Аналитическая справка участия педагога по созданию развивающей среды в группе.
материал

Аналитическая справка личного участия педагога по созданию развивающей среды в младшей и средней групп."Дружная семейка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravkaleonchikovoy.docx33.22 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка о результатах личного участия педагога

Леончиковой Анжелики Анатольевны

В создании предметно-пространственной среды в группе «Дружная семейка»

Санкт-Петербургского государственного автономного дошкольного образовательного учреждения

 «Детский сад №125» комбинированного вида

Выборгского района Санкт-Петербурга.

1. Цель: изучение условий (РППС) для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, формирования творческой, инициативной личности ребенка в процессе реализации ФГОС ДО.

2. Характеристика группы/контингента детей.  

В 2019-2020 учебном году младшую группу посещало 34 ребенка. Из них 13 мальчиков, 21 девочка.

Дети общительны, с удовольствием общаются друг с другом и взрослыми. Игры у детей разнообразны. Много сюжетных игр. Девочки играют в своей игровой зоне в такие игры как «Семья», «Приготовим обед», «Угостим кукол», «Доктор» и другие. Небольшая часть мальчиков так же периодически вступает в игру с девочками. Большая часть мальчиков играют в другой игровой зоне с машинками, строительными конструкторами. Накопленного запаса слов, уровень речевого развития  позволяет детям активно общаться во время игр, объяснять правила, сюжет игры. Развитие речи в младшей группе проходит активно. Улучшается произношение, речь приобретает четкость. Дети прекрасно знают предметы их ближайшего окружения и правильно их называют. Их речь наполнена не только существительными и глаголами, но и другими частями речи: предлогами, прилагательными. Предложения чаще простые распространенные, но развивается навык монологической речи. Хорошо знакомую сказку, дети могут пересказать, могут выучить и рассказать короткое стихотворение.  

Дети владеют в общих чертах всеми видами основных движений. Они стремятся к новым сочетаниям движений.

 Поведенческие особенности детей, проявляются в интересе и потребности в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Дети способы взаимодействовать с другими людьми. Используют речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Хорошо ориентируется в человеческих отношениях: замечают эмоциональное состояние сверстников и взрослых, могут проявить внимание и сочувствие. Отличаются высокой активностью, проявляют интерес к игре и познаниям.

В 2020-2021 новом учебном году среднюю группу посещает 34 ребенка. Количество детей не изменилось, 13 мальчиков, 21 девочка.

Важную роль начало играть общение как со сверстниками, так и со взрослыми. В сфере взаимоотношений развивается избирательность отношений.

Особый интерес дети проявляют к подвижным играм со сверстниками. В группе есть лидеры, которые могут самостоятельно организовать игру и вовлечь в нее других детей. В целом микроклимат в группе благоприятный. Большинство детей с удовольствием посещает группу.

1. Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.

Развивающая предметно-пространственная среда группы выстроена с учётом ФГОС по пяти образовательным областям. Обеспечивает реализацию потребностей детей в активной и разноплановой деятельности. В своей группе педагог Леончикова Анжелика Анатольевна организовала различные пространства для игр таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, предоставляя ребёнку возможность самостоятельного выбора. Мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.
Все пространство предметно-пространственной среды группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Все элементы соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, мебель закреплена, материалы и оборудование исправны. В группе нет предметов, при неосторожном использовании которых ребёнок мог бы нанести себе вред. Столы для совместной организованной деятельности размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Чистота в группе соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, питьевой режим осуществляется. Учтены все требования по соблюдению правил пожарной безопасности.

Развивающая предметно – пространственная среда группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы. Образовательное пространство группы оснащено:

Младшая группа

Средняя группа

Разнообразные пространствообразующие средства: ширма, мягкие модули, цветные шнуры, ленты. В «Центре физического развития» есть «Дорожки здоровья», массажные коврики, различные мячи,обручи, цветные шнуры, мячи и мешочки для метания, кольца, кегли, атрибуты для проведения подвижных игр и др.спортивное оборудование.

Центр сенсорного развития, где имеется много игр для развития мелкой моторики: яркие вкладыши разной формы,мозаики разных видов, счеты, конструкторы, игры с прищепками, шнуровки, большой выбор сюжетно-дидактических игр.

Книжный уголок: детские книги, русские народные сказки, потешки с яркими иллюстрациями.

 Игрушки и материалы для игровой деятельности (машинки, куклы, коляска, кроватка, утюг);

Театрализованный центр: настольный «Репка», «Колобок»,кукольный «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя», театр из картона «Заюшкина избушка»; маски-шапочки для постановки спектаклей с участием детей; куклы би-ба-бо, музыкальные инструменты, театральные костюмы;

 атрибуты и костюмы для сюжетно-ролевых игр («Семья», , «Кухня», «Доктор» и т. д.);

 центр науки и экологии (игры с песком и водой; оборудование для элементарного экспериментирования: мерные ложки, коктельные трубочки, шишки, желуди,каштаны плавающие игрушки, кора дерева, металлические предметы,гальки и т.д.;

 ковролин настенный; магнитофон и т.д.

Большие передвижные ящики на колесиках с разными видами конструкторов, есть «Мягкий дартс».

Имеются пособия и атрибуты, необходимые для проведения утренней и бодрящей гимнастик (Флажки, шарики,бубны и т. д.).

 нестандартное оборудование: дорожка для коррекции стопы

Фотоальбомы детей, сюжетные и предметные картинки по темам. Книги -энциклопедии, карточки, картины, дидактические пособия по темам.

В центре речевого развития имеются портреты писателей, альбом о Санкт-Петербурге, дидактические игры на формирование словаря, игры картинки по типу «назови отличия», пособия для проведения артикуляционных упражнений; центр грамотности (серии картинок для составления рассказов); Мини-музей «Санкт-Петербург», коллекции: разных животных и птиц (пластик), «Динозавров», кукол в национальных костюмах;

театр: кукольный «Зимовье зверей»,перчаточный «Кот в сапогах», картонный «Морозко», стержневой театр ,шапки-маски для постановки спектаклей с участием детей;

атрибуты и костюмы для сюжетно-ролевых игр («полицейский-регулировщик»; «парикмахерская», «прачечная», и др )

центр науки и экологии: пополнение оборудованием для экспериментирования –пипетки, колбы, шприцы без игл,, увеличительное стекло, лупа, компас, весы, песочные часы, колбы, магнит, стекло, резина.

   Гендерное соотношение в группе учтено.

Младшая группа

Средняя група

Гендерное соотношение в младшей группе соблюдено. Так как девочек в младшей группе больше созданы уголки для девочек: «Кухня», «Семья», «Доктор» и др.. Уголок ряжения. Театрализация. Игры для развития мелкой моторики: шнуровки, «Собери бусы», «Накорми куклу», и т. д.

Для мальчиков продумана РППС: «Гараж», «Парковка».

«Строитель» мягкие модули для конструирования, различные крупные и среднего размера конструкторы, мозаика, дорога для поезда и дорога машинок и т.д.

Гендерное соотношение в младшей группе соблюдено.Так как девочек в средней группе больше созданы уголки для девочек: «Магазин», «Парихмахерская», «Аптека», «Кафе» и т. д. Игры для развития мелкой моторики: бантики разного цвета и длины, мозаики, пазлы, «Подбери наряд для куклы» и т. д.

Для мальчиков продумана РППС: деревянный конструктор, к крупным добавились ьелкие машинки, сюжетно-ролевые игры «ПДД», «Строитель», «Повар», «Военный» и т.д.

РППС содержит достаточное количество элементов, с которыми ребенок может самостоятельно взаимодействовать при минимальной помощи взрослых. На открытых полках, в непосредственной доступности находятся:

Младшая группа

Средняя группа

Атрибуты для самостоятельной двигательной активности (обручи, мячи, кегли);

«сенсорный центр»-подобраны материалы, которые ребенок самостоятельно познает с помощью разных органов чувств;  музыкальные инструменты и шумовые предметы(деревянные ложки, бубны, трещотки, маракасы); калейдоскоп; волшебный мешочек, пальчиковый бассейн с разными наполнителями. Разнообразные материалы для изо деятельности:карандаши, мелки, печатки, крупные трафареты.

.Конструкторы разных видов. Мозаики, пазлы.

Строительные наборы, выполненные из различного материала (пластмассовый, деревянный);

Игротека для самостоятельных игр (дидактические «похож-не похож», «знаешь ли ты?», «вершки и корешки»), развивающие («найди варианты», «собери цветок»,), логико-математические («логические концовки», «орнамент», «группируем по признакам») и др.;

Дополнены материалы для изобразительной деятельности (трафареты по темам, губки, ватные палочки, мочалки, глина, спички, шпажки из дерева и т.д.), включая пооперационные карты по созданию предметов из бумаги, спичек, глины и др.

Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Младшая группа

Средняя группа

Используются ограничители пространства (ширма и из цветных лент), мягкий модуль может превратиться в игровую зону «Гараж», спортивную зону «Полоса препятствий». Мягкие диваны и кресло легко разворачиваются и могут превратиться местами для зрителей в « театре».

Уголок природы легко  преобразовать в центр «Экспериментирования»;

Центр конструирования в центр для театрализованных игр.

«Книжный центр» легко трансформировать в уголок уединения.

Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности.

Младшая группа

Средняя группа

Предметы из мини-музея «Санкт-Петербург» используются в различных видах детской деятельности (узнаем историю основания и строительства Санкт-Петербурга).Дидактическия игра «Из каких частей состоит строение?» (Куб, конус,цилиндр).Ориентация в пространстве  «Где находится?» («Выше-ниже», справа-слева»). На плоскости, какие фигуры у строения? (Квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). Конструирование строений.  Аппликация и рисование архитектурных обьектов города в разное время года .

Игровой и наглядный материал периодически меняется в соответствии с тематикой, вносятся новые предметы и атрибуты, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую деятельность детей. В соответствии со временем года оформляется помещение группы. В зависимости от реализуемой темы вносится дидактический и игровой материал в разные центры. Таким образом среда отвечает принципу вариативности.

Младшая группа

Средняя группа

В соответствии с темой в группу вносятся: иллюстрации, литература, трафареты, дидактические игры.

Все игрушки в группе соответствуют гигиеническим требованиям, имеют привлекательный вид, учитывают гендерные (машинки, куклы, коляска, парковка, железная дорога) и индивидуальные особенности («зоопарк», маленькие куклы, большие куклы, пупсы, кукольный домик, набор динозавриков и др.). Материалы и оборудование безопасны, сертифицированы.

 

Психологическая комфортность пребывания детей в группе обеспечена следующим:

  • Не раздражающее цветовое решение интерьера (стены окрашены в спокойные тона светло-зеленого цвета, присутствие ярких предметов – игрушек, ярких элементов отделки);
  • Включением в интерьер элементов оформления, создающих приятные, позитивные ассоциации (детские работы, детско-родительские работы.)
  • Возможностью общения детей и взрослых в совместной деятельности (семейные досуги);
  • Достаточное количество времени отведено на игровую деятельность (в группе представлены все виды игр: сюжетно – ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные)
  • Личностно – ориентированная модель взаимодействия воспитателя с детьми, наличие добрых традиций группы («Утреннее приветствие», «Поговорим о хорошем», «Родной маме-родные слова»).
  • В группе организованы различные пространства (для игры, конструирования, уединения) наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.
  • Отсутствие игрушек, провоцирующих ребенка на агрессивные действия.
  • Обеспечены зоны условной изоляции тем детям, кому это необходимо.
  • Пособия, атрибуты, игры и игрушки размещены с учетом деятельностного характера восприятия: все, что есть в группе в свободном доступе для ребенка.

Вывод: создана развивающая предметно – пространственная среда, обеспечивающая безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в группе.

2. Реализация образовательных программ дошкольного образования.

Развивающая предметно – пространственная среда в группе построена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования (с использованием комплексной авторской ОП «От рождения до школы»). При проектировании развивающей предметно – пространственной среды учитывается принцип интеграции: материалы из одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации других областей.

ОО

Модель развивающей среды (на основе культурных практик)

Младшая группа

2019-2020

Средняя группа

2020-2021

Степень личного участия

Социально-коммуникативное развитие

1. Центр сюжетно-ролевых игр;

2.Центр трудового воспитания,

3. Центр безопасности

  • Кукольный уголок с набором мебели, кукол разных размеров, комплектом постельных принадлежностей и одежды; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Моряки», атрибуты для ряженья, предметы-заместители;
  • Оборудование для хозяйственно-бытового труда, (щетка-сметка, веник, тазик для стирки кукольной одежды, мытья игрушек, подносы, фартуки для дежурства) труда на участке (грабли, лопаты)
  • В центре безопасности присутствуют: дидактическое пособие «Безопасность жизнедеятельности», дидактическое лото «Правило дорожной безопасности», дидактическое пособие «Что можно, что нельзя», дидактическая игра «Узнай, что едет?

  • Игровой центр: игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр более детализированы (например, игра «Семья» есть приспособления для приготовления пищи, бытовые приборы, все для сервировки стола; оборудование для режиссерской игры: макеты  (например, объемные – домики; ) образные игрушки небольшого размера, символы пространства; неоформленный игровой материал.
  • Работа с различными материалами: шишки, мох, шпагат, проволока, каштаны, ракушки.
  • Дидактическое пособие: «Правила поведения в экстренных ситуациях, телефоны службы спасения, демонстрационный материал.

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Больница», «Магазин»;

Дидактическая игра «Подбери куклам одежду»;

.

Атрибуты для разных центров, обучающий иллюстрированный и демонстрационный материал С.Вохринцевой по дорожной и пожарной безопасности.

Познание

1. Центр сенсорного и математического развития,

2. Центр строительно-конструктивных игр,

3. Центр экспериментирования

  • Центр сенсорного и математического развития оснащен: счетный материал, предметные картинки, комплекты цифр для магнитной доски, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, логико-математические игры, рамки-вкладыши, наборы объемных геометрических фигур
  • демонстрационный материал «Поиграй и посчитай», «Количество и счет», «Величина», «Ориентировка в пространстве»
  • Кубики, кирпичики, пластины, игра «У куклы новоселье», «Городок для кукол», «Складываем фигуры»

  • Картотека с подборкой математических загадок,
  • Строительно-конструктивные игры: цилиндры, бруски, металлический конструктор, бромовый материал
  • «Игра с магнитами»,  изучаем свойства резины, извержение вулкана.

Атрибуты и материалы для проведения опытов и экспериментов, магниты, иллюстрации, картотека игр по теме и возрасту. Наглядный демонстрационный материал

по разным темам , математические дидактические пособия   С.Вохринцевой и Колесниковой; игровые макеты, детская художественная и познавательная литература для детей. Самостоятельно изготовленные детские маски  для театральных постановок.

Картотека пальчиковых игр, бодрящей гимнастики Картотека артикуляционной и зрительных гимнастик. Картотека массажа с использованием разных материалов и самомассажа.

Речевое

  • Иллюстрации по теме НОД, лото, домино, мнемотаблицы для составления рассказов, книги раскраски по изучаемым темам.
  • Картотека игр на обогащение и активизацию словарного запаса, дидактические игры на ориентировку в звуковой и буквенной системе языка, «Азбука», речевая игра «Рассели по домикам».

Магнитная доска, комплект цветных магнитов, опорные схемы для составления рассказов.

Три комплекта картинок к занятиям по развитию речи Ушаковой, Громовой.

Картины из жизни животных С.Н.Николаевой.

Художественно-эстетическое развитие

  • Гуашь и акварель, пальчиковые краски, цветная и белая бумага, картон, раскраски, трафареты, дидактические игры для развития творческих способностей, карандаши, кисти.
  • Восковые и акварельные мелки, фломастеры,  цветной мел, глина, тесто, палочки, стеки, ножницы с тупыми концами,

Учебно-наглядное пособие Н.А.Курочкиной «Знакомим с пейзажной живописью».

Внесены атрибуты: обои для коллективного творчества, доски для рисования мелками, репродукции картин, скульптуры малых форм.

Физическое развитие

  • Мячи разных размеров, массажные коврики, кегли, массажные мячи, игра «Кольцеброс».
  • Скакалки, канаты, флажки, ленты, гантели, настольная игра «Мини футбол», «Волейбол», ракетки, обручи.

Демонстационный материал «Разные виды спорта».

Внесены настольные игры.

Картотека подвижных игр.

Вывод: в группе создана развивающая предметно – пространственная среда, отражающая содержание областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.

3. Учет возрастных особенностей детей.

Подбор пособий и оборудования учитывает возрастные особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста. Развивающая среда построена таким образом, что дает возможность развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его интересов и активности.

Возрастные особенности

Отражение в развивающей среде

Степень личного участия

Мл. гр.

1. Проявление разных темпов развития

П – п среда сохраняет некоторые особенности среды для маленьких детей (например, есть крупная мозаика, разрезные картинки на 4 – 6 частей и др.); учитываются новые потребности детей более  (алгоритмы действия артикуляционной и дыхательных гимнастик, (вертушки, мельницы); игрушки – заместители и др.)

Алгоритм умывания;

Алгоритм последовательности одевания на прогулку.

Схемы для конструирования из блоков Дьеныша.

2. Большая потребность в движении

«Дорожка движения» (с помощью символов указываются двигательные задания). В разных местах группы висят мишени для метания мягких мячиков.

«Рыбалка», «Скручивание веревочки на палочки с двух сторон», «мешочки из ткани с разными наполнителями», «тактильная дорожка».

3. Дети любят обозначить свою игровую территорию.

Легкие раскладные ширмы, цветные шнуры, заборчики из брусков, игровые коврики.

Мягкий конструктор из ЭВА для построения замков, заборов и т.д. Схемы конструирования.

Ср. гр.

1.  Происходит расцвет игровой деятельности

В РППС представлены разные виды игр: сюжетно-ролевая, строительно-конструктивная.

Альбом-подсказка для детей, как использовать предметы- заместители.

Алгоритм сервировки стола

Символы пространства - река, солнце, цветы, грибы.

Ламинированные схемы для конструирования из палочек Кьюинзенера по разным темам.

Схема постройки замка из деревянного конструктора, муляжи для игры в овощной магазин, набор «Дорожные знаки»

2. Дальнейшее развитие речевой деятельности –связной речи

Картинки, пособия для рассказывания и придумывания сказок. Рассказов и т.д. Альбом сказок.

Альбом «Космос в картинках»,  дидактическая игра «Расскажи сказку».

Вывод: созданная предметно – пространственная среда группы отражает возрастные особенности детей, способствует решению развивающих задач, отвечает принципам активности, самостоятельности, творчества.

4. Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении, др. категорий детей.

Предметно – пространственная среда в группе организована так, что дает возможность детям реализовать себя через разные виды деятельности.

Виды деятельности

Отражение в среде

Младшая группа

Средняя группа

Игровая деятельность

  • Для более спокойных детей, отведена зона конструирования и малоподвижных игр. Для более активных детей, отведено пространство для подвижных игр, не мешая друг другу. Детям предоставляется возможность обозначить свою игровую территорию, раскладными ширмами, игровыми ковриками или мягкими модулями.

Коммуникативная д - ть

  • Для правильного понимания использования предметов из «взрослой жизни» в группе есть игрушки, имитирующие или повторяющие их: телефоны, коляски, строительные и медицинские инструменты и многое другое, что может приблизить через игру детей к взрослым. Таким образом, происходит расцвет игровой деятельности и речевое развитие. Дети с более слабым словарным запасом, в ходе игры обогащают его с помощью других детей, игрушек и воспитателя

Познавательно – исследовательская д - ть

  • «Свойства песка», эксперименты с водой, «Где можно найти свое отражение?»
  • Центр сенсорного развития оснащен звучащими игрушками, различными шнуровками, застежками и замками, настольные и напольные мозаики разного размера.

Восприятие художественной литературы и фольклора

  • Оснащён уголок с детскими книгами: произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, обрядовые песни и прибаутки, народные и литературные сказки, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов, загадки

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

  • Воспитываем у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом, самостоятельно умываться, приучаем аккуратно складывать и вешать одежду через беседы и наглядные пособия (алгоритм одевания, как правильно мыть руки, правила этикета за столом), развешенные на уровне глаз детей, в раздевалке, столовой и туалетной комнате. В столовой оборудован уголок дежурства, в новом году, оснащенный фартуками и смётками для двоих дежурных.

Конструирование из различного материала

Изобразительная

д - ть

  • Заготовки для рисования, вырезанные по различным формам (деревья, цветы, различные предметы, животные)

Бумага тонкая и плотная, картон, цветные карандаши, фломастеры, пластилин, восковые мелки.

Также, наглядные пособия, такие как: произведения народного искусства: - народные глиняные и деревянные игрушки ( дымковские и др.), расписная посуда (гжель, жостовские и др.).

В новом учебном году, добавлены фартуки и нарукавники для детей, альбомы с рисунками или фотографиями произведений декоративно- прикладного искусства. Два дид. пособия «Знакомство с живописью». И.И.Шишкин. Картины с описанием. Дид.пособие С.Вохринцевой «Народные промыслы», «Гжель» и др. Произведения народного искусства: расписная посуда ( жостовские подносы, блюдца-гжель и др.).

Музыкальная д - ть

                               Магнитофон, различные музыкальные инструменты, диски с песнями, сказками

Вывод: создана развивающая предметно – пространственная среда, обеспечивающая развитие и коррекцию детей в соответствии с индивидуальными маршрутами.

В результате проведенного анализа можно сделать вывод: развивающая предметно – пространственная среда группы воспитателя Леончиковой Анжелики Анатольевны содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, т.е. соответствует требованиям ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе.

Аналитическая справкао результате личного участия педагога Дубровиной Наталии Игоревны в создании развивающей предметно-пространственной среды вподготовительной группе № 1Государственного бюджетного д...

Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды.

План составления аналитической справки о результате личного участия педагога  в создании развивающей  предметно-пространственной среды....

Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей и подготовительной группе ГБДОУ № 29.

Аналитическая справка о результате личного участия педагога Марченковой Елены Геннадьевны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей и подготовительной группе ГБДОУ № 29.Группа ...