Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию "Все хорошее в людях из детства!"
проект (младшая, средняя группа)
Педагогический проект направлен на духовно-нравственное воспитание через экологическую культуру. Цель проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе, бережного отношения к ней, воспитание культуры природолюбия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_2020-2021_uch._god_dlya_ns_portala.docx | 40.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
по духовно-нравственному воспитанию
«Все хорошее в людях из детства!»
Срок реализации: 2 года
Автор проекта:
воспитатель
Лебедина Светлана Анатольевна
г. о. Саранск
Название проекта: Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию через экологическую культуру «Все хорошее в людях из детства!»
Творческое название проекта:
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.
Актуальность. Одним из важных направлений духовно-нравственного воспитания является бережное отношение к природе. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Каждый из тех, кто принес вред природе, когда – то был ребенком, вот почему так велика роль дошкольного учреждения в воспитании экологической культуры детей. Познавательное отношение к природе и любознательность у дошкольников в сочетании с ярко выраженной активностью иногда приводит к экспериментированию над живыми существами, последствия которого оказываются неблагоприятными или даже губительными для них. Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружающий мир и себя в нем. Наша задача формировать у детей нравственные чувства, воспитывать любовь и уважения к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну. Представление о Родине начинается у детей с картинки, песни, окружающей его природы, с животных родного края.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. В этом направлении развития ребёнка особое место занимает воспитание у него любви к природе родного края, создание культуры сопереживания и заботы, понимание природоохранных вопросов. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.
Цель проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе, бережного отношения к ней, воспитание культуры природолюбия.
Задачи реализации проекта:
- Расширять знания детей о разнообразии растительного и животного мира родного края, о его природных достопримечательностях.
- Формировать эмоционально-чувственный положительный опыт взаимодействия с природой.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами экологической культуры.
- Формировать привычки совместной продуктивной деятельности родителей и ребенка.
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение экологической культуры в жизни человека, как действие любви, добра, человечности.
- Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
- Воспитывать патриотические чувства.
- Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.
Участники проекта: воспитатель группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, дети группы № 8, родители воспитанников.
Вид проекта:
- по доминирующей в проекте деятельности: познавательно-творческий;
- по времени проведения: долгосрочный.
Основные формы реализации проекта:
- совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми;
- ООД воспитателя с детьми (окружающий мир, развитие речи, восприятие художественной литературы, рисование, аппликация, лепка);
- самостоятельная деятельность детей;
- викторины для детей и родителей;
- экологические конкурсы для детей;
- организация экскурсий и целевых прогулок;
- работа с родителями по оснащению предметно-развивающей среды.
Формы работы с родителями:
- Консультация для родителей;
-Информация на стенде;
-Памятки;
-Совместная работа с детьми;
-Организация тематических досугов и развлечений.
Методы и приемы:
Словесные:
- Беседы, беседы-обсуждения;
- Рассказы;
- Чтение и обсуждение художественных произведений духовно-нравственного содержания;
- Разучивание стихотворений.
Наглядные:
- Наблюдения;
- Рассматривание иллюстраций, картинок, репродукций картин и пр.;
- Демонстрация презентаций, мультфильмов;
- Выставки рисунков, открыток, поделок.
Практические:
- Дидактические упражнения;
- Продуктивная деятельность.
Игровые:
- Игры с правилами (подвижные, дидактические, интеллектуальные);
- Творческие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные и пр.).
Реализация современных технологий и нетрадиционных техник:
1. Здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы, массаж кистей рук с применением природного материала);
2.Информационно-коммуникативные технологии (подбор и создание картотек; создание презентаций, альбомов);
3. Использование игровых технологий;
4. Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности («пальчики-палитра», «печать от руки», «печатка», тампонирование, рисование восковыми мелками).
Программно – методическое обеспечение реализации проекта:
1. «Детство»: основная общеобразовательная программа дошкольного образования, авт: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб; ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕММ», 2011.
2. Мы в Мордовии живем: примерный региональный модуль программы дошкольного образования / О. В. Бурляева и др, - Саранск; Мордовия.
Книги:
1. Карпеева М. В. Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Вторая младшая группа. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования,2016. – 192 с.
2. Рыжова Н. Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста // Дошкольное образование.–2008.– Вып. 23.–32 с.– (Библиотечка "Первого сентября").
3. Корнилова, В. М. «Экологическое окно в детском саду» методические рекомендации / В. М. Корнилова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
4. Аксенова, З. Ф. «Войди в природу другом». Экологическое воспитание дошкольников. – М. ТЦ Сфера, «011. – 128 с. - (Библиотека воспитателя)
5. Карпеева М. В. Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Вторая младшая группа. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования,2016. – 192 с.
6. Артёмова, Л. А. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. А. Артёмова. – М. : Просвещение, 1992.-126 с.
7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников - М:. Издательский центр «Академия», 2001.
8. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. — 512 с
9. Грунина, С. О. Теория и методика экологического образования детей // С. О. Грунина. – Йошкар-Ола: 2010.-226с.
10. Згурская, Л. Д. Экология – малышам // Дошкольное воспитание. – 2004. с. 104.
11. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве / С. Н. Николаева. - М. : Педагогика, 2005. – 296с.
12. Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей//Дошкольное воспитание.–2009.–№ 4.–С.42–45.
13. Романова К.А. Формирование нравственного отношения к природе у детей дошкольного возраста // Детство – 2003.–№ 1.–С.33–34.
14. Рыжова Н. О программах экологического образования дошкольников // Дошкольное образование. – 2004.–№ 11.–С.3–4,21.
Картотеки:
1. Картотека пальчиковой гимнастики
2. Картотека дидактических игр и упражнений
3.Подвижные мордовские народные игры
4. Картотека экологических сказок
5. Картотека хороводных игр
Наглядно-дидактические пособия:
1. Обучающие карточки «Уроки для самых маленьких» (животные и птицы) Издательство: «Проф-Пресс», 2011
2. Дидактический материал «Окружающий мир» («Лесные ягоды», «Комнатные растения», «Деревья и кустарники») Издательство; Страна Фантазий, 2006
3. Карточки для занятий в д/с и дома «Расскажите детям» (насекомые, птицы, дикие животные, домашние животные, мамы и их детеныши), Издательство: Мозаика-Синтез, 2014
Материально-техническое оснащение:
1. Предметные картинки, иллюстрации, открытки.
2.Тематические книги и альбомы «Символы Мордовии», «Достопримечательности Мордовии», «Красная книга РМ».
3. Репродукция картин, кукла – мордовочка.
4. Оборудование и атрибуты для игр.
5. Предметы прикладного искусства.
6. Аудио- и видеокассеты.
7. Телевизор, ноутбук, магнитофон.
Реализация образовательных областей:
1. Познавательное развитие
2. Речевое развитие
3. Социально-коммуникативное развитие
4. Художественно-эстетическое развитие
5. Физическое развитие
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный (разработка проекта).
Деятельность педагога:
- Определение значимости и актуальности проекта, постановка целей и задач;
- Составление перспективного плана по реализации проекта;
- Определение методов работы;
- Подбор методической и литературы и пособий для реализации проекта;
- Подбор и систематизация наглядного и дидактического материала: игр, упражнений, детской художественной литературы, аудиозаписей, видеотеки и пр.;
- Разработка конспектов игровых занятий, развлечений, плана совместной деятельности;
- Работа с родителями: информация на стенде, консультация.
Совместная деятельность:
- Введение детей в проблемную ситуацию;
- Формирование устойчивого интереса к выбранной тематике проекта, определение посильных задач.
II – этап практико-ориентированный (реализация проекта) .
- Реализация запланированных мероприятий;
- Формирование у детей знаний, умений и навыков в ходе реализации проекта.
III – этап заключительный.
- Проведение анализа достижения поставленной цели и полученных результатов.
- Обобщение результатов работы, формирование выводов.
- Обобщение информации и материалов, собранных в процессе реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие у детей среднего дошкольного возраста познавательной активности.
2. Расширение знаний о разнообразии растительного и животного мира родного края, о его природных достопримечательностях.
3. Формирование эмоционально – чувственного положительного опыта взаимодействия с природой.
4. Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала ребенка.
5. Формирование художественно - речевых навыков детей.
6. Пополнение активного словаря детей.
7. Ориентирование семьи на духовно - нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами экологической культуры.
8. Формирование привычки совместной продуктивной деятельности родителей и ребенка.
9. Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств (воспитание бережного отношения к природе, к результату труда взрослых, направленному на сохранение и приумножение природного и культурного наследия родного края).
10. Пополнение предметно-развивающей среды в группе.
11. Обогащение родительского опыта в воспитании детей по теме в рамках реализации проекта.
Дорожная карта проекта
(первый год обучения)
№ п/п | Содержание | Срок проведения | Ответственный |
Подготовительный этап | |||
1. | Определение проблемы, постановка цели и задач. | Сентябрь 1 неделя | Лебедина С.А. |
2. | Составление перспективного плана мероприятий. | 1 неделя | Лебедина С.А. |
3. | Подбор методической литературы и пособий по духовно-нравственному воспитанию, иллюстраций. | 1 неделя | Лебедина С.А. |
4. | Подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности. | 1 неделя | Лебедина С.А. |
5. | Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности. | 1 неделя | Лебедина С.А. |
6. | Формирование устойчивого интереса к тематике проекта. | 1 неделя | Лебедина С.А. |
Работа с детьми | |||
1. | Проведение диагностики. | 2 неделя | Лебедина С.А. |
2. | Введение детей в проблемную ситуацию. | 3 неделя | Лебедина С.А. |
3. | Показ презентации «Все хорошее в людях из детства!» | 3 неделя | Лебедина С.А. |
Работа с участниками проекта | |||
1. | Разработка плана развлечения совместно с музыкальным руководителем. | 3 неделя | Лебедина С.А. Музыкальный руководитель |
2. | Разработка сценариев тематических занятий и праздников. | 4 неделя | Лебедина С. А. Музыкальный руководитель |
Работа с родителями | |||
1. | Анкетирование «Критерии воспитанности». | Сентябрь 3 неделя | Лебедина С.А. |
2. | Беседа «Зачем нужно знакомить детей с экологической культурой?». | 3 неделя | Лебедина С.А. |
3. | Консультация для родителей «Духовно-нравственное направление воспитательного процесса в образовательном учреждении». Консультация «Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста» | 4 неделя | Лебедина С.А. |
Практический этап | |||
Формирование знаний, умений и навыков, решение проблем с помощью взрослых и самостоятельно. | |||
1. | Беседа «Дары осени» Пальчиковая гимнастика «Осень» Наблюдение за сезонными изменениями в природе | Октябрь 1 неделя | Лебедина С.А. |
2. | Творческая мастерская «Осенние фантазии» Экологическая сказка «Приключение листика» Чтение стихотворений об осени. | 2 неделя | Лебедина С.А. |
3. | Изготовление гербария. «Осенний калейдоскоп » Пальчиковая гимнастика «Клён» Д/и «Что изменилось» | 3 неделя | Лебедина С.А. |
4. | Чтение экологической сказки Л.И. Греховой «Рябинушка» | 3 неделя | Лебедина С.А. |
5. | Праздник осени. Пальчиковая гимнастика «Огород» | 4 неделя | Лебедина С.А. Музыкальный руководитель |
6. | Беседа «Прекрасная природа леса» | Ноябрь 1 неделя | Лебедина С.А. |
7. | Д/и «Признаки времен года», «Узнай дерево по листочку» Пальчиковая гимнастика «кошки мышки» | 2 неделя | Лебедина С.А. |
8. | «Цветы в подарок мамочке» (нетрадиционная техника рисования) | 3 неделя | Лебедина С.А. |
9. | Праздник «День матери» | 4 неделя | Лебедина С.А. Музыкальный руководитель |
10. | Беседа на тему «Жизнь птиц зимой». Презентация «Зимующие птицы» Коллективная работа по рисованию (плакат) «Земля наш дом родной» | Декабрь 1 неделя | Лебедина С.А. |
11. | Экологическая сказка «История одной ёлочки» Фабрика Деда Мороза (творческий конкурс) | 2 неделя | Лебедина С.А. |
12. | Беседа «Елочка символ праздника» ООД по рисованию «Праздничная елочка» | 3 неделя | Лебедина С.А. |
13. | Чтение и обсуждение литературных произведений о доброте и любви к природе. | 4 неделя | Лебедина С.А. |
14. | Праздник «Новый год». | 4 неделя | Лебедина С.А. Музыкальный руководитель |
15. | Беседы: «О зиме», «Как зимуют животные?». Чтение стихотворений о зиме. | Январь 2 неделя | Лебедина С.А. |
16. | Чтение сказки «Морозко». Пальчиковая гимнастика «Детеныши диких животных» | 2 неделя | Лебедина С.А. |
17. | Рисование «Кто живёт в лесу?» | 3 неделя | Лебедина С.А. |
18. | Моделирование жизненных ситуаций о милосердии, доброте, любви к природе через ролевые исполнения | 3 неделя | Лебедина С.А. |
19. | Творческая мастерская «Деревья зимой». | 4 неделя | Лебедина С.А. |
20. | Презентация «Достопримечательности родного города» | Февраль 1 неделя | Лебедина С.А. |
21. | Беседа «Красная книга РМ» Просмотр презентации «Редкие и исчезающие виды РМ» | 2 неделя | Лебедина С.А. |
22. | Пальчиковая гимнастика «Дятел» | 3 неделя | Лебедина С.А. |
23. | Д/и «Собери картинку» Лото «Домашние животные», «Дикие животные» | 3 неделя | Лебедина С.А. |
24. | Экологическая сказка «Почему у Земли платье зеленое» А. Лопатина | 4 неделя | Лебедина С.А. |
25. | Беседа «Наступила весна» Наблюдение за сезонными изменениями в природе | Март 1 неделя | Лебедина С.А. |
26. | Чтение стихотворений о весне. Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик» | 2 неделя | Лебедина С.А. |
27. | Беседа «Помоги питомцу». Игра-импровизация. | 3 неделя | Лебедина С.А. |
28. | Экспериментирование «Волшебница вода» | 4 неделя | Лебедина С.А. |
29. | Мини - проект «Лук от семи недуг». Срок проведения 1 месяц.
| Апрель 1 неделя | Лебедина С.А. |
30. | Чтение стихотворения Г. Новицкой «Вскрываются почки» | 2 неделя | Лебедина С.А. |
31. | Художественное творчество «Почки и листочки». | 3 неделя | Лебедина С.А. |
32. | Пальчиковая гимнастика «Комнатные растения» | 4 неделя | Лебедина С.А. |
33. | Творческая мастерская «Пасхальное яйцо». | 4 неделя | Лебедина С.А. |
34. | Беседа «Трудом красен человек». Заучивание пословиц и поговорок о труде. Наблюдение за сезонными изменениями | Май 1 неделя | Лебедина С.А. |
35. | Беседа, просмотр иллюстраций «Лекарственные растения» | 2 неделя | Лебедина С.А. |
36. | Экологическая сказка «Мечтательный одуванчик» Рисование «Одуванчик» | 3 неделя | Лебедина С.А. |
37 | Досуг «Как прекрасен мир вокруг нас!» | 3 неделя | Лебедина С.А. |
Работа с родителями | |||
1. | Беседа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через экологическую культуру» | Октябрь 4 неделя | Лебедина С.А. |
2. | Рекомендация родителям «Игры, направленные на доброжелательное отношение к природе» | Ноябрь 4 неделя | Лебедина С.А. |
3. | Творческий конкурс «Фабрика Деда Мороза» | Декабрь 2-4 неделя | Лебедина С.А. |
4. | Памятка «Духовно-нравственное воспитание в детском саду» | Январь 4 неделя | Лебедина С.А. |
5. | Участие в праздновании «День наших пап – защитников Отечества» | Февраль 3 неделя | Лебедина С.А. Музыкальный руководитель. Инструктор по физ. воспитанию |
6. | Консультация на тему: «Экологическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» | Март 3 неделя | Лебедина С.А. |
7. | Анкетирование «Чему научился ваш ребенок?» | Апрель 3 неделя | Лебедина С.А. |
Заключительный этап | |||
Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов. Обобщение результатов работы, формирование выводов. | |||
Работа с детьми | |||
Мониторинг освоения детьми социально-коммуникативной образовательной области. | Май 4 неделя | Лебедина С.А. | |
Работа с участниками проекта | |||
1. | Защита проекта на педагогическом совете. | 4 неделя | Лебедина С.А. |
2. | Обмен опытом работы о проектной деятельности с коллегами ДОУ. | 4 неделя | Лебедина С.А. |
Работа с родителями | |||
1. | Родительское собрание «Подведение итогов года» | 4 неделя | Лебедина С.А. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей на основе православной культуры и традиций русского народа».
Педагогический прект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет «Воспитание любовью»
Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал....
Проект по духовно-нравственному воспитанию: "Мудрое слово. Мудрые люди" с детьми старшей группы
Цель проекта: развитие у детей «души и сердца», умения проявлять свои чувства....
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию "Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному восптанию....
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет «Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»
laquo;Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет «Духовно-нравственное воспитание личности, через приобщение к русской народной культуры»
Цель проекта: Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение дошкольников к русской народной культуры....