«ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
проект (подготовительная группа)

ykrgalina

   «ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pereletnye_i_zimuyushchie_ptitsy.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

                                         Детский сад №4 « Колосок»

«ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Экологический  проект:  « Перелётные и зимующие  птицы» .

Вид проекта: групповой.

Тип проекта: кратковременный.

Срок реализации: с 25.11.19 по 02.12.2020гг.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, музыкальный руководитель.

 Цель: расширение и обогащение знаний о перелетных и зимующих птицах .

Задачи:

  • Расширить представление детей о перелётных и зимующих птицах, о роли человека в их жизни.
  • Научиться определять зимующих птиц по внешнему виду.
  • Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь выжить в суровых зимних условиях.
  • Развивать память, художественно-речевые умения;
  • Укреплять сотрудничество сотрудников ДОУ с родителями.

Актуальность:

 Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда дети посещают детский сад. Работа по экологическому образованию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами.

Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.

На сегодняшний день экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней стали залогом выживания человека на нашей планете.

Выбор темы «Перелетные и зимующие птицы» обусловлен пониманием педагога и родителей значимости цели поставленной в этом проекте. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. И мы с родителями должны создать условия для общения с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Предполагаемый результат:

  • расширение знаний о перелётных и зимующих птицах;
  • повышение интереса и эмоциональной отзывчивости на  произведения художественной литературы;
  • укрепление и расширение взаимодействия детского сада и семьи.

       Этапы проекта

  1. Подготовительный
  • определение цели и задач проекта;
  •  разработка плана проведения мероприятий проекта;
  • подбор методической, справочной, энциклопедической литературы;
  • презентация «Перелетные и зимующие птицы»;
  • подбор стихотворений, загадок, песен, мультфильмов для детей;
  • памятка для родителей «Покормите птиц зимой»;
  • подбор дидактических игр, пособий, мультфильмов.

  1. Практический

          ОД  «Перелетные и зимующие птицы»

Цель: формирование экологической культуры у детей.

Задачи: учить дифференцировать представителей различных групп птиц; закрепить обобщающие понятия «перелётные» - «зимующие»; уточнить знания детей о многообразии птиц и их значении для природы; продолжать развивать внимание, память, логическое мышление, речь; воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к птицам; развивать интерес к наблюдению за птицами.

  • Рассматривание фотографий  птиц
  • Чтение подборки стихотворений о птицах  
  • Слушание песни на стихи П. Синявского, муз. З. Компанеец «Воробьиная песенка».
  • Статья для родителей «Пернатые в жизни человека и природы»

     

  • ОД Рисование «Снегирь».

Цель: продолжать учить детей рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Закреплять усвоенные ранее навыки рисования. Развивать самостоятельность при выборе сюжета.

  • Отгадывание загадок о птицах
  • Разучивание подвижной игры «Птицы»
  • Слушание песни на стихи А. Барто, муз. Н.Н.Крюкова «Снегирь».

  

  • ОД Коллективная лепка «Птицы на кормушке».

Цель: учить детей определять содержание коллективной работы, последовательность выполнения. Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать аккуратность.

  • Разучивание стихотворения  «Покормите птиц зимой» А. Яшина.  Развивать способность понимать и чувствовать настроение стихотворения, его ритмичность, музыкальность. Воспитывать любовь к художественной литературе
  • Дидактическая игра « Прилетели птицы»
  • Сюжетно-ролевая игра «Семья» с включением сюжета «Идем кормить птиц».

3. Заключительный.

Познавательное развлечение «Мы знаем и любим природу»

Цель: формирование экологической культуры у дошкольников.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах,  о правилах поведения в природе, о бережном и заботливом отношении к ней
  2. Формировать желание принимать участие в охране и защите природы.
  3. Развивать умение самостоятельно, логически кратко, точно выражать свои мысли.
  4. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой.
  • Просмотр мультфильма «Оранжевое Горлышко» по мотивам  произведения В. Бианки.
  • Памятка для родителей  «Помощь птицам».

Привлечение родителей.

  • изготовление кормушек для птиц;
  • оказание помощи в подборе  книг, мультфильмов, аудиозаписей по теме «Перелетные и зимующие птицы»;
  • домашнее чтение стихотворений, загадок о птицах.

10. Полученные результаты.

В результате реализации проекта дети расширили свои знания о перелетных и зимующих птицах. С интересом рассматривали фотографии птиц Подмосковья. Свои впечатления отражали в рисунках, лепке, аппликации. У детей повысился интерес и эмоциональная отзывчивость на произведения художественной литературы. Ребята активно участвовали в обсуждении той или иной ситуации, рассказанной в стихотворениях о птицах, просмотренном мультфильме,  высказывали свою точку зрения.

В ходе реализации проекта стала более тесной связь родителей с детьми и с воспитателем. Родители приняли активное участие в подборе материала, оказали помощь в изготовлении кормушек для птиц.

Приложение №2.

Тема: Перелётные  и зимующие птицы

 Цель: формирование экологической культуры у детей.

Задачи: учить дифференцировать представителей различных групп птиц; закрепить обобщающие понятия «перелётные» - «зимующие»; уточнить знания детей о многообразии птиц и их значении для природы; продолжать развивать внимание, память, логическое мышление, речь; воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к птицам.

Оборудование: презентация «Перелетные и зимующие птицы»

Ход занятия.

В. Снится ночью червяку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела!

А кого червяк боится?

Угадали? Это …(птица).

Да, сегодня мы с вами поговорим о птицах: перелётных и зимующих.  Необычно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

В. Ребята, давайте мы с вами вспомним: чем покрыто тело птицы?

Как передвигаются птицы?

Где живут птицы?

Какую пользу приносят птицы?

Какие птицы улетают в теплые края?

Почему они улетают? (исчезновение основного корма, замерзание водоёмов, зелени, отмирание вегетативных частей растений).

 Как одним словом можно назвать этих птиц?

 В. Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов, улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.

В. Какие птицы остаются зимовать? Как одним словом можно назвать этих птиц?

В. Как вы думаете, почему зимующие птицы /воробьи, синицы, голуби, сороки, дятлы/ круглый год живут с нами? Эти птицы не боятся  морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные дни зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах  коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных деревьев. А синицы отыскивают запасы, которые они  сделали осенью. И всё-таки  тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают. Например, из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам.  Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с  вами должны помогать зимовать нашим пернатым друзьям. 

 А как мы будем помогать птицам?/Кормить, насыпать корм в кормушки/

В. Чем мы будем их кормить? Что птицы любят?/Семечки, пшено/.

В. Для подкормки птиц пригодятся семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, и сорных трав. А вот овёс, пшено, клюют только воробьи, овсянки. Синицы очень любят кусочки несолёного сала.

 Физкульминутка:

  В. Я сейчас буду называть птиц, но будьте внимательны, если вдруг вы услышите не название  птицы, то  сразу хлопайте в ладоши.

  Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи... и стрижи. /дети хлопают в ладоши    потому - что мухи это насекомые/.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны...

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки,

Даже совы - совушки, лебеди, скворцы  - все вы молодцы!

В. А сейчас  я вам буду загадывать загадки, а вы должны угадать, что эта за птица.

 В красной шапке расписной, в чёрненьком кафтане,

 Знаменит в семье лесной, песенкой смешной. 

 Что за песня - красота? Тук - тук - тук, да тра - та - та! /дятел/.

 Умный мальчишка в сером армячишке, прыгает, шныряет, крошки собирает. /воробей/.

 Зимой на ветках яблоки - скорей их собери!

 И вдруг вспорхнули яблоки - да это.../снегири/.

 На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его.../скворец/.

 Кто на ёлке, на суку, счёт ведёт: ку-ку, ку-ку! /кукушка/.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

 Воробей, снегирь, галка, грач.

 Лебедь, голубь, скворец, утка.

 Стриж, клест, дятел, сорока.

Цапля, журавль, синица, селезень.

В.  Каких птиц вам приходилось наблюдать у нас на участке зимой? /воробьи, синицы, голуби, вороны, сороки/.

 Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? /зимующие/.

 Каких птиц нет сейчас? /грачей, ласточек, стрижей, скворцов/.

Куда они делись? /улетели в тёплые края/.

Как называются птицы, которые улетают в тёплые края? /перелётные/. Почему они улетают? /боятся холодов и голода/.

   Вспомните, чем питаются птицы? / насекомыми, семенами растений, ягодами/.

  А сейчас мы с вами, выйдя на прогулку, повесим новые кормушки, которые помогли сделать ваши родители, и насыпаем в них корм для разных птиц. И может быть, этим спасём не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут нам. Они будут поедать насекомых – вредителей  и продолжать охранять сады, парки, лес.

Игра «Птицы»

Дети по считалке выбирают «хозяйку» и «ястреба», остальные участники игры – птицы. Хозяйка тайком от ястреба дает название каждой птице: «Ты – кукушка»,  «Ты – ласточка» и т.д. Прилетает «ястреб»:

                - Зачем пришёл?  (спрашивает «хозяйка»)

                - За птицей.    (отвечает «ястреб»)

                - За какой?   (спрашивает  «хозяйка»)

«Ястреб» называет, например, «кукушку».  «Кукушка» выбегает, ястреб её ловит. Если названной птицы у «хозяйки» нет, «хозяйка» прогоняет «Ястреба». Игра продолжается, пока «ястреб» не поймает всех птиц

Игра «Прилетели птицы»

Я сейчас буду  называть птиц, но если вдруг ошибусь, вы скажите, какая тут ошибка.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

Что неправильно?

Мухи! Да!

- Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны!..

- Прилетели птицы:

Голуби, куницы!

- Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, стрижи,

Комары, кукушки…

- Прилетели птицы:

Аисты, кукушки,

Лебеди и утки –

Так спасибо шутке!

Пальчиковая гимнастика

Загибаются пальцы обеих рук.

Пой–ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

 Сонная головушка.

 Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

 Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

 Эта – зяблик,

Эта – стриж,

Эта – развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан,

Птички, птички, по домам. /руки за спину/

Познавательное развлечение в подготовительной группе на тему «Мы знаем и любим природу»


Цель: формирование экологической культуры у дошкольников.
Задачи: обобщить и проверить знания детей о растительном и животном мире природы, правилах поведения в природе, явлениях, происходящих в жизни растений, животных весной, продолжать развивать умение самостоятельно, логически кратко, точно выражать свои мысли, воспитывать, бережное отношение к природе, желание принимать участие в ее охране и защите.
Правила игры: Группу разделить на 2 команды, им предлагают отвечать на одни и те же вопросы. На обдумывание каждого вопроса - 1 минута. За правильный ответ - 1 очко. За задание, выполненное всей командой, - 3 очка.
Оборудование: 2 телефона, конверты с иллюстрациями перелетных и зимующих птиц, конверты с иллюстрациями комнатных и лекарственных растений, черный ящик, алоэ, медали для награждения.

Ход развлечения:


Вопросы I тура. 

1. Почему в зимнее время растения нужно поливать реже? (Они отдыхают.)
2. Почему необходимо ежедневно осматривать растения?
(Чтобы не пропустить появление вредителей и болезней)
3. Что нужно сделать с надломленной веткой?
(Обрезать секатором, сообщить воспитателю, поставить в группу)
4. Как поступить, если птенец выпал из гнезда?
(Позвать взрослого, понаблюдать, чтобы никто не мог потревожить его)
5. Что нужно делать с кормовой площадкой для птиц зимой?
(Расчищать от снега, корма, сыпать немного, чтобы не примерзал к земле.)
6. Почему растения лучше поливать из лейки, а не из ведра?
(Поливая из ведра можно повредить их корни, сломать его струей воды.)
7. Почему нельзя обрывать почки с деревьев?
(Там спят листочки, не будет листьев на ветке.)
8. Почему нужно хорошо подумать, прежде чем завести животное или птиц.
(Животное или птица в уголке природы беспомощны. Они не могут добыть корм, построить гнездо, человек должен хорошо знать, что хорошо, что плохо для животного или птицы.)
9. Когда и как отмечают День птиц?
(25 марта устанавливают шесты со скворечниками, пьют чай с булочками- жаворонками.)
10. Зачем нужно рыхлить землю?
(Чтобы воздух проходил к корням.)
11. Что такое «Красная книга»?
(Предупреждение, что описанные в ней виды растений и животных требуют постоянной охраны.)


12. Какие правила поведения в природе знаете?
Не говорить громко, если рядом гнездо птиц;
Не рвать цветы;
Ходить по тропинкам;
Тушить костры, чтобы не было пожара;
Нельзя бросать мусор;
Нельзя рвать много цветов;
Нельзя топтать растения;
Не брать животных и птиц из привычных условий.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданиями I тура. Мы начинаем тур II. У меня в руках конверты с заданиями. Капитаны команд выберите по два конверту для своих команд. На обдумывание ответов командам дается 2 минуты.
1 конверт- По предложенным картинкам назвать перелетных птиц.

Дети: Перелетные птицы - ласточка, зяблик, скворец, жаворонок, иволга,
2 конверт — По предложенным картинкам назвать зимующих птиц.
Дети: Зимующие птицы - дятел,  клест, синица, воробей,
3 конверт - По предложенным картинкам назвать комнатные растения
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнём,
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали!
Воспитатель: Жюри выставило баллы за ответы в турнирную таблицу. Давайте послушаем промежуточные итоги соревнования. Слово председателю жюри.

Воспитатель: следующий  тур нашей игры - «Угадай на вкус»

Задание командам: С закрытыми глазами определить на вкус и назвать фрукт или овощ, попробовав кусочек.


На тарелке приготовлены кусочки яблока, груши, банана, вареного картофеля, лука репчатого, моркови, огурца, апельсина. Участник каждой команды берет с закрытыми глазами кусочек, съедает его и дает ответ.

Воспитатель: Пришло время финального тура. Сейчас команды послушают рассказы и скажут, а как бы они поступили в предложенных ситуациях.
1.Сидит здоровый птенец. Тихо ждет, когда его покормят. Мальчик захотел принести птенца домой. И хотя дома птенца окружили заботой, птенец нахохлился, отказывается от еды и вместо ожидаемой радости появилась боль и тревога от неумения помочь птенцу. Как поступили бы вы?
Дети: Нельзя брать птенца из привычных условий.


2.Щенок был одинок. Он сидел на подстилке без соломы. Поиграть с ребятами не мог, приласкаться к людям незнакомым. Только все глядел вокруг, только звал людей, что было силы. Обходили люди стороной. «Ну, на всех-то лает, что за псина». «Прямо зверь какой-то во дворе». «Покусает... Вот какая злая», - говорили люди во дворе, языка собачьего не зная.
Дети: Нужно поискать хозяина щенка или отдать его тому человеку, кому щенок будет нужен, будет в радость.


Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы показали сегодня прекрасную игру. Я надеюсь, что свои знания вы всегда будете использовать в повседневной жизни, будете любить и охранять природу.


Предоставляем слово жюри.


Подведение итогов. Награждение команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный фронтально-информационный экологический проект для подготовительной группы «Птицы нашего края»

Долгосрочный фронтально-информационный экологический проект для подготовительной группы «Птицы нашего края»...

Экологический проект в подготовительной группе «Покормите птиц зимой»

   Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенка проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В эт...

Детский экологический проект в подготовительной группе «Помоги зимующим птицам».

Детский экологический проект в подготовительной группе «Помоги зимующим птицам». Тема: «Помоги зимующим птицам» Исполнители: воспитатели Калинина И.Г., Марышева И.И., дети, родители. Тип проекта:...

"Зимующие птицы" Экологический проект " по семи шагам эко -школы зеленый флаг"

Тип проекта: информативно-воспитательный.Вид проекта: групповой.Продолжительность: краткосрочный.Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, реч...

Экологический проект в подготовительной группе "Перелетные птицы Урала"

В современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование нача...

Экологический проект в подготовительной группе "Перелетные птицы Урала"

В современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование нача...