НОД "Путешествие в мир музыки Петра Ильича Чайковского" для детей старшей группы
методическая разработка (старшая группа)
НОД "Путешествие в мир музыки Петра Ильича Чайковского" для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД "Путешествие в мир музыки П.И. Чайковского" для детей старшей группы | 20.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
НОД «Путешествие в мир музыки П.И.Чайковского
для детей старшей группы
Слайд 1, 2
Цель: Приобщать детей к миру духовных ценностей отечественной и мировой культуры через знакомство с творчеством русского композитора П.И. Чайковского.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с творчеством П.И. Чайковского, рассказать о сборнике пьес «Детский альбом»;
Закреплять умение детей анализировать музыкальное произведение (определять характер, регистр, темп, форму), различать части музыкального произведения на примере «Неаполитанской песенки».
Развивающие:
Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через использование музыкальных пьес «Детского альбома» П. И. Чайковского;
Развивать умение слушать музыкальное произведение, умение выражать свои переживания в словах, в песне.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к русской национальной культуре, к произведениям классической музыки.
Словарная работа: пьеса, характер пьесы, великий русский композитор, слушатель, исполнитель, марш, жанр.
Предварительная работа: знакомство с понятием «жанр», прослушивание произведений разных жанров, беседа о них.
Инвентарь и оборудование: фортепиано, компьютер, музыкальный центр, мультимедиа проектор, экран, презентация, лошадки на палочке, куклы.
Музыкальный материал: «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Новая кукла», «Неаполитанская песенка». П. И. Чайковского.
Ход НОД.
Муз. рук. Дети, сегодня у нас необычное музыкальное занятие. Мы совершим с вами удивительное путешествие в музыкальную страну и встретимся с музыкой великого русского композитора П. И. Чайковского, но сначала послушайте стихотворение.
Слайд 3
Жил Чайковский композитор.
Много пьес он сочинил.
Сочинял он и для взрослых,
Но детей не позабыл.
И про утро, и про куклу,
Польку, вальс, мазурку, хор,
Про лошадку и про маму.
Мы их любим до сих пор!
Муз. рук. Да, ребята, вы прекрасно знаете, что П. И. Чайковский является великим русским композитором, его музыку знают во всем мире и взрослые, и дети. Вам уже знакомы некоторые музыкальные пьесы из его «Детского альбома».
Слайд 4
Но, прежде чем мы вновь встретимся с музыкальными картинками из «Детского альбома», я хочу рассказать вам немного интересного из детства П. И. Чайковского.
Отправимся с вами в давние-давние времена, в 19 в., когда не было ни электричества, ни радио, ни телевизора, ни сотовых телефонов, ни компьютеров.
Слайд 5
Люди ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах. Мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками и деревянными солдатиками, но девочкам также, как и сейчас дарили красивых кукол в длинных бальных платьях.
Слайд 6
Именно в те далекие времена жил-был мальчик Петя. (Родился он 7 мая 1840г. в городе Воткинске). Его отец был горным инженером, а мать, Александра Андреевна, была его первой учительницей музыки.
Слайд 7
Она умела красиво петь и играть на пианино. В семье, кроме Пети, было ещё 2 брата и сестра, но Петр был самым младшим в семье ребенком.
Слайд 8
Петю все очень любили, потому что он был очень добрым. С Петей было всегда очень весело играть, потому что он часто придумывал разные игры, сочинял забавные истории. Но была у Пети одна странность, он часто во время игры мог взять уйти куда-нибудь в дом и сосредоточенно к чему-нибудь прислушивался. А прислушивался он к звукам, которые звучали внутри него. Вот музыка стала захватывать Петю больше всего. Он стал часто садится за фортепиано, наигрывать мелодии и даже пробовать сочинять музыку.
Слайд 9
Еще Петя очень любил читать книги и даже сочинял стихи. Но музыку он любил большего всего на свете. Он чувствовал, что только через музыку он может высказать свои чувства к людям, природе, к Родине. Итак, никому неизвестный мальчик Петя, позже станет всемирно известным композитором Петром Ильичом Чайковским.
Пётр Ильич Чайковский очень любил детей, и у него среди них было много маленьких друзей, особенно любил своего племянника Володю Давыдова, по прозвищу БОБ.
Слайд 10
Ему и посвятил свой цикл детских музыкальных пьес под названием «Детский альбом» (показать альбом). Боб очень любил играть и послушать сказки своего дяди П.И. Чайковского. П.И. Чайковский написал музыку так, чтобы Боб мог узнать свои любимые занятия и так как он умел играть на фортепиано еще и исполнить эти пьесы.
В этой музыке встречаются добрые и злые герои, есть веселые и грустные настроения. В «Детском альбоме» можно услышать сказки и игры, узнать новые истории о кукле и много еще интересного и загадочного.
Давайте полистаем этот альбом, посмотрим картинки и послушаем произведения. Первая картинка «Деревянные солдатики».
Муз.рук. Послушайте, пожалуйста, пьесу, которую написал Чайковский для мальчиков, которые любили играть с игрушками. (Звучит «Марш деревянных солдатиков»)
Слайд 11
Муз. рук. Как называется пьеса?
Дети. «Марш деревянных солдатиков».
Муз. рук. Правильно!
Деревянные солдатики
Маршируют до зари,
Левой-правой, левой-правой
Четко ходят, «раз-два-три»
Скажите, а почему мы слышим с вами, что это именно игрушечные солдатики шагают? Могут ли шагать взрослые солдаты под эту музыку?
Дети. Нет.
Муз. рук. Какие звуки мы слышим тяжелые, низкие или высокие и лёгкие?
Муз. рук. Правильно, мы слышим с вами высокие, лёгкие звуки, даже слышно, как играет игрушечный барабан, хорошо можно представить, что идут маленькие смелые воины.
Муз. рук. В «Детском альбоме», есть ещё одна страничка, называется «Игра в лошадки». Давайте послушаем ее. Звучит пьеса «Игра в лошадки».
Слайд 12
Муз. рук. Расскажите, пожалуйста, о прослушанной музыке? Какой характер этой пьесы? Какой темп?
Дети. Быстрая, стремительная.
Муз. рук. Правильно, быстрая, стремительная.
Муз. рук. Вы хотите, чтоб ожила у нас сегодня эта страничка из «Детского альбома».
Дети. Да!
Муз. рук. Тогда, мальчики садитесь на лошадок.
На своей лошадке вихрем я лечу
Я гусаром смелым очень стать хочу.
Милая лошадка, на тебе верхом,
Я скачу по лугу лихо с ветерком.
Дети исполняют все вместе «Игра в лошадки».
Муз. рук. Расскажите мальчики, куда вы так быстро скакали?
Мальчики рассказывают свои коротенькие истории.
Муз. рук. Следующая пьеса называется «Новая кукла», давайте послушаем её.
Слайд 13
Муз. рук. Как же легко и весело звучит эта пьеса, она нам рассказывает о том, что девочка очень радостная, что ей подарили новую куклу.
Ну-ка девочки, возьмите кукол и потанцуйте с ними. Слушаем ещё раз.
Муз. рук. Сейчас я вам покажу картинки к некоторым пьесам из «Детского альбома».
Слайд 14,15,16
Так в альбом вошли следующие пьесы: «Болезнь куклы», «Мама», а также песни и танцы разных стран – итальянская, французская, немецкая песенки, чешская «Полька», польская «Мазурка», но сегодня я хочу остановиться на «Неаполитанской песенке». Неаполь – это город в Италии. В своей пьесе Чайковский очень выразительно передал черты итальянской народной музыки, звучание народных инструментов. Послушайте её и скажите, какие настроения и чувства передаёт музыка, какая она по характеру.. Звучит пьеса.
Слайд 17
Дети: Музыка весёлая, задорная, танцевальная.
Муз. рук. Молодцы, характер пьесы вы определили правильно, сейчас еще раз внимательно прослушайте «Неаполитанскую песенку» и попытайтесь определить из скольких частей состоит эта пьеса.
Ответы детей.
Муз. рук. Выходите на середину зала, и мы вместе попробуем определить сколько музыкальных частей в «Неаполитанской песенке».
I часть – хлопаем,
II часть – киваем головой в стороны,
III часть – постучим по коленям.
После определения количества частей дети садятся на места.
Муз. рук. Так, кто мне скажет сколько частей в этом произведении.
Дети: Три части.
Муз. рук. Правильно, молодцы! А теперь скажите, пожалуйста, с творчеством какого композитора мы сегодня знакомились?
Дети: Петр Ильи Чайковский.
Муз. рук. А кто мне скажет название пьес, которые мы сегодня слушали.
Дети: Пьесы называются «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», « Новая кукла», «Неаполитанская песенка».
Муз. рук. Молодцы, ребята! Наше увлекательное путешествие закончилось, но мир музыки ещё подарит нам много интересного, если мы будем дружить с музыкой. На следующих занятиях мы продолжим знакомиться с «Детским альбомом» П. И. Чайковского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мероприятия по интеграции речевого развития детей и музыки (логоритмика) для детей старшей группы
Музыкальный руководитель совместно с логопедом проводит логоритмическое занятие, в котором используется речевой и музыкальный материал по теме "Осень". В ходе совместной деятельности с детьми в ...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по нравственному воспитанию на тему: «Сказание о Петре и Февронии» для детей старшей группы
Цель: Формирование представления об образцах древнерусской литературы (на примере «Сказание о Петре и Февронии»)...
«Путешествие в страну Музыки» музыкальное занятие для детей старшей группы
Цель: Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения).Задачи:Прививать любовь к творчеству...
экскурсия в музей "домик Петра I" для детей подготовительной группы
Познакомить детей с музеем "Домик Петра I". Развивать патриотические чувства. Дать знания о жизни основателя Санкт - Петербурга, его личными вещами. Продолжать знакомить детей с историей род...
Проект «Музыка Петра Ильича Чайковского - детям»
Музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует и интеллектуальному развитию ребенка. Слушая и исполняя музыкальные произведения, ребенок приобретает знания и представления о...
Тематический вечер, посвящённый творчеству Петра Ильича Чайковского. (дети старших групп)
Музыкальный репертуар: «Времена года» муз. П.И. Чайковского «Подснежник»«Баркарола»«Осенняя песня»«Святки»«Камаринская»...
Конспект занятия для подготовительной группы "Мир музыки Петра Ильича Чайковского"
Цель: Приобщение детей к миру духовных ценностей отечественной и мировой культуры через знакомство с творчеством русского композитора П. И. Чайковского.Задачи:Познакомить с творчеством П. И....