошкольного возраста».Кривогина Мария Олеговна, воспитательГБОУ СОШ № 1 д/с «Умка», г. Нефте...
Из опыта работы "Дидактические игры и пособия для познавательного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста"
Представляю вашему вниманию самостоятельно разработанные дидактические игры и пособия для познавательного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста....
Консультация для молодых специалистов: «Игры на липучках» - дидактическое пособие для познавательного развития детей дошкольного возраста
Представляю вашему вниманию такой вид дидактических игр, как игры на липучках. Практика применения таких игр в мой педагогической работе с детьми показала высокий развивающий эффект. В своей работе пр...