Организация проектно- исследовательской деятельности в ДОУ
материал (старшая группа)

Фролова Раиса Алексеевна

Организация проектно-исследовательской деятельности в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raya1dokument_microsoft_word.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  проектно-исследовательской деятельности в ДОУ

Развитие исследовательской активности дошкольников  в образовательном пространстве ДОУ. Методика проведения учебных исследований в детском саду по авторской программе А.И. Савенкова. Исследовательский поиск на занятиях в детском саду. Основные методы обучения исследовательской деятельности старших дошкольников.

Методические рекомендации

Путей развития  интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, один из самых эффективных. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Любой ребёнок вовлечён в исследовательский поиск практически постоянно. Задача взрослого – помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребёнка и его окружения.

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого результата или объекта. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.  Как отмечает А. И. Савенков, «исследование – бескорыстный поиск истины. Исследователь, начиная работу, не знает к чему придёт, какие сведения получит, будут они для него и для других детей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была».

В основе проектно-исследовательского метода лежат:

•        развитие познавательных умений и навыков ребенка;

•        умение ориентироваться в информационном пространстве;

•        умение самостоятельно конструировать свои знания;

•        умение интегрировать знания из различных областей наук;

•        умение критически мыслить.

В современной педагогике по степени самостоятельности ребёнка выделяется три уровня реализации «исследовательского обучения».

Первый и самый простой – когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение в этом случае ребёнку предстоит найти самостоятельно.

Второй уровень – проблему ставит взрослый, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно. На этом уровне ещё допускается коллективный поиск.

На третьем – высшем – уровне постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляются ребёнком самостоятельно.

Если рассматривать структуру учебного исследования ребёнка, то оно так же, как и исследование, проводимое взрослым учёным, включает в себя следующие основные этапы:

•        выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

•        выдвижение гипотез;

•        поиск и предложение возможных вариантов решения;

•        сбор материала;

•        обобщение полученных данных;

•        подготовка проекта (сообщение, доклад, макет т. д.);

•        защита проекта.

Первый этап - определение темы и постановка цели и задач исследования. Выяснить интересы детей можно с помощью вопросов из тетради А.И. Савенкова «Я – исследователь».

1.        Что мне интересно больше всего?

2.        Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или искусством, спортом, историей, музыкой или другим)

3.        Чем чаще всего я занимаюсь в свободное время?

4.        Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Когда определены интересы, можно выбирать темы исследования. При этом следует помнить, что:

1.        Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.

2.        Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

3.        Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

4.         Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Как показывает практика, с определением целей и задач возникают трудности. Дошкольникам часто нравится всё. И определить, зачем они будут заниматься  каким-либо делом, они не могут. В этом необходима помощь и умные наводящие вопросы воспитателя.

Использование исследовательского метода  предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. А для этого воспитателю необходимо:

владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу дошкольников;

уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения и не подавляя детей своим авторитетом;

уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных исследований.

На всех этапах работы следует иметь в виду, что ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Следует помнить, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать тот, что создаёт ребёнок своей головой и руками – макет, доклад, отчёт и тому подобное. Второй (педагогический) – самый важный. Это, прежде всего, опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения.

 Часто в учебно-познавательной деятельности дошкольников участвует еще и третий субъект - родители. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности ребенка при выполнении  проектной и исследовательской деятельности.

Путь в исследовательскую деятельность у каждого свой. Иногда он идет через неудачи, чувства беспомощности  и неудовлетворенности.    Очень важно выработать у ребенка  отношение к своей ошибке не как к катастрофе и личностному фиаско, а как к опыту, открывающему возможность нового поиска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно – исследовательской деятельности в ДОУ

•Работа по проекту является исследовательской•Проект  педагогически значим (учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий)•...

Статья "Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста".

Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников" послужит помощью в работе воспитателям....

«Организация проектно–исследовательской деятельности с дошкольниками». «Организация проекта».

К о н с у л ь т а ц и я «Организация проектно–исследовательской деятельности с дошкольниками».«Организация проекта».Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми –...

Консультация для воспитателей «Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания»

Данная косультация раскрывает значение экспериментирования для психического развития ребенка. Поможет организовать работу по исследовательской детельности. Создать мини-лаборатории в ДОУ....

Организация проектно-исследовательской деятельности в ДОУ

все по организации проектно-исследовательской деятельности в доу...

Рабочая программа «Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников как средство формирования познавательного интереса»

В данной рабочей программе описана работа по организации и проведению кружковой работы в старшей группе детского сада по теме "Школа магов и волшебников"...