Психологический тренинг для родителей "Умеем ли мы общаться с детьми"
статья (старшая группа)
Цель: дать родителям возможность поделиться друг с другом опытом воспитания своих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umeem_li_my_obshchatsya_s_detmi.doc | 131.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический тренинг для родителей
«Умеем ли мы общаться со своими детьми?»
Цель: дать родителям возможность поделиться друг с дру гом опытом воспитания своих детей.
Ход семинара
Ритуал приветствия.
Игровое упражнение «Закончи предложение».
Ведущий начинает предложение, а родители его продолжают, передавая друг другу мяч, например: «Общение с ребенком - это...»; «Родители через диалог с ребенком дают ему почувст вовать...» и т. д.
Резюме. Общение с ребенком - это взаимовосприятие, обмен информацией, переживаниями, взаимодействие. Результат обще ния - образ Я, самооценка.
Игровая ситуация «Что сказали бы вы?»
- Вам нездоровится, к вам обращается ребенок. Вы...
- Вы зовете ребенка обедать, а он не идет. Вы...
- Ребенок что-то разбил. Вы...
Выслушиваются ответы родителей, а затем, запись с детскими ответами, записанными на магнитафон как поступают их родители в вышеперечисленных ситуациях.
Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ».
Родителям раздаются карточки с описанием ситуаций и ва риантами ответов. Необходимо выбрать вариант, адекватный ситуации.
Ситуация 1. Вы заходите в комнату и видите, что ребенок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваша реакция?
- Сколько раз я тебе говорила, как надо играть!
- Меня сердит, когда ты не убираешь игрушки на место.
- Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!
Ситуация 2. Вы заняты очень важным делом. К вам об ращается ребенок и просит поиграть с ним. Ваша реакция?
- Не сейчас: видишь, я работаю.
- Займись чем-нибудь, возьми бумагу и порисуй.
- Я сейчас работаю и не могу играть с тобой, но скоро я ос вобожусь, и мы обязательно поиграем.
Ситуация 3. Ребенок приходит с улицы грязный. Ваша реакция?
- Вечно ты приходишь с улицы как поросенок!
- Посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша, а ты!
- Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой гряз ным.
Ситуация 4. Встретившись на улице с коллегой по рабо те, вы разговорились. Ваш ребенок то и дело прерывает вас: «Мама, пойдем!» Ваша реакция?
- Ты что, не видишь, я с тетей разговариваю!
- Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают.
- Не мешай нам разговаривать!
Игровое упражнение «Не ругайся!»
Родители разбиваются на пары, один из них родитель другой ребенок. Родитель начинает кричать и ругать на ребенка. Потом меняются ролями.
Какие чувства вы испытали? Понравилось ли это Вам? Хотелось бы Вам еще такое испытать?
Игровое упражнение «Чему учиться ребенок»
Если ребенка часто критикуют… | …он учиться осуждать. |
Если ребенка часто высмеивают… | …он учится быть робким. |
Если ребенок живет чувством безопасности… | ...он учиться верить. |
Если ребенка часто подбадривают… | …он учиться уверенности в себе. |
Если с ребенком обычно честны… | …он учиться справедливости. |
Если ребенка часто одобряют… | …он учится хорошо к себе относиться. |
Если к ребенку часто бывают снисходительны… | …он учиться быть терпеливым. |
Ситуация 1. Вы заходите в комнату и видите, что ребенок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваша реакция?
|
Ситуация 2. Вы заняты очень важным делом. К вам об ращается ребенок и просит поиграть с ним. Ваша реакция?
|
Ситуация 3. Ребенок приходит с улицы грязный. Ваша реакция?
|
Ситуация 4. Встретившись на улице с коллегой по рабо те, вы разговорились. Ваш ребенок то и дело прерывает вас: «Мама, пойдем!» Ваша реакция?
|
Если ребенка часто критикуют… | …он учиться осуждать. |
Если ребенка часто высмеивают… | …он учится быть робким. |
Если ребенок живет чувством безопасности… | ...он учиться верить. |
Если ребенка часто подбадривают… | …он учиться уверенности в себе. |
Если с ребенком обычно честны… | …он учиться справедливости. |
Если ребенка часто одобряют… | …он учится хорошо к себе относиться. |
Если к ребенку часто бывают снисходительны… | …он учиться быть терпеливым. |
Советы для родителей «Правила поведения в общении с детьми»
- Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на те бя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».
- Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интона ция, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоцен ности. Стремитесь создавать у вашего ребенка высокую само оценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь». И только тогда ваш ребенок будет способен видеть, принимать и уважать вас. Обратите внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неува жение со стороны детей.
- В общении с ребенком уделяйте больше внимание невер бальному (неречевому) общению. Так вместо того, чтобы кате горично сказать слово «нельзя», попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.
- Старайтесь высказывать свое отношение к поведению ре бенка без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правиль ное, своевременное обращение к нему, например «Саша, Са шенька, сын, сынок».
- Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ре бенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, воскли цаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Представляйте ему вре мя для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не прини майте решение только сами: например, вместо фразы «Не твоего ума дело...» - скажите: «Как ты думаешь, что для этого нужно сделать? Твое мнение всем интересно».
- Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.
- Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: «Я вижу, что тебя что-то беспокоит», «Я вижу, что тебя кто-то огорчил».
- Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему «спо койной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжела тельным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический тренинг для воспитателей на развитие коммуникативных и игровых средств общения с детьми «Вспомним детство золотое».
Психологический тренинг для воспитателей на развитие коммуникативных и игровых средств общения с детьми «Вспомним детство золотое».Проводит педагог-психолог ГБОУ СОШ №629 ДО №2 Никулищина М.Е. Це...
Конспект психолого-логопедического занятия с детьми ОВЗ с элементами психологического тренинга
Конспект психолого-логопедического занятия с детьми ОВЗ с элементами психологического тренинга...
"Применение психологического тренинга в работе с детьми"
Методическая разработка "Применение психологического тренинга в работе с детьми"...
Конспект психологического тренинга для педагогов ДОУ "Детский сад - наш общий дом"
Конспект тренингового занятия для воспитателей, направленного на сплочение коллектива и осознание факторов, влияющих на взаимоотношения и взаимодействие всех участников процесса....
Конспект образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с окружающим миром с элементами эколого-психологического тренинга
Предлагаю вашему вниманию конспект образоватльной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по ознакомлению с окружающим миром с элементами эколого-психологического тренинга....
Авторская программа тренинга общения для дошкольников с использованием методов психологического тренинга «Общение»
Произошедшие изменения в общественной жизни страны, развитие информационных технологий значительно изменили жизнь детей: снизилось значение книги, существенно понизился духовно- нравственный уровень л...
Психологический тренинг с детьми подготовительной группы «Хоровод дружбы»
Игра занимает главенствующее место в системе воспитания и обучения школьника, т.к. это доминирующий вид деятельности ребенка почти с первых дней жизни. Игра для ребенка – способ моделирова...