Доклад «Организация игровой деятельности».
консультация
Свободная игра создает необходимые условия для развития воображения и творческого мышления. Именно свобода, неопределенность сюжета, спонтанность ролей создаёт трудности, которые дети учатся преодолевать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация игровой деятельности».
Сюжетно-ролевая игра – это живая лаборатория по приобретению социального опыта. Начиная игру, детям необходимо определиться с ролью, придумать атрибуты и представить себя в воображаемой ситуации, а затем создать пространство для игры – например, соорудить автобус из стульев или мягких модулей. При этом важно поддерживать дружеские отношения с другими сверстниками, договариваться о правилах, следить за сюжетом. При такой игровой деятельности задействуются все сферы психики: и творческая, и коммуникативная, и интеллектуальная. Однако, несмотря на эту сложность, детям нравится такое спонтанное и свободное взаимодействие.
Свободная игра создает необходимые условия для развития воображения и творческого мышления. Именно свобода, неопределенность сюжета, спонтанность ролей создаёт трудности, которые дети учатся преодолевать.
Свободная самостоятельная активность, развиваемая в сюжетно-ролевой игре:
- помогает улучшить общение среди сверстников;
- настраивает на сотрудничество и конструктивное решение межличностных конфликтов;
- учит сопереживать и выражать свои эмоции, даже негативные, безопасно;
- формируют лидерские качества, уверенность в себе и гибкость ума;
стимулирует творческие способности ребенка;
- способствует более легкой адаптации к детскому садику;
- прекрасно снимает умственное напряжения после учебных занятий в школе;
- служит детям отдыхом и полезным удовольствием, а также является прекрасной профилактикой компьютерной и интернет-зависимости.
Играя в жизненные сюжеты, дети понарошку внедряются в деятельность и занятия взрослого мира, поскольку в реальности такое практически невозможно.
Если детей не учить играть, не предлагать им разнообразные темы, сюжеты, не развивать фантазию, то детей научит играть телевидение и компьютер. Наши с вами родители с нами не играли практически, но этому нас обучали в садике, во дворе, в школе.
Сегодня все больше внимания уделяется образовательной деятельности в ущерб игровой. Поскольку у детей есть врожденная потребность играть, они используют примитивные и часто негативные сюжеты из того источника, который им доступен. Если родители не играют с детьми, во дворе не с кем играть, в садик дитя не ходит, то что остается? Телевидение и Интернет.
- Какие психические процессы, формируются в процессе с/р игры? (Ответы педагогов)
(Внимание, память, мышление).
- Назовите компоненты с/р игры. (Ответы педагогов)
(Сюжет, содержание, роль).
- Чем определяется творческий характер игры? (Ответы педагогов)
(Замыслом).
- Какую роль чаще всего в игре ребенок принимает на себя? (Ответы педагогов)
(Роль взрослого).
- Миша (4 года) катает машинку, поставил перед ней кирпичик, немного провез. Радостно сообщает: «У меня машина снег чистит».
Вопросы:
-Как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? (Ответы педагогов)
-Какие бы при этом решили задачи педагогического руководства? (Ответы педагогов)
(Вариант ответа:
Воспитатель: Как ты интересно придумал! Получилась настоящая снегоуборочная машина. Такая машина все дороги легко расчистит от снега. По дороге машины будут ездить. Людям по тротуарам приятно будет ходить.
Задача педагогического руководства: поощрить ребенка за оригинальную игровую задачу и использование предмета-заместителя).
2) Саша (5 лет) повесил через плечо сумку и подошёл к воспитателю: «Я вас сфотографирую».
Вопросы:
- Как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? (Ответы педагогов)
- Какие бы при этом решили задачи педагогического руководства? (Ответы педагогов)
(Вариант ответа:
Воспитатель: Спасибо. Я сейчас схожу за своей дочкой. Подождете меня? (Берет куклу, специально подходит ближе к играющим девочкам, чтобы они слышали разговор.)
- Дочка, нас сейчас фотограф сфотографирует. Давай я тебя причешу. (Обращается к Илье) А вы спросите, пока я дочку причесываю, может еще кто-то хочет сфотографироваться.
Задача педагогического руководства: привлечь к совместной игре других детей; продемонстрировать ролевое высказывания, обращенные к игрушке-партнеру).
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.
Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность, увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Дети самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Структура сюжетно-ролевой игры:
-сюжет;
-роль;
-содержание.
Сюжет – главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих людей.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на: бытовые (игры в семью, детский сад), производственные (отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т.д.), общественные (игры в библиотеку, школу и т.д.).
Роль - это средство реализации сюжета. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он соотносит себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.
Содержание игры - это взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей в игре. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть. По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с опытом, особенностями развития воображения, мышления, речи.
Условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры:
- соответствующая предметно-развивающая среда;
- наличие игрового пространства, места для игры;
- наличие времени для игр;
- руководство игрой (определённые знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности).
Немаловажным условием для развития сюжетно - ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создаёт «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.
Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учётом ближайшей перспективы их развития. Для детей младшего дошкольного возраста нужна игрушка, позволяющая развернуть игры в семью, детский сад и пр. В группах среднего и старшего возраста подбор игрушек должен обеспечивать развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления..
Организуя хранение игрушек, воспитатель должен учитывать развитие игровой деятельности. В младших группах наиболее целесообразно хранить игрушки так, чтобы они находились в поле зрения ребёнка - в игровых центрах: так как игрушка стимулирует игровой замысел малыша, соответственно она должна быть видна и доступна.
В средних и старших группах такой необходимости нет, так как дети в подборе игрушек идут от замысла игры. Но дети обязательно должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения и поддерживать соответствующий порядок.
В старших группах игрушки могут быть скомплектованы по темам (например, для игры в больницу, почту, путешествие, космонавтов, и т.д.) Наличие таких готовых комплектов, состоящих из самых необходимых игрушек, позволяет детям быстрее развернуть игру, подобрать дополнительные игровые материалы. Такой набор игрушек должен составляться воспитателем совместно с детьми по мере развития игры, а не даваться детям только в готовом виде. Дети совместно с воспитателем могут изготавливать сами игрушки - самоделки (например, для игры в аптеку слепить из пластилина таблетки, витамины, а для игры в почту – на занятиях аппликацией - поздравительные открытки.
Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап
развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать
особенности организации игры в детском коллективе.
Рассмотрим основные моменты методики проведения сюжетно- ролевой игры.
1.Выбор игры.
Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей, так как каждая игра выполняет специфические функции. Сюжетно-ролевая игра может быть кратковременной или длительной.
2.Педагогическая разработка плана игры.
Начальный этап педагогического конструирования длительной игры – наметки её сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием. Самая большая трудность разработки длительной игры заключается в том, чтобы увлечь детей игрой в предлагаемом варианте. Младшие дети слабо представляют, как можно играть в космонавтов не на космодроме, а в группе, в моряков - не на речке, а в комнате. Поэтому при разработке длительной игры воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребёнка. Также важно определить предполагаемые роли и средства игровой организации, которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач.
3.Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.
План игры, который разрабатывает воспитатель, может предлагаться детям старшей и подготовительной группы. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.
4.Создание воображаемой ситуации.
Дошкольники всегда начинают сюжетно – ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья – поезд, кустарники – граница, брёвна – корабль и т.п. Создание воображаемой ситуации – важнейшая основа начала творческой сюжетно – ролевой игры. Чем младше дети, тем у них меньше потребность приблизить игровые предметы к реальным. Дети более старшего возраста нуждаются в оснащении игры предметами, более близкими по их значению к реальным, жизненным.
5. Распределение ролей.
При распределении ролей в сюжетно – ролевой игре, воспитатель стремится удовлетворять игровые потребности детей, т.е. каждому даёт желаемую роль, предлагает очерёдность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребёнка в коллективе через игровую роль.
6.Начало игры.
Для того, чтобы смогла развернуться игра, важно позаботиться о создании интересной игровой ситуации. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры, воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация. Например, подготовить группу к разыгрыванию игрового эпизода.
7. Сохранение игровой ситуации.
В развёрнутой сюжетно - ролевой игре игровой сюжет естественно и непринуждённо развивают сами играющие дети. В длительной игре, организованной педагогом, возможности свободного творчества ограничиваются.
Условия сохранения у детей интереса к игре:
1) Взрослый организатор игры обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию (в военизированных играх – чёткость и лаконизм команд, требование ответа: «Есть, товарищ командир!», рапорт о выполненном поручении).
2) Чтобы сохранить воображаемую ситуацию и дать пищу для новых игровых переживаний, педагог должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива.
3) Все меры педагогического воздействия на детей – требования, поощрения, наказания – педагог должен осуществлять в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.
4) В процессе длительной сюжетно – ролевой игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива. Условия соревнования и подведение итогов разрабатываются в игровом ключе.
Соблюдение перечисленных условий позволит педагогу сохранить эмоционально привлекательную для детей игровую ситуацию на продолжительное время.
8. Завершение игры.
Игра всегда рассчитана педагогом на определённый промежуток времени, в течение которого дети упражняются в выполнении воспитываемых форм поведения. Если игра проходит интересно, захватывая детей волнующими переживаниями, завершение игры, как правило, вызывает у них большое огорчение. Необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива всё лучшее, что принесла с собой игра.
Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.
Вывод:
Планируя работу по руководству сюжетно – ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащения содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений.
Для повышения воспитательной эффективности сюжетно – ролевых игр необходима относительная длительность их проведения на идентичные сюжеты. В таком случае игры выполняют функции упражнений в решении конкретных воспитательных задач, оказывая на детей комплексное воспитательное воздействие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/17/picture-166049-1355766047.jpg)
доклад на тему: "Организация игровой деятельности в соответствии с ФГТ"
Игра основной вид деятельности дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/27/picture-539769-1417035654.jpg)
Доклад "Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста"
Игровая деятельность в саршей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/20/picture-640983-1511197634.jpg)
Доклад на тему "Новые подходы к организации игровой деятельности дошкольников"
Презентация на тему " Новые подходы к организации игровой деятельности дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/08/picture-1203766-1717837774.jpg)
Доклад для воспитателей Организация игровой деятельности воспитанников во второй половине в ДОУ.
Вторая половина дня (вечер) Режим второй половины дня отводит достаточное время для игр. Совместная деятельность воспитателя и детей. Основным видом деятельности детей во второй половине д...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/14/picture-1058644-1578971127.jpg)
Доклад из опыта работы по теме: «Организация игровой деятельности, как условие формирования гендерной культуры».
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчика...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-1209585-1614509611.jpg)
ДОКЛАД на тему: «Организация игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО»
Играя – оздоравливать,Играя – воспитывать,Играя – развивать,Играя – обучать!...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/07/picture-778991-1460029527.jpg)
Доклад "Организация игровой деятельности в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"
Организация игровой деятельности в воспитательно-образовательном процессе ДОУ...