Мини-музей измерительных приборов "38 попугаев"
проект (старшая группа)

В проекте представлена разработка мини-музея измерительных приборов в старшей группе, которая включает в себя цели и задачи, принципы работы, характеристику мини-музея, а также тематический план работы в музее и конспект проведения экскурсии по мини-музею.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mini-muzey.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №55 «Мишутка»

Паспорт мини-музея

 «38 попугаев»

( мини-музей измерительных приборов)

Автор: Шаповалова Татьяна Сергеевна,

дети и родители старшей группы №11 «Ромашка»

 МБДОУ «ДС №55 «Мишутка»

Смоленск

2020

Содержание

  1. Сведения об авторском коллективе
  2. Паспортные данные мини-музея
  3. Аспекты музейной деятельности
  4. План работы по созданию мини-музея
  5. Правила поведения в мини-музее
  6. Перспектива развития мини-музея

Сведения об авторском коллективе

Шаповалова Татьяна Сергеевна

Образование: высшее

Должность: воспитатель

Пед. стаж: 12 лет

Категория: 1.

Паспортные данные:

Мини-музей группы №11 « 38 попугаев» (мини-музей измерительных приборов)

Профиль музея: познавательный, интерактивный.

Цели:

- расширение кругозора детей;

- обогащение предметно-пространственной развивающей среды через создание муни-музея;

- развитие познавательных способностей дошкольников;

- создание условий для творческого сотрудничества воспитателей, детей и родителей.

Задачи работы:

Образовательные:

- формировать у детей интерес к созданию музея в группе, к коллекционированию;

- расширить кругозор детей в области измерительных приборов;

- познакомить с историей возникновения и создания измерительных приборов;

- дать понятия о старинных мерах измерения.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к экспонатам;

Развивающие:

- способствовать развитию познавательных умений и навыков по различным измерительным величинам

-развивать интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со взрослыми и детьми.

Принципы:

 -принцип учета возрастных и индивидуальных  особенностей детей;

- принцип взаимодействия и сотрудничества взрослых и ребенка;

- принцип наглядности;

- принцип целостности;

-принцип научности;

-принцип деятельностного подхода;

 -принцип динамичности и вариативности.

Аспекты музейной деятельности

Музейная педагогика приобретает большую популярность в дошкольном образовании. Музей – «учреждение, занимающееся собранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью». Музей в ДОУ, по мнению Н.А. Рыжовой,  – «интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом собственных интересов и возможностей. Мини-музей в детском саду является не только местом сбора экспонатов и организацией выставок, но также и деятельностью, которая включает в себя различные виды взаимодействия взрослого и ребенка. Музейная педагогика позволяет использовать дополнительное пространство, ресурсы для всестороннего развития дошкольников, для расширения их кругозора. Важной особенностью мини-музеев в ДОУ является участие в создании музея детей и их родителей. Наш музей позволяет детям наглядно закрепить знания об измерительных приборах, а именно чем можно измерить длину, вес, давление, температуру и т.д. В мини-музее все экспонаты можно рассматривать, трогать, использовать для образовательной деятельности. Деятельность с экспонатами является основным способом получения знаний и умений детьми.

План работы по созданию мини-музея « 38 попугаев» («Измерительные приборы»)

1 Подготовительный: определение темы и названия музея, выбор места для размещения; изучение литературы

2 Практический: проведение с родителями консультации « Мини-музей в нашей группе», обсуждение с детьми и родителями проблемы, сбор экспонатов для музея; оформление выставки в группе; подготовка экскурсоводов (детей).

3 Планирование различных видов деятельности с детьми в музее . Оформление мини-музея в группе.

Характеристика мини-музея

Название экспоната

Дата поступления

Постоянное/ временное хранение

ФИО представившего экспонат

1

Штангельциркуль, часы песочные, термометр уличный, гири

20.02.2020

временное

Семья Ивлиевой Даши

2

Тонометр электронный, часы наручные механические, градусник электронный

временное

Семья Грудина Ильи

3

Весы напольные электронные; водный термометр

6.03.2020

временное

Семья Киреева Семена

4

Тонометр механический; прибор для измерения влажности воздуха в помещении

11.03.2020

временное

Семья Корнеенко Саши

5

Сантиметр, секундомер, электронная рулетка

10.03.2020

временное

Семья Дзыгульского Мирона

6

Часы наручные электронные, безмен

12.03.2020

временное

Семья Алины Ивановой

7

Будильник, весы кухонные электронные, тепловизор

13.03.2020

временное

Семья Кашеваровой Кристины

8

Мерная ложка

5.03.2020

временное

Семья Гомулиной Златы

9

Весы напольные

6.03.2020

временное

Семья Левкина Максима

10

Уровень, мерный стакан,

18.03.2020

временное

Семья Свистовой Полины

11

Весы детские, линейки. Мерная емкость, мерное сито, ростомер

постоянное

Группа №11

12

метр

18.03.2020

постоянное

Пошкевич И.А.

13

Альбом « Стихи, загадки, пословицы»

12.03.2020

постоянное

Семья Гавриловой Сони

14

Альбом «Старинные меры длины»

13.03.2020

постоянное

Семья Киреева Семена

15

рулетка

15.02.2020

постоянное

Шаповалова Т.С.

Правила поведения в мини-музее « 38 попугаев»

  • В нашем музее экспонаты можно не только смотреть и трогать руками!
  • Рассмотренные экспонаты нужно положить на место!
  • К экспонатам нужно бережно относиться!
  • Можно и нужно задавать вопросы.
  • Можно пополнять музей новыми экспонатами.

Перспектива развития мини-музея « 38 попугаев»

В перспективе мы планируем расширить экспозицию музея новыми экспонатами, проводить экскурсии для детей других групп детского сада, использовать экспонаты мини-музея для проведения НОД по различным видам деятельности.

Тематический план занятий и экскурсий в мини-музее « 38 попугаев»

  1. «Приборы измерения времени» (рассказ воспитателя)
  2.  «Приборы для измерения массы» (рассказ воспитателя)
  3. «Инструменты измерения длины» ( рассказ воспитателя)
  4. Рассказ воспитателя « Как измеряли в древности»
  5. Исследовательская деятельность (измерение длины стола, ковра современными приборами измерения и старинной мерой измерения)
  6. Исследовательская деятельность « Измерение роста детей с помощью ростомера», измерение массы тела ребенка с помощью весов.
  7. Просмотр мультфильма «38 попугаев»
  8. Знакомство с пословицами и поговорками о старинных  мерах измерения.
  9. Проведение подвижных игр и упражнений «Штандер», «Прыжки на короткой и длинной скакалке», «Кто дальше прыгнет», «Разноцветные ленты», физминутка «Три медведя»
  10. Исследовательская деятельность: взвешивание 1 кг ваты и 1 кг фасоли ( масса одинаковая, объем – разный)
  11. Дидактическая игра «Мои первые часы», «Учим часики», «У какой куклы длиннее ленточка?», «Чьи брюки короче?», «Тонкий - толстый», «Найди короткую и длинную дорожку», «Чья сумка тяжелее?».
  12. Художественная деятельность: рисование часов, весов с гирями, лепка весов.
  13. Приборы измерения температуры (рассказ воспитателя)
  14. Подготовка детей к проведению экскурсии в мини-музее для детей других групп
  15. Проведение сюжетно-ролевых игр «Строитель», «Магазин», «Ателье»
  16. Оформление консультации для родителей «В какие игры можно поиграть с ребенком с помощью измерительных приборов»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №55 «Мишутка»

Конспект экскурсии в мини-музее измерительных приборов « 38 попугаев»

В старшей группе №11

«Ромашки»

Составитель: Шаповалова Т.С.

Смоленск

2020 год

Цель:

 - расширение кругозора детей через знакомство с экспонатами музея.

Задачи:

 - расширить кругозор детей в области измерительных приборов;

- познакомить с историей возникновения и создания некоторых измерительных приборов;

- дать понятия о старинных мерах измерения;

 - воспитывать бережное отношение к экспонатам;

- развивать интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, навыки взаимоотношений со взрослыми и детьми.

Ход занятия

Добрый день! Мы рады приветствовать вас в нашем музее «38 попугаев»

В нашем музее представлены приборы для измерения массы, длины, объема, времени, давления, температуры. Давайте познакомимся поближе с экспонатами.

Загадка: - Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (Часы)

Раньше часы были разные: солнечные, водяные, песочные. Но такие часы никогда не тикали. Сначала люди умели определять время по солнцу: солнце вставало, люди просыпались, солнце садилось, темнело, и люди ложились спать. По солнцу, кстати, можно определить время достаточно точно с помощью тени деревьев. Тень от солнца длиннее утром и вечером, а днем короче. Затем люди придумали солнечные часы.

С тех пор прошло немало лет,

И люди поняли ответ,

Что лишь песок, он есть один

И царь, и бог, и господин.

Человек изобрел песочные часы.

Песочными часами пользуются и сейчас в поликлиниках и больницах. Вот они представлены в нашем музее. Песочные часы отмеряют небольшие промежутки времени (1, 2, 3, 5 минут). Эти часы были не очень удобны, и человек изобрел механические, а потом и электронные часы. Посмотрите на представленные часы.

Стих «Часы» (читает ребенок)

Когда ложиться и вставать,

Когда игру нам затевать,

Когда садиться за урок,

Когда с малиной есть пирог –

Нам все часы покажут точно,

Ты понимать учись их срочно,

Чтоб на вопрос: «Который час?» -

Ответить мог ты каждый раз.

Также в нашем музее вы можете увидеть секундомер. С его помощью мы можем засечь определенное время, например 1 минуту.

Проведем эксперимент. Мы сейчас посмотрим, действительно ли 1 минута на песочных часах равна 1 минуте на часах с циферблатом и секундомере?

Физминутка «Часы»

Тик-так, тик-так,

Все часы идут вот так:

Тик-так, тик-так.

(Наклоняют голову то к одному, то к другому плечу)

Смотри скорей, который час?

Тик-так, тик-так.

(Раскачиваются как маятники)

Налево – раз, направо – раз,

Мы тоже можем так:

Тик-так, тик-так.

(Наклоняют голову то к одному, то к другому плечу).

Следующий отдел в нашем музее- приборы для измерения длины. В древности для измерения длин использовались измерительные приборы, которые всегда были при себе. Люди пользовались руками, пальцами. Одной из единиц измерения длины был «локоть», т.е. расстояние от локтя до конца среднего пальца (показать иллюстрацию)  Этой единицей измерения пользовались очень долгое время. Например, измеряли ткань, наматывая ее на руку.

Кроме локтя, применялись другие единицы - сажень, ладонь, шаг. ( показать иллюстрации)

Предложить измерить ковер шагами, стол – локтем.

-  Какие у вас получились результаты? ( Все разные)

Чтобы результаты были все точными, приняты общие меры длины. Попробуйте отгадать загадку и вы узнаете, чем пользуются для измерения длины в наше время.

Ребенок загадывает загадку:

Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать новую черту

Вам я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я?

(Линейка)

Показать линейку. Измерить линейкой сторону геометрической фигуры.

А удобно пользоваться линейкой для измерения чего-то большого, например, ковра? (Ответы детей)

 Для измерения длинных предметов и расстояний придумали метр (показать), рулетку (показать электронную и простую) Рулеткой пользуются при строительстве, при ремонтных работах.

Для измерения круглых предметов создали штангельциркуль (показать экспонат).

Дети, попробуйте отгадать, что используют для измерения массы.

 Загадку про весы загадывает ребенок:

Кто легче из друзей, кто тяжелей:

Пчела, комарик или муравей,

Определят ни метр, и не часы,

Ни календарь, ни градусник,

А …(Весы)

В нашем музее представлены весы электронные кухонные, весы напольные электронные и механические (показать экспонаты музея), весы с гирями и безмен. Давайте посмотрим, как работают электронные весы. (Взвешиваем нескольких детей)

А вы знали, что весы появились очень давно и вот как они выглядели (показать иллюстрацию).

Также у нас представлены приборы для измерения температуры – термометры водный, для определения температуры воздуха, температуры тела – простой и электронный (показать)

Ребенок загадывает загадку про градусник:

Я под мышкой посижу

И, что делать, укажу:

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать. (Градусник)

Ребенок читает стихотворение:

И в жару, и в мороз

За окном стеклянный нос.

Чтоб в любое время года,

Знали мы, что за погода!

Показать тепловизор.

Дети, у каждого дома на кухне есть вот такие измерительные приборы- это мерные кружки и стаканы, которые служат для объема сыпучих и жидких веществ. У нас вы можете еще увидеть и мерную ложку.

В нашем музее есть еще много экспонатов, которые вы можете сейчас посмотреть.

Приходите к нам в музей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»

В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители  и сами оказались активными помощниками в создании ми...

Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду

В современном обществе музеи продолжают свою культурную  и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».

Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея:  познавательно- исследовательский.   Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...

Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"

Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее  в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...

Консультация «МИНИ – МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ. МИНИ – МУЗЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Цель: Обогащение воспитательно-образовательного  пространства новыми формами работы  с детьми и их родителями. Задачи:     ·...

Конспект экскурсии в мини-музее измерительных приборов

Представлен конспект экскурсии в мини-музее для детей старшей группы...