Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Кто такие микробы?»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: сформировать элементарные представления у детей о полезных и опасных для организма человека микроорганизмах (вирусах, бактериях, плесени)
Задачи:
- Опытным путем показать как вирусы, бактерии попадают в организм человека.
- Формировать желание быть здоровым, соблюдать элементарные правила по сохранению и укреплению здоровья.
- Развивать коммуникативные навыки, стимулировать детей делать выводы, умозаключения.
Предварительная работа: ситуативное общение с детьми на тему «Мое
здоровье», «Микробы» в рамках темы периода; рассматривание
иллюстраций, чтение художественных произведений по теме, отгадывание
загадок, игровая деятельность.
Воспитатель: Ребята, я вчера зашла в магазин, а там, на витрине лежат такие красивые, ароматные яблоки. Я решила купить и угостить вас яблоками. Угощайтесь. Можно их сразу есть? Почему? А руки у вас чистые? Почему вы решили, что на них микробы? Вы их видите? А с помощью чего можно рассмотреть микробов? (лупа, микроскоп) У нас на столе есть микроскоп, я предлагаю вам рассмотреть кусочек яблока под микроскопом. Что вы увидели? (ответы детей)
Воспитатель: Микробы – это мельчайшие микроорганизмы, которые нельзя рассмотреть невооруженным глазом. На кончике иголки находится столько микробов, сколько иголок на новогодней елке. В специальных лабораториях, где ученые изучают микроорганизмы, есть микроскопы, которые увеличивают в тысячи раз. Посмотрите на экран. Это микроскоп.
Слайд (микроскоп)
А вот так выглядят микроорганизмы под микроскопом.
Слайд (бактерии, вирусы, плесень)
Это бактерии, вирусы и плесень. Все это микробы.
Воспитатель: Какой они формы? Есть ли у них какие-нибудь части тела? (ответы детей) Это просто шарики и палочки. У них нет ни рук, ни ног, ни рта, ни носа. Но они так же, как мы, питаются, дышат, передвигаются, размножаются.
Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите, при помощи чего микробы передвигаются? (Ответы детей.)
Видео
Воспитатель: У некоторых есть хвостики, которые называют жгутиками. Жгутик вращается, как пропеллер самолета, и микроб движется.
Но у большинства таких жгутиков нет. В жидкости они просто слегка подпрыгивают - как мячик, который мы бьем ладошкой об пол. Там, где сухо, их переносит воздух (ветер).
А раз микробы передвигаются, значит, они могут попасть в организм человека. Предлагаю провести эксперимент и узнать, как микробы попадают к людям.
Для этого нам понадобится немного муки. Обмакни, Артем, в муку руки. Представим, что это микробы. Артем пришел с улицы, где играл в песке, и взял яблоко. Угости яблоком Ульяну. Посмотрите, осталась мука на руках Ульяны? А я поздороваюсь с Ярославом. Что произошло? Какой вывод можем сделать? Микробы попадают к человеку через немытые руки и предметы.
А еще как вирусы и бактерии попадают в организм человека? (по воздуху) Куда они попадают? (рот, нос) Больше всего их во влажной среде.
Предлагаю провести еще один эксперимент. Подходите к столу.
Рассмотрим зеркало. Какое оно? (чистое).
Дети на зеркало дышат, один кашляют, один чихают, близко приставив зеркало ко рту.
Воспитатель: Проверьте чистое ли ваше зеркало сейчас?
(Нет, на нем появились капельки)
Воспитатель: В капельках живет много, много микробов. И поэтому из незащищенного рта капельки разлетаются вокруг и оседают на другие предметы, людей. А разлетаются они примерно вот так (воспитатель подносит пульверизатор близко ко рту и брызгает вокруг). Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей, могут вызвать заболевания. Что же делать, чтобы микробы не разлетались?
(варианты детей: прикрывать рот ладошкой, воспользоваться салфеткой)
Теперь наденьте маски и попробуйте снова подышать на зеркала.
Дети надевают маски и еще раз дышат на зеркала.
Что произошло на этот раз?
(Ответы детей: зеркало осталось чистым).
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: - Когда больной человек кашляет и чихает, микробы и вирусы разлетаются по воздуху и могут попасть на здоровых людей. Поэтому больным людям надо надевать маски, не ходить в места, где много людей.
Воспитатель: Ребята, когда вредных микробов в организме человека мало, он с ними справляется. А что происходит с человеком, когда их становится много? (болеет) Человек теряет силы, у него поднимается температура, болит голова, горло. Это микробы специально стараются ослабить человека, чтобы им было легче справиться с ним. А что надо делать, чтобы не заболеть? (ответы детей)
Воспитатель: Я вас приглашаю на веселую зарядку.
Зарядка «Солнышко лучистое»
Воспитатель: Ребята, мы с вами сделали зарядку, немного укрепили свое здоровье. Но ведь этого же мало. Что еще надо делать, чтобы быть крепкими и здоровыми кроме зарядки? (ответы) Молодцы! Вы много всего назвали. А вот малыши не знают, что надо делать, чтобы не болеть и расти крепкими. Предлагаю для детей младшей группы сделать из картинок «Дерево здоровья». Выбирайте картинки и наклеивайте на дерево.
Воспитатель: Вот такое «Дерево здоровья» у нас получилось. А на столе остались еще картинки, объясните, почему вы не приклеили на дерево? (объяснения детей)
Воспитатель: Ребята, вы сказали, чтобы быть крепкими, здоровыми, надо кушать полезные продукты. У меня на столе тоже есть продукты. Посмотрите, можно их есть? Почему? Плесень это тоже вид вредных микроорганизмов. Если человек съест такой продукт, он может отравиться, заболеть, у него может появиться аллергия и сыпь на теле.
Мы с вами выяснили, что существуют вредные бактерии, а как вы думаете, есть полезные бактерии? В каких продуктах есть полезные бактерии? А еще к полезным бактериям относятся дрожжи. Где они используются? Предлагаю проверить ваши предположения и провести опыт с дрожжами. Мы с вами сегодня побудем пекарями и замесим тесто. Для этого нам понадобится 2 стакана, теплая вода, сахар, дрожжи и немного муки. В один стакан добавим все ингредиенты и дрожжи, а во второй стакан дрожжи добавлять не будем, и посмотрим, что получится.
Опыт с дрожжами.
Воспитатель: Пока наше тесто постоит, вспомните, какой опыт мы проводили с вами вчера? (опыт с молоком и сметаной)
Слайд с фото
Воспитатель: Что мы добавляли в молоко? А что есть в сметане? Предлагаю посмотреть, что получилось. Помешайте молоко ложечкой. Какое оно? Какой запах у продукта?
Ответы детей (кислый).
Воспитатель: Как вы думаете, какой продукт получился из молока и молочнокислых бактерий?
Ответы детей. Кефир.
Воспитатель: А теперь посмотрите на тесто. Что с ним произошло в первом стакане? Что произошло с тестом во втором стакане, куда добавили дрожжи? Дрожжи используют, чтобы хлеб, булочки, пироги были пышными и вкусными. Какой вывод можно сделать? Полезные бактерии существуют.
Воспитатель: Посмотрите, на картинке в продуктах спрятались и полезные и вредные бактерии. Предлагаю за этим столом обвести зеленым карандашом картинки продуктов, где спрятались полезные бактерии, а за этим столом обвести красным карандашом картинки продуктов, где спрятались вредные бактерии. Разделитесь на две группы.
Воспитатель: Как вы думаете, почему обвели вредных микробов красным цветом? Что обозначает красный цвет? (цвет опасности) Эти продукты есть нельзя, можно отравиться.
А в каких продуктах живут полезные микробы? (в простокваше, твороге, йогурте…)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, о каких микроорганизмах мы свами говорили? А как вы думаете, для чего люди изучают их? Чтобы знать, чем вредные бактерии угрожают людям, какие болезни они вызывают и как предупреждать и лечить болезни, вызванные вирусами.
Вот сколько мы сегодня узнали о микробах. Может быть, кто-то и из вас, когда вырастет, будет заниматься изучение микроорганизмов. А сейчас я предлагаю пойти помыть руки, яблоки и попробовать Машино угощение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kto_takie_mikroby.docx | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила: воспитатель Плохих Елена Александровна, МК ДОУ Павловский д/с №4, г. Павловск, Воронежская обл.
Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Кто такие микробы?»
Цель: сформировать элементарные представления у детей о полезных и опасных для организма человека микроорганизмах (вирусах, бактериях, плесени)
Задачи:
- Опытным путем показать как вирусы, бактерии попадают в организм человека.
- Формировать желание быть здоровым, соблюдать элементарные правила по сохранению и укреплению здоровья.
- Развивать коммуникативные навыки, стимулировать детей делать выводы, умозаключения.
Предварительная работа: ситуативное общение с детьми на тему «Мое
здоровье», «Микробы» в рамках темы периода; рассматривание
иллюстраций, чтение художественных произведений по теме, отгадывание
загадок, игровая деятельность.
Воспитатель: Ребята, я вчера зашла в магазин, а там, на витрине лежат такие красивые, ароматные яблоки. Я решила купить и угостить вас яблоками. Угощайтесь. Можно их сразу есть? Почему? А руки у вас чистые? Почему вы решили, что на них микробы? Вы их видите? А с помощью чего можно рассмотреть микробов? (лупа, микроскоп) У нас на столе есть микроскоп, я предлагаю вам рассмотреть кусочек яблока под микроскопом. Что вы увидели? (ответы детей)
Воспитатель: Микробы – это мельчайшие микроорганизмы, которые нельзя рассмотреть невооруженным глазом. На кончике иголки находится столько микробов, сколько иголок на новогодней елке. В специальных лабораториях, где ученые изучают микроорганизмы, есть микроскопы, которые увеличивают в тысячи раз. Посмотрите на экран. Это микроскоп.
Слайд (микроскоп)
А вот так выглядят микроорганизмы под микроскопом.
Слайд (бактерии, вирусы, плесень)
Это бактерии, вирусы и плесень. Все это микробы.
Воспитатель: Какой они формы? Есть ли у них какие-нибудь части тела? (ответы детей) Это просто шарики и палочки. У них нет ни рук, ни ног, ни рта, ни носа. Но они так же, как мы, питаются, дышат, передвигаются, размножаются.
Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите, при помощи чего микробы передвигаются? (Ответы детей.)
Видео
Воспитатель: У некоторых есть хвостики, которые называют жгутиками. Жгутик вращается, как пропеллер самолета, и микроб движется.
Но у большинства таких жгутиков нет. В жидкости они просто слегка подпрыгивают - как мячик, который мы бьем ладошкой об пол. Там, где сухо, их переносит воздух (ветер).
А раз микробы передвигаются, значит, они могут попасть в организм человека. Предлагаю провести эксперимент и узнать, как микробы попадают к людям.
Для этого нам понадобится немного муки. Обмакни, Артем, в муку руки. Представим, что это микробы. Артем пришел с улицы, где играл в песке, и взял яблоко. Угости яблоком Ульяну. Посмотрите, осталась мука на руках Ульяны? А я поздороваюсь с Ярославом. Что произошло? Какой вывод можем сделать? Микробы попадают к человеку через немытые руки и предметы.
А еще как вирусы и бактерии попадают в организм человека? (по воздуху) Куда они попадают? (рот, нос) Больше всего их во влажной среде.
Предлагаю провести еще один эксперимент. Подходите к столу.
Рассмотрим зеркало. Какое оно? (чистое).
Дети на зеркало дышат, один кашляют, один чихают, близко приставив зеркало ко рту.
Воспитатель: Проверьте чистое ли ваше зеркало сейчас?
(Нет, на нем появились капельки)
Воспитатель: В капельках живет много, много микробов. И поэтому из незащищенного рта капельки разлетаются вокруг и оседают на другие предметы, людей. А разлетаются они примерно вот так (воспитатель подносит пульверизатор близко ко рту и брызгает вокруг). Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей, могут вызвать заболевания. Что же делать, чтобы микробы не разлетались?
(варианты детей: прикрывать рот ладошкой, воспользоваться салфеткой)
Теперь наденьте маски и попробуйте снова подышать на зеркала.
Дети надевают маски и еще раз дышат на зеркала.
Что произошло на этот раз?
(Ответы детей: зеркало осталось чистым).
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: - Когда больной человек кашляет и чихает, микробы и вирусы разлетаются по воздуху и могут попасть на здоровых людей. Поэтому больным людям надо надевать маски, не ходить в места, где много людей.
Воспитатель: Ребята, когда вредных микробов в организме человека мало, он с ними справляется. А что происходит с человеком, когда их становится много? (болеет) Человек теряет силы, у него поднимается температура, болит голова, горло. Это микробы специально стараются ослабить человека, чтобы им было легче справиться с ним. А что надо делать, чтобы не заболеть? (ответы детей)
Воспитатель: Я вас приглашаю на веселую зарядку.
Зарядка «Солнышко лучистое»
Воспитатель: Ребята, мы с вами сделали зарядку, немного укрепили свое здоровье. Но ведь этого же мало. Что еще надо делать, чтобы быть крепкими и здоровыми кроме зарядки? (ответы) Молодцы! Вы много всего назвали. А вот малыши не знают, что надо делать, чтобы не болеть и расти крепкими. Предлагаю для детей младшей группы сделать из картинок «Дерево здоровья». Выбирайте картинки и наклеивайте на дерево.
Воспитатель: Вот такое «Дерево здоровья» у нас получилось. А на столе остались еще картинки, объясните, почему вы не приклеили на дерево? (объяснения детей)
Воспитатель: Ребята, вы сказали, чтобы быть крепкими, здоровыми, надо кушать полезные продукты. У меня на столе тоже есть продукты. Посмотрите, можно их есть? Почему? Плесень это тоже вид вредных микроорганизмов. Если человек съест такой продукт, он может отравиться, заболеть, у него может появиться аллергия и сыпь на теле.
Мы с вами выяснили, что существуют вредные бактерии, а как вы думаете, есть полезные бактерии? В каких продуктах есть полезные бактерии? А еще к полезным бактериям относятся дрожжи. Где они используются? Предлагаю проверить ваши предположения и провести опыт с дрожжами. Мы с вами сегодня побудем пекарями и замесим тесто. Для этого нам понадобится 2 стакана, теплая вода, сахар, дрожжи и немного муки. В один стакан добавим все ингредиенты и дрожжи, а во второй стакан дрожжи добавлять не будем, и посмотрим, что получится.
Опыт с дрожжами.
Воспитатель: Пока наше тесто постоит, вспомните, какой опыт мы проводили с вами вчера? (опыт с молоком и сметаной)
Слайд с фото
Воспитатель: Что мы добавляли в молоко? А что есть в сметане? Предлагаю посмотреть, что получилось. Помешайте молоко ложечкой. Какое оно? Какой запах у продукта?
Ответы детей (кислый).
Воспитатель: Как вы думаете, какой продукт получился из молока и молочнокислых бактерий?
Ответы детей. Кефир.
Воспитатель: А теперь посмотрите на тесто. Что с ним произошло в первом стакане? Что произошло с тестом во втором стакане, куда добавили дрожжи? Дрожжи используют, чтобы хлеб, булочки, пироги были пышными и вкусными. Какой вывод можно сделать? Полезные бактерии существуют.
Воспитатель: Посмотрите, на картинке в продуктах спрятались и полезные и вредные бактерии. Предлагаю за этим столом обвести зеленым карандашом картинки продуктов, где спрятались полезные бактерии, а за этим столом обвести красным карандашом картинки продуктов, где спрятались вредные бактерии. Разделитесь на две группы.
Воспитатель: Как вы думаете, почему обвели вредных микробов красным цветом? Что обозначает красный цвет? (цвет опасности) Эти продукты есть нельзя, можно отравиться.
А в каких продуктах живут полезные микробы? (в простокваше, твороге, йогурте…)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, о каких микроорганизмах мы свами говорили? А как вы думаете, для чего люди изучают их? Чтобы знать, чем вредные бактерии угрожают людям, какие болезни они вызывают и как предупреждать и лечить болезни, вызванные вирусами.
Вот сколько мы сегодня узнали о микробах. Может быть, кто-то и из вас, когда вырастет, будет заниматься изучение микроорганизмов. А сейчас я предлагаю пойти помыть руки, яблоки и попробовать Машино угощение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие с Ежиком»
Образовательная область "Речевое развитие". Занятие с использованием су-джок терапии....
Конспект Организованной образовательной деятельности с детьми Старшего дошкольного возраста на тему: «Прощай, осень!»
Конспект НОД...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: « Воздух »
КОНСПЕКТОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: « Воздух »...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в Страну Сказок»
Сказки есть в каждом доме, они читаются детям всех возрастов. Она пользуется огромной любовью у детей. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Из сказкидети черпают...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Насекомые»
Цель: Закрепление знаний о многообразии разновидностей насекомых, их отличительных признаков.Задачи:Образовательные:Расширять представления о насекомых.Учить сравнивать насекомых...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Глиняная игрушка. Изготовление глиняной игрушки по народному образцу».
Онакомление детей с народной тамбовской игрушкой (Федоровской) и характерными для неё элементами росписи....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Прядение. Рассматривание прялки».
Ознакомление детей с народным традиционным видом женского рукоделия – прядением....