Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе "Домовёнок Кузя"
план-конспект занятия (младшая группа)

Екатерина Боканёва

Конспект занятия

по социально-коммуникативному развитию

во второй младшей группе 

компенсирующей направленности 

детей с нарушениями зрения № 10

 

 «Домовёнок Кузя»








 

                Разработала

                                                                Воспитатель Боканёва Е.Ю.

 

2019 г.

Цель: Формирование знаний и представлений о гостеприимстве и традициях чаепития.

Задачи:

Познавательные: Знакомить детей с русским народным творчеством, культурой, обычаями с помощью народного фольклора (песен, игр, потешек, костюмов, обрядов)

Развивающие: Развивать связную речь, память и внимание. Формировать культурное поведение.

Воспитательные: воспитывать интерес к родной культуре, обычаям.

Словарная работа:

Активизировать и обогатить словарь детей новыми словами (печь, каравай, калач, самовар, сарафан, кокошник, шаровары, косоворотка, русские традиции, чаепитие.

Материал и оборудование:

Самовар, посуда, куклы мальчика и девочки в русских костюмах, домовенок Кузя, выпечка (калач, пряники, бублики).

Ход занятия:

Дети слышат ворчание. Идут на звук.

Возле окна сидит домовёнок. Рядом с ним дети находят письмо.

Воспитатель читает письмо.

«Здравствуйте, ребята! Пишут вам, Ванюша и Танюша. Мы и наш домовенок приглашаем Вас к нам в гости на чаепитие. Приходите, узнаете много нового»

Воспитатель: Ну,что ребятки отправимся в гости к Ванюше и Танюше? Давайте повторим правила поведения, как надо себя вести в гостях. А еще вспоминаем вежливые слова.

(здравствуйте, спасибо, пожалуйста).

Вот теперь можно и в гости ехать, беритесь парами под потешку

«Чики – чики – чикалочки» отправляемся.

Чики чики чикалочки

Едет гусь на палочке,

Удочка на дудочке,

Курочка на чурочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке.

Чики чики чикалочки

Едет Ваня на палочке,

А Дуня на тележке,

Щелкает орешки.

Воспитатель: Приехали. Рассаживайтесь.

Воспитатель:" Ой, ребята, как то не хорошо мы себя ведем. Пришли мы с вами в гости к Танюше и Ванюше, а сами то не представились. Давайте представимся!" (дети называют свои имена). Тут и домовёнок называет свое имя!

Кузя: "Меня Кузей кличат!"

Воспитатель: «Кузька, а что значит – кличат? Вот слово «кричат» мы знаем, а это слово с ребятами первый раз слышим. ".

Кузька: вот неумехи-незнамыши! Кличат – это по-старинному значит «зовут». Ничего-то вы не понимаете!

Воспитатель: "Вот это да! И много ты таких слов старинных знаешь? И откуда?"

Кузька: "Так я ж давно родился. Мне уже 700 лет"

Воспитатель: "Ах, вон оно что! Значит, ты знаешь, как люди в старину жили – как одевались, что кушали. Какие традиции были у нашего народа?"

Кузька:" Конечно знаю! И ребятам всё расскажу – поведаю. Хотите обо всём узнать?"

Ответы детей (конечно хотим).

Кузька: "Ну тогда смотрите и слушайте!"

Кузька вместе с Танюшей и Ванюшей приглашают детей посмотреть дом, в котором жили люди в старину, затем – предметы утвари,посуду.

Воспитатель: "Ребята, раньше люди жили в скромных домах – избах". Дети видят старинную избу.

Воспитатель: "Делался дом из бревен. Крыша выкладывалась из соломы. Сам дом внутри состоял из сеней, потом шла горница. Давайте повторим название дома и его помещений".

Дети называют избу, сени и горницу.

Танюша обращает внимание на одежду детей "Какие вы все красивые пришли к нам в гости. Да и мы с Ванюшей встречаем вас в красивой одежде"

Воспитатель показывает кукол: "Посмотрите во что одеты Ваня и Танюша?"

Дети: "На Танюше сарафан, на голове кокошник, на Ване косоворотка и шаровары".

Воспитатель: "Правильно раньше на Руси это была праздничная одежда. Ну, а теперь Таня и Ваня приглашают Вас за стол, пить чай"

Воспитатель: "Ребята, посмотрите, что за чудо – чудное, диво – дивное.

Стоит толстячок, подбоченивший бочок.

Шипит и кипит, Всем чай пить велит.

Воспитатель: "Правильно, дети, это наш красавец самовар! А на Руси, то есть много лет назад, когда жили наши прабабушки и прадедушки, было принято пить чай не из чайника, а из самовара. Считалось, у кого дома есть самовар – у того и гостей полон дом, а у кого гостей полон дом – там мир да дружба. Проходят годы, а самовар не стареет. Традиции русского чаепития продолжают жить".

Чтение стихотворения:

Это, что там за пожар? закипает самовар!

Он кипит и бурлит, Будто с нами говорит:

«Подходите, кто хочет чай, да в стаканы наливай,

Доставай пироги, Да с начинкой кураги»

Физкультминутка:

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

Воспитатель: "Ну а какое чаепитие за самоваром без вкусностей. Посмотрите, ребята, сколько на столе выпечки. Выпечка - это съедобные изделия из теста".(Показ изделий)

Чтение потешки:

Ай, качи-качи-качи! Глянь — баранки, калачи!

Глянь — баранки, калачи! С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи — Все румяны, горячи

Налетели тут грачи, Подхватили калачи

Нам осталися Ба-ра-а-а-ночки!

Ванюша и Танюша угощают детей сдобными булочками.

Воспитатель читает загадку:

Медовые и мятные

Фигурные, занятные

Издавна по всей Руси

Люди ПРЯНИКИ пекли.

Воспитатель:"Что пекли? Какие они?"

Дети: "Пряники, сладкие, мятные, фигурные"

Воспитатель: "Ваня и Танюша угощают вас пряниками"

Воспитатель: "Молодцы! Ребята очень много сегодня вы узнали нового!"

А теперь, Кузя, Танюша и Ванюша приглашают Вас пить чай со всеми угощениями".

Воспитатель: " В гостях хорошо, а дома лучше! Давайте прощаться с Ваней и Танюшей".

Дети едут обратно в группу.

Рефлексия: Домовенок Кузя спрашивает у ребят "Ребята где вы были? Что видели? Как называются русские народные костюмы? Из чего пили чай? Какими сладостями угощали гостей на Руси? Понравилось вам быть в гостях?"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domovyonok_kuzya_-_2_ml._gr.docx11.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 281 г. Челябинска»

Конспект занятия

по социально-коммуникативному развитию

во второй младшей группе

компенсирующей направленности

детей с нарушениями зрения № 10

 «Домовёнок Кузя»

                Разработала

                                                                Воспитатель Боканёва Е.Ю.

2019 г.

Цель: Формирование знаний и представлений о гостеприимстве и традициях чаепития.

Задачи:

Познавательные: Знакомить детей с русским народным творчеством, культурой, обычаями с помощью народного фольклора (песен, игр, потешек, костюмов, обрядов)

Развивающие: Развивать связную речь, память и внимание. Формировать культурное поведение.

Воспитательные: воспитывать интерес к родной культуре, обычаям.

Словарная работа:

Активизировать и обогатить словарь детей новыми словами (печь, каравай, калач, самовар, сарафан, кокошник, шаровары, косоворотка, русские традиции, чаепитие.

Материал и оборудование:

Самовар, посуда, куклы мальчика и девочки в русских костюмах, домовенок Кузя, выпечка (калач, пряники, бублики).

Ход занятия:

Дети слышат ворчание. Идут на звук.

Возле окна сидит домовёнок. Рядом с ним дети находят письмо.

Воспитатель читает письмо.

«Здравствуйте, ребята! Пишут вам, Ванюша и Танюша. Мы и наш домовенок приглашаем Вас к нам в гости на чаепитие. Приходите, узнаете много нового»

Воспитатель: Ну,что ребятки отправимся в гости к Ванюше и Танюше? Давайте повторим правила поведения, как надо себя вести в гостях. А еще вспоминаем вежливые слова.

(здравствуйте, спасибо, пожалуйста).

Вот теперь можно и в гости ехать, беритесь парами под потешку

«Чики – чики – чикалочки» отправляемся.

Чики чики чикалочки

Едет гусь на палочке,

Удочка на дудочке,

Курочка на чурочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке.

Чики чики чикалочки

Едет Ваня на палочке,

А Дуня на тележке,

Щелкает орешки.

Воспитатель: Приехали. Рассаживайтесь.

Воспитатель:" Ой, ребята, как то не хорошо мы себя ведем. Пришли мы с вами в гости к Танюше и Ванюше, а сами то не представились. Давайте представимся!" (дети называют свои имена). Тут и домовёнок называет свое имя!

Кузя: "Меня Кузей кличат!"

Воспитатель: «Кузька, а что значит – кличат? Вот слово «кричат» мы знаем, а это слово с ребятами первый раз слышим. ".

Кузька: вот неумехи-незнамыши! Кличат – это по-старинному значит «зовут». Ничего-то вы не понимаете!

Воспитатель: "Вот это да! И много ты таких слов старинных знаешь? И откуда?"

Кузька: "Так я ж давно родился. Мне уже 700 лет"

Воспитатель: "Ах, вон оно что! Значит, ты знаешь, как люди в старину жили – как одевались, что кушали. Какие традиции были у нашего народа?"

Кузька:" Конечно знаю! И ребятам всё расскажу – поведаю. Хотите обо всём узнать?"

Ответы детей (конечно хотим).

Кузька: "Ну тогда смотрите и слушайте!"

Кузька вместе с Танюшей и Ванюшей приглашают детей посмотреть дом, в котором жили люди в старину, затем – предметы утвари,посуду.

Воспитатель: "Ребята, раньше люди жили в скромных домах – избах". Дети видят старинную избу.

Воспитатель: "Делался дом из бревен. Крыша выкладывалась из соломы. Сам дом внутри состоял из сеней, потом шла горница. Давайте повторим название дома и его помещений".

Дети называют избу, сени и горницу.

Танюша обращает внимание на одежду детей "Какие вы все красивые пришли к нам в гости. Да и мы с Ванюшей встречаем вас в красивой одежде"

Воспитатель показывает кукол: "Посмотрите во что одеты Ваня и Танюша?"

Дети: "На Танюше сарафан, на голове кокошник, на Ване косоворотка и шаровары".

Воспитатель: "Правильно раньше на Руси это была праздничная одежда. Ну, а теперь Таня и Ваня приглашают Вас за стол, пить чай"

Воспитатель: "Ребята, посмотрите, что за чудо – чудное, диво – дивное.

Стоит толстячок, подбоченивший бочок.

Шипит и кипит, Всем чай пить велит.

Воспитатель: "Правильно, дети, это наш красавец самовар! А на Руси, то есть много лет назад, когда жили наши прабабушки и прадедушки, было принято пить чай не из чайника, а из самовара. Считалось, у кого дома есть самовар – у того и гостей полон дом, а у кого гостей полон дом – там мир да дружба. Проходят годы, а самовар не стареет. Традиции русского чаепития продолжают жить".

Чтение стихотворения:

Это, что там за пожар? закипает самовар!

Он кипит и бурлит, Будто с нами говорит:

«Подходите, кто хочет чай, да в стаканы наливай,

Доставай пироги, Да с начинкой кураги»

Физкультминутка:

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

Воспитатель: "Ну а какое чаепитие за самоваром без вкусностей. Посмотрите, ребята, сколько на столе выпечки. Выпечка - это съедобные изделия из теста".(Показ изделий)

Чтение потешки:

Ай, качи-качи-качи! Глянь — баранки, калачи!

Глянь — баранки, калачи! С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи — Все румяны, горячи

Налетели тут грачи, Подхватили калачи

Нам осталися Ба-ра-а-а-ночки!

Ванюша и Танюша угощают детей сдобными булочками.

Воспитатель читает загадку:

Медовые и мятные

Фигурные, занятные

Издавна по всей Руси

Люди ПРЯНИКИ пекли.

Воспитатель:"Что пекли? Какие они?"

Дети: "Пряники, сладкие, мятные, фигурные"

Воспитатель: "Ваня и Танюша угощают вас пряниками"

Воспитатель: "Молодцы! Ребята очень много сегодня вы узнали нового!"

А теперь, Кузя, Танюша и Ванюша приглашают Вас пить чай со всеми угощениями".

Воспитатель: " В гостях хорошо, а дома лучше! Давайте прощаться с Ваней и Танюшей".

Дети едут обратно в группу.

Рефлексия: Домовенок Кузя спрашивает у ребят "Ребята где вы были? Что видели? Как называются русские народные костюмы? Из чего пили чай? Какими сладостями угощали гостей на Руси? Понравилось вам быть в гостях?"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе "Зайка-попрыгайка"

Занятие разработано с целью упражнять в подборе прилагательных к существительным, формировать представление о внешнем виде животного (зайца), особенностях его питания, воспитывать чувство коллективизм...

Материал из опыта работы - конспект занятия по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе на тему «ХОДИТ ОСЕНЬ ПО ДОРОЖКЕ»

Занятие по познавательно-речевому развитию с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе "Лекарство для лосят"

На занятии дети осваивают    приёмы  лепки мухомора из пластилина, закрепляют правила личной безопасности, развивают мелкую моторику, речь....

Конспект занятия по художественно эстетическому развитию во второй младшей группе .

Конспект занятия по художественно эстетическому развитию  во второй  младшей группе. Аппликация ко дню Святого Валентина «Божья коровка» Цели и задачи: •    По...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе "Расцвела сирень"

Познакомить детей с новым нетрадиционным способом рисования – тычки ватными палочками....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО художественно-эстетическому развитию ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ аппликация «КОМПОТ ИЗ ФРУКТОВ ДЛЯ КАРЛСОНА»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО  художественно-эстетическому развитию ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ  аппликация  «КОМПОТ ИЗ ФРУКТОВ ДЛЯ КАРЛСОНА» ...