Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию "Все хорошее в людях из детства!"
проект (младшая, средняя группа)

Лебедина Светлана Анатольевна

Педагогический проект направлен на духовно-нравственное воспитание через экологическую культуру.  Цель проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе, бережного отношения к ней, воспитание культуры природолюбия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_2020-2021_uch._god_dlya_ns_portala.docx40.05 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

по духовно-нравственному воспитанию

«Все хорошее в людях из детства!»

                                  Срок реализации: 2 года

              Автор проекта:

    воспитатель

                                                   Лебедина Светлана Анатольевна

г. о. Саранск

        Название проекта: Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию через экологическую культуру «Все хорошее в людях из детства!»

       Творческое название проекта:

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!»

     Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. 

    Актуальность. Одним из важных направлений духовно-нравственного воспитания является бережное отношение к природе. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Каждый из тех, кто принес вред природе, когда – то был ребенком, вот почему так велика роль дошкольного учреждения в воспитании экологической культуры детей. Познавательное отношение к природе и любознательность у дошкольников в сочетании с ярко выраженной активностью иногда приводит к экспериментированию над живыми существами, последствия которого оказываются неблагоприятными или даже губительными для них. Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружающий мир и себя в нем. Наша задача формировать у детей нравственные чувства, воспитывать любовь и уважения к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну. Представление о Родине начинается у детей с картинки, песни, окружающей его природы, с животных родного края.

     В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. В этом направлении развития ребёнка особое место занимает воспитание у него любви к природе родного края, создание культуры сопереживания и заботы, понимание природоохранных вопросов. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.     

 Цель проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе, бережного отношения к ней, воспитание культуры природолюбия.

     Задачи реализации проекта:

  1. Расширять знания детей о разнообразии растительного и животного мира родного края, о его природных достопримечательностях.
  2. Формировать эмоционально-чувственный положительный опыт взаимодействия с природой.
  3. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  4. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  5. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами экологической культуры.
  6. Формировать привычки совместной продуктивной деятельности родителей и ребенка.
  7. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение экологической культуры в жизни человека, как действие любви, добра, человечности.
  8. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
  9. Воспитывать патриотические чувства.
  10. Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.

Участники проекта: воспитатель группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, дети группы № 8, родители воспитанников.

Вид проекта:

- по доминирующей в проекте деятельности: познавательно-творческий;

- по времени проведения: долгосрочный.

Основные формы реализации проекта:

- совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми;

- ООД воспитателя с детьми (окружающий мир, развитие речи, восприятие художественной литературы, рисование, аппликация, лепка);

- самостоятельная деятельность детей;

- викторины для детей и родителей;

- экологические конкурсы для детей;

- организация экскурсий и целевых прогулок;

- работа с родителями по оснащению предметно-развивающей среды.

Формы работы с родителями:

- Консультация для родителей;

-Информация на стенде;

-Памятки;

-Совместная работа с детьми;

-Организация тематических досугов и развлечений.

Методы и приемы:

Словесные:

- Беседы, беседы-обсуждения;

- Рассказы;

- Чтение и обсуждение художественных произведений духовно-нравственного содержания;

- Разучивание стихотворений.

Наглядные:

- Наблюдения;

- Рассматривание иллюстраций, картинок, репродукций картин и пр.;

- Демонстрация презентаций, мультфильмов;

- Выставки рисунков, открыток, поделок.

Практические:

- Дидактические упражнения;

- Продуктивная деятельность.

Игровые:

- Игры с правилами (подвижные, дидактические, интеллектуальные);

- Творческие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные и пр.).

     Реализация современных технологий и нетрадиционных техник:

1. Здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы, массаж кистей рук с применением природного материала);

2.Информационно-коммуникативные технологии (подбор и создание картотек; создание презентаций, альбомов);

3. Использование игровых технологий;

4. Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности («пальчики-палитра», «печать от руки», «печатка», тампонирование, рисование восковыми мелками).

Программно – методическое обеспечение реализации проекта:

1. «Детство»: основная общеобразовательная программа дошкольного образования, авт: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб; ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕММ», 2011.

2. Мы в Мордовии живем: примерный региональный модуль программы дошкольного образования / О. В. Бурляева и др, - Саранск; Мордовия.

Книги:

1. Карпеева М. В. Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Вторая младшая группа. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования,2016. – 192 с.

2. Рыжова Н. Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста // Дошкольное образование.–2008.– Вып. 23.–32 с.– (Библиотечка "Первого сентября").

3. Корнилова, В. М. «Экологическое окно в детском саду» методические рекомендации / В. М. Корнилова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

4. Аксенова, З. Ф. «Войди в природу другом». Экологическое воспитание дошкольников. – М. ТЦ Сфера, «011. – 128 с. - (Библиотека воспитателя)

5. Карпеева М. В. Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Вторая младшая группа. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования,2016. – 192 с.

6.  Артёмова, Л. А. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. А. Артёмова. – М. : Просвещение, 1992.-126 с.

7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников - М:. Издательский центр «Академия», 2001.

8.  Воронкевич О. А.  Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. — 512 с

9. Грунина, С. О. Теория и методика экологического образования детей // С. О. Грунина. – Йошкар-Ола: 2010.-226с.

10.  Згурская, Л. Д. Экология – малышам // Дошкольное воспитание. – 2004. с. 104.

11. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве / С. Н. Николаева. - М. : Педагогика, 2005. – 296с.

12. Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей//Дошкольное воспитание.–2009.–№ 4.–С.42–45.

13. Романова К.А. Формирование нравственного отношения к природе у детей дошкольного возраста // Детство – 2003.–№ 1.–С.33–34.

14. Рыжова Н. О программах экологического образования дошкольников // Дошкольное образование. – 2004.–№ 11.–С.3–4,21.

Картотеки:

1. Картотека пальчиковой гимнастики

2. Картотека дидактических игр и упражнений

3.Подвижные мордовские народные игры

4. Картотека экологических сказок

5. Картотека хороводных игр

Наглядно-дидактические пособия:

1. Обучающие карточки «Уроки для самых маленьких» (животные и птицы) Издательство: «Проф-Пресс», 2011

2. Дидактический материал «Окружающий мир» («Лесные ягоды», «Комнатные растения», «Деревья и кустарники») Издательство; Страна Фантазий, 2006

3. Карточки для занятий в д/с и дома «Расскажите детям» (насекомые, птицы, дикие животные, домашние животные, мамы и их детеныши), Издательство: Мозаика-Синтез, 2014

Материально-техническое оснащение:

1. Предметные картинки, иллюстрации, открытки.

2.Тематические книги и альбомы «Символы Мордовии», «Достопримечательности Мордовии», «Красная книга РМ».

3. Репродукция картин, кукла – мордовочка.

4. Оборудование и атрибуты для игр.

5. Предметы прикладного искусства.

6. Аудио- и видеокассеты.

7. Телевизор, ноутбук, магнитофон.

Реализация образовательных областей:

1. Познавательное развитие

2. Речевое развитие

3. Социально-коммуникативное развитие

4. Художественно-эстетическое развитие

5. Физическое развитие

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный (разработка проекта).

Деятельность педагога:

- Определение значимости и актуальности проекта, постановка целей и задач;

- Составление перспективного плана по реализации проекта;

- Определение методов работы;

- Подбор методической и литературы и пособий  для реализации проекта;

- Подбор и систематизация наглядного и дидактического материала: игр, упражнений, детской художественной литературы, аудиозаписей, видеотеки и пр.;

- Разработка конспектов игровых занятий, развлечений, плана совместной деятельности;

- Работа с родителями: информация на стенде, консультация.

Совместная деятельность:

- Введение детей в проблемную ситуацию;

- Формирование устойчивого интереса к выбранной тематике проекта, определение посильных задач.

II – этап практико-ориентированный (реализация проекта) .

- Реализация запланированных мероприятий;

- Формирование у детей знаний, умений и навыков в ходе реализации проекта.

III – этап заключительный.

- Проведение анализа достижения поставленной цели и полученных результатов.

- Обобщение результатов работы, формирование выводов.

- Обобщение информации и материалов, собранных в процессе реализации проекта.

Ожидаемые результаты:

1. Развитие у детей среднего дошкольного возраста познавательной активности.

2. Расширение знаний о разнообразии растительного и животного мира родного края, о его природных достопримечательностях.

3. Формирование эмоционально – чувственного положительного опыта взаимодействия с природой.

4. Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала ребенка.

5. Формирование художественно - речевых навыков детей.

6. Пополнение активного словаря детей.

7. Ориентирование семьи на духовно - нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами экологической культуры.

8. Формирование привычки совместной продуктивной деятельности родителей и ребенка.

9. Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств (воспитание бережного отношения к природе, к результату труда взрослых, направленному на сохранение и приумножение природного и культурного наследия родного края).

10. Пополнение предметно-развивающей среды в группе.

11. Обогащение родительского опыта в воспитании детей по теме в рамках реализации проекта.

Дорожная карта проекта

(первый год обучения)

п/п

Содержание

Срок

проведения

Ответственный

Подготовительный этап

1.

Определение проблемы, постановка

цели и задач.

Сентябрь

1 неделя

Лебедина С.А.

2.

Составление перспективного  плана мероприятий.

1 неделя

Лебедина С.А.

3.

Подбор методической литературы и пособий по духовно-нравственному воспитанию, иллюстраций.

1 неделя

Лебедина С.А.

4.

Подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности.

1 неделя

Лебедина С.А.

5.

Подбор материалов,  атрибутов для игровой деятельности.

1 неделя

Лебедина С.А.

6.

Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.

 1 неделя

Лебедина С.А.

        Работа с детьми

1.

Проведение диагностики.

2 неделя

Лебедина С.А.

2.

Введение детей в проблемную ситуацию.

3 неделя

Лебедина С.А.

3.

Показ презентации «Все хорошее в людях из детства!»

3 неделя

Лебедина С.А.

        Работа с участниками проекта

1.

Разработка плана развлечения совместно с музыкальным руководителем.

3 неделя

Лебедина С.А.

Музыкальный руководитель

2.

Разработка сценариев тематических занятий и праздников.

4 неделя

Лебедина С. А.

Музыкальный руководитель

        Работа с родителями

1.

Анкетирование «Критерии воспитанности».

Сентябрь

3 неделя

Лебедина С.А.

2.

Беседа «Зачем нужно знакомить детей с экологической культурой?».

3 неделя

Лебедина С.А.

3.

Консультация для родителей «Духовно-нравственное направление воспитательного процесса в образовательном учреждении».

Консультация «Природа и нравственное

воспитание детей дошкольного возраста»

4 неделя

Лебедина С.А.

Практический этап

Формирование знаний, умений и навыков, решение проблем с помощью взрослых и самостоятельно.

1.

Беседа «Дары осени»

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Октябрь

1 неделя

Лебедина С.А.

2.

Творческая мастерская «Осенние фантазии»

Экологическая сказка «Приключение листика»

Чтение стихотворений об осени.

2 неделя

Лебедина С.А.

3.

Изготовление гербария.        «Осенний калейдоскоп »

Пальчиковая гимнастика «Клён»

Д/и «Что изменилось»

   3 неделя

Лебедина С.А.

4.

Чтение экологической        сказки

Л.И. Греховой «Рябинушка»

3 неделя

Лебедина С.А.

5.

Праздник осени.

Пальчиковая гимнастика «Огород»

4 неделя

Лебедина С.А.

Музыкальный руководитель

6.

Беседа «Прекрасная природа леса»

Ноябрь

1 неделя

Лебедина С.А.

7.

Д/и «Признаки времен года»,

«Узнай дерево по листочку»

Пальчиковая гимнастика «кошки мышки»

2 неделя

Лебедина С.А.

8.

«Цветы в подарок мамочке» (нетрадиционная техника рисования)

   3 неделя

Лебедина С.А.

9.

Праздник «День матери»

4 неделя

Лебедина С.А.

Музыкальный руководитель

10.

Беседа на тему «Жизнь птиц зимой».

Презентация «Зимующие птицы»

Коллективная работа по рисованию (плакат) «Земля наш дом родной»

Декабрь

1 неделя

Лебедина С.А.

11.

Экологическая сказка «История одной ёлочки»

Фабрика Деда Мороза (творческий конкурс)

2 неделя

Лебедина С.А.

12.

Беседа «Елочка символ праздника»

ООД по рисованию «Праздничная елочка»

3 неделя

Лебедина С.А.

13.

Чтение и обсуждение литературных произведений о доброте и любви к природе.

4 неделя

Лебедина С.А.

14.

Праздник  «Новый год».

4 неделя

Лебедина С.А.

Музыкальный руководитель

15.

Беседы: «О зиме», «Как зимуют животные?».

Чтение стихотворений о зиме.

Январь

2 неделя

Лебедина С.А.

16.

Чтение сказки «Морозко».

Пальчиковая гимнастика «Детеныши диких животных»

2 неделя

Лебедина С.А.

17.

Рисование «Кто живёт в лесу?»

3 неделя

Лебедина С.А.

18.

Моделирование жизненных ситуаций о милосердии, доброте, любви к природе через ролевые исполнения

3 неделя

Лебедина С.А.

19.

Творческая мастерская «Деревья зимой».

   4 неделя

Лебедина С.А.

20.

Презентация «Достопримечательности родного города»

Февраль

1 неделя

Лебедина С.А.

21.

Беседа «Красная книга РМ» Просмотр презентации «Редкие и исчезающие виды РМ»

2 неделя

Лебедина С.А.

22.

Пальчиковая гимнастика «Дятел»

3 неделя

Лебедина С.А.

23.

Д/и «Собери картинку»

Лото «Домашние животные»,

«Дикие животные»

3 неделя

Лебедина С.А.

24.

Экологическая сказка «Почему у Земли платье зеленое» А. Лопатина

4 неделя

Лебедина С.А.

25.

Беседа «Наступила весна»

Наблюдение за сезонными изменениями  в природе

Март

1 неделя

Лебедина С.А.

26.

Чтение стихотворений о весне.

Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик»

2 неделя

Лебедина С.А.

27.

Беседа «Помоги питомцу».          Игра-импровизация.

3 неделя

Лебедина С.А.

28.

Экспериментирование «Волшебница вода»

4 неделя

Лебедина С.А.

29.

Мини - проект «Лук от семи недуг». Срок проведения 1 месяц.

        

Апрель

1 неделя

Лебедина С.А.

30.

Чтение стихотворения Г. Новицкой

«Вскрываются почки»

2 неделя

Лебедина С.А.

31.

Художественное творчество       «Почки и листочки».

3 неделя

Лебедина С.А.

32.

Пальчиковая гимнастика «Комнатные растения»

   4 неделя

Лебедина С.А.

33.

Творческая мастерская «Пасхальное яйцо».

4 неделя

Лебедина С.А.

34.

Беседа «Трудом красен человек». Заучивание пословиц и поговорок о труде.

Наблюдение за сезонными изменениями

Май

1 неделя

Лебедина С.А.

35.

Беседа, просмотр иллюстраций «Лекарственные растения»

2 неделя

Лебедина С.А.

36.

Экологическая сказка «Мечтательный одуванчик»

Рисование «Одуванчик»

3 неделя

Лебедина С.А.

37

Досуг «Как прекрасен мир вокруг нас!»

3 неделя

Лебедина С.А.

       Работа  с родителями

1.

Беседа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через экологическую культуру»

Октябрь

4 неделя

Лебедина С.А.

2.

Рекомендация родителям «Игры, направленные на доброжелательное отношение к природе»

Ноябрь

4 неделя

Лебедина С.А.

3.

Творческий конкурс «Фабрика Деда Мороза»

Декабрь

2-4 неделя

Лебедина С.А.

4.

Памятка «Духовно-нравственное  воспитание в детском саду»

Январь

4 неделя

Лебедина С.А.

5.

Участие в праздновании «День наших пап – защитников Отечества»

Февраль

3 неделя

Лебедина С.А.

Музыкальный

руководитель.

Инструктор по физ.

воспитанию

6.

Консультация на тему: «Экологическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Март

3 неделя

Лебедина С.А.

7.

Анкетирование  «Чему научился ваш ребенок?»

Апрель

3 неделя

Лебедина С.А.

Заключительный этап

Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов. Обобщение результатов работы, формирование выводов.

      Работа с детьми

Мониторинг освоения детьми социально-коммуникативной образовательной области.

Май

4 неделя

Лебедина С.А.

      Работа с участниками проекта

1.

Защита проекта на педагогическом совете.

4 неделя

Лебедина С.А.

2.

Обмен опытом работы о проектной деятельности с коллегами ДОУ.

4 неделя

Лебедина С.А.

      Работа с родителями

1.

Родительское собрание «Подведение итогов года»

4 неделя

Лебедина С.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет «Воспитание любовью»

Всем известно, что  дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал....

Проект по духовно-нравственному воспитанию: "Мудрое слово. Мудрые люди" с детьми старшей группы

Цель проекта: развитие у детей «души и сердца», умения проявлять свои чувства....

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...