«Игры на липучках» - дидактическое пособие для познавательного развития детей дошкольного возраста».
методическая разработка (средняя группа)

Кривогина Мария Олеговна

«Игры на липучках» - дидактическое пособие для познавательного развития детей дошкольного возраста».

Кривогина Мария Олеговна, воспитатель

ГБОУ СОШ № 1 д/с «Умка», г. Нефтегорск

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий, знаний, мышлений, эмоций, чувства радости и комфорта. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». 

В.А. Сухомлинский.

Игра в дошкольном возрасте имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в самые первые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством или временем.  Дети - творцы настоящего и будущего. В этом и заключается обаяние игры.

Ребенок в игре делает открытия того, что давно известно взрослому человеку. Дети не ставят в игре цели, они переносят свои знания об окружающем в реальную жизнь.

Как говорила советский педагог Н. К. Крупская. «Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива».

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них целая жизнь, игра для них - серьезная форма воспитания. Для дошкольников игра это - способ познания всего окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, способы, навыки. Игры предназначены для: развития полушарий головного мозга, для общего развития, внимания, восприятия, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие ребенка в целом. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Игра является единственным видом деятельности детей; ведущей мы называем такую деятельность, в связи с которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Уровень познавательного развития - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по познавательному развитию нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль: во-первых, они являются методом обучения дошкольников, во-вторых, самостоятельной игровой деятельностью. В качестве первого метода дидактические игры широко используются на занятиях по ознакомлению детей с окружающим миром, с живой и не живой природой, различными природными материалами, по формированию элементарных математических представлений, развитию речи в целях обучения детей определенным способам умственных действий, систематизации, уточнения и закрепления знаний. В обоих случаях педагог руководит дидактическими играми, но роль различна. Если на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, то в самостоятельных играх воспитанников он участвует в качестве партнера или арбитра, следит за их взаимоотношениями, оценивает поведение.

В работе с детьми по развитию познавательной деятельности передо мной стаяла цель –способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности и познавательной активности у детей.

Был поставлены следующие педагогические задачи:

  • развивать у детей словарный запас,
  •  развивать память, внимание, мышление, воображение, усидчивость, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом, посредствам инновационных технологий.

Так как показала практика, использование стандартных дидактических игр, не до конца доводит до нужного результата. Детей не всегда легко заинтересовать ими. Поэтому я стараюсь двигаться вместе с воспитанниками в одном направлении. Мною было изготовлено дидактическое пособие для познавательного развития дошкольников, а именно «Игры на липучках», которые способствуют всестороннему развитию детей.

Развивающие «Игры на липучках» -  дидактическое пособие для познавательного развития дошкольников.

Задачи данного пособия:

1. Развивать познавательную деятельность детей.

2. Развивать зрительное, слуховое, тактильно - двигательное восприятие, воображение, пространственное мышление.

3. Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей;

4.Способствовать расширению и обогащение словаря, развитию связывать речь;

5.Создать целостную, различную по степени сложности, многофункциональную развивающую среду;

6.Развивать сенсорные способности познания математических свойств и отношений;

7.Способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор.

Дидактическое пособие «Игры на липучках» представляет собой развивающий альбом для детей, состоящий из различных игр и заданий. Они предназначены для проведения демонстрационных, игровых и развивающих занятий с детьми дошкольного возраста дома или в детском саду. Игры на липучках замечательно подходят для детей разного возраста, так как развивают мелкую моторику кисти, учат ребенка координировать движения и активно стимулируют отделы мозга, отвечающие за речь. Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребенком, так и в работе с двумя детьми одновременно поскольку имеет две и три рабочих поверхностей. Пособие может быть использован воспитателями на занятиях по развитию речи и по ознакомлению с природным миром.

«Книжки-липучки» разработаны в соответствии с возрастом детей и охватывают все образовательные области. В картотеку игр входят:

  • Игра «Собери в правильном порядке пирамидку»;
  • Игра «Больше, меньше»;
  • Игра «Угадай кто где живет»;
  • Игра «Выше, ниже»;
  • Игра «Изучи цвета»;
  • Игра «Найди дерево для фруктов»;
  • Игра «Найди кустарники для ягод»;
  • Игра «Наш огород»;
  • Игра «Геометрические фигуры»;
  • Игра «Морские обитатели»;
  • Игра «Найди похожее по форме»;
  • Игра «Соотнеси правильно тень»;
  • Игра «Сказка Репка»;
  • Игра «Сказка Курочка Ряба»;
  • Игра «Сказка Колобок»;
  • Игра «Мебель»;
  • Игра «Машины экстренных служб»;
  • Игра «Времена года»;
  • Игра «Ферма» и многое другое.

Книга состоит из съемных картинок, которые крепятся на липучках.

Материалы игр распечатаны на фотобумаге на цветном принтаре, поэтому они очень яркие и красочные, ламинированы с двух сторон, не боятся воды, не рвутся и не мнутся.. Все детали имеют округленные края, что делает их безопасными для детей.

Игры оформляю в альбом, сразу по несколько штук, пружинка в альбоме позволяет доставать. менять или добавлять листы с другими играми.

Данное пособие использую для индивидуальной работы или в работе парами.

Преимущества развивающих игр на липучках:

  • первое и самое главное – детям это нравится. Дети могут часами с увлечением прилеплять и снова отлеплять яркие картинки. Процесс приклеивания завораживает, а интерес – в разы повышает результативность!
  • наглядность, реалистичность, красочность - помогает привлекать внимание и удерживать его на протяжении всего занятия.
  • игра вовлекает и ребёнка, и взрослого, побуждает их взаимодействовать, совместно творить.
  • незаметно для маленького ученика происходит развитие моторики, сенсорики, речи, звуковой культуры, фонетики, развитие сенсорных эталонов и речи, математические представления и ознакомление с окружающим миром, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы.
  • простота и доступность игр. Ламинированные картинки не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь.

Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями окружающего мира позволяет дидактическая игра. Итак, дидактические игры обеспечивают полноценное развитие, образование и воспитание детей в условиях детского сада и в домашних условиях. Они создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее настроение, чувство радости. Ребёнок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного и психологического развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Преодолеть трудности ребёнку помогут Ваши любовь, забота, уважение, понимание, радость за него и похвала за любое, даже самое маленькое достижение.

 

 

 

 

 

Литература:

1.Гербова. В. «Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г.» [В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015]

2.Жукова, Н.С. «Развитие речи: в зоопарке» [Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2015]

3.Жукова, Н.С. «Развитие речи: мир вокруг тебя» [Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2016]            

4.Калиниченко, С.А. «Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Лексико-грамматические занятия. Тема "Мебель"» [Учебно-методическое пособие С.А. Калиниченко. - М.: Владос, 2015]

5.Козырева, О.А. «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж» [О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016]

6.Коротяева, Е.В. «Развитие речи»: [тетрадь -тренажер Е.В. Коротяева. - Рн/Д: Феникс, 2016]

7.Липина, С.В. «Развитие речи» [С.В. Липина, И.В. Полещук. - М.: Эксмо, 2017. - 222 c.]

8.Литвинова, О.Э. «Речевое развитие детей раннего возраста» [Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016.]

9.Маланка, Т.Г. «Развитие внимания, памяти, речи» [Т.Г. Маланка. - М.: Эксмо, 2018.]

10. Матвеева, А.С. «Буквы и звуки. Развитие речи. 4-5 лет» [А.С. Матвеева, Н.Н Яковлева. - М.: АСТ, 2017]

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Положительное воздействие дидактических пособий на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Цель: использование       дидактических пособий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи: познакомить педагогов с  разнообразными методами и приёмами, которые...

«Дидактические игры и пособия по речевому развитию детей дошкольного возраста»

Дидактические игры и пособия для развития речи детей старшей группы....

Использование ИКТ и дидактических игр в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому з...

Методическая разработка дидактической игры. Дидактическая игра (пособие) по математическому развитию детей дошкольного возраста , Математическая карусель.

Развивающие игры очень важны для детей. Ребёнку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле, он тренирует своё воображение, мышление, развивает творческие способности....

Консультация для молодых специалистов: «Игры на липучках» - дидактическое пособие для познавательного развития детей дошкольного возраста

Представляю вашему вниманию такой вид дидактических игр, как игры на липучках. Практика применения таких игр в мой педагогической работе с детьми показала высокий развивающий эффект. В своей работе пр...

Методическая разработка «Игры на липучках как универсальные пособия для всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Методическая разработка«Игры на липучках как универсальные пособия для всестороннего развития детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс Использование дидактического пособия «Карта «Особенности Красноярского края», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

Использование дидактического пособия«Карта «Особенности Красноярского края»,как средство познавательного развития детейдошкольного возраста»(Мастер-класс lll этапа конкурса ...