Главные вкладки
Выступление на педагогическом совете на тему: "Особенности формирования математических представлений вне организованной образовательной деятельности и кружковой работы "
материал по математике (старшая группа)
"Каждый дощкольний- маленький исследователь,
с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир". (декабрь, 2024)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация работы по ФЭМП с дошкольниками в свободной деятельности»
«Организация работы по ФЭМП с дошкольниками в свободной деятельности»
«Каждый дошкольник – маленький исследователь,
с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир».
Задача воспитателей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.
Что же включает в себя ФЭМП? ФЭМП включает в себя формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числа, части и целом, пространстве и времени. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике.
Формирование элементарных математических представлений реализуется как на занятиях, так и в условиях той деятельности, которая наилучшим образом этому способствует: экскурсии, ознакомление с литературными произведениями и малыми фольклорными формами, игры с природным материалом (водой, песком), игровые упражнения с сенсорными эталонами, бытовыми предметами, конструктивные и дидактические, логические игры, творческие игровые задания и т.д.
Режимные моменты занимают большую часть времени, которое ребенок проводит в детском саду. Они не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребенка. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса.
В эти моменты открывается возможность индивидуального общения воспитателя с ребенком, их и нужно использовать для освоения ребёнком новых знаний и закрепления имеющихся знаний в непринуждённой обстановке. Широкие возможности для формирования математических представлений, представляют следующие малые фольклорные формы: пословицы, потешки, прибаутки, поговорки, скороговорки, считалки, загадки и сказки. Вот например, чтобы легче было запомнить, где левая сторона, а где правая, выучили такое небольшое стихотворение:
Кладём левую руку на левую половинку груди и проговариваем:
«Оно всегда стучит в груди: тук, тук, тук…
Когда я ем, когда иду, я слышу сердца стук.
Где лево и где право, легко запомню я.
Поскольку сердце слева всегда стучит, друзья!»
Закрываем глаза. Слушаем своё доброе сердце.
Утренняя гимнастика: стоим в кругу. Считаем по ходу количество сделанных упражнений, закрепляем умение двигаться в заданном направлении: вперёд, назад, направо, налево, вверх, вниз, закрепляем понятие правая рука, левая рука.
Дежурство по столовой: Салфетницу и тарелку с хлебом ставим посередине стола. Считаем, сколько детей сидит за столом, столько ставим приборов.
Во время приёма пищи с детьми обращаем внимание, что тарелки, блюдца – круглые; котлеты, куски белого хлеба – овальные; запеканка – квадратная.
А когда идем на физкультуру или музыку. Построение в колонну по одному. Строимся по росту. Впереди самые высокие. Потом пониже, потом еще ниже, самые низкие.
Одевание-раздевание на прогулку: сравниваем, какая туфелька больше, прикладывая подошвы друг к другу; определяем, много ли ребят пришло в куртках; в комбинезонах, сравниваем шарфы, определяем, у кого шарф длиннее, а у кого короче, обращаем внимание, как надета обувь, этот сандаль на левую ногу, а этот на правую, эти сапожки высокие, а эти низкие, обращаем внимание на форму и цвет деталей одежды: карманы на этом платье квадратные и синего цвета, на этом платье овальные, красного цвета, поясок широкий, а на этом узкий, шорты короткие, а брюки длинные, рукава на этой рубашке короткие, а на этой длиннее.
На прогулке: собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие); во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру; постоянно упражнять в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, кусты, цветы, насекомых, птиц.
Так же существует огромное количество игр, например: рисование мелками на асфальте – одна из излюбленных забав у детей. Просто рисование различных рисунков. Можно рисовать палочками на песке на участке или на снегу. Однако можно совместить приятное с полезным. Когда мы изучаем геометрические фигуры, то знакомство с ними можно продолжить и на улице. Что ж это за игры?
Изучаем круг. Нарисуйте круг. Из него можно сделать массу интересных вещей – часы, мячик, мордашки эмоций: весёлую, грустную, обиженную.
Изучаем овал. Нарисуйте овал, скажите ребенку, что это дупло, а он белочка. Пусть попрыгает из одного дупла в другой. Прыгать можно в дупло, из дупла. Заодно проговаривайте, что ребенок внутри или снаружи. Можно разукрасить овалы. Предложите ребенку прыгнуть в красное дупло, в синее, Овалы сделайте разного размера. Теперь можно усложнить задачу: «Прыгни не в синее и не в маленькое дупло. Прыгни в дупло, которое слева от желтого» и т.д.
Изучаем треугольник. Скажите ребенку, что треугольник – это платочек. Но он у нас некрасивый. Предложите его разукрасить. И рисуйте на нем все, что хотите. Если рисуете различные геометрические фигуры, то расскажите малышу, что они находятся внутри треугольника. Из нескольких треугольников нарисуйте елку. Их можно сделать много и разного размера – это будет лес (понятия большой, средний, маленький).
Изучаем квадрат. Поиграйте в игру «Робот». Нарисуйте ряд квадратиков. Предложите ребенку быть роботом – он будет выполнять ваши команды:
«Вперед на один квадратик, назад на два квадратика, влево на один т.д. двигательный диктант.
Изучаем прямоугольник. Нарисуйте многоэтажный дом. Обязательно проговаривайте название фигуры. Скажите, что дом прямоугольный, а крыша треугольная. Можно нарисовать в этом доме окошки разной формы. Поселите в квартиры жильцов (палочки, листики, все, что угодно). Посчитайте, сколько этажей, окон в вашем доме. Пусть ребенок найдет того, кто живет под прямоугольным окном, над квадратным окном, между двумя овалами, справа то круга и т.д. Можно нарисовать несколько домов – это будет город, нарисуйте дороги узкие и широкие, светофор. Пусть по вашим дорогам ездят игрушечные машины, ходят куклы-пешеходы.
Организация экскурсий математической направленности:
Во время экскурсии дети также могут знакомиться с деятельностью людей, включающей элементы математического содержания в естественных условиях: покупка товаров в магазине (количественные представления), взрослые идут на работу, а школьники в школу (временные представления), пешеходы переходят дорогу (пространственные представления и алгоритмическая деятельность). В ходе экскурсий обращают внимание детей на особенности жизни людей, животных и растений в разное время суток и года.
Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка. Кроме того, загадки, пословицы, считалки дают большой эффект в обучении дошкольников владению объяснительной и доказательной речью.
Разгадывание загадок математического содержания – это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей. Еще поддерживаю интерес к математическим понятиям с помощью стихотворений, сказок с математическим содержанием. Например: сказка «Теремок» - поможет запомнить количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т.д.). Сказка «Три медведя» - это математическая сказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками).
Также играем с детьми в сюжетно - ролевые игры. Такие как: «Магазин», «Ателье», «Угостим куклу чаем» - где закрепляются знания денежных знаков, вырабатываются навыки измерительной деятельности. «Парикмахерская» - кроме вопросов, «у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные), можно сравнить цвет волос, длину ленточек. И т.д.
Строительные игры: «Построим кукле домик», «Чья башня выше?» - закрепляется умение сравнивать предметы по величине, название геометрических фигур.
Способствовать формированию и развитию у детей простейших математических представлений можно и через подвижные игры. Учить ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение с легкостью можно осуществить через подвижные игры.
Подвижные игры: «Забрось мяч в корзину». Инструкция: выполняешь столько бросков, пока не забросишь 5 мячей. Ребёнок считает заброшенные мячи. Воспитатель смотрит и спрашивает: «Сколько забросил?» 3. Сколько осталось забросить до 5? 2. Т.е. задачки решают в уме. Тренируем ловкость. Координацию движений, глазомер. «Найди свой домик», «Гаражи», «Найди секрет» - закрепляется умение ориентироваться в пространстве. Эти игры можно использовать в старшем дошкольном возрасте.
Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.
С детьми было подмечено, что математика окружает нас всюду, только мы часто этого не замечаем. Цифры и числа в номерах дома, школы, телефоне, индексах, журналах и газетах, книгах, объявлениях… А зайдёшь в магазин. Сколько там чисел, всех не пересчитать.
Таким образом, использование разных форм работы по формированию элементарных математических представлений в свободной деятельности и в режимных моментах дает возможность ребенку учиться с интересом и удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы.
А сейчас я предлагаю вам на некоторое время примерить на себя роль наших воспитанников и решить логические задачи - задания на сообразительность.
- У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)
- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)
- Можно ли бросить мяч так, чтобы он, пролетев некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении? (Да, бросить его вверх)
- Двое мальчиков играли в шашки два часа. Сколько играл каждый из них? (По 2 часа)
- Двое пошли - все пять гвоздей нашли. Четверо пойдут - много ли найдут? (Ни одного, все уже нашли)
- У одного мужчины четыре сына и у каждого из них есть родная сестра. Сколько у него детей? (Пять человек)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/09/picture-853378-1578519812.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по кружковой работе «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ» с детьми старшей группы Тема: «Что такое здоровье?».
Конспект по кружковой работе "Азбука здоровья" Тема: "Что такое здоровье?"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/09/picture-853378-1578519812.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по кружковой работе «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ» с детьми старшей группы Тема: «Откуда берутся болезни?».
Конспект по кружковой работе"Азбука здоровья"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/19/picture-1208789-1579465238.jpg)
Доклад на педагогическом совете.«Использование ИКТ в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста» 20.01.2020г.
laquo;Использование ИКТ в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста» 20.01.2020г....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/19/picture-1106785-1710858967.jpg)
Выступление на педагогическом совете на тему: "Особенности реализации инклюзивного образования в ДОУ"
Инклюзивная модель дошкольного обучения, основанная на идее совместного пребывания здоровых воспитанников и дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в современном образовательном пространс...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/07/picture-1369989-1638875337.jpg)
Выступление на педагогическом совете на тему: "Особенности игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста"
Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребенка формируются...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/02/picture-1155068-1706885606.jpg)
Справка о выступлении на педагогическом совете по теме: «Особенности реализации ФОП ДО», 30.03.2023 г.
Справка о выступлении на педагогическом совете по теме: «Особенности реализации ФОП ДО», 30.03.2023 г....
Конспект организованной образовательной деятельности по кружковой работе «Почемучки» №2 "Узнай какая вода" для детей первой младшей группы.
Знакомство и исследование свойств воды: прозрачная, без запаха, льется, имеет вес и тд....