Обучающие игры и пособия для познавательного развития детей.
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему

 Белоусова Валентина Александровна

Игровые пособия по познавательному развитию дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучающие игры и пособия для познавательного развития детей.

   Овладение предметной деятельностью и познавательное развитие в раннем возрасте ведут за собой все стороны психического развития. Поэтому предметная деятельность является ведущей. Именно в ней происходит приобщение ребёнка к культуре, формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно–действенное и образное мышление, познавательная активность.

   Именно в предметной деятельности развивается любознательность и познавательная активность, которая становится мотивационной основой познания.

   Познавательная, умственная активность, интерес к окружающему у ребёнка раннего возраста проявляется, прежде всего, в свободной самостоятельной практической деятельности. И один из главных путей – экспериментирование.

   Этот вид деятельности задаёт не взрослый, его самостоятельно осуществляет ребёнок – приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменяя в том или ином направлении. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для себя информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Эти открытия ведут к перестройки, как самих действий, так и представлений об окружающих предметах.

   Это всевозможные коробочки с секретом, игрушки с сюрпризными моментами. Широкие возможности для экспериментирования открывают игры с песком, водой, красками, бумагой.

   Коробочки с секретом. Это всевозможные коробочки с возможными затворами, предполагающие разные, неизвестные способы открытия: выдвигающийся короб, открывающийся по принципу спичечного коробка; подвижная крышка типа пенала; коробочка из-под духов. Внутри коробочки должен находиться какой-нибудь маленький звучащий предмет. Задача педагога: привлечь внимание малыша, вызвать желание открыть коробочку, извлечь «секрет».

   Игрушки с сюрпризом. Отличаются они тем, что при определённых действиях (нажимание кнопок, клавиш, поворот рычагов) появляется сюрприз – раздаётся неожиданный звук, начинают мелькать картинки или крутиться колёсики. Имеются в виду всякого рода звучащие игрушки, игрушки – головоломки, игрушки с сюрпризом.

   Погремушки из бутылок. Небольшие пластиковые бутылочки наполняются разным материалом: мелкими камешками, горохом, крахмалом, бумажными конфетти, монетками. Получается очень интересные погремушки, издающие неожиданные звуки и разные по внешнему виду и по весу. Экспериментируя с ними, ребёнок будет сравнивать звуки и скрытые в них свойства.

   Волшебный мешочек. Эту распространённую и популярную игру для старших дошкольников в упрощенном варианте можно использовать и для детей раннего возраста. Желательно, чтобы в мешочке были собраны разные знакомые детям игрушки. Главное, они должны быть привлекательными по цвету и рисунку. Педагог предлагает всем по очереди опустить руку в мешочек и, взяв один предмет, на ощупь отгадать, что нашли.

   Для детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) характерны наглядно – действенная форма мышления. Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышления.

   Особое значение для развития наглядно – действенного мышления имеют действия, которые называют соотносящими. Речь идёт о действиях с двумя предметами и более, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов: их форм, величину, твёрдость, местоположение и пр.

   Большинство игрушек, предназначенных для детей раннего возраста (пирамидки, простые кубки, вкладыши, матрёшки), предполагает именно соотносящие действия. Когда ребёнок пытается осуществить такое действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с их формой и размером, чтобы придать им взаимное положение в пространстве; например, чтобы сложить пирамидку, ему нужно учитывать соотношение колец по величине. С помощью внешних ориентировочных действий ребёнок рано или поздно получит нужный результат.

   Известно, деятельность ребёнка до 2 лет имеет процессуальный характер: дети получают удовольствие от самого процесса действий, их результат ещё не имеет для них какого – либо самостоятельного значения. К 3 годам уже складывается определенное представление о результате, т.е. о том, что ребёнок хочет сделать. Это представление начинает мотивировать его действия. Ребёнок действует уже не просто так, а с целью получить определённый результат.

   Для этого можно использовать конструктивные игры и игрушки, предполагающие получение определенного продукта. Это могут быть фигурные пирамидки, из которых нужно собрать определённый предмет (машинка, солдатик, собачка и пр.), кубики или простые конструкторы, всевозможные мозаики или пазлы, из которых складываются картинки. Все эти игры требуют определённого представления о том, что должно получиться, и настойчивости в достижении результата.

   Чтобы помочь малышу «удержать» такое представление, можно использовать картинки с образцом; при этом следует стимулировать и поддерживать его усилия в нужном направлении. В связи с этим в предметной деятельности детей 2 – 3 лет возникает новая задача – выделить в их сознании представление о конечном результате действия. Для этого подойдут разрезные картинки, мозаика, конструкторы, строительные материалы, а также любые бытовые предметы. Главное, чтобы малыш фиксировал не только процесс их употребления, но и результат.

   Один из самых сложных разделов программы воспитания детей раннего возраста (с точки зрения организации игр и занятий) – это раздел «Ознакомление с окружающим миром через картинку». Для того, чтобы оживить процесс знакомства с картинкой, сделать работу с ней яркой, занимательной и привлекательной для ребёнка, активизировать его внимание и познавательную активность, используется следующие дидактические пособия. Игровые задания и упражнения к ним педагоги могут придумать сами в процессе работы, с учётом возможностей своих воспитанников.

   Предметные картинки из ткани. Они очень прочные, яркие, с привлекательными объёмных деталями, с которыми можно что – то сделать: завязать бантик, отогнуть крылышко и т.д. Такие картинки учат обследовать изображение, выделять детали, подбирать пару, составлять простые предложения.

   Что в трубочке лежит? Яркая трубочка и палочка меньшего диаметра, чем отверстие в трубочке. Внутри трубочки прячется платочек с изображением предмета. Ребёнок достаёт платочек, выталкивая его палочкой из трубочки. Пока он рассматривает изображение, в трубочку вкладываем следующий платочек.

   Книжки – малышки. Различные картинки (тканевые или бумажные) в полиэтиленовой обложке, соединённые между собой в форме книжки – раскладушки. Эти книжки хороши для индивидуальной работы, знакомства с обобщающими понятиями (посуда, мебель и т. д.), для расширения словарного запаса.

   Живые картинки. Это сюжетные картины с прорезями, в которые вставляются предметные картинки, вырезанные по контуру. По мере развёртывания сюжета фон пополняется новыми персонажами и деталями. Дети учатся составлять предложения, рассказы – описания. Эти картинки помогают слушать сказки. Используют их для первого серьёзного знакомства ребёнка с сюжетом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Дидактические игры и пособия по сенсомоторному развитию детей раннего возраста, сделанные своими руками"

Презентация из опыта работы  "Дидактические игры и пособия по сенсомоторному развитию детей раннего возраста, сделанные своими руками"....

«Дидактические игры и пособия по речевому развитию детей дошкольного возраста»

Дидактические игры и пособия для развития речи детей старшей группы....

Пособие по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Лунтик и веселая математика"

В данном пособие представлены наглядные материалы для формирования математических представлений...

Использование дидактических игр и пособий в познавательном развитии детей с ЗПР

Выступление на Региональном семинаре-практикуме «Инклюзивная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации»...

«Игры на липучках» - дидактическое пособие для познавательного развития детей дошкольного возраста».

laquo;Игры на липучках» - дидактическое пособие для познавательного развития детей дошкольного возраста».Кривогина Мария Олеговна, воспитательГБОУ СОШ № 1 д/с «Умка», г. Нефте...

Из опыта работы "Дидактические игры и пособия для познавательного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Представляю вашему вниманию  самостоятельно разработанные дидактические игры и пособия для познавательного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста....

Консультация для молодых специалистов: «Игры на липучках» - дидактическое пособие для познавательного развития детей дошкольного возраста

Представляю вашему вниманию такой вид дидактических игр, как игры на липучках. Практика применения таких игр в мой педагогической работе с детьми показала высокий развивающий эффект. В своей работе пр...