Методическая разработка музейно - педагогического занятия "Здравствуй, самовар - хозяин чаепития!"
методическая разработка (средняя группа)
1. Пояснительная записка
2. Ход занятия.
3. Список используемой литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка музейно - педагогического занятия | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
музейно-педагогического занятия
«Здравствуй, Самовар - хозяин чаепития!»
Автор: воспитатель
ГБДОУ д/c
Невского района
Макарова Ольга Антоновна
Санкт-Петербург
2020
I
Пояснительная записка.
• Данное музейно-педагогическое занятие является интегрированным занятием-беседой-досугом с чаепитием;
• Участники занятия-дошкольники, дети среднего возраста 4-5 лет;
Цели:
- продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством быта крестьян;
- знакомство с предшественником «чайника»-самоваром, как символом домашнего уюта, благополучия, мира в семье;
- расширять словарный запас, используя малые формы фольклора;
- продолжать развивать познавательный интерес к предметам старины;
- развивать наблюдательность, зрительную память, воображение, ассоциативное мышление и творческую активность.
Рассиатривание и исследование детьми самоваров, обсуждение их назначения и выражение своих чувств и эмоций, способствуют приобщению детей к различным видам русского народного творчества, о культуре и быте.
Предварительная работа. Беседы.
Рассматривание альбома «Русский самовар», чтение сказки «Федорино горе», русских народных сказок, декоративное рисование «Украсим для мамы блюдце и чашку».
Ход занятия
II
Тематические смысловые отрезки | Время | Содержательная деятельность | Методы и приемы |
Знакомство с различными самоварами | 10 минут | I. Сюрпризный момент – появление в группе нарядной скатерти и спрятанных под расписным платком (в русском народном стиле) самоваром. II. Отгадывание загадок о таинственных предметах: • На столе стоит, Словно птица-жар блестит! Краник открывается- Чай наливается! • У носатого Фоки Постоянно руки в боки. Фока воду кипятит И как зеркало блестит (Самовары) III. Проговаривание за воспитателем прибаутки: • Наша изба ровно тепла. Домом жить – не лукошко шить. Домом жить – обо всем тужить. IV. После правильных ответов (отгадок) платок снимается и самовары появляются! | Словесный метод. Загадки и поговорки (прибаутки), позволяют быстро передать информацию детям, поставить познавательную задачу, помогают вызвать интерес. Наглядный метод. Дети имеют возможность увидеть окружающий мир, обратить внимание на определенные предметы (вещи). |
Актуализация знаний детей | До 10 минут | I. Вопросы педагога детям: - Что обозначает название этого предмета быта – «самовар»? - Расскажите, что вы, ребята, знаете о самоварах, для чего они нужны? II. Беседа (рассказ педагога). Еще раньше, в самоваре кипятили воду для чая при помощи углей и сапога. (Показ картинки или фотографии). - Вода была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья. Стол накрывали нарядной цветной скатертью, а самовар ставили в центр стола на специальный поднос. К чаю подавали несколько видов варенья, баранки. Самовар – это символ домашнего уюта, добра, благополучия, мира в семье. Сейчас, в современном мире, в наши дни, самовары просто украшают кухни и они электрические. III. Вопросы педагога. - А вы любите пить чай? С кем из своих родных, друзей вы любите чаевничать? - А из чего вам мама наливает чай? - Вспомните, посмотрите, что есть у чайника, какие важные детали? Ответы детей, уточнение воспитателя – носик, ручка, крышка. IV. Сравнение самоваров и чайника. V. Воспитатель предлагает детям посчитать предметы на столе, чтобы узнать сколько всего предметов и по группам. IV.Педагог узнает мнение детей: из чего сделаны самовары и чайник. Воспитатель добавляет, что эти самовары изготовлены из металла и обращает внимание на маленький самоварчик: «керамический, декоративный, сувенирный, расписной», важно, что в нем нельзя кипятить воду, так как он является сувениром, это подарок. | Словесный метод в сочетание с наглядным. Дети получают информацию о самоваре, что вызывает познавательный интерес к предмету. Благодаря практическим методам обращение к предметному миру доступно и интересно детям; дети познают свойства, качества, признаки, связи с окружающим миром. |
Введение информации | 5 минут | I. Слушание шуточных поговорок и нахождение детьми деталей в самоварах. • Сверху дыра и снизу дыра, А в середине – огонь и вода. •Четыре ноги, два уха, Один нос да брюхо. | «Сплетение познавательной, практической деятельности детей происходит с помощью наглядных методов (дети устанавливают причины, делают выводы). |
Подвижная игра «Передай самовар» | 5-7 минут | Подвижная игра «Передай самовар!». Дети встают по кругу (можно образовать несколько кругов). И по команде педагога передают друг другу самовары (разные по весу и форме); последний ребенок ставит самовар в середину круга на столик. Воспитатель выясняет у детей, почему маленький самоварчик быстрее «добрался» до столика? | Во время интерактивной игры дети взаимодействуют друг с другом, узнают новое, приобретают собственный опыт. |
Заключительная часть (Итоговое обобщение высказываний и ответов детей). | До 10 минут | 1. Дошкольники исследуют предметы и их детали. Рассматривают и трогают их. 2. Педагог предлагает детям высказать свое мнение о самоварах, понравились ли они, чем именно? 3. Дети отвечают на вопросы и слушают ответы друг друга. 4. Педагог читает четверостишье о чаепитии. • Хлебом – солью привечаем, самовар на стол несем, Мы за чаем не скучаем, Говорим о том, о сем. 5. Организация чаепития, с самоварами на столах. | Словесный метод в сочетании с практической деятельностью во время чаепития. |
Словарная работа.
Самовар, угли, кипяток, скатерть, домашний уют, благополучие, чаепитие, сувенир, декоративный, керамика, изба, лукошко, тужить, привечать.
Данное занятие является досугом, на котором воспитанники знакомятся с предметами, приобщаются к национальной русской культуре, что предполагает взаимодействие с музейным пространством и предметами, доступными для детского исследования.
Список используемой литературы.
1. Ветлугина Н. А. Художественное творчество в детском саду. – «Просвещение», Москва, 1974.
2. Ветохина А. Я., З. С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г. В., Подопригора С. П., Полынова В. К., Савельева О. В.,
Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО Издательство «Детство – Пресс», 2015.
3. Гаврилова И. Г., Истоки русской народной культуры в детском саду. Методическое пособие для воспитателей ДОУ – СПб., Детство – Пресс,2010.
4. Грибовская А. А., Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации.л Конспекты занятий – Москва, 2011.
5. Кондрыкинская Л. А., Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду – ТЦ Сфера, Москва, 2011.
6. Косарева В.Н., Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет – «Учитель», Волгоград, 2014.
7. Лыкова И. А., Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет,- Карапуз – Дидактика, ТЦ Сфера, Москва, 2007.
8. Шорыгина Т. А., Наша Родина – Россия.
Методическое пособие – ТЦ Сфера, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конкурсного педагогического мероприятия
Непосредственная образовательная деятельность - сюжетное интегрированное занятие на тему сказки К.И.Чуковского « Доктор Айболит» (формирование целостной картины мира, развитие устной...
Методическая разработка музейно-педагогического занятия: История одного предмета: «Путешествие в прошлое утюга»
Пояснительная записка Из цикла занятий: « История одного предмета»Для детей 6-7 лет.Цель: Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности детей вокруг данной темы. ...
Методическая разработка музейно- педагогического занятия с использованием материалов экспресс- экспозиции «Музей в чемодане,День снятия блокады Ленинграда"
Методическая разработка музейно-педагогического занятия с использованием материалов экспресс-экспозиции "Музей в чемодане,День снятия блокады Ленинграда"...
Методическая разработка музейно-образовательного проекта «Дети и музей». Краткосрочный познавательно-исследовательский проект.
В последнее время в системе дошкольного образования появляются новые формы, методы и приемы организации обучения и воспитания детей. Одной из новых отр...
Методическая разработка Музейная педагогика в Учреждении
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.Музейная...
М.о. на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. Методическая разработка -показатель педагогического мастерства педагогов.Презентация методических разработок педагогов.
1-Презентация на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.2- доклад к презентации ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ...
Методическая разработка музейно-образовательного проекта для детей подготовительного к школе группы (6-7 лет) «Урок в музее», номинация «Музейный объект».Тема проекта:«Каслинский чугунный павильон»
В последнее время в системе дошкольного образования появляются новые формы, методы и приемы организации обучения и воспитания детей. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая а...