Организация проектно-исследовательской деятельности в ДОУ
учебно-методический материал на тему
все по организации проектно-исследовательской деятельности в доу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrekomendatsii.docx | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектно-исследовательской деятельности в ДОУ
Развитие исследовательской активности дошкольников в образовательном пространстве ДОУ. Методика проведения учебных исследований в детском саду по авторской программе А.И. Савенкова. Исследовательский поиск на занятиях в детском саду. Основные методы обучения исследовательской деятельности старших дошкольников.
Методические рекомендации
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, один из самых эффективных. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Любой ребёнок вовлечён в исследовательский поиск практически постоянно. Задача взрослого – помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребёнка и его окружения.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого результата или объекта. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Как отмечает А. И. Савенков, «исследование – бескорыстный поиск истины. Исследователь, начиная работу, не знает к чему придёт, какие сведения получит, будут они для него и для других детей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была».
В основе проектно-исследовательского метода лежат:
- развитие познавательных умений и навыков ребенка;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умение интегрировать знания из различных областей наук;
- умение критически мыслить.
В современной педагогике по степени самостоятельности ребёнка выделяется три уровня реализации «исследовательского обучения».
Первый и самый простой – когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение в этом случае ребёнку предстоит найти самостоятельно.
Второй уровень – проблему ставит взрослый, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно. На этом уровне ещё допускается коллективный поиск.
На третьем – высшем – уровне постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляются ребёнком самостоятельно.
Если рассматривать структуру учебного исследования ребёнка, то оно так же, как и исследование, проводимое взрослым учёным, включает в себя следующие основные этапы:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- выдвижение гипотез;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- обобщение полученных данных;
- подготовка проекта (сообщение, доклад, макет т. д.);
- защита проекта.
Первый этап - определение темы и постановка цели и задач исследования. Выяснить интересы детей можно с помощью вопросов из тетради А.И. Савенкова «Я – исследователь».
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или искусством, спортом, историей, музыкой или другим)
- Чем чаще всего я занимаюсь в свободное время?
- Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Когда определены интересы, можно выбирать темы исследования. При этом следует помнить, что:
- Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
- Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Как показывает практика, с определением целей и задач возникают трудности. Дошкольникам часто нравится всё. И определить, зачем они будут заниматься каким-либо делом, они не могут. В этом необходима помощь и умные наводящие вопросы воспитателя.
Использование исследовательского метода предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. А для этого воспитателю необходимо:
владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу дошкольников;
уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения и не подавляя детей своим авторитетом;
уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных исследований.
На всех этапах работы следует иметь в виду, что ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Следует помнить, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать тот, что создаёт ребёнок своей головой и руками – макет, доклад, отчёт и тому подобное. Второй (педагогический) – самый важный. Это, прежде всего, опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения.
Часто в учебно-познавательной деятельности дошкольников участвует еще и третий субъект - родители. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности ребенка при выполнении проектной и исследовательской деятельности.
Путь в исследовательскую деятельность у каждого свой. Иногда он идет через неудачи, чувства беспомощности и неудовлетворенности. Очень важно выработать у ребенка отношение к своей ошибке не как к катастрофе и личностному фиаско, а как к опыту, открывающему возможность нового поиска.
Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста
Слушателям предлагается рассмотреть следующие вопросы:
- Актуальность интегрированного обучения в ДОУ
- Категории детей с различными нарушениями
- Роль опсихолого-медико-педагогической диагностики; педагогическое наблюдение
- Основные направления работы и задачи коррекционно-педагогической работы
- Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
- Содержание педагогической работы, адекватных форм организации деятельности детей с особенностями развития
Методические рекомендации
На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.
К настоящему времени разработаны специальные (коррекционные) образовательные программы для дошкольников, имеющих различные отклонения в развитии, которые реализуются в учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.
Однако отсутствуют программно-методические материалы, раскрывающие содержание коррекционно-педагогического процесса с названной категорией детей в общеобразовательных учреждениях.
К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения.
Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.
Назвать категории детей с различными нарушениями.
Рассмотреть особую роль опсихолого-медико-педагогической диагностики, позволяющей: своевременно выявить детей с ограниченными возможностями; выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ; определить оптимальный педагогический маршрут; обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении; спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы; оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы: определить условия воспитания и обучения ребенка; консультировать родителей ребенка.
Далее рассматриваются качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка. В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей детей с комплексными нарушениями для определенного содержания дальнейшего обучения важным является педагогическое обследование. Педагогическое изучение предусматривает получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ. Интересующие сведения можно получить при использовании таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение.
Педагогическое наблюдение должно быть специально спланированным, точно ориентированным и систематическим. Оно позволяет оценить степень сформированности деятельности в целом - ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий. Особенно важно наблюдение за познавательной активностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника.
В ходе педагогического наблюдения ребенку предлагается:
- назвать свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;
- рассказать о семье, назвать имя и отчество мамы, папы; место работы родителей;
- назвать имена и отчества близких взрослых, имена сверстников;
- рассказать об основных правилах поведения на улице, в общественных местах; о любимом занятии дома и др.
Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ.
Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации.
Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность.
Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми
Слушатели в процессе работы в группах определяют основные направления работы и задачи коррекционно-педагогической работы, разрабатывают программу создания условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Такая программа может включать следующие направления: «Физическое развитие» - образовательные областьи «Здоровье», «Физическая культура»; «Социально-личностное развитие» - образовательные области «Безопасность», «Социализация», «Труд»; «Познавательно-речевое развитие» - образовательная область «Познание».
Следующий этап работы на занятии – обсуждение условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, что предполагает изменения в формах коррекционно-развивающей работы.
Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности.
В процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы; это способствовует тому, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива.
Содержание педагогической работы, адекватных форм организации деятельности детей с особенностями развития: Доминирующие задачи: создание условий для воспитания, развития и формирования свободной личности дошкольников; повышение уровня методического и профессионального мастерства всех педагогов; формирование уровня отношений в системе «Педагог – воспитанник» и коррекция родительской позиции по отношению к своему ребенку, оказание практической помощи в повышении эффективности воспитания и развития детей с особенностями развития.
Направления работы - охрана и укрепление психофизического здоровья ребенка; обеспечение эмоционального благополучия детей; развитие познавательного интереса к окружающему; воспитание осознанного отношения к взаимодействию с другими людьми (сверстниками и взрослыми).
Способы решения вышеназванных задач и целей: утверждение личностно-ориентированной модели общения «ребенок – взрослый»; дифференцированный подход к воспитанию детей в зависимости от выраженности отклонений в развитии; психологизация воспитательного процесса; коррекционно-логопедическая работа с детьми; профилактические оздоровительные мероприятия.
Вышеизложенные принципы построения воспитательно-образовательного процесса направлены на решение основной задачи - помочь детям успешно адаптироваться в сложном окружающем мире, максимально раскрыть свои возможности и, в случае необходимости, получить полноценную психолого-педагогическую помощь.
Современные технологии руководством детскими играми в ДОУ. Творческие сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.
Организация игровой среды, формирование игровых навыков и умений. Прямое и опосредованное управление детской игрой. Особенности сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных, театрализованных, режиссерских и подвижных и дидактических игр. Уровни развития сюжетно-ролевых игр у детей.
Классификация подвижных игр.
Методические рекомендации
Воспитатели ДОУ, повышающие квалификацию, должны осознавать, что в педагогическом процессе дошкольного учреждения игра занимает ведущее место. Но в настоящее время все меньше остается времени для игры и свободного общения детей друг с другом. Не менее важными проблемами являются отсутствие системы работы по формированию игрового опыта детей, неумение педагогов организовать полноценную игру.
Слушателям предлагается проанализировать государственный стандарт дошкольного образования, который определяет психолого-педагогические условия развития игровой деятельности в ДОУ, включающие требования к профессиональной компетентности воспитателя в формировании игрового опыта ребенка, к созданию предметно-развивающей среды.
Воспитатели должны понимать, что самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности ребенка, именно в ней максимально разворачиваются их способности. Но именно самостоятельная сюжетная игра ныне «уходит» из мира дошкольника.
В программе «Детство» раздел «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» - занимает одно из ведущих мест. Ставится задача «Чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.
Задачи социального и нравственного развития детей в игре:
- Познакомить ребенка с основными областями социальной жизни и интересными поступками людей.
- Организовывать совместную игру с детьми.
- Создать условия для самостоятельной игровой деятельности.
Слушателям предлагается рассмотреть развитие сюжетной игры в дошкольном детстве, которое начинается с сюжетно-отобразительной и индивидуальной режиссерской игр. Постепенно из сюжетно-отобразительной игры вырастает сюжетно-ролевая, пик развития которой приходится на 5-6 лет, когда она приобретает совместный характер. В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра «затухает».
При организации и руководстве игрой детей дошкольного возраста перед педагогами стоят следующие задачи:
1. Использование в педагогическом процессе всего многообразия игр, рекомендованных программой: дидактических, развивающих, сюжетно-дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых, строительных, строительго-конструктивных, режиссерских, театрализованных игр, игр-экспериментирования, регулирование баланса между разными видами игр.
2. Обогащение жизненного опыта детей знаниями, впечатлениями, которые могут быть реализованы в игре через разные источники информации: экскурсия, посещение музеев, театров, встречи с интересными людьми, прогулки, наблюдения, художественное слово, художественно-творческая деятельность. Заинтересовавшая детей информация о событиях, людях, профессиях зарождает желание быть как «взрослый», что невозможно. Возникшее противоречие является движущей силой для сюжетного содержания игры.
Одной из причин, по которой дети не отражают новые впечатления в игре, является отсутствие взаимосвязи между обогащением жизненного опыта ребенка, т.е. педагоги не всегда помогают ребенку перевести полученные знания в условный план игры.
Нижеприведенный критерий является следующим компонентом психолого-педагогических условий развития игровой деятельности в дошкольном учреждении:
- передача детям социального опыта игры (обучение игровым навыкам) с помощью специальных обучающих игр: игр-занятий, сюжетно-дидактических, сюжетных, подвижных, музыкальных, театральных, игр-упражнений;
- деятельность воспитателя по организации самостоятельной детской игры начинается с создания предметно-игровой среды;
- обеспечение своевременного изменения предметно-игровой среды с учетом обогащающегося опыта детей.
Слушателям предлагается сформулировать общие принципы построения развивающей среды в детском саду, направленные на реализацию личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка, определяют современную педагогическую стратегию пространственной организации и содержания игровой зоны в группах детского сада, такие как:
- организация непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны: интеллектуальной, театрально-игровой, творческой сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной игры, игры с двигательной активностью. Создание условий для индивидуальных и коллективных игр дошкольников, чтобы каждый мог найти себе удобное и комфортное место в зависимости от своего эмоционального состояния;
- обеспечение условной изолированности («вижу, но не мешаю») между элементами игровой зоны, так как среда, окружающая ребенка должна быть безопасной;
- использование функциональных помещений группы – спальни и раздевалки для организации игровой среды.
- своевременное изменение предметно-игровой среды педагогами: внесение новых атрибутов игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр и усложняющимся уровнем игровых умений детей;
- проведение оптимального отбора игр, игрушек, игрового оборудования по количеству и качеству: их недостаточное количество или переизбыток и неадекватное уровню развития детской игры качество ограничивает развитие ребенка и дезориентирует его игровую деятельность;
- предоставление детям возможности самостоятельно менять игровую среду в соответствии с их настроением, игровыми замыслами, интересами посредством многофункциональных, легко трансформируемых элементов, поролоновых модулей, пространственных конструкторов («Квадо»), надувных резиновых элементов (манежи, бассейны), спортивных комплексов, ширм (высота 75-80 см) низких, устойчивых скамеечек;
- обеспечение доступности ко всему содержанию развивающей предметно-игровой среды: расположение игр, игрушек, атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребенка;
- учет половых различий детей при организации предметно-игровой среды, т.е. ее содержание должно в равной степени отражать интересы как девочек, так и мальчиков.
В данной теме слушателям предлагается рассмотреть роль взрослого в самостоятельной игре дошкольников, ведь часто ставится вопрос, может ли и должен ли воспитатель
вмешиваться в игру? Воспитатели должны прийти к выводу ,что такое право у них есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.
С детьми обращаются ровно, спокойно, терпеливо. Недопустимы со стороны воспитателя и других сотрудников окрики, раздраженный, громкий разговор, постоянные порицания. Речь воспитателя - не только образец для подражания. От того, как взрослый обращается к детям, во многом зависит его педагогический успех. Существует хорошее правило: во время занятий не отвлекать воспитателя и детей.
Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придает формированию доброжелательных отношений между ними. Он показывает малышам, как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры, как вдвоем посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему.
Классификация игр
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – писал В. А. Сухомлинский.
«Маленькие дети... играют, как птица поет. В жизни дошкольников игры занимают самое большое место, – отмечала Н. К. Крупская. Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания».
На важную роль игры во всестороннем развитии детей указывали Горький и Макаренко. Игру детей они рассматривали как основной вид физической и двигательной деятельности.
Все игры детей принято делить на две большие группы:
- Игры с готовыми «жесткими» правилами (спортивные, подвижные,
интеллектуальные); - Игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых
действий.
М. Лацерус предлагает классификацию игр:
- Игры, связанные с физической деятельностью;
- Влечения к различным видам зрелищ;
- Игры интеллектуальные;
- Игры азартные.
Д. Б. Эльконин делит подвижные игры на четыре группы:
- Имитационно-процессуальные, в которых действия детей сводятся
к простому подражанию известным действиям по образцу; - Драматические игры по определенному сюжету;
- Игры с несложными по сюжету правилами;
- Игры с правилами без сюжета и элементарные спортивные игры.
Заслуживает внимания классификация игр как отражение разнообразных типов человеческой деятельности:
- Физические и психологические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия).
- Интеллектуально-творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные, строительные, трудовые); технические, конструкторские; электронные, компьютерные, игры-автоматы; игровые методы обучения.
- Социальные игры: творческие, сюжетно-ролевые (подражательные,
режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы); деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные). - Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность).
В целях наиболее эффективного выявления и использования ресурсов игры принято различать подвижные, спортивные и специальные оздоровительные (коррекционно-оздоровителъные) игры.
К подвижным относятся игры, направленные преимущественно на общую физическую подготовку и не требующие специальной подготовки играющих; они построены на свободных, разнообразных и простых движениях, связанных с вовлечением в работу главным образом больших мышечных групп, и просты по своему содержанию и правилам.
К спортивным относятся игры, имеющие все характерные признаки спорта; они требуют подготовки и спортивного совершенствования играющих. Спортивные игры характеризуются наличием борьбы играющих за победу своей команды или за личное первенство. Они отличаются от подвижных сложностью правил и техники, а также устойчивостью условий и правил.
Специальные оздоровительные игры наряду с укреплением различных групп мышц, тренировкой вестибулярного аппарата, профилактикой нарушений зрения и осанки снимают утомление, вызванное интенсивными интеллектуальными нагрузками, и создают у игроков состояние психофизиологического комфорта.
В методике физического воспитания и развития детей принято делить игры на:
1. Элементарные игры с правилами:
а) сюжетного характера («Лохматый пес», «Гуси-лебеди», «Хитрая лиса»);
б) бессюжетные, где в основе лежат правила (догонялки, прятки, ловишки, игры-эстафеты);
в) аттракционы со специально создающимися условиями (прыжки в мешках, пронести воздушный шарик в ложке, приклей нос Буратино);
г) игры-забавы на развитие мелкой моторики пальцев (пальчик-мальчик, сорока, колечко).
2. Сложные игры с правилами:
а) спортивные (футбол, элементы баскетбола на 7-ом году жизни);
б) игры с элементами спорта (городки, кегли, кольцебросы).
Также все подвижные игры по программе детского сада делятся по двигательному составу.
- Игры большой подвижности, с бегом и прыжками («Мы веселые ребята», «Ловишки», «У медведя во бору», «Волк во рву»);
- Игры средней подвижности, с лазаньем, хороводы с ходьбой и с бегом («Мышеловка», «Ровным кругом», «Карусели», «Пузырь», «Обезьянки», «Медведь и пчелы»);
- Игры малой подвижности с ходьбой в средне-медленном темпе, с упражнениями для определенных частей тела, с метанием («Летает – не летает», «Найди, где спрятано», «Море волнуется
Рекомендуемая литература
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.
- Ашиков В. И. Ашикова С. Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М.,1997.
- Ашиков В. И. Ашикова С. Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.
- Добро пожаловать в экологию! Часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей у детей старшего дошкольного возраста. / Сост. О.А. Воронкевич. - СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004.
- Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию М.,1997г.с106-110.
- Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников \ Под ред. Л.М. Маневцевой: - СПб. «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2003.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- «Мы». Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева идр.. – 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004.
- Куликовская И. Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. – М.: «Мозаика-Синтез», 2002.
- Николаева С. Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. - М.: «Мозаика-Синтез», ТЦ Сфера 2003.
- Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2004.
- Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие/ Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001.
- Дети с задержкой психического развития./ Под ред. Власовой Т.А. и др. – Москва, «Педагогика», 1978.
- Захаров Л.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – Москва, «Просвещение», 1985.
- Мамайчук И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – Москва, «Академия», 2000.
- Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. – Москва, «Академия», 1999.
- Педагогика М Монтессори: теория и практика.//Материалы международных . и научно-практических конференций Белгород. ( статьи .Расторгуевой Т.Н., Любиной Т.А., Стручаевой Т.М. и др.) 1995, 1999.
- Любина Г.А. Письма о Монтессори-педагогике, - Минск, 1997.
- Ле Шан Э. Когда Ваш ребенок сводит Вас с ума. – Москва, 1990.
- Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. – Москва,1996.
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – Москва. 2000.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – Москва, «Владос», 1997.
- Маркуша А. Ругать можно - а хвалить нужно.// «Дошкольное воспитание». №11, 1994.
- Организация лаборатории М. Монтессори для ранней коррекции детей с особенностями развития./Из опыта работы школы «Возможность», г. Дубна, 1995.
- Соломенникова. О.А. – Программы дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ,2002г.
Вопросы для повторения по темам лекций
Типы и виды занятий по художественно – трудовой деятельности старших дошкольников.
Формы художественной деятельности детей в ДОУ (искусство, худ. деятельность)
Современные подходы к руководству игровой деятельностью детей.
Классификация игр. Развивающие игры.
Технология работы воспитателя в адаптивном ДОУ.
Рациональные приемы познания: проблемно-поисковые ситуации,
детское экспериментирование, вопросы воспитания, игровые приемы,
моделирование различных отношений и т. д.(в различных видах деятельности)
Методы и формы экологического образования и воспитания:
- методы, повышающие познавательную активность,
- методы, вызывающие эмоциональную активность детей при усвоении.
знаний детей о природе (воображаемая ситуация, придумывание сказок, игры-драматизации, обсуждение и проигрывание ситуаций).
Совершенствование эколого-развивающей среды.
Уголок природы в детском саду. Экологическая тропа.
Коррекционные задачи воспитателя, их содержание и способы
осуществления.
Контрольно-тестовые задания
Современная технология развития творческой игровой деятельности
детей – это:
а) технология, центрированная на ознакомлении детей с окружающим;
б) технология, центрированная на передаче детям способов игровой
деятельности.
Вопросы детей младшего дошкольного возраста имеют характер:
а) ориентировочный;
б) констатирующий;
в) поисковый.
Наглядные методы обучения – это:
а) наблюдение;
б) рассматривание картин;
в) упражнение.
Личностно-ориентированный подход в воспитании основан на:
а) принятии, признании и понимании ребенка;
б) образе ребенка, принятого у взрослого поколения;
в) представлении воспитателя об «идеальном» ребенке.
Какой метод работы лежит в основе разных видов деятельности,
направленной на познание природы?
А) Моделирование.
Б) Наблюдение.
В) Беседа.
С какого возраста можно привлекать детей к практической,
исследовательской работе в природных условиях?
А) С 4-х лет. Б) С 5-ти лет. В) С 6-ти лет.
Укажите, какие методы являются наиболее эффективными для развития самостоятельности мышления дошкольников
А) Детское экспериментирование.
Б) Проблемные ситуации.
В) Игры.
Г) Показ и объяснение воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос
Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....
Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".
Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...
Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет
В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...
«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»
1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...
Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»
образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...