Конспект занятия для подготовительной группы "Мир музыки Петра Ильича Чайковского"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
Цель: Приобщение детей к миру духовных ценностей отечественной и мировой культуры через знакомство с творчеством русского композитора П. И. Чайковского.
Задачи:
- Познакомить с творчеством П. И. Чайковского, рассказать о сборнике пьес «Детский альбом»;
- Закреплять умение детей анализировать музыкальное произведение (определять характер, регистр, темп, форму, различать части музыкального произведения на примере «Неаполитанской песенки».
- Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через использование музыкальных пьес «Детского альбома» П. И. Чайковского;
- Развивать умение слушать музыкальное произведение, умение выражать свои переживания в словах, в песне.
- Воспитывать любовь к русской национальной культуре, к произведениям классической музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.25 КБ |
![]() | 1.26 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для подготовительной группы
«Мир музыки Петра Ильича Чайковского»
Цель: Приобщение детей к миру духовных ценностей отечественной и мировой культуры через знакомство с творчеством русского композитора П. И. Чайковского.
Задачи:
- Познакомить с творчеством П. И. Чайковского, рассказать о сборнике пьес «Детский альбом»;
- Закреплять умение детей анализировать музыкальное произведение (определять характер, регистр, темп, форму, различать части музыкального произведения на примере «Неаполитанской песенки».
- Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через использование музыкальных пьес «Детского альбома» П. И. Чайковского;
- Развивать умение слушать музыкальное произведение, умение выражать свои переживания в словах, в песне.
- Воспитывать любовь к русской национальной культуре, к произведениям классической музыки.
- №1. Под музыку дети вместе с воспитателем заходят в зал.
Слайд 1
Музыкальный руководитель: Дети, сегодня у нас необычное музыкальное занятие. Мы совершим с вами удивительное путешествие в музыкальную страну и встретимся с музыкой великого русского композитора П. И. Чайковского, но сначала послушайте стихотворение.
Жил Чайковский композитор.
Много пьес он сочинил.
Сочинял он и для взрослых,
Но детей не позабыл.
И про утро, и про куклу,
Польку, вальс, мазурку, хор,
Про лошадку и про маму.
Мы их любим до сих пор!
Музыкальный руководитель: Да, ребята, вы прекрасно знаете, что П. И. Чайковский является великим русским композитором, его музыку знают во всем мире и взрослые, и дети. Вам уже знакомы некоторые музыкальные пьесы из его «Детского альбома».
Слайд 2
Но, прежде чем мы вновь встретимся с музыкальными картинками из «Детского альбома», я хочу рассказать вам немного интересного из детства П. И. Чайковского.
Отправимся с вами в давние-давние времена, в 19 в., когда не было ни электричества, ни радио, ни телевизора, ни сотовых телефонов, ни компьютеров.
Слайд 3
Люди ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах. Мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками и деревянными солдатиками, но девочкам также, как и сейчас дарили красивых кукол в длинных бальных платьях.
Слайд 4
Именно в те далекие времена жил-был мальчик Петя. (Родился он 7 мая 1840г. в городе Воткинске). Его отец был горным инженером, а мать, Александра Андреевна, была его первой учительницей музыки.
Слайд 5
Она умела красиво петь и играть на пианино. В семье, кроме Пети, было ещё 2 брата и сестра, но Петр был самым младшим в семье ребенком.
Слайд 6
Петю все очень любили, потому что он был очень добрым. С Петей было всегда очень весело играть, потому что он часто придумывал разные игры, сочинял забавные истории. Но была у Пети одна странность, он часто во время игры мог взять уйти куда-нибудь в дом и сосредоточенно к чему-нибудь прислушивался. А прислушивался он к звукам, которые звучали внутри него. Вот музыка стала захватывать Петю больше всего. Он стал часто садится за фортепиано, наигрывать мелодии и даже пробовать сочинять музыку.
Слайд 7
Еще Петя очень любил читать книги и даже сочинял стихи. Но музыку он любил большего всего на свете. Он чувствовал, что только через музыку он может высказать свои чувства к людям, природе, к Родине. Итак, никому неизвестный мальчик Петя, позже станет всемирно известным композитором Петром Ильичом Чайковским.
Пётр Ильич Чайковский очень любил детей, и у него среди них было много маленьких друзей, особенно любил своего племянника Володю Давыдова, по прозвищу БОБ.
Слайд 8
Ему и посвятил свой цикл детских музыкальных пьес под названием «Детский альбом». Боб очень любил играть и послушать сказки своего дяди П. И. Чайковского. П. И. Чайковский написал музыку так, чтобы Боб мог узнать свои любимые занятия и так как он умел играть на фортепиано еще и исполнить эти пьесы. В этой музыке встречаются добрые и злые герои, есть веселые и грустные настроения. В «Детском альбоме» можно услышать сказки и игры, узнать новые истории о кукле и много еще интересного и загадочного.
Слайд 9
Давайте полистаем этот альбом, посмотрим картинки и послушаем произведения. Первая картинка «Деревянные солдатики».
Музыкальный руководитель: Послушайте, пожалуйста, пьесу, которую написал Чайковский для мальчиков, которые любили играть с игрушками.
- №2. Звучит «Марш деревянных солдатиков»
Музыкальный руководитель: Как называется пьеса?
Дети: «Марш деревянных солдатиков».
Музыкальный руководитель: Правильно!
Деревянные солдатики
Маршируют до зари,
Левой-правой, левой-правой
Четко ходят, «раз-два-три»
Скажите, а почему мы слышим с вами, что это именно игрушечные солдатики шагают? Могут ли шагать взрослые солдаты под эту музыку?
Дети: Нет.
Музыкальный руководитель: Какие звуки мы слышим тяжелые, низкие или высокие и лёгкие?
Музыкальный руководитель: Правильно, мы слышим с вами высокие, лёгкие звуки, даже слышно, как играет игрушечный барабан, хорошо можно представить, что идут маленькие смелые воины.
Слайд 10
В «Детском альбоме», есть ещё одна страничка, называется «Игра в лошадки». Давайте послушаем ее.
- №3. Звучит пьеса «Игра в лошадки»
Музыкальный руководитель: Расскажите, пожалуйста, о прослушанной музыке? Какой характер этой пьесы? Какой темп?
Дети: Быстрая, стремительная.
Музыкальный руководитель: Правильно, быстрая, стремительная.
Музыкальный руководитель: Вы хотите, чтоб ожила у нас сегодня эта страничка из «Детского альбома».
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: Тогда, мальчики садитесь на лошадок.
На своей лошадке вихрем я лечу
Я гусаром смелым очень стать хочу.
Милая лошадка, на тебе верхом,
Я скачу по лугу лихо с ветерком.
- №3. Дети исполняют все вместе «Игра в лошадки».
Музыкальный руководитель: Расскажите мальчики, куда вы так быстро скакали?
Мальчики рассказывают свои коротенькие истории.
Музыкальный руководитель: Следующая пьеса называется «Новая кукла», давайте послушаем её.
Слайд 11
- №4. Звучит «Новая кукла»
Музыкальный руководитель: Как же легко и весело звучит эта пьеса, она нам рассказывает о том, что девочка очень радостная, что ей подарили новую куклу.
Ну-ка девочки, возьмите кукол и потанцуйте с ними. Слушаем ещё раз.
- №4. Звучит «Новая кукла»
Музыкальный руководитель: Сейчас я вам покажу картинки к некоторым пьесам из «Детского альбома».
Слайд 12, 13, 14, 15
Музыкальный руководитель: Так в альбом вошли следующие пьесы: «Болезнь куклы», «Мама», а также песни и танцы разных стран – итальянская, французская, немецкая песенки, чешская «Полька», польская «Мазурка», но сегодня я хочу остановиться на «Неаполитанской песенке». Неаполь – это город в Италии. В своей пьесе Чайковский очень выразительно передал черты итальянской народной музыки, звучание народных инструментов. Послушайте её и скажите, какие настроения и чувства передаёт музыка, какая она по характеру.
№5. Звучит «Неаполитанская песенка»
Дети: Музыка весёлая, задорная, танцевальная.
Музыкальный руководитель: Молодцы, характер пьесы вы определили правильно, сейчас еще раз внимательно прослушайте «Неаполитанскую песенку» и попытайтесь определить из скольких частей состоит эта пьеса.
№5. Звучит «Неаполитанская песенка»
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Выходите на середину зала, и мы вместе попробуем определить сколько музыкальных частей в «Неаполитанской песенке».
I часть – хлопаем,
II часть – киваем головой в стороны,
III часть – постучим по коленям.
После определения количества частей дети садятся на места.
Музыкальный руководитель: Так, кто мне скажет сколько частей в этом произведении.
Дети: Три части.
Музыкальный руководитель: Правильно, молодцы! А теперь скажите, пожалуйста, с творчеством какого композитора мы сегодня знакомились?
Дети: Петр Ильи Чайковский.
Музыкальный руководитель: А кто мне скажет название пьес, которые мы сегодня слушали.
Дети: Пьесы называются «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Новая кукла», «Неаполитанская песенка».
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Наше увлекательное путешествие закончилось, но мир музыки ещё подарит нам много интересного, если мы будем дружить с музыкой. На следующих занятиях мы продолжим знакомиться с «Детским альбомом» П. И. Чайковского.
- №1. Под музыку дети вместе с воспитателем заходят в зал.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детский альбом
Пётр Ильич Чайковский Илья Петрович Чайковский Александра Андреевна Ассиер
Владимир Львович Давыдов
Детский альбом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия,посвященного дню рождения Петра Ильича Чайковского, для детей подготовительной группы
Данный конспект можно использовать как развлечение для детей старшего дошкольного возраста...

Музыкальное занятие "Творчество Петра Ильича Чайковского".
Интегрированное музыкальное занятие, образовательные области: Художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие....

Конспект занятия в подготовительной группе "Музыка нам дарит здоровье"
В занятии представлены разнообразные формы оздоровления детей в процессе мкзыкальной деятельности....

КОНСПЕКТ НОД на тему: музыкальная гостинная «Детский альбом Петра Ильича Чайковского» старшая группа
- Познакомить детей с творчеством П.И. Чайковского.- Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.-...

НОД "Путешествие в мир музыки Петра Ильича Чайковского" для детей старшей группы
НОД "Путешествие в мир музыки Петра Ильича Чайковского" для детей старшей группы...

Проект «Музыка Петра Ильича Чайковского - детям»
Музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует и интеллектуальному развитию ребенка. Слушая и исполняя музыкальные произведения, ребенок приобретает знания и представления о...
Консультация для родителей. Слушаем музыку вместе с мамой и папой. «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского. Песня жаворонка
Консультация для родителей. Слушаем музыку вместе с мамой и папой. «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского. Песня жаворонка...