Доклад "Организация игровой деятельности в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"
материал

Антошина Лариса Сергеевна

Организация игровой деятельности в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл org.igrov_.deyat_.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Организация игровой деятельности в воспитательно – образовательном процессе ДОУ

   В настоящее время постоянно говорится о необходимости личностно-ориентированного подхода к детям, который учитывал бы особенности нервной системы, темперамента и индивидуальные возможности каждого ребенка. Именно они определяют степень активности ребенка, влияют на его развитие. Это необходимо учитывать, чтобы воспитательно-образовательный процесс был организован с наибольшей эффективностью.

   Общеизвестно, что дошкольный возраст – это возраст игры. Для ребенка игра – это его независимая деятельность, в которой он реализует свои желания и интересы. Игра имеет значение не только для развития его личности в целом. Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки взрослых, ребенок примеряет на себя их чувства и цели, сопереживает им, а это означает, что у него закладываются основы человеческих, социальных эмоций, как начала нравственности.

   В совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится объяснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

  В игровой деятельности ребенок получает и опыт произвольного поведения – учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками. Все эти качества необходимы ребенку в дальнейшей жизни, и в первую очередь в школе, где он будет включаться в большой коллектив сверстников, сосредотачиваться на объяснениях учителя, контролировать свои действия.

   В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали Ушинский К.Д., Блонский П.П., Эльконин Д.Б.

  Выдающийся русский педагог И.А. Сикорский рассматривал игру как деятельность, как условие умственного развития, как школу мышления.     Ценность игры заключается не только в том, что она знакомит ребенка с жизнью, главное, что она является важнейшим фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на более высоком уровне.

В нашем детском саду одним из способов организации образовательного процесса является комплексно-тематическое планирование и конкретизация задач воспитания и образования.

Развивая игровую деятельность дошкольников, планируются задачи руководства игрой, методические приемы, при помощи которых решаются поставленные задачи. В процессе развития игровой деятельности осуществляется интеграция образовательных областей.

Для возникновения и развития игр нужна правильно организованная предметно-игровая среда, которая позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со сверстниками и педагогами, понимать и оценивать их чувства и поступки, ведь именно это лежит в основе воспитательно-образовательного процесса.

От того, как устроена предметно–развивающая (игровая) среда, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того как они расположены, зависит развитие ребенка. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.

Данная проблема разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов, таких как Т.В. Антонова, Т.Н. Доронова, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова.

В своей группе, работая с детьми старшего возраста, мы организовали центры, специально предназначенные для разнообразных видов детской деятельности. Игровое пространства устроено так, что позволяет детям играть индивидуально и подгруппой. Игрушки и дидактический материал расположены таким образом, чтобы побуждать детей к разыгрыванию того или иного сюжета.

Все игровые материалы имеют свое место хранения и находятся в свободном доступе, дети легко выбирают нужные им предметы для игр. Дошкольники в соответствии со своими интересами и желаниями могут одновременно играть, не мешая друг другу.

Дети имеют возможность участвовать во всем разнообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, театральных, народных, развивающих, логико-математических, в играх с готовым содержанием и правилами, подвижных и спортивных играх.

В детских играх отражаются жизненные впечатления, и игра развивается в том случае, если у ребенка есть яркие, конкретные впечатления. Этому способствует чтение художественной литературы, рассматривание картин, беседы, разучивание стихов. Для этого существует центр книги, где наряду с художественной литературой представлена справочная, познавательная литература, энциклопедии (общие и тематические) для дошкольников, различные тематические открытки, альбомы. Центр книги расположен в самом спокойном, светлом месте группы, где есть стол и стулья.

Дети любят конструировать. В центре конструирования размещены различные виды строительного материала: разного размера, из различного материала (деревянный, металлический, пластмассовый, картонный). Тематические (Гараж, Вокзал, Веселая ферма, Улица города).

В центре здоровья и спорта в достаточном количестве имеется спортивной атрибутики, среди которой выделяются предметы, выполненные руками родителей (вязанные из ниток мячи, серсо из пластиковых бутылок, игрушки на поддувание и др.). Дети самостоятельно организуют различные соревновательные и игровые мероприятия. В спортивных играх у детей развиваются физические и волевые качества.

Развитию игр способствуют продуктивные виды деятельности. В центре изобразительной деятельности находятся изобразительные материалы и материалы для ручного труда. Дети, чтобы выполнить задуманное, выбирают все необходимое и самостоятельно изображают или мастерят нужную для игры вещь.

Сооружение построек, изготовление игрушек, повышает умственную активность, способствует более глубокому знакомству с миром.

Кроме этого, мы привлекаем детей к организации окружающей обстановки в группе, спрашивая их мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды, вовлекаем детей в сам процесс преобразований. Так как психологическая позиция ребенка старшего дошкольного возраста меняется, он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Важно поддерживать это его ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу.

Таким образом, игра объединяет различные виды детской деятельности и является средством всестороннего развития и воспитания дошкольников.

Игра в воспитательном процессе.

Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их, как живых, понимает, что он не «пострадавший» летчик, или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников. 

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, — их называют творческими, или сюжетно – ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Детские игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки дать классификацию игр (Ф. Фребель, К. Грос, П.Ф. Лесгафт, Н.К. Крупская).

 Современная отечественная педагогика делит игры на игры, придуманные самими детьми (творческие) и игры, придуманные взрослыми (игры с правилами).

Творческие игры: сюжетно - ролевые, строительные и игры драматизации.

Сюжетно-ролевые игры ориентируют детей в основных направлениях человеческой деятельности.

Строительные игры помогают ребёнку понять мир сооружений и механизмов. Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу «Как построить?» которую ребёнок решает с помощью различных материалов и действий.

В играх-драматизациях (театрализованных играх) дети выражают свои впечатления, переживания.

Игры с правилами: подвижные игры и дидактические игры.

Подвижные игры — правила в них сформулированы до начала игры. Дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать своё поведение и действия.

В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает, закрепляет их.

Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу.

При использовании игр в воспитательном процессе следует соблюдать некоторые правила.

Во-первых, игры должны быть безопасными для жизни и здоровья ребенка и проходить под наблюдением родителей (или воспитателей).

Во-вторы, игры должны способствовать оздоровлению тела и оживлению духа.

В третьих: игры должны заканчиваться раньше, чем успеют надоесть детям. Во время игры желательно не отвлекать ребенка. И еще, игры должны быть такими, чтобы дети воспринимали их как нечто побочное, а не основное. Хорошо, если игры будут служить преддверием для серьезных вещей.

Место дидактической игры

в воспитательно – образовательном процессе ДОУ.

Дидактические игры в детском саду это, пожалуй, одно из самых главных средств воспитания. Ведь играя, ребёнок обучается, а значит, развивается. Детские дидактические игры главное средство разностороннего воспитания ребёнка, игра помогает воспитать основные качества личности в целом.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.

Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности.

Знания об окружающей жизни дают детям по определённой системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определённого вида труда, затем-

с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапом производства при создании необходимых предметов, продуктов, после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.

В процессе игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В игре "Угадай, что мы задумали" необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами "да" или "нет".

Нравственное воспитание. У дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры.

В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно - гигиенических навыков.

Использование дидактических игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи – воспитание нравственных чувств и отношений.

Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре "Кто построил этот дом" дети узнают о том, что прежде чем построить дом архитекторы работают над чертежом и т.д.

Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр.

Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными. Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.

Физическое воспитание. Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе.

Дидактические игры делятся на три категории:

- настольно-печатные игры,

- игры с предметами (природным материалом, игрушками),- словесные игры или игры со словами.

Настольно-печатные игры увлекательное время препровождение для детей и для многих взрослых. Они довольно разнообразны по видам: это и парные картинки, и различное лото, и известное всем домино.

Так, имея коллекцию разнообразных картинок, с детьми можно организовать самые разные игры: «Подбери парочку», «Что выросло в лесу (огороде, саду)?», «Какую картинку спрятали?» составление задач и ребусов с картинками, рассказов по картинкам. Главное, такие игры можно придумать и изготовить самому!

В играх с предметами используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя, дети изучают свойства предметов, учатся сравнивать, устанавливают их сходства или различия. Эти игры ценны тем, что в ходе дети знакомятся с различными свойствами предметов, их признаками: цвет, форма, качество. Перед детьми ставятся задачи: сравнение, классификация, установление последовательности. Когда ребёнок достаточно овладел игрой, её правила усложняются. Природный материал (семена растений, листья, цветы, камушки, ракушки) можно применить при проведении таких игр, как чьи это дети? От кого дерева лист? Узоры из камушков и так далее.

Словесные игры строятся на действиях и словах играющих. В этих играх дети углубляют знания о предметах и явлениях. Перед детьми ставятся мыслительные задачи, которые им предстоит решать, в игре описываются предметы или же их нужно отгадать по описанию, группировать по каким-то признакам и свойствам, найти алогизмы в суждениях и так далее.

Словесно-дидактические игры

Словесные игры можно объединить в 4 основные группы:

1. Игры, которые помогают формировать умение выделять главные признаки явлений и предметов: «Отгадай-ка», «Да – Нет», «Магазин».

2. Игры, которые развивают у детей умение сравнивать, сопоставлять, замечать нелепицы, делать логические выводы: «Похожий не похожий», «Бывает не бывает»

3. Игры, которые учат обобщению и классификации предметов по различным признакам: «Назови одним словом», «Кому что нужно?»

4. Игры на развитие сообразительности, внимания, выдержки, быстроту мышления, чувства юмора: «Глухой телефон», «Краски», «Садовник» и так далее.

В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры.

Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.  

При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот — слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.

Структура дидактической игры:

  • дидактическую задачу,
  • игровые правила,
  • игровые действия.

Дидактическая задача.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).

Например, в известной всем игре "Магазин игрушек" дидактическую задачу можно сформулировать так: "Закрепить знания детей об игрушках, их свойствах, назначении; развивать связную речь, умение определять существенные признаки предметов; воспитывать наблюдательность, вежливость, активность". Такая дидактическая задача поможет воспитателю организовать игру: подобрать игрушки, разные по назначению, по материалу, внешнему виду; дать образец описания игрушки, вежливого обращения к продавцу и т.д.

Игровые правила.

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержку.

Игровые действия.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Например, в игре "Так бывает или нет?" правилами игры требуется: заметить в стихотворении "Это правда или нет?" Л. Станчева все небылицы:

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А замой среди ветвей

Га-га-га пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?

Игра проводится так часто, что дети по очереди, подняв руку, называют все замеченные небылицы. Но чтобы игра была интереснее, и все дети были активны, воспитатель вводит игровое действие, тот, кто заметил небылицу по ходу чтения стихотворения, кладет перед собой фишку. В этом стихотворении шесть небылиц. Значит, у победителя будет шесть фишек. Он получат приз.

Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: "Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!", "Давайте я считалочкой выберу водящего!"

Список литературы

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

2. Гударева О. В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников: автореф. дис. канд. психол. Наук. – М., 2005. – 120 с.

3. Нагель О. О гендерном образовании дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 8. – 45-51 с.

4. Полякова М.Н. Построение развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2004. - / Январь Февраль/. - 6-10 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социо-игровая технология в воспитательно-образовательном процессе детского сада

Федеральный государственный образовательный стандарт ДО большое внимание уделяет социализации дошкольников. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не ...

Эффективность использования социо-игровой технологии в воспитательно -образовательном процессе ДОУ

Целью социо-игровой технологии является: развитие социальных качеств личности, формирование коммуникативной культуры детей через использование игры, как основной формы организации жизни детей до...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Применение социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»

   Семинар-практикум для педагогов на тему:      «Применение социо-игровой технологии  в воспитательно-образовательном процессе        ...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Применение социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»

Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками.Авторы социо-игровой технологии – Е.Е. Шулешко, В.М. Букатов, (организация образовательной деятельности с ...

«Игра - основной вид деятельности в воспитательно - образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения».

Консультация для педагогов по теме: " Игра, как основной вид деятельности в воспитательно образовательном процессе"....