Организация проектно- исследовательской деятельности в ДОУ
материал (старшая группа)
Организация проектно-исследовательской деятельности в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raya1dokument_microsoft_word.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектно-исследовательской деятельности в ДОУ
Развитие исследовательской активности дошкольников в образовательном пространстве ДОУ. Методика проведения учебных исследований в детском саду по авторской программе А.И. Савенкова. Исследовательский поиск на занятиях в детском саду. Основные методы обучения исследовательской деятельности старших дошкольников.
Методические рекомендации
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, один из самых эффективных. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Любой ребёнок вовлечён в исследовательский поиск практически постоянно. Задача взрослого – помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребёнка и его окружения.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого результата или объекта. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Как отмечает А. И. Савенков, «исследование – бескорыстный поиск истины. Исследователь, начиная работу, не знает к чему придёт, какие сведения получит, будут они для него и для других детей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была».
В основе проектно-исследовательского метода лежат:
• развитие познавательных умений и навыков ребенка;
• умение ориентироваться в информационном пространстве;
• умение самостоятельно конструировать свои знания;
• умение интегрировать знания из различных областей наук;
• умение критически мыслить.
В современной педагогике по степени самостоятельности ребёнка выделяется три уровня реализации «исследовательского обучения».
Первый и самый простой – когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение в этом случае ребёнку предстоит найти самостоятельно.
Второй уровень – проблему ставит взрослый, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно. На этом уровне ещё допускается коллективный поиск.
На третьем – высшем – уровне постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляются ребёнком самостоятельно.
Если рассматривать структуру учебного исследования ребёнка, то оно так же, как и исследование, проводимое взрослым учёным, включает в себя следующие основные этапы:
• выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
• выдвижение гипотез;
• поиск и предложение возможных вариантов решения;
• сбор материала;
• обобщение полученных данных;
• подготовка проекта (сообщение, доклад, макет т. д.);
• защита проекта.
Первый этап - определение темы и постановка цели и задач исследования. Выяснить интересы детей можно с помощью вопросов из тетради А.И. Савенкова «Я – исследователь».
1. Что мне интересно больше всего?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или искусством, спортом, историей, музыкой или другим)
3. Чем чаще всего я занимаюсь в свободное время?
4. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Когда определены интересы, можно выбирать темы исследования. При этом следует помнить, что:
1. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Как показывает практика, с определением целей и задач возникают трудности. Дошкольникам часто нравится всё. И определить, зачем они будут заниматься каким-либо делом, они не могут. В этом необходима помощь и умные наводящие вопросы воспитателя.
Использование исследовательского метода предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. А для этого воспитателю необходимо:
владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу дошкольников;
уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения и не подавляя детей своим авторитетом;
уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных исследований.
На всех этапах работы следует иметь в виду, что ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Следует помнить, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать тот, что создаёт ребёнок своей головой и руками – макет, доклад, отчёт и тому подобное. Второй (педагогический) – самый важный. Это, прежде всего, опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения.
Часто в учебно-познавательной деятельности дошкольников участвует еще и третий субъект - родители. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности ребенка при выполнении проектной и исследовательской деятельности.
Путь в исследовательскую деятельность у каждого свой. Иногда он идет через неудачи, чувства беспомощности и неудовлетворенности. Очень важно выработать у ребенка отношение к своей ошибке не как к катастрофе и личностному фиаско, а как к опыту, открывающему возможность нового поиска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектно – исследовательской деятельности в ДОУ
•Работа по проекту является исследовательской•Проект педагогически значим (учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий)•...
Статья "Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста".
Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников" послужит помощью в работе воспитателям....
«Организация проектно–исследовательской деятельности с дошкольниками». «Организация проекта».
К о н с у л ь т а ц и я «Организация проектно–исследовательской деятельности с дошкольниками».«Организация проекта».Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми –...
«Организация проектно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему ««Музыкально-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста по средствам игроритмики
Развитие музыкальных способностей по средствам проектной деятельности....
Консультация для воспитателей «Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания»
Данная косультация раскрывает значение экспериментирования для психического развития ребенка. Поможет организовать работу по исследовательской детельности. Создать мини-лаборатории в ДОУ....
Организация проектно-исследовательской деятельности в ДОУ
все по организации проектно-исследовательской деятельности в доу...
Рабочая программа «Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников как средство формирования познавательного интереса»
В данной рабочей программе описана работа по организации и проведению кружковой работы в старшей группе детского сада по теме "Школа магов и волшебников"...