Формирование навыков описательной речи у старших дошкольников с дизартрией.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Начальной ступенью в развитии навыков связной монологической речи является обучение дошкольников рассказам описательного цикла. Необходимость и значимость обучению дошкольников описательному рассказу представлена в статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описательная речь дошкольников | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков описательной речи у старших дошкольников с дизартрией
Начальной ступенью в развитии навыков связной монологической речи является обучение дошкольников рассказам описательного цикла. Необходимость и значимость обучения этому виду рассказывания не раз подчёркивали такие учёные, как К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, А.М.Деменьтева, В.В. Гербова, Н.Ф. Виноградова, А.А. Зрожевская, Л.Г. Шадрина и др [5]
Хорошо сформированная речь предоставляет возможность детям полноценного общения – понятно излагать свои идеи и эмоциональное состояние, договариваться со сверстниками об игре, отстаивать собственную позицию, правильно формулировать вопросы, задаваемые взрослым, об интересующих их предметах и явлениях. Поэтому у детей с дизартрией появляется необходимость в овладении навыками описательной речи для дальнейшего полноценного развития и последующего обучения в школе.
Вопросами разработки методов и средств по формированию и закреплению навыков описания у детей с дизартрией занимались многие авторы, в том числе Филичева[7], Глухов[3], Воробьёва[1], Ушакова, Чевелева, Чиркина, Мастюкова[6] и т.д.
Проанализируем некоторые из них.
Так, Глухов разработал методику , значительно облегчающую процесс становления описательной речи. С целью формирования мотивационного фона, который содействует ускорению усвоения детьми умений использования описательного изложения, активно применяются игровые формы работы с включением элементов состязания, выбираются приёмы, которые могут стимулировать динамичность и инициативу детей.
Обучение осуществляется в несколько этапов и включает следующие разновидности деятельности:
- предварительные упражнения, подготавливающие ребёнка к описанию предметов;
- развитие предварительных навыков самостоятельного описания;
- описание предметов , опираясь на основные признаки;
- обучение развёрнутому описанию предмета (с подключением различных признаков -микротем);
- фиксирование полученных навыков, в том числе в ходе игровых и предметно-практических действий;
- начальную подготовку сравнительному описанию предметов.[2]
Кроме Глухова, разработкой методических пособий и рекомендаций, которые существенно облегчают формирование навыков описания занималась Т.Б. Филичева.[7]
Суть её метода состоит в том, что при формировании у детей умений рассказывания возникает необходимость правильно подобранного картинного и лексического материала, установки методических способов обучения , которые учитывают возрастные и речевые возможности детей. Немаловажно, чтобы дети говорили и составляли рассказы о знакомых и живописных местах, о ярких игрушках и предметах. В подобных случаях эмоциональная развёрнутость высказывания будет на достаточно высоком уровне.
При выборе материала для занятий важно учитывать нравственную направленность сюжета, что позволяет воспитывать у ребёнка положительное отношение к героям произведений, а также критически оценивать поступки отрицательных персонажей. Применяя в свой практической деятельности серии картинок, необходимо объяснить детям систему определения причинно-следственных связей между событиями, как грамотно устанавливать логику расположения сюжетных звеньев
Принимая во внимание, то что из всего числа дошкольников выделяется довольно стойкий процент детей с проявлениями выраженных отклоненний речевого развития, следует широко использовать уже на начальных этапах различные упражнения, направленные на закрепление навыков составления различных типов предложений:
а) по демонстрации действий,
б) по вопросам,
в) по картине,
г) по опорным словам. .[7, 36-38 С. ]
В результате совместной работы с И.Д. Какориным и Л.Н. Тюренковой был разработан и запатентованный электронный вариант методики. Созданная мультимедиа-версия полностью сохраняет в себе заданную в классическом варианте методики логику работы с помощью метода планомерно-поэтапного формирования умственных действий. Это программа развивает и совершенствует речевые способности через формирование грамотной речевой логики и возможности категориально классифицировать последовательные образы различных объектов и их окружения; применяет определенный алгоритм описания объектов. Гарантирует формирование ключевых мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения разных контекстных отношений и контроль деятельности. Функционирование программы обусловлено содержанием в ней мультимедийной библиотеки, которая представляет собой сборник редактируемых иллюстраций предметов, разбитых на рубрики и задачи, стоящим на определённом этапе обучения. Дошкольнику поочерёдно демонстрируются карточки, на которых изображены с легкостью узнаваемые предметы в различных контекстах. Каждая карточка представляет один предмет, которой предоставлен в двух различных типах категориальных связей:
в контексте своего окружения и в качестве контекста для составляющих его частей или свойств.
Программа содержит в себе следующие основные функциональные возможности:
Имеет два режима работы — режим подготовки образного материала и редактирования рабочих карточек и режим предъявления карточек (рабочий режим).
Каждая карточка посвящена одному предмету, который представлен в двух типах категориальных связей: в контексте своего окружения и в качестве контекста для составляющих его частей
или свойств.
Регистрирует каждого учащегося, выполняющего программу.
Позволяет формировать и сохранять в файле отчет по каждому учащемуся с оценкой продуктивности выполнения им предложенных заданий.
Так как список карточек уже сформирован можно приступать к регистрации ученика и подбору первой карточки по «теме» и «предмету» и собственно осуществлять обучение. [4]
В целом при обучении составлению описательных рассказов решаются следующие практические задачи: развитие умений ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа; активизация имеющихся у детей знаний и представлений об окружающем; уточнение и развитие пространственных и временных представлений; развитие воссоздающего и творческого воображения.
Список литературы:
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа)
- Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. 1994, № 4.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр.. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. - (Библиотека практикующего логопеда)
- Иванова Н.Н. Опыт практического использования методики и компьютерной программы для категориального представления образного материала по развитию описательной связной речи // Гуманитарное и естественно научное образование: сб. тр. XXI Междунар. конф. «Математика. Компьютер. Образование».
МоскваИжевск,2014.
- Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.:- Дошк. педагогика и психология; 031000 (050707) - Педагогика и методика дошк. образования / Стародубова Н. А. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 256 с.
- Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Ушакова О. С., Струнина Е. М. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 287 с.
- Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями —— Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый практико-значимый проект Тема: «Формирование навыков связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР»
Цель данного проекта является педагогическое сопровождение процесса формирования навыков связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР....
Формирование навыков разговорной речи у старших дошкольников в повседневной жизни
Выступление на педсовете...
Доклад на педсовете. Тема "Формирование навыков разговорной речи у старших дошкольников в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности", 23.03.20
Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной, творческой, мыслящей, занимающей активную жизненную позицию личности. В современном мире, когда возрастает значение...
Применение наглядного моделирования в логопедической работе по формированию навыков связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В современой научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются...
Статья на тему : Формирование навыков творческого рассказывания у старших дошкольников со стертой дизартрией
Статья на тему : Формирование навыков творческого рассказывания у старших дошкольников со стертой дизартрией...
Формирование навыков разговорной речи у старших дошкольников в повседневной жизни
Развитие разговорной речи детей для нас, воспитателей логопедических групп, является одной из главных и приоритетных задач, и осуществляется оно, как правило, в повседневной жизни ребёнка через общени...