Аналитическая справка участия педагога по созданию развивающей среды в группе.
материал
Аналитическая справка личного участия педагога по созданию развивающей среды в младшей и средней групп."Дружная семейка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_spravkaleonchikovoy.docx | 33.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка о результатах личного участия педагога
Леончиковой Анжелики Анатольевны
В создании предметно-пространственной среды в группе «Дружная семейка»
Санкт-Петербургского государственного автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №125» комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга.
1. Цель: изучение условий (РППС) для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, формирования творческой, инициативной личности ребенка в процессе реализации ФГОС ДО.
2. Характеристика группы/контингента детей.
В 2019-2020 учебном году младшую группу посещало 34 ребенка. Из них 13 мальчиков, 21 девочка.
Дети общительны, с удовольствием общаются друг с другом и взрослыми. Игры у детей разнообразны. Много сюжетных игр. Девочки играют в своей игровой зоне в такие игры как «Семья», «Приготовим обед», «Угостим кукол», «Доктор» и другие. Небольшая часть мальчиков так же периодически вступает в игру с девочками. Большая часть мальчиков играют в другой игровой зоне с машинками, строительными конструкторами. Накопленного запаса слов, уровень речевого развития позволяет детям активно общаться во время игр, объяснять правила, сюжет игры. Развитие речи в младшей группе проходит активно. Улучшается произношение, речь приобретает четкость. Дети прекрасно знают предметы их ближайшего окружения и правильно их называют. Их речь наполнена не только существительными и глаголами, но и другими частями речи: предлогами, прилагательными. Предложения чаще простые распространенные, но развивается навык монологической речи. Хорошо знакомую сказку, дети могут пересказать, могут выучить и рассказать короткое стихотворение.
Дети владеют в общих чертах всеми видами основных движений. Они стремятся к новым сочетаниям движений.
Поведенческие особенности детей, проявляются в интересе и потребности в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Дети способы взаимодействовать с другими людьми. Используют речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Хорошо ориентируется в человеческих отношениях: замечают эмоциональное состояние сверстников и взрослых, могут проявить внимание и сочувствие. Отличаются высокой активностью, проявляют интерес к игре и познаниям.
В 2020-2021 новом учебном году среднюю группу посещает 34 ребенка. Количество детей не изменилось, 13 мальчиков, 21 девочка.
Важную роль начало играть общение как со сверстниками, так и со взрослыми. В сфере взаимоотношений развивается избирательность отношений.
Особый интерес дети проявляют к подвижным играм со сверстниками. В группе есть лидеры, которые могут самостоятельно организовать игру и вовлечь в нее других детей. В целом микроклимат в группе благоприятный. Большинство детей с удовольствием посещает группу.
1. Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.
Развивающая предметно-пространственная среда группы выстроена с учётом ФГОС по пяти образовательным областям. Обеспечивает реализацию потребностей детей в активной и разноплановой деятельности. В своей группе педагог Леончикова Анжелика Анатольевна организовала различные пространства для игр таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, предоставляя ребёнку возможность самостоятельного выбора. Мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.
Все пространство предметно-пространственной среды группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Все элементы соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, мебель закреплена, материалы и оборудование исправны. В группе нет предметов, при неосторожном использовании которых ребёнок мог бы нанести себе вред. Столы для совместной организованной деятельности размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Чистота в группе соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, питьевой режим осуществляется. Учтены все требования по соблюдению правил пожарной безопасности.
Развивающая предметно – пространственная среда группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы. Образовательное пространство группы оснащено:
Младшая группа | Средняя группа |
Разнообразные пространствообразующие средства: ширма, мягкие модули, цветные шнуры, ленты. В «Центре физического развития» есть «Дорожки здоровья», массажные коврики, различные мячи,обручи, цветные шнуры, мячи и мешочки для метания, кольца, кегли, атрибуты для проведения подвижных игр и др.спортивное оборудование. Центр сенсорного развития, где имеется много игр для развития мелкой моторики: яркие вкладыши разной формы,мозаики разных видов, счеты, конструкторы, игры с прищепками, шнуровки, большой выбор сюжетно-дидактических игр. Книжный уголок: детские книги, русские народные сказки, потешки с яркими иллюстрациями. Игрушки и материалы для игровой деятельности (машинки, куклы, коляска, кроватка, утюг); Театрализованный центр: настольный «Репка», «Колобок»,кукольный «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя», театр из картона «Заюшкина избушка»; маски-шапочки для постановки спектаклей с участием детей; куклы би-ба-бо, музыкальные инструменты, театральные костюмы; атрибуты и костюмы для сюжетно-ролевых игр («Семья», , «Кухня», «Доктор» и т. д.); центр науки и экологии (игры с песком и водой; оборудование для элементарного экспериментирования: мерные ложки, коктельные трубочки, шишки, желуди,каштаны плавающие игрушки, кора дерева, металлические предметы,гальки и т.д.; ковролин настенный; магнитофон и т.д. | Большие передвижные ящики на колесиках с разными видами конструкторов, есть «Мягкий дартс». Имеются пособия и атрибуты, необходимые для проведения утренней и бодрящей гимнастик (Флажки, шарики,бубны и т. д.). нестандартное оборудование: дорожка для коррекции стопы Фотоальбомы детей, сюжетные и предметные картинки по темам. Книги -энциклопедии, карточки, картины, дидактические пособия по темам. В центре речевого развития имеются портреты писателей, альбом о Санкт-Петербурге, дидактические игры на формирование словаря, игры картинки по типу «назови отличия», пособия для проведения артикуляционных упражнений; центр грамотности (серии картинок для составления рассказов); Мини-музей «Санкт-Петербург», коллекции: разных животных и птиц (пластик), «Динозавров», кукол в национальных костюмах; театр: кукольный «Зимовье зверей»,перчаточный «Кот в сапогах», картонный «Морозко», стержневой театр ,шапки-маски для постановки спектаклей с участием детей; атрибуты и костюмы для сюжетно-ролевых игр («полицейский-регулировщик»; «парикмахерская», «прачечная», и др ) центр науки и экологии: пополнение оборудованием для экспериментирования –пипетки, колбы, шприцы без игл,, увеличительное стекло, лупа, компас, весы, песочные часы, колбы, магнит, стекло, резина. |
Гендерное соотношение в группе учтено.
Младшая группа | Средняя група |
Гендерное соотношение в младшей группе соблюдено. Так как девочек в младшей группе больше созданы уголки для девочек: «Кухня», «Семья», «Доктор» и др.. Уголок ряжения. Театрализация. Игры для развития мелкой моторики: шнуровки, «Собери бусы», «Накорми куклу», и т. д. Для мальчиков продумана РППС: «Гараж», «Парковка». «Строитель» мягкие модули для конструирования, различные крупные и среднего размера конструкторы, мозаика, дорога для поезда и дорога машинок и т.д. | Гендерное соотношение в младшей группе соблюдено.Так как девочек в средней группе больше созданы уголки для девочек: «Магазин», «Парихмахерская», «Аптека», «Кафе» и т. д. Игры для развития мелкой моторики: бантики разного цвета и длины, мозаики, пазлы, «Подбери наряд для куклы» и т. д. Для мальчиков продумана РППС: деревянный конструктор, к крупным добавились ьелкие машинки, сюжетно-ролевые игры «ПДД», «Строитель», «Повар», «Военный» и т.д. |
РППС содержит достаточное количество элементов, с которыми ребенок может самостоятельно взаимодействовать при минимальной помощи взрослых. На открытых полках, в непосредственной доступности находятся:
Младшая группа | Средняя группа |
Атрибуты для самостоятельной двигательной активности (обручи, мячи, кегли); «сенсорный центр»-подобраны материалы, которые ребенок самостоятельно познает с помощью разных органов чувств; музыкальные инструменты и шумовые предметы(деревянные ложки, бубны, трещотки, маракасы); калейдоскоп; волшебный мешочек, пальчиковый бассейн с разными наполнителями. Разнообразные материалы для изо деятельности:карандаши, мелки, печатки, крупные трафареты. .Конструкторы разных видов. Мозаики, пазлы. | Строительные наборы, выполненные из различного материала (пластмассовый, деревянный); Игротека для самостоятельных игр (дидактические «похож-не похож», «знаешь ли ты?», «вершки и корешки»), развивающие («найди варианты», «собери цветок»,), логико-математические («логические концовки», «орнамент», «группируем по признакам») и др.; Дополнены материалы для изобразительной деятельности (трафареты по темам, губки, ватные палочки, мочалки, глина, спички, шпажки из дерева и т.д.), включая пооперационные карты по созданию предметов из бумаги, спичек, глины и др. |
Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Младшая группа | Средняя группа |
Используются ограничители пространства (ширма и из цветных лент), мягкий модуль может превратиться в игровую зону «Гараж», спортивную зону «Полоса препятствий». Мягкие диваны и кресло легко разворачиваются и могут превратиться местами для зрителей в « театре». | Уголок природы легко преобразовать в центр «Экспериментирования»; Центр конструирования в центр для театрализованных игр. «Книжный центр» легко трансформировать в уголок уединения. |
Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности.
Младшая группа | Средняя группа |
Предметы из мини-музея «Санкт-Петербург» используются в различных видах детской деятельности (узнаем историю основания и строительства Санкт-Петербурга).Дидактическия игра «Из каких частей состоит строение?» (Куб, конус,цилиндр).Ориентация в пространстве «Где находится?» («Выше-ниже», справа-слева»). На плоскости, какие фигуры у строения? (Квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). Конструирование строений. Аппликация и рисование архитектурных обьектов города в разное время года . |
Игровой и наглядный материал периодически меняется в соответствии с тематикой, вносятся новые предметы и атрибуты, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую деятельность детей. В соответствии со временем года оформляется помещение группы. В зависимости от реализуемой темы вносится дидактический и игровой материал в разные центры. Таким образом среда отвечает принципу вариативности.
Младшая группа | Средняя группа |
В соответствии с темой в группу вносятся: иллюстрации, литература, трафареты, дидактические игры. |
Все игрушки в группе соответствуют гигиеническим требованиям, имеют привлекательный вид, учитывают гендерные (машинки, куклы, коляска, парковка, железная дорога) и индивидуальные особенности («зоопарк», маленькие куклы, большие куклы, пупсы, кукольный домик, набор динозавриков и др.). Материалы и оборудование безопасны, сертифицированы.
Психологическая комфортность пребывания детей в группе обеспечена следующим:
- Не раздражающее цветовое решение интерьера (стены окрашены в спокойные тона светло-зеленого цвета, присутствие ярких предметов – игрушек, ярких элементов отделки);
- Включением в интерьер элементов оформления, создающих приятные, позитивные ассоциации (детские работы, детско-родительские работы.)
- Возможностью общения детей и взрослых в совместной деятельности (семейные досуги);
- Достаточное количество времени отведено на игровую деятельность (в группе представлены все виды игр: сюжетно – ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные)
- Личностно – ориентированная модель взаимодействия воспитателя с детьми, наличие добрых традиций группы («Утреннее приветствие», «Поговорим о хорошем», «Родной маме-родные слова»).
- В группе организованы различные пространства (для игры, конструирования, уединения) наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.
- Отсутствие игрушек, провоцирующих ребенка на агрессивные действия.
- Обеспечены зоны условной изоляции тем детям, кому это необходимо.
- Пособия, атрибуты, игры и игрушки размещены с учетом деятельностного характера восприятия: все, что есть в группе в свободном доступе для ребенка.
Вывод: создана развивающая предметно – пространственная среда, обеспечивающая безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в группе.
2. Реализация образовательных программ дошкольного образования.
Развивающая предметно – пространственная среда в группе построена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования (с использованием комплексной авторской ОП «От рождения до школы»). При проектировании развивающей предметно – пространственной среды учитывается принцип интеграции: материалы из одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации других областей.
ОО | Модель развивающей среды (на основе культурных практик) | Младшая группа 2019-2020 | Средняя группа 2020-2021 | Степень личного участия |
Социально-коммуникативное развитие | 1. Центр сюжетно-ролевых игр; 2.Центр трудового воспитания, 3. Центр безопасности |
|
| Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Больница», «Магазин»; Дидактическая игра «Подбери куклам одежду»; . Атрибуты для разных центров, обучающий иллюстрированный и демонстрационный материал С.Вохринцевой по дорожной и пожарной безопасности. |
Познание | 1. Центр сенсорного и математического развития, 2. Центр строительно-конструктивных игр, 3. Центр экспериментирования |
|
| Атрибуты и материалы для проведения опытов и экспериментов, магниты, иллюстрации, картотека игр по теме и возрасту. Наглядный демонстрационный материал по разным темам , математические дидактические пособия С.Вохринцевой и Колесниковой; игровые макеты, детская художественная и познавательная литература для детей. Самостоятельно изготовленные детские маски для театральных постановок. Картотека пальчиковых игр, бодрящей гимнастики Картотека артикуляционной и зрительных гимнастик. Картотека массажа с использованием разных материалов и самомассажа. |
Речевое |
|
| Магнитная доска, комплект цветных магнитов, опорные схемы для составления рассказов. Три комплекта картинок к занятиям по развитию речи Ушаковой, Громовой. Картины из жизни животных С.Н.Николаевой. | |
Художественно-эстетическое развитие |
|
| Учебно-наглядное пособие Н.А.Курочкиной «Знакомим с пейзажной живописью». Внесены атрибуты: обои для коллективного творчества, доски для рисования мелками, репродукции картин, скульптуры малых форм. | |
Физическое развитие |
|
| Демонстационный материал «Разные виды спорта». Внесены настольные игры. Картотека подвижных игр. |
Вывод: в группе создана развивающая предметно – пространственная среда, отражающая содержание областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
3. Учет возрастных особенностей детей.
Подбор пособий и оборудования учитывает возрастные особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста. Развивающая среда построена таким образом, что дает возможность развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его интересов и активности.
Возрастные особенности | Отражение в развивающей среде | Степень личного участия | |
Мл. гр. | 1. Проявление разных темпов развития | П – п среда сохраняет некоторые особенности среды для маленьких детей (например, есть крупная мозаика, разрезные картинки на 4 – 6 частей и др.); учитываются новые потребности детей более (алгоритмы действия артикуляционной и дыхательных гимнастик, (вертушки, мельницы); игрушки – заместители и др.) | Алгоритм умывания; Алгоритм последовательности одевания на прогулку. Схемы для конструирования из блоков Дьеныша. |
2. Большая потребность в движении | «Дорожка движения» (с помощью символов указываются двигательные задания). В разных местах группы висят мишени для метания мягких мячиков. | «Рыбалка», «Скручивание веревочки на палочки с двух сторон», «мешочки из ткани с разными наполнителями», «тактильная дорожка». | |
3. Дети любят обозначить свою игровую территорию. | Легкие раскладные ширмы, цветные шнуры, заборчики из брусков, игровые коврики. | Мягкий конструктор из ЭВА для построения замков, заборов и т.д. Схемы конструирования. | |
Ср. гр. | 1. Происходит расцвет игровой деятельности | В РППС представлены разные виды игр: сюжетно-ролевая, строительно-конструктивная. | Альбом-подсказка для детей, как использовать предметы- заместители. Алгоритм сервировки стола Символы пространства - река, солнце, цветы, грибы. Ламинированные схемы для конструирования из палочек Кьюинзенера по разным темам. Схема постройки замка из деревянного конструктора, муляжи для игры в овощной магазин, набор «Дорожные знаки» |
2. Дальнейшее развитие речевой деятельности –связной речи | Картинки, пособия для рассказывания и придумывания сказок. Рассказов и т.д. Альбом сказок. | Альбом «Космос в картинках», дидактическая игра «Расскажи сказку». |
Вывод: созданная предметно – пространственная среда группы отражает возрастные особенности детей, способствует решению развивающих задач, отвечает принципам активности, самостоятельности, творчества.
4. Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении, др. категорий детей.
Предметно – пространственная среда в группе организована так, что дает возможность детям реализовать себя через разные виды деятельности.
Виды деятельности | Отражение в среде | |
Младшая группа | Средняя группа | |
Игровая деятельность |
| |
Коммуникативная д - ть |
| |
Познавательно – исследовательская д - ть |
|
|
Восприятие художественной литературы и фольклора |
| |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд |
| |
Конструирование из различного материала | ||
Изобразительная д - ть |
Бумага тонкая и плотная, картон, цветные карандаши, фломастеры, пластилин, восковые мелки. Также, наглядные пособия, такие как: произведения народного искусства: - народные глиняные и деревянные игрушки ( дымковские и др.), расписная посуда (гжель, жостовские и др.). | В новом учебном году, добавлены фартуки и нарукавники для детей, альбомы с рисунками или фотографиями произведений декоративно- прикладного искусства. Два дид. пособия «Знакомство с живописью». И.И.Шишкин. Картины с описанием. Дид.пособие С.Вохринцевой «Народные промыслы», «Гжель» и др. Произведения народного искусства: расписная посуда ( жостовские подносы, блюдца-гжель и др.). |
Музыкальная д - ть | Магнитофон, различные музыкальные инструменты, диски с песнями, сказками |
Вывод: создана развивающая предметно – пространственная среда, обеспечивающая развитие и коррекцию детей в соответствии с индивидуальными маршрутами.
В результате проведенного анализа можно сделать вывод: развивающая предметно – пространственная среда группы воспитателя Леончиковой Анжелики Анатольевны содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, т.е. соответствует требованиям ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе.
Аналитическая справкао результате личного участия педагога Дубровиной Наталии Игоревны в создании развивающей предметно-пространственной среды вподготовительной группе № 1Государственного бюджетного д...
Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды.
План составления аналитической справки о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды....
Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе
Образец справки для портфолио педагога...
Алгоритм написания аналитической справки о результатах личного участия педагога в создании развивающей предметно- пространственной среды
Алгоритм написания справки о результатах личного участия педагога в создании РППС...
Аналитическая справка о результате личного участия педагога, в создании развивающей предметно-пространственной среды
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...
Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей и подготовительной группе ГБДОУ № 29.
Аналитическая справка о результате личного участия педагога Марченковой Елены Геннадьевны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей и подготовительной группе ГБДОУ № 29.Группа ...
Аналитическая справка о трезультате личного участия педагога в создании развивающей среды
Анализ деятельности педагога...