Методическая разработка "Принцип отбора детей в любительский хореографический коллектив"
методическая разработка (средняя группа)
В данной методической разработке описан принцип отбора детей в любительский хореографический коллектив
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsip_otbora_detey_v_khoreograficheskiy_kollektiv.docx | 231.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Люди испытывали непреодолимую тягу к танцам во все времена. Танец дарит человеку невероятно приятную возможность раскрыть свое внутреннее «я», обрести гармонию и подарить заряд энергии. В интернете вы увидите куча статей о пользе данного вида искусства, о том, что они прекрасно развивают координацию движений, гибкость и даже благотворно влияют на работу сердца. Так же увидите информацию о том, что танцы подвластны абсолютно всем и каждому. Это очень спорное утверждение. Если вы посещаете кружок или школу танцев для того чтобы провести свободное время, то ваши уроки будут направлены на то, чтобы с занятий вы ушли с хорошим настроением и зарядом бодрости до следующего урока. Но есть и обратная сторона данного вида искусства. Уровень хореографии за последние десятилетия очень вырос и детские хореографические ансамбли в наше время вынуждены конкурировать друг с другом. Это привело к тому, что хореография стала подвластна далеко не каждому ребенку. Правильно определить способности и возможности детей для успешного обучения их хореографии непросто.
Руководитель должен увидеть в каждом ребенке потенциального танцовщика, строя свой прогноз по факту присутствия каких-либо умений и способностей, данных ребенку природой от рождения. По какому же принципу следует отбирать детей для обучения хореографическому искусству. Для выполнения специфической хореографической деятельности требуются хорошие физические, хореографические данные, крепкая память и воображение.
Одаренность и труд, труд и талант тесно взаимосвязаны. Если вы попали в хороший коллектив то при отборе детей, руководитель детского хореографического ансамбля должен отследить и определить внешние сценические данные детей, музыкальные, ритмические способности, медицинские показатели.
Цель курсовой работы понять какими данными должен обладать ребенок для того чтобы пройти успешный отбор в хореографический коллектив. Для этого я поставила перед собой задачу рассмотреть то какими данными должен обладать идеальный танцор и почему.
Глава I. Критерии отбора детей в хореографический коллектив
1.1 Физические данные
Танец – прекрасный вид искусства, в котором гармонично сочетаются музыка и пластика движений. Ещё в античном мире танцы, физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений, а так же силы и выносливости.
Сейчас глядя на красивых балерин прыгающих в шпагат, на детские хореографические ансамбли демонстрирующих изумительное и точное исполнение движений, мы даже не задумываемся о том какой труд кроется за всем этим. Мы видим лишь результат, и мало кто знает, что чтобы добиться профессиональных высот в танце, надо начинать ещё в раннем детстве.
При принятии решения о начале занятий вашего ребенка в хореографическом коллективе важно помнить о том, что в каждом хорошем ансамбле производится смотр детей. Во время отбора детей для занятий в хореографическом коллективе или детской балетной школе обращают внимание на внешние сценические данные поступающего, а также проводят проверку его профессиональных физических данных, таких как : выворотность ног, состояние стоп ( в том числе подъёма), танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок.
Известно, что классики хореографии придавали большое значение физическим данным, которые необходимы для обучения танцу, Например, Карло Блазис в своем трактате «Полный учебник танца» указывал на важное значение «выворотности», одного из непременных условий для овладения техникой танца. Таким образом, уже в те далекие от нас XVIII и начало XIX века требовались определенные профессиональные данные. Однако классики хореографии не оставили нам секретов, как они выявляли эти данные. .Далее я подробнее рассмотрю идеальные физические данные для занятия хореографией и постараюсь объяснить, для чего они нужны.
Вопрос о методике отбора детей для обучения балету в нашей стране проявился после расширения сети балетных школ в бывшем Советском Союзе. Возникла потребность выработать и унифицировать правила приема и методику приемных экзаменов.
В конце 30-х, начале 40-х годов в стенах Ленинградского государственного хореографического училища началась серьезная работа по определению критериев и правил приема. Результатом этого стало издание пособия «Основы медицинского отбора поступающих в хореографические училища», которое увидело свет в 1941 году. Его автор разработала параметры медицинского обследования. Пособие является одним из лучших в этой области.
В 1963 году Министерством культуры и Московским академическим хореографическим училищем было выпущено «Методическое пособие по приему в хореографические училища» – авторы-составители: и – профессор, Заслуженный деятель науки РСФСР. В «Пособии» определена структура трех туров, которая существует и теперь в практике хореографических училищ.
Далее я подробнее рассмотрю идеальные физические данные для занятия хореографией и постараюсь объяснить, для чего они нужны.
Телосложение
Существуют два основных типа сложения тела – долихомофорный и брахимофорный. Долихомофорный или как его ещё называют астенический, характеризуется высоким ростом, коротким туловищем и длинными ногами, малой окружностью грудной клетки, средними или узкими плечами, малым углом наклона таза, походкой с развернутыми ногами.
Брахиморфный тип характеризуется средним или ниже среднего ростом, длинным туловищем, короткими ногами, большой окружностью грудной клетки, выраженным углом наклона таза (гиперлордоз), походкой с повернутыми внутрь стопами. Для занятий танцами наиболее подходит долихомофорный тип сложения тела.
Эталоном идеального телосложения является греческая скульптура:
- длина верхней части туловища от теменного бугра до лобковой точки равна длине нижней части его от лобковой точки до земли ;
- длина туловища от лобковой точки до нижнего края надколенника равна длине его от нижнего края надколенника до земли. Создается иллюзия длинноногости.
Осанка
Для занятий танцем важно иметь не только пропорциональное телосложение, но и правильную осанку.
В анатомическом отношении осанка человека рассматривается в трех плоскастях, проходящих через общий центр тяжести человека: попечеречная( горизонтальная), делящая тело на верхнюю и нижнюю половины. Продольная( сагиттальная), которая разграничивает тело на две симметричные части – правую и левую ,переднюю и заднюю.
Основа осанки – позвоночник и его соединение с тазовым поясом. Позвоночник имеет изгибы: шейный (впереди), грудной(назад), поясничный (вперед) , крестцо-копчиковый (назад) . При нормальной осанке изгибы позвоночника выражены умеренно. Направление линии позвонков при этом строго вертикально . Правая и левая части симметричны: шейно- плечевые линии на одном уровне, углы лопаток на одной высоте и на одном расстоянии от позвоночника, треугольники талии( пространство между линиями туловища и вытянутыми вдоль руками) одинаковы.
В нормальной осанке ось тела, проходя через общий центр тяжести, проецируется на середину площади опоры, что обеспечивает устойчивое равновесие тела.
В осанке детей могут быть видны различные отклонения. Такие отклонения, как асимметрия лопаток (незначительный сколиоз), седлообразная спина(лондоз), сутулость (кифоз) могут быть исправлены.
Как отклонения в осанке рассматриваются О - образные ноги и Х-образные ноги . В Х-образных ногах внутренние связки коленей длиннее, а наружные – короче. При О - образных ногах внутренне связки коленей сокращены и бедра удалены друг от друга. Некоторые формы Х- образных и О – образных ног не поддаются исправлению путем применения специальных тренировочных упражнений.
Серьёзным недостатком осанки также считается плоскостопие, при котором противопоказаны занятие классическим танцем. Однако незначительные формы плоскостопия в процессе роста ребенка и постоянных целенаправленных упражнений могут быть исправлены.
Выворотность
Выворотность – это способность танцовщика к свободному развертыванию ног наружу от бедра до кончика пальцев (стопа параллельно линии плеч). Выворотность может быть врожденной , зависит главным образом от строения тазобедренных суставов , или приобретенной путем длитильных упражнений. Выворотность необходимое условие для исполнения классического танца, без изучения которого практически не один вид танца не будет подвластен. Уроки классического танца являются одним из основных занятий любого хорошего коллектива. В далеком от нас XVIII веке теоретик и практик балетного театра Жан Жорж Новерр уделял выворотности большое значение. В своей знаменитой книге «Письма о танце» Новвер писал о необходимости танцевать вывортно в те времена, когда танцевали на каблуках и в тяжелых костюмах, еще до появления техники пальцев.
Итак, на всем пути развития профессионального танца выворотное положение ног являлось и до сих пор остается одной из его основ и существенной особенностью.
Особенности чисто функционального характера заключаются в том что только при выворотном положении ног есть возможность выполнения движений такой амплитуды, какая невозможна в невывортном их положении. При наличии хорошей выворотности в бедрах, отсутствуют непреодолимые препятствия для движений требующих большого размаха ног в сторону. Объясняется это тем, что при выворотном положении большой вертел бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава, этим устраняется костное препятствие для выполнения движений большой амплитуды Цель вывортности – дать свободу ноге в тазобедренном суставе.
Шаг
Под этим термином понимается возможность подъема ноги вверх – вперед – назад в сторону. Высокий и легкий шаг, создает красоту пластической линии всего тела, а так же придает большую выразительность позам и движениям любого вида танца. Величина шага зависит от подвижности, как в тазобедренном суставе поднимаемой ноги, так и тазобедренном суставе опорной ноги, можно сказать, что вывортность, т.е. ее наличие, в определенной степени, влияет на величину шага. Кроме того , величина шага зависит и от степени подвижности позвоночного столба, без которой не может быть хорошего полноценного шага. Поднимание ноги вперед требует главным образом эластичности задних мышц бедра (двуглавая, полусухожильная, полуперепончатая). При отсутствии сопротивления со стороны этих мышц в большинстве случаев можно констатировать хороший шаг по направлению вперед. Величина шага назад в определенной мере обуславливается хорошей эластичностью связочного аппарата тазобедренного сустава поднимаемой ноги а так же степенью сопротивления ноги, а так же степенью сопротивления со стороны передних мышц тазобедренного сустава ( прямая мышцы бедра, подвдошно-поясничная, портняжная). Шаг в сторону зависит: во-первых, от величины выворотного положения бедра в тазобедренном суставе поднимаемой ноги; во – вторых, от отсутствия сопротивления со стороны мышц, приводящих бедро (нежная и портняжная мышцы); в-третьих, от подвижности в тазобедренном суставе опорной ноги. У будущих воспитанников коллектива необходимо определить величину как активного , так и пассивного шага(поднятие ноги с посторонней помощью). Важное значение имеет легкость , с которой выполняются все движения в тазобедренном суставе. Преимуществом при приеме пользуются дети, обладающие так называемым « легким шагом», когда при проверке шага педагогу не приходится затрачивать значительных усилий , что бы поднять ногу абитуриента на предельную высоту. Рекомендуется проверять высоту шага как правой , так и левой ноги, потому что предельная высота шага может быть различна. Например , шаг в сторону с правой ноги может быть выше, а с левой – назад и наоборот.
Подъём
В хореографии этим термином обозначают не только изгиб стопы, но и вмю ее верхнюю линию, включая сюда и пальцы ног. Подъем – это внешняя выраженность продольного свода стопы и возможность хорошо вытянуть ее вместе с пальцами. Форма подъема зависит от строения стопы , от подвижности ее в голеностопном и других суставах, от степени развития продольных и поперечных сводов, а также , от строения нижнего конца большой берцовой кости. Необходимо выявить отличие работы ног в классическом танце от их естественных движений. Для правильного и точного выполнения движений в хореографии необходима особая постановка ног, значительно отличающаяся от бытовой. В классическом танце суставы работают почти так же, как в повседневной жизни, но только с большим диапазоном движений. Форма суставов не подвергается изменению , т.е. их первоначальная форма сохраняется. Что касается связок. То по мере тренировки на уроках классического танца они растягиваются, приобретая большую гибкость.
«Стопа-вот истинная опора всего механизма нашего тела» - писал в 12-ом письме Новвер. Человеческая стопа – это развившийся в процессе эволюции орган, при помощи которого можно стоять и перемещаться в пространстве. Она имеет дуги и выпуклости в продольном и поперечном пространстве. Таким образом , различают продольный и поперечны своды, которые укреплены мощными связками и удерживаются тонусом мышц. Особенное значение в смягчении толчков, возникающих при ходьбе, прыжках, беге и танце, принадлежит внутреннему своду. Любая форма танца вызывает очень большую нагрузку на стопу; в классическом танце эта нагрузка особенно велика. Стопа должна быть сильной, более гибкой, и чувствительной как кисть руки. Стопа одного человека отлична от другого , как и его лицо. Замечено , что в природе почти не существует «идеальной» стопы. Стопа с высоким подъемом приспосабливается не так легко к тяжелой работе , чем более плоская, она вынесет все трудности и с ней бывает меньше неприятностей. Встречаются стопы, начинающиеся чуть ли не прямо в голеностопном суставе , очень красивые , но весьма слабые.
Гибкость
Гибкость – это неотъемлемое качество танцора, и является свойством опорно-двигательного аппарата. Она определяет способность человека свободно прогнуться назад. Танцорам для высокой техники исполнения необходима высокоразвитая гибкость позвоночника и суставов конечностей , ведь именно они участвуют в движениях с большой амплитудой. Гибкость , эластичность тела способствуют выразительности движений телав танце, которые слагаются из гибкости позвоночного столба и подвижности суставов. Прежде всего тазобедренного. Прогиб назад совершается за счет верхних поясничных и нижних грудных позвонков, что является особенностью данного перегиба так необходимого в искусстве танца. Выдающийся педагог Тарасов Н.И. в своей книге «Классический танец», говоря о приеме детей в хореографические училища , писал: «Надо принимать только с хорошей гибкостью , иначе успехи их будут всегда вымученными , посредственными, мало соответствующими профессиональному искусству». Конечно требования при отборе в коллектив значительно ниже , чем при отборе в коллектив значительно ниже, чем при отборе в хореографическое училище , но все же внимание на это обратить стоит.
Прыжок
Прыжки – это средство самой разнообразной и стремительной полетности движения, выразительное актерское средство. Однако прыжки являются наиболее сложными и технически трудными движениями классическом танце. Основоположница методики преподавания классического Ваганова А.Я. в своей книге « Основы классического танца» в разделе посвященным прыжкам указывала такие термины, как элевация и баллон. По ее словам: «Элевация в собственном смысле слова есть взлет от земли и делает высокий прыжок по воздуху , но такой прыжок может быть бессодержательным или гимнастически – акробатическим. Что бы была танцевальная элевация, необходимо к прыжку присоединить баллон. Под баллоном разумеется способность танцовщика сохранить в воздухе позу и положение , свойственные ему на земле. Танцующий как бы замирает в воздухе». Таким образом , выявление наличия прыжка у будущего танцовщика является одним из важных моментов при отборе для занятий хореографией и требует тщательного подхода. Известно , что величина прыжка зависит от степени подвижности суставов ноги ( тазобедренного, коленного, голеностопного), а так же и суставов стопы. Функциональные особенности мышц, производящие движение этих суставов ( мышцы-сгибатели стопы, пальцев, коленного сустава и мышц противоположного действия), согласованность в их работе влияют на высоту прыжка. Поэтому перед тем, как вынести окончательное суждение, необходимо внимательным образом изучить все возможности для развития прыжка у новичка.
1.2. Музыкальные, ритмические и танцевальные способности
Музыка не только метроритмическая основа танца, а его художественная сущность , органически связанная с содержанием танцевального произведения. Без чувства ритма и музыкальности не мыслим ни единый шаг , ни малейшее движение будущего танцовщиков. Чувство ритма присуще не всем людям , но оно развивается.
Эмоциональность и темперамент имеют большое значение для будущего исполнителя. Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей эмоциональных реакций и волевой деятельности человека. Выделяют 4 основных типа высшей нервной деятельности и соответственно этому 4 вида темперамента :
- сангвинический
- холерический
- флегматичный
- меланхолический
Идеальными типами высшей нервной деятельности и темпераменты для будущих танцоров является сангвиник и холерик. Детей имеющих меланхолический темперамент не целесообразно принимать в танцевальный коллектив. Так как чаще всего меланхолики страдают неуверенностью в себе. И вряд ли когда-нибудь такой ребенок сможет спокойно выйти на сцену. Детей же с флегматическим темпераментом следует обучать отдельно, так как они усваивают программу значительно труднее, требуют индивидуального подхода и занятий и не успевают усваивать программу.
Индивидуальные способности ребенка зависят от свойств нервных процессов: возбуждения, торможения, их силы уравновешанности и подвижности. Скорость развития музыкальных способностей зависит от темперамента и степени одаренности ребенка. Предлагаются простые способы выявления этих данных: маршировка под музыку, ритм и темп которой время от времени меняется, импровизация танца или ритмического рисунка под музыку. Определение этих способностей имеет значение для артистизма и танцевальности будущих исполнителей. Когда ребенок не слышит ритм и не попадает в темп это очень плохо. Ведь исполнительское искусство танцора заключается не только в натренированном теле и техническом мастерстве. Это и выразительность, способность сливаться с музыкой, динамика. Одним словом – музыкальная артистичность.
1.3. Медицинские показатели
Для успешного обучения хореографическому искусству необходимо хорошее физическое здоровье, а так же наличие функциональных возможностей тела. Симметричные черты лица, удлиненная подвижная шея, красивая линия плеч и предплечий , удлиненная тонкая кисть и пальцы , удлиненные руки – при опущенных руках, конец среднего находится на середине бедра или чуть ниже , прямой позвоночный столб с нормальными физиологическими изгибами, симметричная грудная клетка , красивая линия ног с продолговатыми мышцам. Особое внимание нужно обратить на стопу , так как это наиболее нагружаемая часть тела. Идеальным строением стопы для обучения хореографии, когда 1,2,3 пальцы равны по длине и они больше 4.5 пальцев. Стопа узкая с разворотом пальцев наружу.
Предъявляется медицинская справка от врача – терапевта о состоянии здоровья ребенка на основании заключений ортопеда, кардиолога, и окулиста. Эти справки необходимы, и перед тем как отдавать ребенка в танцевальный коллектив обязательно нужно посоветоваться с врачом. Ведь несмотря на всю свою красоту, танцевальное искусство имеет огромный список противопоказаний.
Например такие как :
- заболевание сердечно-сосудистой системы
- хронические заболевания бронхов и легких
- хронические заболевания желудочно - кишечного тракта
- заболевание почек ( гломерулонефрит, пилонефрит)
- сахарный диабет
- заболевания крови
- грыжи
- органические заболевания центральной нервной системы (миненгит, энцефалит)
Глава II. Порядок и методические принципы отбора детей
2.2. Методические принципы отбора в хореографическое училище
В предыдущей главе я рассмотрела, какими данными должен обладать идеальный танцор. А сейчас я хочу рассказать о том, как проходит отбор в хореографическое училище, ведь требования там очень высокие ,так как они воспитывают будущих артистов балета. Нужен большой педагогический опыт, чтобы выявить, распознать в девяти-десятилетнем ребенке хореографические способности. Проведение приемных испытаний требует четкой организации, включающей в себя создание высококвалифицированной комиссии, состоящей из опытных педагогов-специалистов по классическому танцу, представителей медицины - знающих специфику танца.
Как известно, балетом начинают заниматься в раннем возрасте. Дети, пришедшие на приемные испытания в хореографические училища, должны обладать определенными профессиональными данными, которые я описала в предыдущей главе, так как же разглядеть в ребёнке будущего артиста балета?
Пропорции тела и осанка
Среди детей выделяют тех, кто отличается наилучшей пропорциональностью. Формы, пропорции тела и осанка изучаются визуально. Предпочтение отдается детям с нормальным или слегка удлиненным корпусом, узкими или в норме плечами, с удлиненными ровными ногами, и такими же руками. Особенности осанки определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей.
Правильная осанка с эстетической точки зрения предполагает подтянутый корпус, раскрытые плечи, втянутый живот и ягодичные мышцы. С точки зрения физиологии, правильная осанка способствует правильному положению и нормальному функционированию внутренних органов, а также обеспечивает экономию сил в работе мышц. От обычной осанки, спина танцора отличается тем, что тазобедренные и коленные суставы полностью разогнуты, плечи слегка раскрыты и опущены, а лопатки притянуты к позвоночнику и ребрам, мышцы живота и таза напряжены и подтянуты.
Профессиональной осанкой исполнители овладевают постепенно в процессе развития мышц- разгибателей туловища, живота, приводящих лопатки к позвоночнику и других, что достигается с помощью постоянной хореографической тренировки. Специальная осанка, принятая в танце, необходима не только для исполнения различных движений, но и для развития необходимых компонентов танцевальной формы. Правильное положение всех отделов тела является условием для работы над выворотностью ног и выработки устойчивости при ограниченной опоре на полупальцы. Система упражнений, постепенно формирующих осанку, вводится с первых занятий, Она начинается с принятия правильного положения тела, исходящего их естественных возможностей человека.
Вначале ученики делают упражнения в положении стоя лицом к станку, держась за него двумя руками, что обеспечивает дополнительную опору, повышает устойчивость и значительно облегчает первоначальную постановку корпуса. В этом положении легче выработать правильное положение всех отделов тела.
В дальнейшем ученики исполняют движения в положении стоя боком к станку и держась за него одной рукой, а ещё позже овладевают движениями на середине зала без дополнительной опоры.
Выворотность
Для того чтобы проверить выворотность, ребенка нужно поставить к станку в первую позицию, придерживая туловище в вертикальном положении. Попросить его глубоко присесть, отрывая постепенно пятки, чтобы бёдра раскрылись в стороны. Взяв руками за бёдра, выше колен, помочь раскрыться. Понаблюдать легко или с трудом ребёнок это делает. Необходимо помнить, что при хорошей выворотности оба колена свободно уходят в стороны по линии надплечий, а тазобедренная часть и бёдра образуют прямую линию (см. Приложение 1).
Есть ещё один способ, попросить ребёнка выполнить упражнения «лягушка»: ребёнок лежит на спине. Мы подтягиваем стопы к ягодицам и раскрываем его бёдра в стороны. Необходимо следить, чтобы у ребенка не было прогиба в пояснице. Если колени испытуемого свободно прилегают к полу, значит выворотность в тазобедренных суставах хорошая.
Так же можно попросить ребёнка встать боком к станку в первую позицию и поднять ногу на 90 градусов (педагог может ему помогать), после чего отвести ногу назад. При этом необходимо следить, чтобы нога сохраняла выворотное положение. Если выворотность у ребёнка недостаточная, то пятка и нога при отводе их назад не сохраняют выворотности всей ноги.
Особое внимание при определении выворотности ног следует обратить :
- на строение тазобедренного сустава, степень податливости ноги, способности всей ноги занять выворотное положение;
- на резко выраженные Х – образные ноги, что иногда обуславливается слабостью связочно-мышечного аппарата, и отрицательно сказывается при занятии хореографией;
- на возможность растягивания внутренних связок коленного сустава специальными упражнениями;
- на носки ребенка, которые могут быть повернуты наружу или внутрь. При этом нужно учитывать, что формирование строение ног к 12 годам заканчивается, формируются голеностопные суставы.
Важно помнить о том, что неподвижность голеностопного сутстава может привести к травме.
Стопа и шаг
Подъём стопы определяется при выворотном положение ног и проверяется поочерёдно : сначала одна нога, затем другая. Из первой позиции нога выдвигается в сторону (во вторую позицию), колено выпрямляется. Педагог осторожно проверяет эластичность и гибкость стопы. При наличии подъёма стопа податливо изгибается, образуя месяцеобразную форму по профилю(см. Приложение 2). Стопа может быть нормальная, сводчатая или плоская, подъём – высокий, средний или маленький. Не развитая стопа будет сковывать амплитуду прыжка и других движений, для развития гибкости ступни необходимо выполнять специальные упражнения.
Величина шага определяется при выворотном положении ног в трёх направлениях: в сторону, вперёд, и назад. Для определения данных параметров необходимо ребенка поставить боком к станку или пригласить его выйти на середину зала. Из первой позиции рабочую ногу в выворотном положении, выпрямленную в колене и с вытянутым подъёмом поднимают в сторону до той высоты, до какой позволяет это делать бедро. После проверки величины пассивного шага проверяется активный шаг, то есть способность самому поднять ногу( см. Приложение 3). Педагогу необходимо обратить внимание на то, насколько высоко поднимается нога. Сила может быть выработана в процессе учебных занятий, но если нога поднимается тяжело и низко, значит, шаг отсутствует и развивать его будет сложно. Помните, что амплитуда шага способствует высоте прыжка.
Гибкость
Любому человеку занимающемуся хореографией, для высокой техники исполнения необходима высокоразвитая гибкость позвоночника и суставов конечностей, так как именно они участвуют в движениях с большой амплитудой. Это одно из главных профессиональных требований к тем, кто собирается заниматься классическим танцем. Она показатель пластичности тела артиста, придает танцу выразительность, способствуя тем самым созданию сценического образа.
Гибкость тела определяется величиной прогиба испытуемого назад и вперед. Для этого ребенка ставят так, чтобы ноги были вытянуты, стопы сомкнуты, руки разведены в стороны. Затем ребенок перегибается назад до возможного предела, при этом его обязательно страхуют, придерживая за руки (см. Приложение 4). Поскольку гибкость тела зависит от ряда слагаемых( подвижности суставов, главным образом тазобедренного, гибкости позвоночного столба, состояния мышц), следует обратить внимание на правильность прогиба в области верхних грудных и нижних поясничных позвонков .
Проверка гибкости вперед( проверка гибкости позвоночного столба и эластичности подколенных связок) производится также наклоном корпуса вниз при вытянутых ногах как стоя, так и в положении сидя на полу. Ребенок должен медленно наклонить корпус вперед( сильно вытянув позвоночник), стараясь достать корпусом( животом, грудью) и головой ноги и одновременно обхватить руками щиколотки ног. При хорошей гибкости корпус обычно свободно наклоняется вперед.
Гибкость корпуса зависит от гибкости позвоночного столба. Степень же подвижности позвоночного столба определяется строением и состоянием позвоночных хрящей. Гибкость (или прогиб назад) должна быть в области нижних грудных и верхних поясничных позвонков. Наклон корпуса вперед и вниз совершается благодаря растяжению межпозвоночных дисков, а также икроножных, подколенных и тазобедренных мышц связок.
Прыжок
Прыжок придаёт танцу необходимые для него качества: легкость, воздушность, полётность, - поэтому является его важной составной частью.
Проверяется высота прыжка, который выполняется при свободном положении ног с предварительным коротким приседанием (demi-plie) (см. Приложение 5).Прыжки выполняются несколько раз подряд. Обращается внимание на эластичность ахиллова сухожилия, силу толчка от пола и мягкость приземления. В момент прыжка требуется оттянуть пальцы ног вниз. Высота прыжка зависит от силы мышц, согласованности работы всех частей тела, и, в частности, сгибателей и разгибателей суставов: тазобедренного, коленного, голеностопного, стопы и пальцев и их подвижности.
При прыжке работающие мышцы в течении короткого времени сокращаются до максимума, при этом действуют две главные силы: сила отталкивания от опоры и сила тяжести тела. Поэтому высота прыжка находится в прямой зависимости от них. При этом необходимо, чтобы отдельные звенья тела в момент отделения его от опоры находились по отношению друг к другу в состоянии подвижности.
Психомоторные способности
Помимо физических данных у ребёнка стоит проверить психомоторные данные, начнём с немаловажного фактора это координация, среди двигательных функций она имеет особое значение для танца. Различают три основных вида координации: нервную, мышечную, двигательную. Для нервной координации характерно чувство ритма, равновесия, различных поз, осанки и тому подобное, они могут быть закреплены в памяти. Запоминание движения, профессиональная память – одна из особенностей координации, зависящей от работы зрительного и вестибулярного аппаратов и других органов.
В мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое обеспечивает устойчивость тела( при ходьбе, беге и других движениях).
Двигательная координация – это процесс согласования движений звеньев тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное).
Определение координационных движений детей решается на основе комплексного тестирования, включающего педагогические, врачебно-физиологические и психологические задания.
Важную роль в сохранении устойчивости играет нормальная работа вестибулярного аппарата. Простой и доступной для исследования вестибулярного аппарата является проба Яроцкого, заключающаяся в том, что испытуемый выполняет непрерывные вращательные движения головой в одну сторону в темпе два движения в 1 секунду. По секундомеру определяют, сколько по времени он сохраняет при этом равновесия тела. У здорового человека это время равно в среднем 27,6 сек. В силу своей простоты данный тест может быть с успехом применен при отборе детей для обучения хореографии.
Координация, в том числе и такое её свойство, как равновесие можно проверить следующим образом:
- абитуриент на середине зала должен пройти по заранее начерченной мелом линии (как по канату);
- Исполнить позу, называемую «ласточка»: встать на одну ногу, другую поднять на 45°—60° от пола, при этом руки раскрываются в стороны; стоять в позе «ласточка» в течение восьми секунд. Так называемую «статическую координацию» можно проверить с помощью простой и усложненной проб Ромберга. Простая – стояние при сдвинутых стопах с закрытыми глазами и вытянутыми руками вперед – покачивание и потеря равновесия указывают на нарушение координации; усложненная – стойка на правой ноге, левая касается пяткой коленного сустава правой ноги, или положение «ласточки». Если в течение 15 секунд испытуемый сохранил устойчивость, не покачиваясь, то это говорит о наличии статической координации. В случае, когда устойчивость менее 15 секунд и наблюдается дрожание век и пальцев рук, свидетельство нарушение координации.
Динамическая координация исследуется с помощью пальценосовой пробы, которая состоит в том, что абитуриент, стоя с вытянутыми руками вперед, при закрытых глазах, должен указательным пальцем дотронуться до кончика носа. Промахивание и дрожание кисти указывает на нарушение динамической координации.
Описанные тесты весьма просты и не трудоемки могут и должны с успехом применяться при определении способностей к танцу, хотя координация в спорте и хореографии существенно различны, и, в первую очередь тем, что в искусстве танца преследуется гармоничное сочетание движений рук, ног и всего тела.
Так же к психомоторным способностям относятся музыкальность и чувства ритма. Компоненты чувства ритма состоят из :
- двигательной чувствительности, то есть способность эмоционально откликаться на движение, т. К. одним из первых свойств чувства ритма является его родство с движением, и выступает как система организованных движений, которая встречается во всех видах деятельности, где имеется организация физических усилий – спорт, хореография;
- способности формирования ритмического образа, что проявляется тогда, когда движение стало ритмом;
- способности чувствовать темп, ощущение музыкального темпа, что является основанием чувства ритма.
Для проверки музыкального слуха и чувства ритма нужно выполнить ритмическую хлопушку руками, ногами, следим за выполнением движения в музыку и можно изменять темп. Отсутствие ритмических способностей препятствует изучению хореографии, и развитию почти не поддаётся.
Музыкально-ритмическая координация и артистичность оцениваются во время исполнения абитуриентом простых движений (бега, маршировки), отдельных танцевальных па и танца-импровизации под музыку.
Особо обращается внимание на артистичность ребенка и возможность ее развития. В связи с определением артистичности имеет значение и выявление темперамента ребенка, с которым педагогу придется сталкиваться на будущих занятиях. Из четырех основных типов высшей нервной деятельности наиболее подходящими для занятий классическим танцем считаются холерики и сангвиники, флегматики требуют отдельных занятий, а меланхоликов принимать вообще не рекомендуется.
2.2 Принцип отбора детей в хореографический коллектив
Отбор детей в хореографический коллектив значительно отличается от отбора в хореографическое училище. При желании в кружок художественной самодеятельности могут попасть все. В отличии от профессионального обучения, обучение в ансамбле гораздо лояльнее. Но отбор всё-таки проходит.
Информация о наборе в хореографический коллектив освещается на стадии рекламирования, определяется день или определенный временной период, время и место проведения отбора. Целесообразнее ограничить временной период набора 1-2 месяцами, по истечению которых руководитель приступает к работе с уже сформированным составом. Такой вариант организации набора в хореографический коллектив наиболее предпочтительней, так как все дети начнут учиться с азов танцевального искусств, будут идти «в ногу» друг с другом, усвоят правила поведения, наладят межличностные контакты.
На отборочном занятии руководитель в первую очередь должен провести беседу, в которой должен объяснить детям и родителям о том, что танцы это огромный труд и для достижения каких-либо результатов нужно стараться и много работать. После чего педагог приступает к проверке физических данных.
При просмотре претендентов в хореографический коллектив основополагающим показателями так же являются физические данные , музыкальный слух и медицинские показатели. Их проверяют с целью избежания дальнейших трав во время обучения, а так же чтобы понять способности ребенка.
Заключение
В результате изучения темы « Принцип отбора детей в хореографический коллектив» я поняла, что при отборе детей обращают внимание на внешние сценические данные поступающего, а также проводят проверку его профессиональных физических данных, таких, как выворотность ног, состояние стоп (в том числе подъема), танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок. Это делается не только для того, чтобы поднять уровень коллектива, в первую очередь проверка данных способствует понять выдержит ли тело танцора занятия хореографией и сводит к минимум риск травмы в дальнейших занятиях.
Правильный отбор детей для обучения танцу и успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей. Это озволяяет делать меньше ошибок при приеме.
Таким образом, можно сделать вывод, что правильный максимально объективный отбор детей для занятий хореографией, в том числе по внешним сценическим и профессиональным физическим (функциональным) данным — вопрос сложный и трудный, так как требует многостороннего подхода, большого опыта, обширных и глубоких знаний экзаменаторов. Поэтому при отборе детей необходимо соблюдать определенную меру, учитывая, что в процессе их роста, а также под воздействием тренировок на уроках классического танца возможны изменения, как во внешности ребенка, так и в его профессиональных данных. Важно, чтобы в процессе отбора не оказались отсеянными одаренные дети. История развития хореографии хранит немало примеров того, как виртуозное владение техникой, художественный артистизм в значительной мере компенсировали танцовщикам присущие им частичные недостатки в телосложении и во внешности. Поэтому будьте внимательны.
Список литературы
1. Барышникова Т. Азбука хореографии: практическое пособие. СПб., Люкси, Респекс, 1996 г.
2. Васильева, Т.И. Тем, кто хочет учиться балету. Москва: ГИТИС, 1994.
3. Каргин А. « Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе» М.: Просвещение, 1984 г.
4. Силкин П.А. К проблеме отбора детей в хореографические учебные заведения в современных условиях.
5. https://pandia.ru/text/78/417/60796.php
6.https://studopedia.ru/20_10196_kriterii-otbora-detey-v-detskiy-horeograficheskiy-kollektiv.html
Приложение 1.
Выворотность тазобедренного сустава
Приложение 2.
Наиболее удачный подъём стопы для занятия хореографией
Приложение 3
Проверка шага
Приложение 4
Проверка гибкости спины
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТИВНОГО ОТБОРА ДЕТЕЙ В ПЛАВАНИИ"
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра физического воспитания Курсовая работа на тему:«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТИВНОГО ОТБОРА ДЕТЕЙ В ПЛАВАНИИ»...
Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Презентация методического комплекса для детей дошкольного возраста "Изучаю тело человека"
Данное выступление раскрывает принципы систематической работы с детьми 4-7 лет по вопросам ознакомления с внешним и внутренним строением человеческого организма и формированию принципов ЗОЖ. Данный ма...
Статья: Работа по отбору детей в группу для логопедической деятельности в условиях логопункта.
С каждым годом растет число детей, имеющих нарушение речи, которое проявляется, как в дефектоном произношении так и в нарушении всех компонентов речевой системы. Для того чтобы коррекционная раб...
Самостоятельная работа №12 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ методического обеспечения образовательного процесса ДОО».
Обособленное подразделение дошкольного образованияМБОУ г. Астрахани «СОШ № 61» ДОУ №1...
Самостоятельная работа № 9 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ работы методического кабинета ДОУ».
Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Создание, оснащение и организация работы методического ...
Методическое пособие Методическое пособие Рассказываем детям о войне.
Методическое пособие Рассказываем детям о войне....
Методическая разработка "Отбор произведений разных жанров детской литературы, подходящих для решения задач развития образной речи у детей разных возрастных групп"
Методическая разработка представляет собой таблицу отбора задач по развитию образной речи у детей разных возрастных групп и отбора детской художественной литературы, подходящей для решения этих задач....